|
|
|
|
Рабочая программа
по курсу «Культура народов ханты и манси»
( 36 часов)
Разработчик: Е.П.Ценева
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Культура народов ханты и манси» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
на основе:
-примерной образовательной программы начального общего образования;
- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Методология разработки данного учебного курса базируется на концептуальных идеях федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющих образовательным организациям по-новому конструировать региональные предметы, в том числе учебный курс «Культура народов ханты» направленного на интеграцию личности в этническую, региональную, национальную и мировую культуру.
Таким образом, в основной образовательной программе региональный учебный курс «Культура народов ханты и манси» является одним из основных механизмов формирования этнокультурной и региональной идентичностей, реализации принципа защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Цели изучения курса «Культура народов ханты и манси»:
— содействие становлению основ российской гражданской идентичности (Я — россиянин) на основе формирования этнокультурной (Я — представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я- хант, Я-манси).
— формирование базовой культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, о культурном и языковом многообразии в Российской Федерации, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;
— формирование основ умения учиться в процессе учебной и проектной деятельности по освоению базовых культуроведческих понятий и участия в социокультурных практиках;
— развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей, повышение уровня духовно-нравственной, социальной культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур).
Задачи курса:
— формирование единого символического поля на основе базовых национальных ценностей (природа, родина, семья, труд, искусство, государственные символы, религия и другие) и культурных символов (родной язык, национальный костюм, национальная кухня, национальные игры, обрядовая культура, национальные праздники, фольклор, прикладное творчество и другие);
— расширение и углубление базовых понятий об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира в контексте исторического развития и общественно-политической жизни;
— сочетание личностно-ориентированных (самореализация в творческой деятельности, рефлексия, индивидуальная проектная деятельность) и социокультурно-ориентированных (коллективная проектная деятельность, экскурсионная и театральная деятельность) технологий обучения и воспитания.
Программа учебного курса «Культура народов ханты и манси» реализует федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в части обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; формирования российской гражданской идентичности; овладения обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России; становления личностных характеристик выпускника: любовь к родному краю и Родине, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций, понимание ценности семьи и гражданского общества, человечества; владеющего основами умения учиться и участвовать в диалоге, сотрудничества для достижения общих результатов.
В начальной школе программа учебного предмета «Культура народов ханты и манси» обеспечивает развитие этнокультурной компетенции, являющейся составной частью культуроведческой компетентности и способствующей формированию этнокультурной идентичности и межкультурной компетенции. В основной школе программа учебного предмета способствует развитию межкультурной компетенции, формируемой на основе этнокультурной компетенции и направленной на становление гражданина многонациональной России через призму региональной культурной идентичности.
Структура курса.
Содержание курса обеспечивает выстраивание диалога культур разных народов, эпох, поколений и наиболее полно представлено в тематическом планировании, структурированном с учётом основных аспектов формирования идентичности личности: когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный. В процессе диалогизации выявляются не только общие свойства, но и отличительные черты изучаемых тем, происходит понимание ценности каждой культуры, в том числе родного народа, а также осмысление учебного материала, творческое его усвоение (когнитивный компонент), эмоционально-ценностное отношение к культурным ценностям (ценностный компонент), деятельностное освоение социокультурного пространства (деятельностный компонент), формируется межкультурная компетенция.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 36 часов (по 1 ч в неделю), реализуемых во внеурочной деятельности.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При проектировании содержания учебного курса система базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) одновременно выполняет функцию «каркаса» и ценностной составляющей структуры формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Культура народов ханты и манси» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса «Культура народов ханты и манси».
