«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа "Одаренные дети"

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор

Мангирова М.В. /_______/ Шаталов Е.В./_________/

Дата 31.08.2020 Дата 31.08.2020


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №189 г. Новосибирска


ПРОГРАММА

«Одаренные дети»

(по географии)






Учитель географии

МБОУ СОШ № 189

Сидоркина Светлана Юрьевна

Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

1. развитие творческой, исследовательской активности детей;

2. развитие творческого мышления;

3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.

4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

5. Создать условия для самореализации одарённых детей.

6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Аналитическая справка.

• Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.

• В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.

• Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.

• Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.


Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-   повышению качества образования по географии;

-   формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.


Результаты по формированию УУД

Личностные УУД

Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

Стремление к самосовершенствованию;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты).

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия.

Познавательные УУД.

Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию.

Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.


Основные мероприятия программы 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

- использование технологии личностно – ориентированного обучения;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- организация исследовательских и творческих работ школьников.


Обоснование проблем

Анализ ее исходного состояния

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

    Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

    Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему «Личностно-ориентированный подход в обучении географии». 

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

        

Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. 

Формы работы с одаренными детьми:

-Индивидуальные задания на уроках;

-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.

-Исследовательская работа, проект.

-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.

-Участие в олимпиадах по географии.


Этапы реализации программ

Программы: «Одаренные включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.


Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении географии, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

Напишите, что вы узнали нового на уроке.

Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

Выполните задание по образцу.

Выполните задание в измененной ситуации.

Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребности и эмоционально – волевой сфер ученика.

Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.

Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Всегда помню высказывание, что ученик  - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!


На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 


Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.

Уже с седьмого и восьмого класса  привлекаю их к исследовательской работе.

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.


Источники и учебная литература

  1. О.Н. Горбатова. География. 6 -11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. -165 с.

  2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007г.

  3. Крылова, О.В. Как научить школьников выражать географические идеи /О.В. Крылова// География. – 2006. - №18. – С. 14.

4.Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. / Текст/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. А. В. Обухов, Л. Ф. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2001. - №1. – С. 24 – 34.

5.Горбатова, О.Н. Написание рефератов как способ подготовки учащихся средней школы к научной деятельности. Непрерывное географическое образование: совершенствование методики преподавания географии в средней и высшей школе /Текст/ /О.Н. Горбатова//Тезисы 5 – го научно – межд. семинара. – Харьков: ХГУ, 2000. – С. 23 – 25.

6.Иванов, Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения /Текст/ /Ю.П. Иванов/ / География в школе – 2000. - №2. – С. 67 – 71.

7.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., «Педагогический поиск», 2000г


Образовательные диски

1. http://window.edu.ru – образовательные ресурсы по всем предметам.

2. http://www.geo.ru – сайт журнала «Гео».

3. http://www.myplanet-earth.com – планета Земля.

4. http://www/krugosvet.ru/earth – энциклопедия «Кругосветка».

5. http://igras/ru – Институт географии РАН.

6. http://www.rubr.ru – все энциклопедии.

7. http://edukids.narod.ru/zemlia – электронная энциклопедия для

школьников по географии.

8. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦОР.

9. http://www.9151394.ru/projects/geo/projl/ – школьная геоин-

формационная система «Живая география».

10.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

11.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

12.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

13.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

14.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

--Все о геологии. www.geo.web.ru

--Каталог минералов www. catalogmineralov, ru

































  1. план индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю





Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по географии

1 раз в год







Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по географии

1 раз в год,







Участие в общероссийских конкурсах

1. олимпиада по географии

1 раз в год,






Участие в международных конкурсах

1. олимпиада по географии –сайт «Видеоуроки»

1 раз в год,









Участие в научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников

1 раз в год












Конкурсы школьного уровня


В течение года






Конкурсы муниципального и регионального уровней.


В течение года












  1. Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий 1 полугодие:

Месяц

тема

Кол-во часов

Сентябрь

Вводное занятие

1

Диагностика одаренных детей . Хобби

1

Анализ диагностики

1

Выбор тем НПК

2

Октябрь



Выбор конкурсов.Изучение положений конкурсов

2

Подготовка к олимпиадам

2

Анализ олимпиадных заданий

2

Разбор олимпиадных заданий высокого уровня

2

ноябрь

Подготовка международному географическому диктанту

4

Подготовка муниципальному этапу олимпиады

2

Выбор тем проектов.

2

Декабрь

Актуальность тем проектов

2

Задачи проектов

2

Выбор нужной литературы

2

Обработка выбранной информации

3

Поиск информации в ресурсах интернета

2

Обработка данной информации

2

Выполнение практической работы

1

январь

Разбор заданий международной олимпиады «Видеоуроки».

2

Составление мероприятий, посвященных «Неделе географии.

2

Проведение мероприятий, посвященных «Неделе географии»

1

Проведение мероприятий, посвященных «Неделе географии»

1

Анализ «Недели географии»

1

Февраль

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка».

2

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка».

1

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка».

1

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка».

2

Март

Подготовка к олимпиадам на сайте "Знанио"

2

Подготовка к международному марафону "Финансовая грамотность"

2

Подготовка к олимпиаде "Весна 2019"

2

Участие в олимпиадах

1

Апрель

выбор и разработка виртуального туристического маршрута по своей "малой Родине"

2

Продолжение над работой туристического маршрута, сбор информации.

2

Знаменитые" улицы нашего района. Сбор информации

2

Обработка информации по теме "знаменитые" улицы нашего района

1

Май

Сбор информации по направлению "Знаменитые выпускники нашей школы

2

Обработка собранной информации по направлению "Знаменитые выпускники нашей школы"

2

Оформление работ по теме "знаменитые выпускники нашей школы"

2

Подведение итогов работы по данному направлению

1

















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее