Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов детей с нарушениями слуха ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2020
Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко
| УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7
____________ / И.П. Попова
Приказ №____ от «___» ___________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География»
6-Б класс
(слабослышащие и позднооглохшие)
(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.
г. Азов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6-бкласса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской программы по географии для 6-9 классов под редакцией .С.В.Курчина («Классическая линия»), допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
2.Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. «География. Начальный курс. 6 класс», Учебник по географии для общеобразовательных учреждений, 5-е издание, стереотипное, М.: Дрофа, 2017.
-В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.
-С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательные: -знакомство с основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, различием карт по содержанию, основными географическими открытиями, географическими оболочками и их взаимосвязями. -Воспитательные: -воспитание любви к природе, окружающей среде, своей стране, интереса к предмету, положительного отношения к учёбе, экологическую культуру. -Развивающие: - развитие интеллектуальных особенностей личности; различие способности личности справляться с различными задачами;развитие коммуникативной компетенции учащихся. -Коррекционные: работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет География является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы» (Естествознание) Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии сФедеральным базисным учебным планом на изучение географии в 6-б классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 65 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. При изучении различных оболочек Земли отводится время на региональный компонент. Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства долга перед Родиной.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выборупрофессионального образования на основе информации о существующих профессиях.
-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитиенавыковсамостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступнымиинструментами и техническими средствами информационных технологий.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения кдругому человеку,
- Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,
- Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» являетсяформирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе)план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью техническихсредств и информационных технологий:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно, выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристикобъекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определятьобщие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
Предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
РАЗДЕЛ 1. Введение. | |
- объяснять, для чего изучают географию; -умению работать с новым учебником, контурной картой и атласом;
| - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
|
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. | |
-определять своё местоположение на местности при помощи приборов и правил ориентирования, расстояния на карте и плане при помощи масштаба. -определять географические координаты пунктов, абсолютные и относительные высоты. -объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»; -называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе; -приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; -находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; -определять (измерять) географические координаты. | -находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; -читать план местности и карты, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; -ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
|
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ | |
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», -называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; -называть методы изучения земных недр и Мирового океана; -измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, -описывать погоду и климат своей местности; -называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; | -приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; -определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; -классифицировать горы и равнины по высоте -объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы |
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. | |
-рассказывать о численности населения Земли и её показателях. -приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; -составлять описание природного комплекса; | -приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. | 4 часа |
| |
1. | Земля – планета Солнечной системы. Открытие и изучение Земли. Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту основных маршрутов путешественников» Практическая работа№2. «Составление схемы Солнечной системы» Тестированиепо разделу «Введение» |
| Практические работы, тест. |
2. | РАЗДЕЛ 2. – ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Составление планов местности. Практическая работа №3«Условные знаки» Практическая работа №4Составление плана своей местности Географическая карта. Форма и размеры Земли. Географическая карта. Географические координаты. Изображение на картах высот и глубин. Практическая работа №5Определение географических координат объектов Практическая работа №6 «Изображение на физических картах высот и глубин» Тестированиепо разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 16 часов |
Практические работы, тест.
|
3. | РАЗДЕЛ 3. - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. Литосфера Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Рельеф. Горы и равнины. Практическая работа №7 Сравнительная характеристика горных пород» Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту сейсмически активных поясов»
Формы рельефа земной коры. Практическая работа№9 «Главные равнины и горы мира» Практическая работа №10 «Рельеф дна океанов» Тестирование по теме «Формы рельефа земной коры»
Гидросфера Части Мирового океана. Движение воды в океане. Реки и озёра. Ледники. Практическая работа№11 «Круговороты воды» Мировой океан. Практическая работа №12 «Нанесение на контурную карту основных течений» Тестирование по теме «Мировой океан» Воды суши. Практическая работа №13 «Составление характеристики реки» Практическая работа№14 «Реки Ростовской области» Тестирование по теме«Воды суши»
Атмосфера Строение, значение изучение атмосферы. Температура воздуха, Давление. Ветер. Погода и климат. Практическая работа №15 «Изучение годового хода температур» Практическая работа№16 «Изучение явлений природы» Практическая работа№17 «Составление характеристики климата Ростовской области» Тестирование по теме «Атмосфера»
Биосфера. Географическая оболочка. Распространение организмов на Земле. Природный комплекс. Практическая работа№18 «Природные зоны Ростовской области» Проверочная работапо разделу «Строение Земли. Земныеоболочки» | 42 часа |
Практические работы, географический диктант, тесты, проверочные работы.