Содержание учебного курса направлено на формирование:
— основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ;
— этнической и региональной принадлежности;
— ценностей многонационального российского общества;
— целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения «Культуры народов ханты и манси» в начальной школе являются:
— умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
— готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности;
— умение работать в паре, группе, коллективе;
— готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
— умение работать с разными источниками информации, в том числе в сети Интернет и с носителями культуры о культуре народов ханты, Российской Федерации и мира (поиск, сбор, обработка, анализ, передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета);
— умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме;
— готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— формирование логических действий учащихся через развитие
следующих мыслительных операций:
конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов ханты);
анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т.д.);
классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов декоративно-прикладного творчества народов и т.д.);
обобщение (на примере особенностей природных условий жизни и т.д.);
развитие умения узнавать культуры коренных народов республики через общепринятые знаки и символы, другие.
Предметными результатами изучения курса «Культуры народов ханты и манси» в начальной школе являются:
— овладение базовыми понятиями для самоидентификации как представителя конкретного этноса народов ханты и гражданина России;
— формирование базовых умений представлять себя как представителя этноса, якутянина и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом;
— формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии народов ханты, Российской Федерации и мира;
— овладение специальным понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду народов ханты и Российской Федерации в целом;
— соблюдение традиций коренных народов ханты в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (обряды и т.д.);
— формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира;
— умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса «Культура народов ханты» представлено следующими содержательными линиями: «Природа моего края», «Родной край», «Моя семья», «Традиционное жилище коренных народов Якутии», «Традиционное хозяйство народов Якутии», «Народные художественные промыслы коренных народов Якутии», «Одежда», «Национальная кухня народов Якутии», «Национальные виды спорта, игры и игрушки народов Якутии», «Музыкальная культура коренных народов Якутии», «Устное народное творчество коренных народов Якутии», «Национальные праздники народов Якутии», «Национальные танцы народов Якутии».
Народы и их культура
Понятие о народах мира. Понятие о культуре. Народы России. Международный день культуры — 15 апреля. Национальный этикет народов России, в том числе народов ханты и мира.
Планета Земля — наш общий дом
Природа народов ханты.
Разнообразие природных богатств: тайга, тундра, горы. Животные и птицы.
Деревья, травы, цветы, съедобные растения, лекарственные растения. Бережное отношение к растительному и животному миру. Животные и растения, занесённые в Красную книгу.
Всемирный день Земли — 20 марта, Всемирный день охраны окружающей среды — 5 июня.
Наша Россия — многонациональная страна
Первоначальные общие сведения. Понятие Родины. Российская Федерация на политической карте мира. Россия — многонациональное государство. Понятие о государственной символике Российской Федерации: герб, флаг. Гимн России. Первоначальные понятия о государственной структуре Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. Государственные праздники России: День России, День Победы, День Российского флага, День русского языка и другие. Регионы России (республики, области, края, округа), регионы компактного проживания конкретных этносов.
Москва — столица многонациональной России. Достопримечательности г. Москвы: Красная площадь, Кремль, Останкинская башня,
Могила неизвестного солдата, Дом Правительства Российской Федерации, Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Храм Василия Блаженного, Поклонная гора (Мемориальный комплекс Победы), московский метрополитен. Большой театр и другие. Жители Москвы — москвичи.
Ханты-Мансийский округ — многонациональный округ Российской Федерации.
Первоначальные общие сведения. Ханты-Мансийск - на карте Российской Федерации. Государственная символика народов ханты: герб, флаг. Гимн народов ханты.
Ханты-Мансийск — столица народов ханты.
Первоначальные общие сведения. Основные достопримечательности г. Ханты-Мансийска.
Наше родное село
Первоначальные общие сведения. Наше село на карте. Официальная символика нашего села. Достопримечательности нашего села. Песни о родных местах. Население: национальный состав, трудовая деятельность жителей села.
Национальный костюм коренных народов ханты.
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальном костюме как об ансамбле, который объединяет одежду, обувь, головной убор, аксессуары в единый образ. Эстетическая функция национального костюма. Национальные костюмы народов мира (японский, китайский, грузинский, монгольский, французский, саами и другие). Национальные костюмы народов России (русский, татарский, бурятский, чувашский, нанайский, ненецкий и другие).
