государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ХИМИЯ
программы ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
квалификация:
- техник-механик
Срок обучения: 3 года и 10 месяцев
с.Обшаровка, 2017 г.
Рассмотрена Составлена на основании ФГОС
на заседании 3-го поколения по программе
методической комиссии подготовки специалистов среднего
звена по специальности 35.02.07
Механизация сельского хозяйства
Протокол № ___ и примерной программы
от «___» __________2017г. учебной дисциплины
Председатель Химия
_________ _________
подпись расшифровка
Разработчик: Утверждаю:
преподаватель Зам.директора по УПР
_________ Кулакова М.А. ____________Монина Е.В.
«__» _______________2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Химия разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии №385 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».
| 1. Паспорт программы учебной дисциплины …………
| 5 |
| 1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………... | 5 |
| 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….
| 5 |
| 1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...
| 6 |
| 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .
| 6 |
| 2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование …………………………………………………….
| 8 |
| 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….
| 9 |
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………
| 10-16 |
| 3. Условия реализации учебной дисциплины …………
| 17 |
| 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………………………………………………………
| 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины Химия является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства технического профиля среднего профессионального образования, входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования Естественные науки общей из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Химии на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Химия для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Химия имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами Биология, Физика, Математика.
Изучение учебной дисциплины Химия завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и
процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления
причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов)
для решения поставленной задачи, применение основных методов познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами
и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и
символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать,
объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить
расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических
веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Освоение содержания учебной дисциплины Химия обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
| Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии) |
| Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
| Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) | ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
| Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
| Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа – 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Количество часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
| в том числе: |
|
| лабораторные занятия | 8 |
| практические занятия | 28 |
| контрольные работы | 2 |
| Исследовательский проект | 5 |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
| в том числе: |
|
| Доклад Реферат Презентация Исследовательский проект
| 3 3 4 30
|
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
| Введение | 1.Предмет органической химии. | 1 | 1 |
| Тема 1. | Содержание учебного материала | 31 |
|
|
| 1. Понятие о гомологических рядах алканов. | 1 | 1 |
| 2. Проектная деятельность: Определить темы проектов и их содержание. | 1 |
| |
| 3. Понятие о гомологических рядах алкинов. | 1 |
| |
| 4. Практические занятия №1 Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1 |
| |
|
| 5. Практические занятия №2 Типы химических реакций в органической химии. | 1 |
|
|
| 6. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. | 1 | 1 |
| 7. Физические, химические свойства алканов. Химические свойства алканов. | 1 | 1 | |
| 8. Практические занятия №3 Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. | 1 |
| |
| 9. Физические, химические свойства алкенов. | 1 | 1 | |
| 10. Практические занятия №4 Состав и строение алкинов. | 1 |
| |
| 11. Строение, изомерия, номенклатура алкинов. | 1 | 1 | |
| 12. Практические занятия №5 Строение ароматических углеводородов. | 1 |
| |
| 13. Практические занятия №6 Ознакомление с продуктами нефти, угля. | 1 |
| |
| 14. Защита проекта по «Природные источники углеводородов». | 1 |
| |
|
| 15. Контрольная работа №1 по теме «Органическая химия» | 1 |
|
|
| 16. Состав и классификация спиртов. | 1 | 1 |
| 17. Практические занятия №7 Химические свойства спиртов. | 1 |
| |
|
| 18. Классификация, номенклатура и изомерия альдегидов. | 1 | 1 |
| 19. Практические занятия №8 Восстановление и окисление альдегидов. | 1 |
| |
|
| 20. Практические занятия №9 Классификация, номенклатура. Химические и физические свойства эфиров. | 1
|
|
| 21. Строение сложных эфиров. Получение сложных эфиров. Реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. | 1 | 1 | |
| 22. Практические занятия №10 Строение и распространение жиров. | 1 |
| |
| 23. Практические занятия №11 Растворимость жиров | 1 |
| |
|
| 24. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. | 1 | 1 |
