«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по курсу "Юный информатик"

Рабочая программа кружка "Юный информатик" преподается в школе в рамках внеурочной деятельности и вызывает шировкий интерес у обучающихся школы.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

I. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные образовательные результаты

В результате освоения курса учащиеся получат :

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

В результате освоения курса «Юный информатик»  учащиеся получат представление:

  • о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;

  • о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;

  • о мировых сетях распространения и обмена информацией,

  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.),

У  пятиклассников  будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;

  • навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),

  • представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • выделять главное в тексте и второстепенное;

  • анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;


Обучающийся получит возможность научиться:

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

- создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;

- кодировать и декодировать простейшее сообщение;

-определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

-различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

-изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

-применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

-применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

-выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;


II. Содержание учебного предмета.

1. Компьютер для начинающих ( 8 часов)

Информация и информатика. Техника безопасности и организация рабочего места в компьютерном классе. Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (14 часов)

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (11 часов)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Практическая работа №16 «Создаем анимацию на свободную тему».

Практическая работа №17 «Как оживают картинки в мультипликации».

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

VI. Тематическое планирование.



п/п

Тема урока

Тип урока

Дата проведения

по плану

факти-чески

1.1

Информация–Информатика–Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок ознакомления с новым материалом



1.2

Как устроен компьютер.

Комбинированный урок.



1.3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой»

Комбинированный урок.



1.4

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Комбинированный урок.



1.5

Программы и файлы.

Комбинированный урок.



1.6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

Комбинированный урок.



1.7

Главное меню. Запуск программ,

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Комбинированный урок.



1.8

Проверочная работа «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса». Управление компьютером с помощью меню.

Урок проверки и коррекции знаний и умений



2.1

Действия с информацией. Хранение информации. Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Комбинированный урок.



2.2

Носители информации.


Комбинированный урок.



2.3

Передача информации,

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Комбинированный урок.



2.4

Кодирование информации.

Комбинированный урок.



2.5

Формы представления информации. Метод координат.

Комбинированный урок.



2.6

Текст как форма представления информации.

Комбинированный урок.



2.7

Табличная форма представления информации

Комбинированный урок.



2.8

Проверочная работа (интерактивное тестирование) «Информация и информационные процессы»

Наглядные формы представления информации.

Урок проверки и коррекции знаний и умений



2.9

Обработка информации.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»

Комбинированный урок.



2.10

Редактирование текстовой информации.

Практическая работа №6 «Вводим текст»

Комбинированный урок.



2.11

Подготовка текстовых документов

Практическая работа №7 «Редактируем текст»

Комбинированный урок.



2.12

Работа с фрагментами текста. Буфер обмена.

Комбинированный урок.



2.13

Поиск информации.

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста»

Комбинированный урок.



2.14

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Практическая работа №9 «Форматируем текст»

Комбинированный урок.



2.15

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Комбинированный урок.


3.1

Компьютерная графика.

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать»

Комбинированный урок.


3.2

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы»

Комбинированный урок.



3.3

Проверочная работа «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» Обработка графической информации.

Урок проверки и коррекции знаний



3.4

Обработка текстовой и графической информации

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

Комбинированный урок.



3.5

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Комбинированный урок.



3.6

Всемирная паутина.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»


Комбинированный урок




3.7

Разработка плана действий и его запись. Практическая работа №16 «Создаем анимацию на свободную тему».

Комбинированный урок.



3.8

Знакомство с виртуальными лабораториями

Комбинированный урок.



3.9

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Как оживают картинки в мультипликации».

Комбинированный урок



3.10

Слайд-шоу.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу».

Комбинированный урок.



4.1

Творческая работа «Планирование последовательности действий. Создание анимации».

Урок применения знаний и умений



4.2

Творческая работа «Планирование последовательности действий. Создание анимации».

Урок применения знаний и умений








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее