«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в повседневной жизни человека»

Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Знакомство учащихся с веществами,из которых состоит окружающий мир,позволяет: * раскрыть. важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания;

*подготовить учащихся к изучению курса биологии в 6-ом классе;

*подготовить учащихся к изучению химии в 8 классе

*. выявлять одаренных детей и искать пути реализации их способностей.

*.формировать исследовательские навыки и умения, способы реализации научных проектов.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Химия в повседневной жизни человека» ,является авторской и разработана для учащихся 6 классов на 2019 -2020 учебный год.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования , основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа). Программа внеурочной деятельности по химии «Химия в повседневной жизни человека» рассчитана на 35 часов для учащихся 6 классов.

Цели внеурочной деятельности по химии

*собщить учащимся о веществах,которые нас окружаютв повседневной жизни

*раскрыть роль химии в познании природы и в жизни общества,значении химического образования для правильного поведения в различных ситуациях

*развивать внутреннюю мотивацию учения,интерес к познанию химии

;*формировать личность учащихся * использовать информационные технологии с целью повышения интереса к изучению естественно- научных. дисциплин:

Направление—общеинтеллектуальное

Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Знакомство учащихся с веществами ,из которых состоит окружающий мир,позволяет: * раскрыть. важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания;

*подготовить учащихся к изучению курса биологии в 6-ом классе;

*подготовить учащихся к изучению химии в 8 классе

*. выявлять одаренных детей и искать пути реализации их способностей.

*.формировать исследовательские навыки и умения, способы реализации научных проектов.

4. Развивать интересы и наклонности учащихся к научной и поисковой деятельности.

Личностные результаты:1 в ценностно_ориентационной сфере-отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль, самооценка, 2.в трудовой сфере – готовность к дальнейшей образовательной траектории; 3. в познавательной – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметные результаты – 1.владение универсальными способами деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, исследование ),2. использование универсальных способов деятельности : анализ,синтез, сравнение, обобщение; 3.умение генерировать идеи и определять средства для их реализации; 4.умение определять цели и задачи деятельности ; 4.использование различных источников для получения информации.



Содержание программы

1.1. Введение. Химия наука о веществах .Вещества вокруг нас. Техника лабораторных работ .Химическая посуда



ІІ. Вещество привычное и необычное

2.1. «Паспортные данные» питьевой и морской воды.

Проблема дефицита чистой воды. Биологически активная вода: талая, серебряная, намагниченная вода.

Практическая работа. Обнаружение в воде катионов железа, свинца, кальция и анионов сульфатов, хлоридов, фосфатов, карбонатов, нитратов.

2.2. Химический эксперимент «Чудеса кристаллизации. Инкубатор кристаллов»

Растворение веществ в воде. Значение растворов в природе, быту и на производстве. Тепловые явления при растворении. Значение кристаллогидратов и их значение. Вода как катализатор.

Демонстрация: растворение концентрированной серной кислоты в воде, растворение нитрата аммония в воде.

Обнаружение кристаллизационной воды в кристаллогидрате медного купороса. Выращивание кристаллов медного купороса.

Понятие «катализатор». Вода как катализатор.

Химический эксперимент. Опыт «Вода – катализатор» (взаимодействие йода с алюминием).

2.3.Ролевая игра «О рыбаке и рыбке»

Демонстрация химических опытов: сжигание красного фосфора, изменение цвета в реакции карбоната натрия с соляной кислотой в присутствии метилоранжа, взаимодействие соды с хлоридом кальция. Демонстрация опытов «Фараонова змея», «Операция без боли»

.

Практическая работа. Приготовление растворов соли с определённой массовой долей растворённого вещества. Приготовление растворов соли на молярную концентрацию растворённого вещества.

2.4. Химический иллюзион «Чудеса своими руками».

Понятие о растворах. Виды растворов и приготовление растворов разной концентрации.

Химический эксперимент. Изменение окраски растворов солей в различных средах.

2.5. Интеллектуальная игра «Вода остаётся прозрачной». Конкурсы, турниры, загадки, ребусы, занимательные опыты.


ΙΙΙ. Химия на страже красоты

3.1.Ролевая игра «Косметическая» красота

Виды косметических товаров: духи, дезодоранты, кремы, пудра, лаки для волос и т.д. и их влияние на организм человека.

3.2 Практическая работа «Химия и стирка»

Важнейшие средства гигиены в жизни человека: зубные пасты, шампуни, мыло. Моющие средства. Моющие синтетические и натуральные средства. Химические основы стирки. Стиральные порошки. Мыло. Распознавание и удаление пятен с одежды. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа. Влияние различных моющих средств на качество стирки белья.

3.3. Домашняя химчистка. Химический эксперимент «Домашняя химчистка»: выведение пятен с тканей от подсолнечного масла, ржавчины, смолы, жвачки, йода.