Национальные костюмы коренных народов ханты (женский, мужской, для девочек и мальчиков). Зимние и летние национальные костюмы. Национальные костюмы народов Севера: эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, их сходство и отличия.
Языки в нашей жизни
Первоначальные общие сведения. Языки народов мира. Понятие международного языка. Международные языки: английский, арабский, испанский, русский, французский, китайский. Понятие государственного языка. Государственный язык Российской Федерации. Понятие национального языка. Национальный язык и этнос. Ценность родного языка каждого народа. Двуязычие и многоязычие в современном мире. Международный день родного языка. День родного языка и письменности.
Моя семья
Первоначальные общие сведения о семье. Понятие о семье и семейно-родственных отношениях. Семейные ценности: любовь к родителям, любовь к детям, уважение родителей, культ матери и отца, забота друг о друге, верность, родной язык, передача национальных традиций. Мононациональные и интернациональные семьи. Организация жизни в семье: язык и культура общения, ведение дома, совместного хозяйства, режим дня, трудовые умения и навыки, обязанности. Семейные традиции: праздники (дни рождения), день создания семьи (свадьбы родителей), юбилеи, чтение, хобби, походы, совместный труд и другие. Семейные реликвии: фотоальбом, памятные вещи, старинная домашняя утварь, передающиеся от поколения к поколению. Международный день семьи — 15 мая.
Традиционные жилища коренных народов ханты и манси.
Первоначальные общие сведения. Традиционные жилища коренных народов- типы и виды, наименования жилищ (юрта, чум, балаган, изба), их конструкция, внешнее и внутреннее устройство, особенности зимних и летних вариантов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Стойбище. Двор. Традиционная усадьба. Домашняя утварь.
Традиционное хозяйство коренных народов ханты и манси.
Первоначальные общие сведения. Основные виды хозяйственной деятельности коренных народов ханты: охота, рыболовство, собирательство, оленеводство, скотоводство, коневодство, земледелие, выращивание хлеба и огородничество. Зависимость основных видов хозяйственной деятельности коренных народов от природно-климатических условий. Скотоводство и коневодство — основные виды традиционной хозяйственной деятельности народов ханты. Оленеводство — основной вид деятельности коренных народов Севера. Необходимость ведения кочевого образа жизни коренными народами Севера. Основные трудовые умения и навыки, необходимые для занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных народов ханты. Рыболовство и охота как традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов ханты. Традиционные способы улова рыбы и охоты коренных народов.Традиционные знания коренных народов — результат многовекового жизненного опыта и адаптации человека в суровых природно-климатических условиях Севера. Выращивание хлеба и огородничество — основные занятия русских крестьян.
Национальная кухня народов хантов и манси.
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальной кухне. Национальные блюда народов мира: корейские, японские (роллы, суши, различные соусы), китайские (овощное рагу по-китайски), кавказские (шашлыки, харчо, хачапури, хинкали), узбекские (плов, самса, манты, лагман), киргизские (бешбармак по-киргизски, суп кесме, хошан, санза). Природно-климатические условия проживании народов и особенности их национальной кухни.
Национальные блюда народов России: русская, татарская, карельская, тувинская и другие.
Национальные блюда народов ханты и сведения о технологии приготовления. Хантыйская национальная кухня: блюда из мясных продуктов, рыбы, молочных продуктов, мучные блюда, блюда с ягодами, напитки из ягод. Национальная кухня коренных народов Севера: блюда из рыбы, оленины, съедобных растений и ягод.
Народные художественные промыслы народов ханты и манси.
