Язык и речевая практика
Чтение
1.Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)
3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области
5. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10 г.Орска Оренбургской области (1вариант)
6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10 г.Орска Оренбургской области
на 2019- 2020 уч. г.
7. Календарный учебный график на 2019 - 2020уч. г.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Программа образования носит, в основном, элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
Язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Цель обучения:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки.
В программе по русскому языку для 1 - 4 классов выделяются следующие разделы:
• Речевая практика (1—4 классы);
• Обучение грамоте (1 класс);
• Чтение (2—4 классы);
• Русский язык (Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи) (2—4 классы).
Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
• формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
• развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
• знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
• обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
• обучение грамотному и аккуратному письму;
• осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи обучения:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
• формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения во 2—4 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения.
Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).
Работа над выразительностью чтения начинается примерно с середины 3 класса, когда школьники переходят на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи.
2. Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки умственно отсталых обучающихся к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в 5-9 классах.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Предмет «Чтение» включает в себя два раздела: «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи».
Раздел «Чтение и развитие речи»(2-4 классы)
Учебный предмет «Чтение» во 2-4 классах играет особую роль в развитии обучающихся с нарушением интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения данного предмета. С другой – значимое средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. Таким образом, уроки чтения в младших классах имеют большое значение не только для развития познавательной деятельности учеников с нарушением интеллекта, но и для становления их личности.
Как систематический курс уроки чтения начинаются со 2 класса, после завершения букварного периода. Однако в курс 2 класса включён материал послебукварного периода обучения грамоте. Это обусловлено необходимостью закрепит навык плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух согласных и с разделительными ь и ъ, и навык плавного чтения слов с усвоенными слогами. Кроме того, в ходе изучения этого материала совершенствуется навык звуко-слогового анализа слов; развивается чёткость произношения, усваиваются основы выразительной речи.
Содержание уроков чтения во 2-4 классах определяется разделом адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Чтение и развитие речи». Этот раздел входит в структуру программы учебного предмета «Русский язык».
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
3 часа в неделю предусмотрены Учебным планом в обязательной части и 1 час в неделю добавлен из части, формируемой участниками образовательных отношений.
На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю).
Количество часов в неделю/год
Предметные области | Учебные предметы | В неделю | За год |
1.Язык и речевая практика | 1.1.Письмо 1.2.Чтение | 4 4 | 136 136 |
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю | I четверть (ч) | II четверть (ч) | III четверть (ч) | IV четверть (ч) | Кол-во часов в год |
Чтение | 4 | 32ч | 31ч | 38ч | 35ч | 136 |
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих предметных и личностных результатов.
Личностные учебные действия
- Принимает себя как члена семьи, ученика, товарища с частичной помощью взрослого (учителя, родителей)
- Понимает место в социальном окружении (семья, школа, социум).
- Принимает ценности семьи, школы, социума в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями с помощью взрослого (учителя, родителя)
- Проявляет положительные эмоции к окружающей действительности. Вступает
во взаимодействие с окружающей действительностью с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Осознанно применяет элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Использует правила безопасного поведения с помощью учителя.
- Выполняет учебные задания по алгоритму, общественные поручения с частичной помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Соблюдает принятые в обществе правила поведения и поступает согласно элемен- тарным этическим нормам с частичной помощью взрослого.
Выражает своё отношение к своим поступкам и поступкам товарищей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Соблюдает элементарные правила безопасного и бережного поведения в природе и
с частичной помощью взрослого.
Коммуникативные учебные действия
- Выполняет элементарные коммуникативные действия, работая в парах, по заданному шаблону, при сопровождении учителя (учитель — класс, учитель — ученик, ученик — ученик).
- Понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем по алгоритму учителя с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Формулирует элементарную просьбу по образцу. Обращается с просьбой
о помощи к взрослому.
- Слышит, понимает и выполняет инструкции в игровой, учебной, трудовой деятельности и в быту с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Обращается к сверстникам, взрослым в совместной деятельности по предложенному взрослым алгоритму.
- Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрослому, сверстникам.
Выражает сопереживание в ситуациях, созданных учителем.
- Формулирует вопрос, обращается и договаривается с одноклассниками и взрослыми в бытовых и учебных ситуациях.
Регулятивные учебные действия
- Организует рабочее место с частичным руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности, опираясь на алгоритм под руководством учителя.
- Выполняет инструкцию, следует предложенному плану, включается в деятельность под руководством учителя.
- Участвует в учебной деятельности, оценивает результаты учебной деятельности с помощью учителя.
- Понимает смысл выполняемого действия. Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами по плану и вопросам учителя с помощью учителя. Оценивает деятельность с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность учетом выявленных недочётов.
- Принимает себя как члена семьи, ученика, товарища с частичной помощью взрослого (учителя, родителя).
- Понимает место в социальном окружении (семья, школа, социум). Принимает ценности семьи, школы, социума в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями с помощью взрослого (учи- теля, родителя)
- Проявляет положительные эмоции к окружающей действительности. Вступает во взаимодействие с окружающей действительностью с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Осознанно применяет элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Использует правила безопасного поведения с помощью учителя.
- Выполняет учебные задания по алгоритму, общественные поручения с частичной помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Соблюдает принятые в обществе правила поведения и поступает согласно элементарным этическим нормам с частичной помощью взрослого. Выражает своё отношение к своим поступкам и поступкам товарищей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Соблюдает элементарные правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе с частичной помощью взрослого.
Познавательные учебные действия
- Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с частичной помощью учителя
- Понимает видовые отношения предметов с помощью учителя
- Сравнивает, обобщает различные объекты, явления, факты на наглядном материале с помощью учителя.