ІV. Химия на страже здоровья

4.1.Исследовательская работа «Осторожно: еда!»

Химический состав пищи. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Перспективы создания искусственной пищи.

Пищевые добавки. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Консерванты. Ароматизаторы. Пищевые антиокислители. Подсластители.

Практическая работа. Исследование химического состава пищи (обнаружение жира, крахмала, глюкозы в продуктах питания)

Практическая работа. Исследование состава натурального мёда. Получение искусственного мёда.

4.2. Исследовательская работа «Пища, которую мы едим».

Понятие о витаминах и их классификация. Витамин А (ретинол), Витамин В (кальциферол), Витамин С (аскорбиновая кислота) и Витамины группы В. Применение витаминов в медицине.

Практическая работа. Качественные реакции на витамины А, С, Д.

Практическая работа. Качественное определение в яблоке витамина С.

4.3. Сценарий конференции «Правильное питание-залог долголетия»

Химические процессы, происходящие при тепловой обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Химия пищеварения.

Химический анализ пищевых продуктов.

Практическая работа. Исследование химического состава пищи. Обнаружение в продуктах крахмала, белка, глюкозы.

Практическая работа. Определение качества образцов мяса и рыбы. Химический анализ молока и молочных продуктов на кислотность.

4.4.Устный журнал «Пиво пенное и ритмы современные»

Что входит в состав пива. Польза и вред от употребления пива. Действие пива на организм подростка.

4.5. Сценарий внеклассного мероприятия «Знакомьтесь: чай!»

Технология производства чая. Химический состав чая. Рецепты приготовления чая. Кофеин. Танин.

Практическая работа. Получение кофеина из чая. Получение танина и опыты с ним.

Сценарий внеклассного мероприятия «За чашкой чая».


V. Химия и медицина

5.1. Внеклассное мероприятие «Что скрывается за приставкой «нано»?»

Приставка «нано». Значение наномедицины для лечения заболеваний. Механизм действия чипов, роботов.

5.2. Домашний лекарь «Помоги себе сам»

Знакомство с народным опытом оказания помощи в лечении различных недугов. Советы и рекомендации народных целителей, врачей-натуропатов по лечению травами и мёдом: лечение ожогов и обморожений, средства остановки кровотечений, ухода за кожей, устранение мозолей, бородавок и других неприятностей.

Целебные советы Ванги. Лекарственные растения фитотерапевтаЗ.В.Коробцовой.

Практическая работа. «Лечение» ожога, обморожения питьевой содой и сырым яйцом; заживление раны листом алоэ; мозолей коркой лимона или истолченной в мелкий порошок дубовой коры; уход за кожей огуречной водой.

5.3. Внеклассное мероприятие «Химия запахов. Ароматерапия»

Сила ароматов как лечебное средство. Целебные свойства запахов. Растения ароматерапии. Ароматы с древности и до наших дней. Действие эфирных масел растений.

Химический эксперимент по приготовлению дезодоранта в домашних условиях («извлекаем аромат»)





VІ. Химия за здоровый образ жизни.

6.1. Устный журнал «Диалог химии и медицины».

Скорая химическая помощь

Исторический путь лекарственных средств. Лекарственные средства в домашней аптечке. Природные лекарственные средства – лекарственные растения.

6.2. Ролевая игра «Похититель рассудка – алкоголь».

Проблемы алкоголизма с позиций корреспондента газеты «Здоровье», историка, юриста, социолога, учителя, биолога, химика, врача-нарколога, учащегося.

Химический эксперимент. Влияние алкоголя на белок куриного яйца, проростки пшеницы.

6.3. Ролевая игра «Суд над табаком».

История приобщения европейцев к табаку. Распространение табака – быстрое привыкание и его наркотическое действие. Негативное влияние табака на потомство, лёгкие, желудок, печень, сердце, кровеносные сосуды нижних конечностей и другие органы.

Химический эксперимент. Исследование состава и свойств табачного дыма.

6.4. Научно-практическая конференция «Химия. Питание. Здоровье».

Здоровье человека связано с питанием. Забота человека о здоровье связана с точки зрения различных специалистов: стоматолога, диетолога, биохимика, нарколога, невропатолога, химика, онколога и т.д.

Химический эксперимент. 1. Опыт, доказывающий содержание глюкозы во фруктах.

2. Опыт, доказывающий наличие в кефире этилового спирта.

3. Опыт, доказывающий наличие кислот в напитках «Пепси», «Кока-кола», «Спрайт».

4. Опыт, доказывающий наличие в овощах нитратов.

6.5. Устный журнал «Скорая медицинская помощь».

Исторический путь лекарственных средств. Лекарственные средства в домашней аптечке. Значение лекарственных средств: йод, зелёнка, нашатырный спирт, пероксид водорода, витамины и др. Природные лекарственные средства ─ лекарственные растения.