Первоначальные общие сведения. Понятие о народных художественных промыслах. История возникновения народных промыслов. Народные художественные промыслы как эстетическое восприятие мира. Народные художественные промыслы как неотъемлемая часть культуры народов России. Виды народных художественных промыслов. Художественное творчество и рукоделие. Художественная резьба по кости, дереву, камню. Художественная обработка металла. Гончарное искусство (керамика), кожевенный промысел, ножевой промысел. Плетение (бисероплетение, лозоплетение, плетение из конских волос, ротанг и другие). Вышивание (нитью, бисером). Лоскутное шитьё. Макраме. Мозаика. Кружево. Ручное узорное ткачество. Деревянные, глиняные и берестяные игрушки (дымковская игрушка, матрёшки и другие). Орнаменты и узоры, технология нанесения. Хохломская, жостовская, гжельская росписи. Вклад народных мастеров в становление культурных традиций народов России. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Художественные народные промыслы коренных народов ханты. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества коренных народов ханты. Национальные орнаменты, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение.
Известные народные мастера хантов. Знакомство с народными мастерами.
Устное народное творчество коренных народов ханты и манси.
Первоначальные общие сведения. Понятие устного народного творчества. Жанры устного народного творчества (загадки, пословицы, сказки, песни, скороговорки, героический эпос, легенды). Сказки народов мира. Пословицы народов мира. Героические эпосы народов мира.
Устное народное творчество народов России (сказки, пословицы, песни, героические эпосы).
Устное народное творчество народовханты. Хантыйские сказки (о животных, бытовые, волшебные). Сказки коренных народов Севера (о животных, бытовые, волшебные). Пословицы, песни народов ханты. Героический эпос коренных народов Севера.
Национальные танцы коренных народов ханты и манси.
Первоначальные общие сведения. Понятие о народных и национальных танцах. Виды народных танцев: пляски и хороводы. Танцы народов мира. Русские народные танцы (пляски, хороводы, игровые танцы). Танцы других народов России. Сюжеты и образы национальных танцев. Культура народных танцев: язык танцев, выразительность пластики человеческого тела, эмоциональное состояние, передача эмоций с помощью мимики и жестов. Ритм и характер танца. Особенности мужских и женских танцев. Плавность, изящество, грациозность, женственность женских танцев. Основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство в мужских танцах.
Народные танцы коренных народов ханты. Круговые хороводные танцы. Обрядовые танцы.
Национальные танцы коренных народов ханты. Хантыйские национальные танцы: сюжеты, связанные с традиционными видами хозяйствования, элементы национальных спортивных игр, обрядов национального праздника, интеграция жанров устного народного творчества.
Национальные спортивные игры, народные игры и игрушки коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о народных играх и игрушках. Виды народных игр (настольные, подвижные и другие). Русские народные игры, забавы, развлечения и игрушки. Народные игры других народов России. Народные игры и игрущкц коренных народов ханты. Хантыйские традиционные настольные игры. Хантыйские подвижные игры. Народные игры коренных народов Севера. Игрушки коренных народов ханты, их виды и их изготовление.
Понятие о национальных видах спорта. Национальные спортивные игры народа.. Национальные виды спорта народов Севера (тройной национальный прыжок, бег с палкой по пересечённой местности, метание и другие). Соревнования по национальным видам спорта.
Музыкальная культура коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальной музыкальной культуре. Музыкальная культура народов России: русская, татарская, осетинская, бурятская, коренных народов Севера и другие. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов, истоки их возникновения. Национальные музыкальные инструменты. Исполнители народных песен, мастера, изготовляющие музыкальные инструменты.
Музыкальная культура коренных народов ханты. Хантыйские народные песни и музыкальные инструменты. Музыкальная культура коренных народов ханты. Народные песни и национальные музыкальные инструменты.
Национальные праздники коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальных праздниках. Национальные праздники народов России. Русские народные праздники (рождество, пасха, масленица и другие). Национальные праздники других народов России (сабантуй, курбан-байрам, ураза-байрам, вороний день, медвежий праздник и другие).
Национальные праздники народов ханты. Национальные праздники коренных народов Севера.