|
4. | РАЗДЕЛ 4. - НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Практическая работа№19 «Нанесение на контурную карту крупных городов» Итоговое тестирование. | 3 часа |
Практическая работа Тест |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 «Б» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
| по плану | по факту | |||
РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ -4 часа. | |||||
1. | Открытие, изучение и преобразование Земли. | вводный урок | 1 | 04.09. |
|
2. | Открытие, изучение и преобразование Земли. Практическая работа №1 Нанесение на контурную карту основных маршрутов путешественников. | урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. | 1 | 07.09. |
|
3. | Земля- планета солнечной системы. Практическая работа№2. «Составление схемы Солнечной системы» | урок решения практических задач | 1 | 11.09. |
|
4. | Тестирование по разделу «Введение». | урок контроля знаний и умений | 1 | 14.09. |
|
Раздел 2.Виды изображений поверхности Земли-16 часов. | |||||
5. | План местности. Понятие о плане местности. | урок овладения новыми знаниями |
1 |
18.09. |
|
6. | Масштаб. | Комбинированный урок | 1 | 21.09. |
|
7. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа№3 «Условные знаки». | урок решения практических задач | 1 |
25.09. |
|
8. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 28.09. |
|
9. | Составление простейших планов местности | комбинированный урок | 1 | 02.10. |
|
10. | Практическая работа №4 «Составление плана своей местности». | урок решения практических задач | 1 | 05.10. |
|
11. | Тестирование по теме «План местности». | урок контроля знаний и умений | 1 | 09.10. |
|
12. | Географическая карта. Форма и размеры Земли. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 12.10. |
|
13. | Географическая карта. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 16.10. |
|
14. | Градусная сеть на глобусе и карте. | Комбинированный урок | 1 | 19.10. |
|
15. | Географическая широта. | комбинированный урок | 1 | 23.10. |
|
16. | Географическая долгота. | Комбинированный урок | 1 | 06.11. |
|
17. | Географические координаты. Практическая работа№5 «Определение географических координат». | урок решения практических задач | 1 | 09.11. |
|
18. | Практическая работа №6 «Изображение на физических картах высот и глубин». | урок решения практических задач | 1 | 13.11. |
|
19. | Значение планов местности и географических карт. | комбинированный урок | 1 | 16.11. |
|
20. | Контрольная работа по разделу «Виды изображений земной поверхности». | урок контроля знаний и умений | 1 | 20.11. |
|
Раздел 3.Строение Земли. Земные оболочки-42 часа. | |||||
21. | Литосфера. Земля и её внутреннее строение. | урок овладения новыми знаниями |
1 | 23.11. |
|
22. | Горные породы и минералы. Практическая работа №7 Сравнительная характеристика горных пород». | урок решения практических задач | 1 | 27.11. |
|
23. | Движенияземнойкоры. | комбинированный урок | 1 | 30.11. |
|
24. | Вулканы, горячие источники , гейзеры . Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту сейсмически активных поясов». | Урок решения практических задач | 1 | 04.12. |
|
25. | Формы рельефа земной коры . Рельеф суши. Горы. | комбинированный урок |
1 | 07.12. |
|
26. | Равнины суши. Практическая работа№9 «Главные равнины и горы мира». | урок решения практических задач | 1 | 11.12. |
|
27. | Рельеф дна Мирового океана. Практическая работа №10 «Рельеф дна океанов». | урок решения практических задач | 1 | 14.12. |
|
28. | Тестирование по теме «Формы рельефа земной коры». | урок контроля знаний | 1 | 18.12. |
|
29. | Гидросфера. Вода на Земле | комбинированный урок | 1
| 21.12. |
|
30. | Мировой круговорот воды в природе. Практическая работа№11 «Круговороты воды». | урок решения практических задач | 1 | 25.12. |
|
31. | Мировой океан. Части Мирового океана. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 11.01. |
|
32. | Некоторые свойства океанических вод. | комбинированный урок | 1 | 15.01. |
|
33. | Волны в океане. | комбинированный урок | 1 | 18.01. |
|
34. | Океанические течения. Практическая работа №12«Нанесение на контурную карту основных течений». | урок решения практических задач | 1 | 22.01. |
|
35. | Изучение Мирового океана. | урок-исследование | 1 | 25.01. |
|
36. | Тестирование по теме «Мировой океан» | урок контроля знаний и умений | 1 | 29.01. |
|
37. | Воды суши.
Подземные воды. | урок овладения новыми знаниями
|
1 |
01.02. |
|
38. | Реки. Практическая работа №13 «Составление характеристики реки». | урок решения практических задач | 1 | 05.02. |
|
39. | Питание и режим рек. | комбинированный урок | 1 | 08.02. |
|
40. | Озёра. | комбинированный урок | 1 | 12.02. |
|
41. | Ледники. | комбинированный урок | 1 | 15.02. |
|
42. | Искусственные водоёмы. Водоёмы Ростовской области. Практическая работа№14 «Реки Ростовской области». | урок решения практических задач | 1 | 19.02. |
|
43. | Загрязнение гидросферы. | урок-исследование | 1 | 22.02. |
|
44. | Тестирование по теме «Воды суши». | Урок контроля знаний и умений | 1 | 26.02. |
|
45. | Атмосфера. Атмосфера: 02Строение, значение, изучение. | урок овладения новыми знаниями
|
1 |
01.03. |
|
46. | Температура воздуха. | комбинированный урок | 1 | 05.03. |
|
47. | Годовой ход температуры воздуха. Практическая работа №15 «Изучение годового хода температур» | урок решения практических задач |
| 12.03. |
|
48. | Атмосферное давление. | комбинированный урок | 1 | 15.03. |
|
49. | Ветер. | комбинированный урок | 1 | 19.03. |
|
50. | Водяной пар в атмосфере. Облака. | комбинированный урок | 1 | 29.03. |
|
51. | Атмосферные осадки. | комбинированный урок | 1 | 02.04. |
|
52. | Погода. Практическая работа№16 «Изучение явлений природы» | урок решения практических задач | 1 | 05.04. |
|
53. | Климат. | Комбинированный урок | 1 | 09.04. |
|
54. | Климат Ростовской области. Практическая работа№17 «Составление характеристики климата Ростовской области». | урок решения практических задач | 1
| 12.04. |
|
55. | Распределение солнечного тепла и света на Земле. | урок актуализации знаний и умений | 1 | 16.04. |
|
56. | Причины, влияющие на климат. | урок коррекции знаний, умений и навыков | 1 | 19.04. |
|
57. | Тестирование по теме «Атмосфера». | урок контроля знаний и умений | 1 | 23.04. |
|
58. | Биосфера. Разнообразие и распределение организмов на Земле. | комбинированный урок |
1 | 26.04. |
|
59. | Природные зоны Земли. Практическая работа№18 «Природные зоны Ростовской области». | урок решения практических задач | 1 | 30.04. |
|
60. | Природный комплекс. | урок овладения новыми знаниями
| 1 | 07.05. |
|
61. | Воздействие организмов на земные оболочки. | комбинированный урок | 1 | 14.05. |
|
62. | Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | урок контроля знаний и умений | 1 | 17.05. |
|
Раздел 4. НаселениеЗемли-3 часа.
| |||||
63. | Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. | Урок овладения новыми знаниями
| 1 | 21.05. |
|
64. | Основные типы населённых пунктов. Практическая работа№19 «Нанесение на контурную карту крупных городов» | комбинированный урок | 1 | 24.05. |
|
65. | Итоговое тестирование | урок овладения новыми знаниями
| 1 | 28.05. |
|