Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор
Мангирова М.В. /_______/ Шаталов Е.В./_________/
Дата 31.08.2020 Дата 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №189 г. Новосибирска
ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
(по географии)
Учитель географии
МБОУ СОШ № 189
Сидоркина Светлана Юрьевна
Цель программы:
Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
1. развитие творческой, исследовательской активности детей;
2. развитие творческого мышления;
3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
5. Создать условия для самореализации одарённых детей.
6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.
Аналитическая справка.
• Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.
• В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.
• Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.
• Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышению качества образования по географии;
- формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД
Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию.
Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников.
Обоснование проблем
Анализ ее исходного состояния
В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.
Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему «Личностно-ориентированный подход в обучении географии».
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными детьми:
-Индивидуальные задания на уроках;
-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
-Исследовательская работа, проект.
-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.
-Участие в олимпиадах по географии.
Этапы реализации программ
Программы: «Одаренные включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении географии, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.
В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
Напишите, что вы узнали нового на уроке.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните задание в измененной ситуации.
Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребности и эмоционально – волевой сфер ученика.
Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.
На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.
На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.
Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.
Всегда помню высказывание, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.
Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.
Уже с седьмого и восьмого класса привлекаю их к исследовательской работе.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, конференции учащихся, краеведческие проекты.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Источники и учебная литература
О.Н. Горбатова. География. 6 -11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. -165 с.
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007г.
Крылова, О.В. Как научить школьников выражать географические идеи /О.В. Крылова// География. – 2006. - №18. – С. 14.
4.Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. / Текст/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. А. В. Обухов, Л. Ф. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2001. - №1. – С. 24 – 34.
5.Горбатова, О.Н. Написание рефератов как способ подготовки учащихся средней школы к научной деятельности. Непрерывное географическое образование: совершенствование методики преподавания географии в средней и высшей школе /Текст/ /О.Н. Горбатова//Тезисы 5 – го научно – межд. семинара. – Харьков: ХГУ, 2000. – С. 23 – 25.
6.Иванов, Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения /Текст/ /Ю.П. Иванов/ / География в школе – 2000. - №2. – С. 67 – 71.
7.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., «Педагогический поиск», 2000г
Образовательные диски
1. http://window.edu.ru – образовательные ресурсы по всем предметам.
2. http://www.geo.ru – сайт журнала «Гео».
3. http://www.myplanet-earth.com – планета Земля.
4. http://www/krugosvet.ru/earth – энциклопедия «Кругосветка».
5. http://igras/ru – Институт географии РАН.
6. http://www.rubr.ru – все энциклопедии.
7. http://edukids.narod.ru/zemlia – электронная энциклопедия для
школьников по географии.
8. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦОР.
9. http://www.9151394.ru/projects/geo/projl/ – школьная геоин-
формационная система «Живая география».
10.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
11.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).
12.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.
13.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
14.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).
сайты:
--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru
--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России
www. isles.ru
--Все о геологии. www.geo.web.ru
--Каталог минералов www. catalogmineralov, ru
план индивидуальной работы с одарёнными детьми
Мероприятия | Форма | Сроки проведения | Результаты | |
Участники | Призовые места | |||
Урочные и внеурочные мероприятия | ||||
Индивидуальные занятия | консультация | 1 раз в неделю
| | |
Участие в школьных предметных олимпиадах | олимпиада по географии | 1 раз в год
| | |
Участие в районных предметных олимпиадах | олимпиада по географии | 1 раз в год,
| | |
Участие в общероссийских конкурсах | 1. олимпиада по географии | 1 раз в год,
| | |
Участие в международных конкурсах | 1. олимпиада по географии –сайт «Видеоуроки» | 1 раз в год,
| | |
| | | | |
Участие в научно-практической конференции учащихся. | конференция школьников | 1 раз в год
| | |
| | | | |
Конкурсы школьного уровня | | В течение года
| | |
Конкурсы муниципального и регионального уровней. | | В течение года
| | |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий 1 полугодие:
Месяц | тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Вводное занятие | 1 |
Диагностика одаренных детей . Хобби | 1 | |
Анализ диагностики | 1 | |
Выбор тем НПК | 2 | |
Октябрь
| Выбор конкурсов.Изучение положений конкурсов | 2 |
Подготовка к олимпиадам | 2 | |
Анализ олимпиадных заданий | 2 | |
Разбор олимпиадных заданий высокого уровня | 2 | |
ноябрь | Подготовка международному географическому диктанту | 4 |
Подготовка муниципальному этапу олимпиады | 2 | |
Выбор тем проектов. | 2 | |
Декабрь | Актуальность тем проектов | 2 |
Задачи проектов | 2 | |
Выбор нужной литературы | 2 | |
Обработка выбранной информации | 3 | |
Поиск информации в ресурсах интернета | 2 | |
Обработка данной информации | 2 | |
Выполнение практической работы | 1 | |
январь | Разбор заданий международной олимпиады «Видеоуроки». | 2 |
Составление мероприятий, посвященных «Неделе географии. | 2 | |
Проведение мероприятий, посвященных «Неделе географии» | 1 | |
Проведение мероприятий, посвященных «Неделе географии» | 1 | |
Анализ «Недели географии» | 1 | |
Февраль | Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка». | 2 |
Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка». | 1 | |
Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка». | 1 | |
Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка». | 2 | |
Март | Подготовка к олимпиадам на сайте "Знанио" | 2 |
Подготовка к международному марафону "Финансовая грамотность" | 2 | |
Подготовка к олимпиаде "Весна 2019" | 2 | |
Участие в олимпиадах | 1 | |
Апрель | выбор и разработка виртуального туристического маршрута по своей "малой Родине" | 2 |
Продолжение над работой туристического маршрута, сбор информации. | 2 | |
Знаменитые" улицы нашего района. Сбор информации | 2 | |
Обработка информации по теме "знаменитые" улицы нашего района | 1 | |
Май | Сбор информации по направлению "Знаменитые выпускники нашей школы | 2 |
Обработка собранной информации по направлению "Знаменитые выпускники нашей школы" | 2 | |
Оформление работ по теме "знаменитые выпускники нашей школы" | 2 | |
Подведение итогов работы по данному направлению | 1 |