«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кубань-казачий край"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кубань-казачий край", 4 класс

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Краснодарский край

МО Белореченский район город Белореченск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №6

от августа 2017 года

Председатель педсовета

__________ Наурузов К.А.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


Кружок «Кубань-казачий край!»


срок реализации программы

1 год


возраст обучающихся

10-11 лет



Количество часов: 34 Уровень: базовый

Руководитель кружка: Блашникова Людмила Николаевна

Составитель программы: Блашникова Л.Н.







1.Пояснительная записка.

Изменения в общественной жизни современной России по­влекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже­тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген­дами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком. О казаках написано не­мало.

Профессиональные историки спорят о том, откуда взялся термин «казак». В массовом же сознании представление об ис­тории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к ис­тории казачества вообще, так и к истории казаков Кубани.

Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского ка­зачьего войска от 22 ноября 2003 г. ХХI«Об основных направ­лениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди тако­вых были признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культур­ных и духовных традиций кубанского казачества.

В ряде общеобразовательных учреждений Краснодарского края функционируют классы казачьей направленности, в учреж­дениях дополнительного образования детей работают кружки, которые посещают школьники, интересующиеся историей Ку­банского казачьего войска. Поэтому изучение истории казачест­ва в школах Кубани представляется достаточно актуальным.

Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и ОНИ должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.

Программа данного курса внеурочной деятельности рассчитана на учеников 4 класса, 1 час в неделю, 34 часа в год.

Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

овладение начальными навыками исследовательской работы;

 -углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

 -формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса  учащихся к казачеству.

-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».



Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации Программы.

Программа «Кубань – казачий край» ориентирована на учащихся 4 класса, коллектив педагогов муниципального образовательного учреждения и родителей учащихся.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.


Форма реализации Программы.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

  • Практические

  • Рассказ педагога и рассказы детей

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини сочинения

  • Походы, экскурсии

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций Power Point

2.Учебно-тематический план

Разделы,темы

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Вводное занятие. Предмет и задачи курса «Исто­рия кубанского казачества».

4

2

2

Изучение атрибутов и символов казаков. Встреча с казаками местного войска Совместное посещение памятника и возложение цветов к мемориалу.

2

Духовные истоки Кубани

4

2

2

Подборка материалов о столице нашего края. Изучение истории города, названия улиц нашего города.Посещение достопримечательностей нашего города. Виртуальная экскурсия по Белореченску.

3

Православие как источник духовности казачества

4

2

2

Сообщения учащихся о православные храмах кубанского казачества . Выставка рисунков . Творческие работы из бумаги и картона « Божий храм». Выставка рисунков. Изучение устройство православного храма и правил поведения в нём. Посещение храма.

4

Казачьи традиции, народные знания и фольклор

7

4

3

Подбор пословиц и поговорок о казаках, их храбрости и смелости. Разучивание кубанских казачьих игр. Выставка «Семейные реликвии».

5

Культура физического воспитания казачества

6

3

3

Чтение и обсуждение художественной литературы о казаках и их подвигах. Просмотр презентации репродукций картин кубанских художников.

6

Материальная культура кубанского казачества

7

3

4

Изучение традиционных занятий казаков. Знакомство с орудиями труда кубанских казаков. Сообщения и доклады учащихся о профессиях кубанцев. Экскурсия в пожарную часть.Экскурсия на чайную фабрику с.


Обобщение

2

1

1

Встреча с казаками местного войска.


Всего

34 часа





3.Содержание программы

Тема №1. Предмет и задачи курса «Исто­рия кубанского казачества».

(4 часа, 2 аудиторных, 2 неаудиторных)

Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение каза­чества. Казачество прошлое и современное: общее и осо­бенное.


Тема №2. Духовные истоки Кубани. (4 часа,2 аудиторных, 2 неаудиторных)

Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры.

Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.


Тема №3.Православие как источник духовности казачества. (4 часов, 2 аудиторных, 2 неаудиторных)

Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кав­каз - место раннего появления христианства. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние каза­чества. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный кален­дарь. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование. Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Святки. Масленица. Прощеное воскресе­нье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя.

Тема №4. Казачьи традиции, народные знания и фольклор. (7 часов, 4 аудиторных, 3 неаудиторных)

Казачьи заповеди и традиции. Воспитание в казачьей семье. Народные знания. Народная метеорология. Народные пред­ставления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Тра­диционная медицина. Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Вы­шивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая жи­вопись. Казачий музыкальный фольклор.

Тема №4. Культура физического воспитания казачества. (6 часов, 3 аудиторных, 3 неаудиторных)

Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице).

Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подго­товка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верхо­вой езды.


Тема №5. Материальная культура кубанского казачества. (7 часов, 3 аудиторных, 4 неаудиторных)

Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и по­левой надел как основа хозяйственной деятельности казаков. Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. Поселения и традиционные жилища казаков. Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украше­ния. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты.


Итоговые занятия.(2 часа, 1 аудиторное, 1 неаудиторное)

Традиции кубанского казачества и современность. Экскурсия в храм или музей.


4. Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации Программы ожидается:

1. В классе, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.


Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

   1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.

   2. Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;

   3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности

Регулятивные УУД:

   1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

   2. Планировать свои действия .

   3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

   4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.

  5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

   1. Осуществлять поиск необходимой информации.

