Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Липецка
Рабочая программа по информатике для 9 А, Б, В класса
Учитель Чуркин Сергей Александрович
2018-2019 учебный год
|
Пояснительная записка
Целирабочейпрограммы:
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества.
Задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования иавторской программы по информатике и ИКТ к комплекту учебников по информатике и ИКТ под редакцией профессора Н.В. Макаровой 5-11 класс, 2-издание. Питер, 2009.
Рабочая программа составлена на 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №1»и календарным учебным графиком.
В авторскую программу изменения не внесены.
Место и роль информатики и икт в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Для реализации данной программы используется учебник
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс. /Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2012.
II. Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание раздела (темы) (дидактические единицы) | Требования к уровню подготовки обучающихся по теме |
11 | Моделирование и формализация
| Модели. Виды моделей (табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение геометрических моделей. | Знать: - смысл понятия «модель», его назначение; - виды моделей; - этапы исследования модели на компьютере.
Уметь: - строить модели; - использовать компьютер для моделирования. |
32 | Логические основы построения компьютера | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции. Двоичное кодирование чисел в компьютере | Знать: - особенности и преимущества двоичной формы представления информации - основные единицы измерения информации
Уметь: - решать задачи на определение количества информации - переводить числа из одной системы счисления в другую - производить арифметические операции вс.с. |
43 | Основы программирования
| Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Процедуры. | Знать: -основные алгоритмические структуры; Уметь: -работать в среде объектно-ориентированного программирования Pascal 7.0. - решать задачи на языке Pascal 7.0; -создавать программы на языке программирования.
|
44 | Коммуникационные технологии | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web – сайтов. Использование языка разметки гипертекста HTML. | Знать: - назначение и роль Интернета в развитии общества; -назначение программы-браузера и ее управляющих элементов; - технологию поиска информации в Интернете; - назначение языка HTML, основные теги; - технологию оформления веб-документов; - иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
Уметь: - работать в браузере; - сформировать адрес в сети; - искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем; - включать графическую иллюстрацию в веб-документ; - сделать гиперссылку в веб-документе; - пользовать электронной почтой. |
5 | Итоговое повторение |
|
|
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Контрольные мероприятия | Количество часов |
1 | Моделирование и формализация | 22 |
|
|
2 | Логические основы построения компьютера | 10 |
|
|
3 | Основы программирования | 29 |
|
|
4 | Коммуникационные технологии | 7 |
|
|
5 | Итоговое повторение | 2 |
|
|
IV. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать / понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
V. Календарно-тематическое планирование
№
| Наименование темы | Количество часов | 9 А, Б | 9 В | Корректировка программы | |||||||
Календарные сроки | ||||||||||||
Моделирование и формализация | 22 |
|
| |||||||||
1 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Представление о системе объектов. | 1 |
|
|
| |||||||
2 | Классификация моделей | 1 |
|
|
| |||||||
3 | Основные этапы моделирования. | 1 |
|
|
| |||||||
4 | Моделирование составного документа в MSWord. | 1 |
|
|
| |||||||
5 | Структурные модели в MSWord: деловые документы. | 1 |
|
|
| |||||||
6 | Структурные модели в MSWord: классификация. | 1 |
|
|
| |||||||
7 | Структурные модели в MSWord: алгоритмические модели. | 1 |
|
|
| |||||||
8 | Моделирование геометрических операций в среде графического редактора. | 1 |
