Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
-
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
-
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
-
СП 2.4.3648-20;
-
СанПиН 1.2.3685-21;
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи курса:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 8 класса;
рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
-
День знаний
-
Наша страна – Россия
-
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
-
День музыки
-
День пожилого человека
-
День учителя
-
День отца
-
Международный день школьных библиотек
-
День народного единства
-
Мы разные, мы вместе
-
День матери
-
Символы России
-
Волонтеры
-
День Героев Отечества
-
День Конституции
-
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
-
Рождество
-
День снятия блокады Ленинграда
-
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
-
День российской науки
-
Россия и мир
-
День защитника Отечества
-
Международный женский день
-
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
-
День воссоединения Крыма с Россией
-
Всемирный день театра
-
День космонавтики. Мы – первые!
-
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
-
День Земли
-
День Труда
-
День Победы. Бессмертный полк
-
День детских общественных организаций
-
Россия – страна возможностей
-
Научные прорывы моей страны.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
-
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
-
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
-
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
-
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
-
представление о способах противодействия коррупции;
-
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
-
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
-
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
-
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
-
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
-
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
-
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
-
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
-
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
-
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
-
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
-
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
-
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
-
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
-
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
-
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
-
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
-
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
-
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
-
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
-
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
-
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
-
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
-
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
-
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
-
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
-
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
-
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
-
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
-
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
-
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
-
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
-
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
-
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
-
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
-
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
-
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
-
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
-
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-
выявлять и анализировать причины эмоций;
-
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
-
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
-
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
-
принимать себя и других, не осуждая;
-
открытость себе и другим;
-
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
-
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
-
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
-
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
-
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
-
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
-
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
-
семье и семейным традициям;
-
учебе, труду и творчеству;
-
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
-
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
-
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
-
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
-
природе, природным явлениям и формам жизни;
-
художественному творчеству.
Сформированы умения:
-
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
-
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | День знаний. Зачем учиться? | Интеллектуальный марафон | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.09 |
2 | Родина, души моей родинка | Работа с интерактивной картой | 1 | 12.09 | |
3 | Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели | Интерактивная звездная карта
| 1 | 19.09 | |
4 | Что мы музыкой зовем | Музыкальный конкурс талантов | 1 | 26.09 | |
Октябрь | |||||
5 | С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках | Социальная реклама | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 03.10 |
6 | Ежедневный подвиг учителя | Мини-сочинение | 1 | 10.10 | |
7 | Образ отца в отечественной литературе | Литературная гостиная | 1 | 17.10 | |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Групповая дискуссия | 1 | 24.10 | |
Ноябрь | |||||
9 | Мы – одна страна! | Работа с интерактивной картой | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 08.11. |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Работа с интерактивной картой | 1 | 14.11 | |
11 | О, руки наших матерей… Чтоб жила на свете мама | Конкурс стихов | 1 | 21.11 | |
12 | Двуглавый орел: история легендарного герба | Обсуждение видеоматериалов | 1 | 28.11 | |
Декабрь | |||||
13 | Жить – значит действовать | Проблемная дискуссия | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 05.12 |
14 | Герои мирной жизни | Встреча с Героями нашего времени | 1 | 12.12 | |
15 | Конституция – основа правопорядка | Деловая игра | 1 | 09.12 | |
16 | Полет мечты | Групповое обсуждение | 1 | 26.12 | |
Январь | |||||
17 | «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» | Музыкальная гостиная | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 16.01 |
18 | «Никто не забыт и ничто не забыто» | Работа с историческими документами | 1 | 23.01 | |
19 | С чего же начинается театр? Юбилею К.С. Станиславского посвящается | Анализ биографии театрального деятеля | 1 | 30.01 | |
Февраль | |||||
20 | «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…» | Интеллектуальный марафон | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 13.02 |
21 | Россия в мире | Работа с интерактивной картой | 1 | 20.02 | |
22 | Идут российские войска | Работа с видеоматериалами | 1 | 27.02 | |
Март | |||||
23 | «Я знаю, что все женщины прекрасны…» | Конкурс стихов о женщинах | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 06.03 |
24 | Гимн России | Работа с газетными публикациями, интернет-публикациями | 1 | 13.03 | |
25 | Крым на карте России | Работа с интерактивной картой | 1 | 20.03 | |
26 | Искусство и псевдоискусство | Творческая лаборатория | 1 | 27.03 | |
Апрель | |||||
27 | Он сказал: «Поехали» | Работа с видеоматериалами | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 03.04 |
28 | Без срока давности | Работа с историческими документами | 1 | 10.04 | |
29 | «Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений | Фестиваль идей | 1 | 17.04 | |
30 | История Дня труда | Встреча с людьми разных профессий | 1 | 24.04 | |
Май | |||||
31 | Русские писатели и поэты о войне | Литературная гостиная | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | 15.05 |
32 | День детских общественных организаций | Социальная реклама | 1 | 22.05 | |
33 | Перед нами все двери открыты | Творческий флешмоб | 1 | 29.05 | |
34 | Научные прорывы моей страны | Работа с видеоматериалами | 1 |
| 30.05 |