Национальные праздники народов ханты, признанные официальными.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ МБОУ СОШ №4
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата По плану/Фактич. | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Материально- техническая база | Формы организации образовательного процесса | Домашнее задание | ||||||
Предметные | Метапредмет ные | Личностные | |||||||||||
1 |
|
| Введение. Народы и их культура | Рассказывать о разных народах и их культуре. Практическая работа: показывать на карте территорию России и народов ханты, места проживания разных народов. | Овладение базовыми понятиями для самоидентификации как представителя конкретного этноса народов ханты и гражданина России; | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала; | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса «Культура народов ханты». | Презентация | Комбинированный урок | Сообщение | |||
2 |
|
| Наш дом — планета Земля | Рассказывать о бережном отношении коренных народов ханты к природе, об их обычаях и обрядах. Находить информацию о природе с использованием средств ИКТ, образовательного портала. Практическая работа: экскурсия на природу, наблюдение за природными явлениями. | Овладение базовыми понятиями для самоидентификации как представителя конкретного этноса народов ханты и гражданина России. | Готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса «Культура народов ханты». | Презентация | Комбинированный урок | Рисунок | |||
3 |
|
| Наш дом — планета Земля | Рассказывать о бережном отношении коренных народов ханты к природе, об их обычаях и обрядах. Находить информацию о природе с использованием средств ИКТ, образовательного портала. Практическая работа: экскурсия на природу, наблюдение за природными явлениями. | Формирование базовых умений представлять себя как представителя этноса, ханта и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом; формирование базовых умений представлять себя как пред¬ставителя этноса, якутянина и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом; формирование базовых умений представлять себя как пред¬ставителя этноса, якутянина и гражданина России через | Умение работать в паре, группе, коллективе; | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса «Культура народов ханты». | Презентация | Комбинированный урок | Проект | |||
4 |
|
| Наша Россия — многонациональная страна. | Различать государственные праздники России. Выступить с сообщением о государственных праздниках России. | Формирование базовых умений представлять себя как представителя этноса, ханты и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом. | Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курс. | Презентация | Комбинированный урок | Доклад | |||
5 |
|
| Ханты-Мансийский округ— многонациональный регион Российской Федерации | Различать официальные праздники народов ханты. Рассказывать об официальных праздниках народов ханты. Находить информацию об исторических памятниках. | Формирова ние базовых умений представлять себя как представителя этноса, ханта и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом. | Умение работать с разными источниками информации, в том числе в сети Интернет и с носителями культуры о культуре народов ханты, Российской Федерации и мира (поиск, сбор, обработка, анализ, передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета). | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Рисунок | |||
6 |
|
| Ханты—Мансийский округ— многонациональный регион Российской Федерации. | Различать официальные праздники народов ханты. Рассказывать об официальных праздниках народов ханты. Находить информацию об исторических памятниках округа. | Формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразиинародов ханты, Российской Федерации и мира. | Умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Доклад | |||
7 |
|
| Наш район. | Выступить с устным сообщением о родном районе. Рассказывать о достопримечательности района. Выступить с сообщением об основных видах трудовой деятельности жителей района. Проектная деятельность. | Формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии народов ханты, Российской Федерации и мира. | Готовить своё выступление. готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информацион¬ной избирательности, этики и этикета; | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Урок-проект | Проект | |||
8 |
|
| Наше родное село | «Официальная символика наших посёлков: о чём она рассказывает?» «Многонациональные семьи нашего села», «Наше село — колыбель национальной культуры», «Наш район: туристический маршрут для наших друзей», «Знакомьтесь — это наш район». «Наш район — колыбель национальной культуры». | Формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии народов ханты, Российской Федерации и мира. | Готовить своё выступление | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Урок-проект | Рисунок | |||
9 |
|