| 25. Гексозы и их представители. Глюкоза, строение ее молекулы. | 1 | 1 | |
| 26. Практические занятия №12 Общая формула и представители полисахаридов. | 1 |
| |
|
| 27. Строение, изомерия и номенклатура аминов. | 1 | 1 |
| 28. Практические занятия №13 Физические и химические свойства аминов. | 1 |
| |
| 29. Строение и изомерия аминокислот. | 1 | 1 | |
| 30. Защита проекта по «Пищевые добавки в нашей жизни». | 1 |
| |
|
| 31. Защита проекта по «Жиры и их применение». | 1 |
|
|
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 22 |
|
|
| Исследовательская работа по проекту по теме: «Природные источники углеводородов». Подготовить реферат на тему: «Предельные углеводороды». Исследовательская работа по проекту по теме: «Пищевые добавки в нашей жизни». Подготовить презентацию на тему: «Пищевые добавки: классификация и применение». Исследовательская работа по проекту: «Жиры и их применение». | 6 3 6 1 6 |
|
| Тема 2.Общая химия. | Содержание учебного материала
| 46 |
|
|
| 1. Практические занятия №14 Атом – сложная частица. | 1 |
|
| 2. Ядро и электронная оболочка. | 1 |
| |
| 3. Практические занятия №15 Электроны, протоны и нейтроны. | 1 |
| |
| 4. Строение электрона в атоме. | 1 | 1 | |
| 5. Практические занятия №16 Электронное облако и орбиталь. | 1 |
| |
| 6. Форма орбиталей (s,p,d,f) | 1 | 1 | |
| 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. | 1 | 1 | |
| 8. Практические занятия №17 Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. | 1 |
| |
| 9. Практические занятия №18 Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. | 1 |
| |
|
| 10. Химическая связь. | 1 | 1 |
| 11. Защита проекта на тему «Опасный свинец». | 1 | 1 | |
| 12. Практические занятия №19 Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. | 1 |
| |
| 13. Ковалентная химическая связь и ее классификация. | 1 | 1 | |
| 14. Практические занятия №20 Металлическая химическая связь. | 1 |
| |
| 15. Металлическая кристаллическая решетка. | 1 | 1 | |
| 16. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. | 1 | 1 | |
| 17. Практические занятия №21 Механизм образования этой связи и ее значение. | 1 |
| |
| 18. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. | 1 | 1 | |
| 19. Практические занятия №22 Дисперсная система с жидкой средой. | 1 |
| |
| 20. Особенности свойств серной и азотной кислот. | 1 | 1 | |
| 21. Классификация органических и неорганических оснований. | 1 | 1 | |
| 22. Практические занятия №23 Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов. | 1 |
| |
| 23. Практические занятия №24 Ознакомление с образцами классов органических веществ. | 1 |
| |
| 24. Практические занятия №25 Свойства соляной, серной и уксусной кислот. | 1 |
| |
| 25. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ. | 1 | 1 | |
| 26. Практические занятия №26 Скорость химических реакций. | 1 |
| |
| 27. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | 1 | 1 | |
| 28. Практические занятия №27 Электролитическая диссоциация. | 1 |
| |
| 29. Практические занятия №28 Водородный показатель. | 1 | 1 | |
| 30. Защита проекта на тему «Значение химии в жизни человека». | 1 |
| |
|
| 31. Контрольная работа №2 по теме «Классификация химических реакций.» | 1 |
|
|
| 32. Оксиды, их классификация. | 1 | 1 |
| 33. Лабораторные занятия №1 Кислоты, их классификация. | 1 |
| |
| 34. Соли средние, кислые, основные и комплексные. | 1 | 1 | |
| 35. Углеводороды и классификация веществ. | 1 | 1 | |
| 36. Лабораторные занятия №2 Гомологический ряд. Производные углеводороды. | 1 |
| |
| 37. Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. | 1 | 1 | |
| 38. Строение кристаллов и металлическая химическая связь. | 1 | 1 | |
| 39. Лабораторные занятия №3 Общие физические свойства металлов. | 1 |
| |
| 40. Лабораторные занятия №4 Восстановительные свойства металлов. | 1 |
| |
| 41. Оксиды и гидроксиды металлов. | 1 | 1 | |
| 42. Лабораторные занятия №5 Электролиз расплавов и растворов соединений металлов. | 1 |
| |
|
| 43. Лабораторные занятия №6 Ознакомление с образцами классов неорганических веществ. | 1 |
|
| 44. Лабораторные занятия №7 Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 1 |
| |
| 45. Лабораторные занятия №8 Правила безопасной работы в кабинете химии. | 1 |
| |
|
| 46. Дифференцированный зачет | 1 |
|
|
| Внеаудиторная самостоятельная работа: | 18 |
|
|
| Подготовить проект на тему «Опасный свинец». Подготовить презентацию на тему: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома». Подготовить проект на тему «Значение химии в жизни человека». Подготовить доклад на тему «Бытовая химия» | 6 3 6 3 |
|
|
| Всего: | 118 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Химии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература;
- учебно-методическая документация.
Основные источники:
1.Габриелян О.С. и др. Химия 10 Кл..-М.: Дрофа, 2013.
2. Габриелян О.С. и др. Химия 11 Кл. - М.: Дрофа, 2013.
Дополнительные источники:
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
| Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
| Проверка и оценка результатов выполнения рефератов, сообщений, докладов, презентаций
|
| целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности
|
Проверка и оценка тестовых заданий
|
| обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией
| приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
|
| обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми
| Формировать умения обобщать результаты своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; |
9