   2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

   3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

   4. Строить логическое рассуждение.

 Коммуникативные УУД:

   1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

   2. Слушать и понимать речь других людей.

   3. Формулировать собственное мнение и позицию.

   4. Договариваться и приходить к общему мнению.

 Ценностные ориентиры содержания курса:

      –      патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.

–      гражданственность – закон и порядок.

–      семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и младших.

–      труд и творчество – уважение к труду.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.


5.Формы и виды контроля

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.


6. Методические рекомендации.

При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения.

Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.


7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

    1. Бондарь В.В. «Войсковой град Екатеринодар» К., 2000.

    2. Громов В.П., отец Сергий, Ю.Н. Загудаев и др. «Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы», К., 2005.

    3. Маслова А.В. «Кубанская старина», К.,2009.

    4. Еременко Е.Н., Покладова Е.В., Соболь А.Г. «Основы православной культуры» (издательство «Мир Кубани».

    5. Мирук М.В.,Еременко Е.Н., Чуп О.В. Программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), (издательство «Традиция», 2009.

    6. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.

    7. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 4 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.

    8. Платонов И. «Кубань Православная - Первозванная.» Тамань-Краснодар, 2000.

    9. Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция».

    10. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

    11. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М., 2006.

    12. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения» К., 2003-2004.


2. Печатные пособия

      1. Печатные пособия

      2. Демонстрационный материал (лото, предметные картинки)


3. Технические средства обучения

    1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

    2. Ноутбук

    3. Мультимедийный проектор



4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

        1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

        2. Стол учительский с тумбой.

      1. Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий и т.п.



Согласовано:

заместитель директора по ВР

____________Анихимовская Н.О.

августа 2017 года



Краснодарский край

МО Белореченский район город Белореченск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 9



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


на 2017\2018 учебный год


Кружок «Кубань-казачий край!»


Класс: 4


Количество часов: всего: 34 часов; в неделю 1 часа.


Учитель: Блашникова Людмила Николаевна


Планирование составлено учителем начальных классов Блашниковой Людмилой Николаевной, утверждено решением педагогического совета МБОУ СОШ 9, протокол № от августа 2017 года.











п/п

Количество часов

Содержание

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности учащихся

Тема №1. Исто­рия кубанского казачества.(4 часа)


1

1

Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение каза­чества.



Изучение атрибутов и символов казаков. Встреча с казаками местного войска Совместное посещение памятника и возложение цветов к мемориалу.

2

1

Казачьи войска дореволюционной России.



3

1

Казачество прошлое и современное.



4

1

Казаки в устном народном творчестве.



Тема №2. Духовные истоки Кубани. (4 часа)


5

1

Библия. Библиотеки.



Подборка материалов о столице нашего края. Изучение истории города, названия улиц нашего города.Посещение достопримечательностей нашего города. Виртуальная экскурсия по Белореченску.

6

1

Культурное наследие Кубани.



7

1

Музеи – хранители материальной и духовной культуры.



8

1

Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.



Тема №3.Православие как источник духовности казачества. (4 часов)


9

1

Вера в народной жизни. Святой угол.



Сообщения учащихся о православные храмах кубанского казачества . Выставка рисунков Творческие работы из бумаги и картона « Божий храм». Выставка рисунков. Изучение устройство православного храма и правил поведения в нём. Посещение храма.

10

1

Станичный храм. Станичный батюшка.



11

1

Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества.



12

1

Войсковые праздники. Проводы на службу.



Тема №4. Казачьи традиции, народные знания и фольклор. (7 часов)


13

1

Казачьи заповеди и традиции. Воспитание в казачьей семье.



Подбор пословиц и поговорок о казаках, их храбрости и смелости. Разучивание кубанских казачьих игр. Выставка «Семейные реликвии».

14

1

Народные знания. Народные приметы.



15

1

Казачье декоративно-прикладное искусство.



16

1

Казачьи промысла и ремёсла.



17

1

Казачий музыкальный фольклор



18

1

Историческая песня. Обрядовые песенные жанры.



19

1

Казачьи плясовые песни, припевки, частушки.



Тема №5. Культура физического воспитания казачества. (6 часов)


20

1

Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице).



Чтение и обсуждение художественной литературы о казаках и их подвигах. Просмотр презентации репродукций картин кубанских художников.

21

1

Народные игры кубанского казачества.



22

1

Боевая и физическая подго­товка в казачьих войсках.



23

1

Искусство рукопашного боя и верхо­вой езды.



24

1

Система выживания.



25

1

Казачий Спас.



Тема №6. Материальная культура кубанского казачества. (7 часов)


26

1

Землепользование на Кубани.



Изучение традиционных занятий казаков. Знакомство с орудиями труда кубанских казаков. Сообщения и доклады учащихся о профессиях кубанцев. Экскурсия в пожарную часть.Экскурсия на чайную фабрику.

27

1

Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова – кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.



28-29

2

Поселения и традиционные жилища казаков.




30

1

Традиционная одежда кубанских казаков.



31

1

Традиционная система питания на Кубани.



32

1

Блюда из овощей и фруктов.



Итоговые занятия.(2 часа)


33

1

Традиции кубанского казачества и современность. 



Встреча с казаками местного войска.

34

1

Экскурсия в храм или музей.













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее