Рабочая программа по Легоконструированию
Пояснительная записка
Основной целью курса «Легоконструирование» является разностороннее развитие детей 6-9 летнего возраста посредством конструирования. Целесообразность данной образовательной программы основана на том, что наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Занятия с использованием конструкторов делают уроки привлекательными для детей, а усвоение и запоминание - непринужденным. Особенностью данного курса является обучение, основанное на игровой, практической деятельности детей, учитывающее особенности восприятия, как детей - аудиалов, так визуалов и кинестетиков. В качестве конструктора выбраны конструкторы «LEGO», которые имеют ряд преимуществ перед другими: уникальный пластмасс, большое разнообразие деталей, яркость, безопасность, эргономичность, свобода в выборе тематик.
Основной целью его является развитие пространственных и математических представлений, а также расширение представлений об окружающем мире. В связи с этим, ставятся следующие задачи:
- закрепить навыки счета, сравнения предметов по форме, размеру, цвету; научить оперировать понятиями расположения в пространстве; развить логические навыки (нахождение закономерностей, нахождение общих черт, нахождение отличий, умение обобщать и анализировать);
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям;
- учить создавать различные конструкции по рисунку и по словесной инструкции;
- учить создавать конструкции, объединенные общей темой;
- учить создавать конструкции по условиям (например, характер героя, для которого надо построить дом; природные условия местности; размер и др.)
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
развивать речевые навыки;
расширять кругозор.
Надо отметить, что работа с деталями конструктора прекрасно развивает мелкую моторику руки, что напрямую связано с развитием речи и необходимо будущим первоклассникам. В процессе обучения у детей развиваются творческие способности. Конструктор позволяет детям работать как индивидуально, так и по группам. Работа детей в группах позволяет развить коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Индивидуальная работа над заданиями дает возможность ребенку самоутвердиться. Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Целью является развитие у детей образного мышления и пространственного воображения, что даст возможность в будущем детям легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Дети познакомятся с основными объемными геометрическими фигурами, их параметрами. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. У ребят будит тренироваться глазомера. Для создания собственной модели ребенку необходимо научится анализировать и сопоставлять объект на картинке (фотографии, рисунке), выявлять особенности его формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали. Темы второго модуля подобран таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Таким образом, параллельно с достижением основной цели, ребята узнают много интересного о космосе, транспорте, животном мире, истории и т.д.
Лего – одна из самых распространенных ныне педагогических систем,перспективность применения лего-технологий обуславливает ее высокими образовательными возможностями многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах, лего-технологий обуславливает ее высокими образовательными возможностями:
важным условием осуществления данной программы является органичная связь занятия кружка с учебными предметами начальной школы: математики, развития речи, окружающего мира, внеклассного чтения, технологии, информатики, проектной деятельности,
на уроке математики возможно решение задач с помощью лего, Использование лего при изучении состава числа, таблицы умножения, графические и математические диктанты, демонстрация при устном счете, изучение геометрического материала, построение логических цепочек
для решения одной из очень важных задач начальной школы- развития речи- необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить , делая что-то. говорить не о чем-то абстрактном- это ребенку трудно – а о том в чем он участвует, о том, что создает своими руками. и материал, из которого ребенок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды.
Цель курса: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз- рука»,изучение понятий конструкций и ее основных свойств: жесткости, прочности и устойчивости, навык взаимодействия в группе.
Основными задачами курса являются:
- Обеспечить комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
Развивать умение работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
Развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
В курсе можно выделить пять основных блоков:
-Знакомство с конструктором;
-моделирование пейзажей;
- моделирование животных;
-моделирование архитектуры;
-выполнение творческих объектов;
В рамках первого блока происходит знакомство школьников с основными деталями конструктора и приемами работы с ними.
В рамках следующих трех блоков дети разрабатывают модели городских и сельских пейзажей, животных, транспортных средств, архитектурных сооружений.
В рамках последнего блока обучающиеся выполняют творческие проекты, используя полученные ранее умения и навыки.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-правила безопасной работы;
- основные названия деталей, приемы сборки;
-основные приемы архитектурного строительства
Должны зхнать, уметь:
-конструировать по заданной инструкции, по образцу
-работать в паре;
- создавать сюжетные проекты без помощи наглядной модели.
Ожидаемые результаты:
развитие мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала;
возможность получения практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла;
повышения качества обучения по предметам естественно-научного цикла;
развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой деятельности, технического конструирования;
выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поисково-исследовательской деятельности;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема проекта | Количество часов | Образовательный продукт |
1. | Знакомство с ЛЕГО.Путешествие по лего –стране.
| 1 ч | Теоретические знания |
2. | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается. | 1 ч | эксперимент |
3. | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета | 1 ч | эксперимент |
4 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи кирпичиков. | 1 ч | модель |
5 | Волшебные кирпичики. | 1 ч | эксперимент |
6. | Волшебные формочки. | 1 ч | эксперимент |
7.
| Формочки и кирпичики. | 1 ч | модель |
8.9 | Как построить дом?. Из чего он состоит? | 2 | Модель дома |
10.11 | Городской пейзаж. | 2 | модель |
10 | Городские здания.. | 1 | Модель зданий |
11 | Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу | 1 | Собственное решение проблемы |
12 | Конструирование квартиры и ее комнат. | 1 | эксперимент |
13 | Архитектурные формы разных стилей и эпох. | 1 | Модель замков, домов |
14 | Городская площадь | 1 | эксперимент |
15 | Современный город. | 1 | Собственное решение проблемы |
16 | Городской двор | 1 | модель |
17 | Городской парк | 1 | Модель скамеек, кочель |
18.19 | Твой город. | 2 | эксперимент |
2021.22 | Город будущего. | 3 | Собственное решение проблемы |
23.24 | Средневековый замок | 2 | Модель замка |
25.26 | Курган дворянский | 2 | Модель домов |
27 | Сельскохозяйственные постройки | 1 | Модель |
28.29 | Спортивный стадион | 1 | Модель |
30.31 | Школа, школьный двор | 2 | Модель школы |
32.33 | Выполнение творческих проектов | 2 | Собственное решение проблемы |
| Итого : | 33 |
|