- Использует с помощью учителя схемы-опоры, знаки, символы, предметы- заместители, алгоритм- мы деятельности для решения учебных задач
- Читает по слогам короткие тексты. Под руководством учителя пересказывает прочитанное по вопросам и иллюстрациям.
- Слушает, воспринимает несложную по структуре информацию (изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, текст), предъявленную на бумажных и электронных носителях по алгоритму с частичной помощью учителя.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на другой вариант образовательной программы.
Минимальный уровень
— осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами;
— пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам с помощью учителя;
— участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев с помощью учителя;
— выразительно читать наизусть 4—5 коротких стихотворений.
Достаточный уровень
— читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз;
— отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
— определять основную мысль текста после предварительного его анализа с
помощью учителя;
— читать текст про себя, выполняя задание учителя;
— выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
— читать диалоги по ролям (после предварительного разбора) с помощью учителя;
— пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план;
— выразительно читать наизусть 5—6 стихотворений.
Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
5. Содержание программы
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьёй, природой.
Примерные лексические темы: «Снова школьный звонок прозвенел», «Славная осень», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Волшебница-зима!», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна в окно стучится», «День смеха», «Родина любимая», «Здравствуй, лето!».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами.
Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка).
Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штобы], кого [каво], чего [ч'ево], вода [вада], олень [ал'ён'] и т. д. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение. Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная — на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищённо) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнёс медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию.
Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чём или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза.
Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или к учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг. Правильное называние заглавия произведения и его автора. Повышение читательской мотивации: чтение учителем начала рассказа, выставка книг, наглядный учёт прочитанных книг. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и её заглавию. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам (сказки, рассказы, стихи).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Здравствуй, школа | 9 |
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение простых слов без искажения их звукового состава и с правильной постановкой ударения. Чтение многосложных слов и слов и слов со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.
БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ Переход к чтению целым словом. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, после предварительной отработки. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов. Чтение текстов молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос или соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или по заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов учителя. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения, показанный учителем.
РАБОТА С ТЕКСТОМ Объяснение значения слова с опорой на наглядный материал после предварительного разбора. Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам. Установление последовательности событий или поступков, описанных в произведении. Сравнение поведения в схожих ситуациях персонажей разных произведений. Элементарная оценка поступков героев и их характеров. Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста. Пересказ по частям близко к тексту с опорой на картинный план или без него. Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев, и использование их в пересказе. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации. Ориентировка в книге по оглавлению.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Выбор из классной библиотечки или школьной библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги. Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги) |
Осень наступила | 13 | |
Учимся трудиться | 14 | |
Ребятам о зверятах | 13 | |
Чудесный мир сказок | 10 | |
Зимушка-зима | 20 | |
Так нельзя, а так можно |
12 | |
Весна в окно стучится |
22 | |
|
| |
Весёлые истории | 8 | |
Родина любимая | 7 | |
Здравствуй, лето! | 8 |
7. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности
Технические средства обучения: Компьютер, ноутбук, мультимедиа – установка, экран, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/.
Печатные пособия:
наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.
Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
Для обучающихся:
1. Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А. Богданова, М. "Просвещение", 2019г.
Для учителя:
1.Чтение: 3 класс: Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А. Богданова, М. "Просвещение", 2019г.
2.С.Ю.Ильина, А.А.Богдагова, Т.М.Головкина. Методические рекомендации по чтению 2-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Москва«Просвещение» 2017(электронный вариант)
8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Критерий оценок:
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои пример
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» в 1-4 классах за устные ответы не ставится.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе
Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.
Формы контроля уровня достижений обучающихся
Коррекция
Ликвидация пробелов
Наблюдение, консультация
Промежуточный
Контроль выполнения поставленных задач
Составление устных предложений, рассказов, анализ предложений и текстов. Техника чтения.
Нормы техники чтения.
1 класс – 5 – 10 слов
2 класс - 15 – 20 слов,
3 класс - 25 – 30 слов,
4 класс - 35 – 40 слов.
9.Контрольно-измерительные и оценочные материалы(Приложение 1)
10.Календарно-тематическое планирование
Обозначение сокращений
В столбике «Тип урока» использовались следующие обозначения:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом;
УЗНМ – урок закрепления нового материала;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний обучающихся;
КУ – комбинированный урок.
ВУ – вводный урок
УЭ - урок-экскурсия
Формы контроля
ПР – проверочная (практическая) работа
КР – контрольная работа
ИКР- итоговая контрольная работа
ПТЧ – проверка техники чтения
Приложение 1
Контрольно- измерительный материал
3 класс
Диагностическая работа на начало учебного года
I вариант
Медвежонок
Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли мишку. Опять он веселый.
М. Ефетов
(29 слов)
II вариант
Гости
У Маши гости. На столе стоят чайник и чашки. Девочка у-го-ща-ет своих друзей тор-том. Хорош ду-шис-тый чай! Маша сама его готовила. За столом всем было весело.
Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева
(27 слов)
I четверть
I вариант
Пузырь, Соломинка и Лапоть(Сказка)
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит Пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывём!
— Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.
Соломинка перетянулась с берега на берег.
Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.
II вариант
ЧАШКА
Мальчик играл и разбил не-ча-ян-но дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
Л. Толстой
(29 слов)
II четверть
I вариант
Про нос и язык По Е. Пермяку
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык и нос один?
— А потому, внученька, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
— Вот, наверное, почему у человека только один нос и один язык.
II вариант
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
Л. Толстой.
(31 слово)
III четверть
I вариант
ЛАДА
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвернулась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом.
Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я, подвинув блюдце поближе.
Она потянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь?
М. Пришвин
(65 слов)
II вариант
Лев, медведь и лисица.
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
Л. Толстой
(35 слов)
IV четверть
I вариант
Первая рыбка Е. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить... Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
II вариант
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
По И. Соколову-Микитову (38 слов)