|
|
| |||||||
9 | Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами. | 1 |
|
|
| |||||||
10 | Моделирование геометрических фигур. | 1 |
|
|
| |||||||
11 | Разработка компьютерной модели в среде табличного процессора. | 1 |
|
|
| |||||||
12 | Расчет геометрических параметров объектов. | 1 |
|
|
| |||||||
13 | Моделирование ситуации «Обои и комната» в MSExcel. | 1 |
|
|
|
| ||||||
14 | Моделирование ситуаций в MSExcel. | 1 |
|
|
|
| ||||||
15 | Обработка массивов данных в MSExcel. | 1 |
|
|
|
| ||||||
16 | Моделирование биологических процессов. | 1 |
|
|
|
| ||||||
17 | Моделирование движения тела под действием силы тяжести | 1 |
|
|
|
| ||||||
18 | Моделирование случайных процессов | 1 |
|
|
|
| ||||||
19 | Моделирование сюжетных задач. | 1 |
|
|
|
| ||||||
20 | Создание информационных моделей в базах данных. | 1 |
|
|
|
| ||||||
21 | Компьютерный эксперимент с базой данных. | 1 |
|
|
|
| ||||||
22 | Компьютерный эксперимент с базой данных. | 1 |
|
|
|
| ||||||
Логические основы построения компьютера | 10 |
|
|
|
| |||||||
23 | Представление и кодирование информации | 1 |
|
|
|
| ||||||
24 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | 1 |
|
|
|
| ||||||
25 | Перевод чисел в позиционных системах счисления. | 1 |
|
|
|
| ||||||
26 | Перевод в десятичную система счисления. | 1 |
|
|
|
| ||||||
27 | Перевод чисел из десятичной СС в двоичную | 1 |
|
|
|
| ||||||
28 | Перевод чисел из десятичной СС ввосьмеричную | 1 |
|
|
|
| ||||||
29 | Перевод чисел из десятичной СС в шестнадцатеричную | 1 |
|
|
|
| ||||||
30 | Перевод чисел из двоичной СС в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. | 1 |
|
|
|
| ||||||
31 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 |
|
|
|
| ||||||
32 | Арифметика в позиционных системах счисления | 1 |
|
|
|
| ||||||
Основы программирования | 29 |
|
|
|
| |||||||
33 | Основные понятия о языках программирования. ЯПPascal. | 1 |
|
|
|
| ||||||
34 | Переменные, константы и описание типов. | 1 |
|
|
|
| ||||||
35 | Встроенные функции в ЯП. | 1 |
|
|
|
| ||||||
36 | Составление линейных алгоритмов | 1 |
|
|
|
| ||||||
37 | Условный оператор. | 1 |
|
|
|
| ||||||
38 | Решение задач на применение условного оператора | 1 |
|
|
|
| ||||||
39 | Цикл с параметром. | 1 |
|
|
|
| ||||||
40 | Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||
41 | Оператор цикла с предусловием | 1 |
|
|
|
| ||||||
42 | Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||
43 | Оператор цикла с постусловием | 1 |
|
|
|
| ||||||
44 | Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||
45 | Вложенные циклы | 1 |
|
|
|
| ||||||
46 | Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||
47 | Одномерные массивы. Заполнение массивов. | 1 |
|
|
|
| ||||||
48 | Работа с элементами одномерного массива | 1 |
|
|
|
| ||||||
49 | Нахождение максимального и минимального элементов. | 1 |
|
|
|
| ||||||
50 | Сортировка элементов массива. | 1 |
|
|
|
| ||||||
51 | Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||
52 | Двумерные массивы. | 1 |
|
|
|
| ||||||
53 | Работа с элементами двумерного массива. | 1 |
|
|
|
| ||||||
54 | Решение задач. | 1 |
|
|
|
| ||||||
55 | Заполнение двумерного массива по некоторому закону. | 1 |
|
|
|
| ||||||
56 | Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||
57 | Строковый, символьный типы данных | 1 |
|
|
|
| ||||||
58 | Стандартные функции, процедуры для работы с символьными величинами | 1 |
|
|
|
| ||||||
59-61 | Решение задач | 3 |
|
|
|
| ||||||
Коммуникационные технологии | 7 |
|
|
|
| |||||||
62 | Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. | 1 |
|
|
|
| ||||||
63 | Поиск информации в Интернете. | 1 |
|
|
|
| ||||||
64 | Основы языка HTML. | 1 |
|
|
|
| ||||||
65 | Структура гипертекстового документа. | 1 |
|
|
|
| ||||||
66 | Создание статической веб-страницы. | 1 |
|
|
|
| ||||||
67 | Создание веб-страницы | 1 |
|
|
|
| ||||||
68 | Работа с электронной почтой. | 1 |
|
|
|
| ||||||
69 | Итоговое повторение | 1 |
|
|
|
| ||||||
70 | Итоговое занятие | 1 |
|
|
|
|