| Национальные костюмы коренных народов ханты. | Рассказывать о роли одежды в природно-климатических условиях народов ханты. Различать характерные особенности национальных костюмов народов ханты. Искать информацию об уходе за одеждой. | Овладение специальным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду народов ханты и Российской Федерации в целом. | Готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информацион¬ной избирательности, этики и этикета; | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Проект | |||
10 |
|
| Национальные костюмы коренных народов ханты. | | | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | | Презентация | Комбинированный урок | Рисунок | |||
11-12 |
|
| Языки в нашей жизни | Рассказывать о значении двуязычия и многоязычия в современной жизни. Различать функции родного, государственного и международного языков. | Овладение специальным понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду народов ханты. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
|
| Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Доклад | |||
13 |
|
| Моя семья | Рассказывать о своей семье и о пожилых родственниках и других. Приводить примеры заботы о младших членах семьи. Собирать материалы на основании бесед с родными, друзьями семьи о семейных праздниках и традициях. | Овладение специальным понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду народов ханты и Российской Федерации в целом. | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Проект | |||
14 |
|
| Моя семья | Рассказывать о своей семье и о пожилых родственниках и других. Приводить примеры заботы о младших членах семьи. Собирать материалы на основании бесед с родными, друзьями семьи о семейных праздниках и традициях. Проектная деятельность: «Семейные традиции: забота о пожилых», «Семейные традиции: любовь к чтению». | Соблюдение традиций коренных народов ханты в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях | Готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Проект | |||
15 |
|
| Моя семья | Рассказывать о своей семье и о пожилых родственниках и других. Приводить примеры заботы о младших членах семьи. Собирать материалы на основании бесед с родными, друзьями семьи о семейных праздниках и традициях. «Семейные традиции: совместные чаепития и общение», «Семейная реликвия: о чём она рассказывает?», «Наш домашний музей». | Соблюдение традиций коренных народов ханты в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (обряды и т.д.). | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Рисунок | |||
16 |
|
| Традиционные жилища коренных народов ханты. | Различать внешнее и внутреннее устройства национального жилища коренных народов ханты. Рассказывать о традиционном жилище родного народа. Находить дополнительную информацию о типах жилищ, домашней утвари из Интернета, образовательного портала и т.д. Проектная деятельность: «История моей семьи: дома, в которых жили наши предки», «Балаган: внутреннее устройство». | Соблюдение традиций коренных народов ханты в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях. | Готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Доклад | |||
17 |
|
| Традиционные жилища коренных народов ханты. | Различать внешнее и внутреннее устройства национального жилища коренных народов ханты. Рассказывать о традиционном жилище родного народа. Находить дополнительную информацию о типах жилищ, домашней утвари из Интернета, образовательного портала и т.д. Проектная деятельность: «Чум: внутреннее устройство», «Интеграция культур: домашняя утварь». | Соблюдение традиций коренных народов ханты в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях. | Готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Проект | |||
18 |
|
| Традиционные виды хозяйствования коренных народов ханты. | Различать виды традиционного хозяйствования коренных народов ханты. Выступить с сообщением об основных способах рыболовства и охоты хантов, об экологических традициях. Представлять примеры из реальной жизни об интересных событиях из жизни охотников и рыбаков.
Проектная деятельность: «Мой дед — охотник», «Традиции хантыйских охотников: солидарность и благородство», «Моя первая рыбалка», «Охота и рыболовство» — любимая телепередача нашей семьи». | Соблюдение традиций коренных народов ханты в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях. | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Рисунок | |||
19 |
|
| Традиционные виды хозяйствования коренных народов ханты. | Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Доклад | ||||
20. |
|
| Традиционные виды хозяйствования коренных народов ханты. | Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Умение работать в паре, группе, коллективе. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Проект | ||||
21 |
|
| Национальная кухня коренных народов ханты. | Группировать национальные блюда коренных народов ханты по их видам (мясные, рыбные, молочные, мучные). Характеризовать основные особенности национальной кухни народов ханты. Проектная деятельность: «Кулинарное путешествие по России», «Любимые блюда нашей семьи», «Национальное блюдо коренных народов Севера — мои первые рецепты».
| Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Доклад | |||
22 |
|
| Национальная кухня коренных народов Якутии | Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Умение работать в паре, группе, коллективе. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Проект | ||||
23 |
|
| Национальная кухня коренных народов Якутии | Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Умение работать в паре, группе, коллективе. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Проект | ||||
24 |
|
| Народные художественные промыслы народов ханты. | Различать виды декоративно- прикладного творчества народов России, народов ханты. Находить необходимую информацию из разных источников, в том числе в сети Интернет. Выступить сообщением с использованием ИКТ средств. Практическая работа: изготавливать изделие с национальным орнаментом и узором (по выбору). Проектная деятельность: «Музейная экспозиция: народные художественные изделия», «Национальный орнамент моего народа», «Изделие народных художественных промыслов в нашем доме», «Делайте вместе с нами ». «Семейная и реликвия». | Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. |
| Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Рисунок | |||
25 |
|
| Народные художественные промыслы народов Якутии | Формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов ханты, России и мира. | Умение работать в паре, группе, коллективе. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Доклад | ||||
26 |
|
| Устное народное творчество народов ханты. | Различать сказки коренных народов ханты и народов мира. Рассказывать любимую народную сказку. Проектная деятельность: «Моя любимая народная сказка», «Сказки народов Севера о животных» | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. |
| презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Проект | |||
27 |
|
| Устное народное творчество народов ханты. | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Умение работать в паре, группе, коллективе. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Рисунок | ||||
28 |
|
| Национальные танцы народов ханты. | Различать национальные танцы коренных народов ханты, их специфику. Находить информацию о национальных танцах с использованием средств ИКТ (образовательный портал). Проектная деятельность: «Танцы о птицах: стерхи», «Танцы о животных: олени Танцы о растениях: подснежники», «Фестиваль русских хороводов». | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Умение работать в паре, группе, коллективе. |
| презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | проект | |||
29 |
|
| Национальные танцы народов ханты. | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок
| Доклад | ||||
30 |
|
| Национальные игры и игрушки коренных народов ханты. | Различать виды национальных игр и игрушек народов России, в том числе коренных народов ханты. Выявлять связи народных игр коренных народов ханты с временами года. Рассказывать правила национальных игр родного народа. Участвовать в национальных играх народов России и соблюдать правила игры. Проектная деятельность: «На празднике оленеводов: национальные игры», «На стойбище», «Игры детей тундры», «Мастерская национальной игрушки: делаем подарки для детского сада», «Мастерская национальной игрушки: хоровод дружбы», «Национальные игрушки в музеях нашего города». | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. |
|
| Урок освоения новых знаний и способов действий. | проект | |||
31 |
|
| Национальные игры и игрушки коренных народов ханты. | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. | Презентация | Комбинированный урок | Рисунок | ||||
32 |
|
| Музыкальная культура коренных народов ханты. | Различать основные музыкальные инструменты коренных народов ханты. Узнавать игру на национальных музыкальных инструментах. Уметь представлять музыкальную культуру своего народа (игра на музыкальном инструменте, исполнение песни или устное сообщение). Находить необходимую информацию из дополнительных источников о музыкальной культуре народов ханты, России. Проектная деятельность: «Кабинет музыки: национальные музыкальные инструменты нашей школы», «Музейная экспозиция: музыкальные инструменты народа ханты, «Музей хомуса: истории экспонатов», «Варганные инструменты народов мира». | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. |
| презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | доклад | |||
33 |
|
| Музыкальная культура коренных народов ханты. | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Проект | ||||
34 |
|
| Национальные праздники народов ханты. | Находить необходимую информацию о праздниках из различных источников. Различать государственные и национальные праздники. Участвовать в праздниках совместно с близкими и родными. Проектная деятельность: «Мой любимый национальный праздник», «Любимый национальный праздник нашей семьи», «Семейная мастерская: готовимся к национальному празднику», «Национальный праздник: принимаем гостей», «Мы в гостях на национальном празднике ...». | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; |
| Презентация | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Проект | |||
35 |
|
| Национальные праздники народов ханты. | Умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения. | умение работать в паре, группе, коллективе; | Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса. |
| Комбинированный урок | Рисунок | ||||
36. |
|
| Тест «Культура народов ханты». |
|
|
|
|
| Обобщающий урок.
|
|