6.6. Влияние тяжёлых металлов на здоровье человека.

Понятие «тяжёлые металлы». Влияние тяжёлых металлов на организм человека: медь и её соединения, ртуть и её соединения, свинец и его соединения.

Опыт, доказывающий наличие свинца в спайке консервной банки при её нарушении герметичности.


VІІІ. Работа над научно-исследовательскими работами.

8.1. Виды исследовательских работ и их оформление.

Этапы работы над научным проектом.

8.2. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения В.И.Вернадского «Вклад В.И.Вернадского в развитие химических наук»

8.3. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате присуждения Нобелевской премии М. Склодовской Кюри «Быть первой и единственной»

8.4. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения Д.И.Менделеева

«Наука и промышленность – вот мои мечты».

8.5. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения М.В.Ломоносова

«Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов»


ІХ. Химия на военной службе

9.1. Устный журнал «Учёные-химики во имя Великой Победы».

Вклад учёных – химиков в Победу в Великой Отечественной войне.

9.2 Устный журнал «Химические элементы на службе человека».

Использование химических веществ в военном деле: нефть – «кровь войны», напалм, пирогель, иприт, фреон и др.


Х. Химический смотр знаний

10.1 Химический смотр знаний «Посвящение в химики»

Конкурсная программа «Мы знакомы с чудесами - делать их умеем сами»

Турниры, викторины, загадки, конкурсы.

Химический эксперимент. Сценка «Операция без боли»

10.2. Химическая игра «Конкурс знатоков химии».

Конкурсная программа. Турниры, викторины, загадки, конкурсы.


ХІ. Итоговое занятие.


Занятия проводятся в различных формах: проблемно - поисковые работа, тесты, презентации, химический эксперимент, практические работы и лабораторные практикумы, написание проекта (исследования) и т.д.






Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего

час

Форма занятия

Дата

План

Факт

Ι

Наша жизнь в опасности без техники безопасности


2




1.1.

Введение. Организационное занятие.


1

Викторина



1.2

О правилах по технике безопасности и в шутку и всерьёз Занимательно о технике безопасности

1

Викторина



ΙΙ

Вещество привычное и необычное

5




2.1.

«Паспортные данные» питьевой и морской воды.



1

Практическая работа



2.2.

Химический эксперимент

«Чудеса кристаллизации».


1

Практическая работа



2.3.

Ролевая игра

«Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Инсценировка с демонстрацией химических опытов



2.4.

Химический иллюзион «Чудеса своими руками»

1

Проблемно-поисковая



2.5.

Интеллектуальная игра

«Вода остаётся прозрачной»

1

интеллектуальный марш-бросок



ΙΙΙ

Спасёт ли мир красота?


3




3.1

Ролевая игра «Косметическая» красота

1

Презентация с демонстрацией химического эксперимента



3.2.

Химический эксперимент «Химия и стирка»


1

Практическая работа



3.3.

Домашняя химчистка

1

Химический эксперимент



ΙV


Химия на страже здоровья

6




4.1.

Исследовательская работа учащихся

«Осторожно: еда!»

1

презентация, химический эксперимент



4.2.

Исследовательская работа учащихся

«Пища, которую мы едим»

1

, презентация с элементами химического эксперимента



4.3.

Сценарий конференции

«Правильное питание-залог долголетия»

1

Ролевая игра, тест, презентация



4.4.

Устный журнал «Пиво пенное и ритмы современные»

1

Презентация



4.5.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Знакомьтесь: чай!»



2

Эксперимент, работа в группах

Практическая работа



V.

Химия и медицина

3




5.1.

Внеклассное мероприятие

«Что скрывается за приставкой «нано»?»

1

Презентация, тест



5.2.

Домашний лекарь «Помоги себе сам»

1

Практическая работа



5.3.

Внеклассное мероприятие

«Химия запахов. Ароматерапия».

1

Химический эксперимент.



VІ.

Химия за здоровый образ жизни.

4




6.1.

Устный журнал «Диалог химии и медицины»


1

Конкурсные задания, инсценировка, викторина



6.2.

Ролевая игра «Похититель рассудка – алкоголь»

1

с демонстрация химического эксперимента



6.3.

Ролевая игра «Суд над табаком»

1

демонстрацияхимического эксперимента



6.4.

Научно-практическая конференция

«Химия. Питание. Здоровье»

1

Рефераты учащихся, демонстрация химических экспериментов



6.5.

Устный журнал

«Скорая медицинская помощь»

1

инсценировка



6.6.

Внеклассное мероприятие

Влияние тяжёлых металлов на здоровье человека

1

Работа в группах, элементы химического эксперимента



VІІ.


Научно-исследовательские работы

5




7.1.

Виды исследовательских работ. Оформление исследовательских работ.

Этапы работы над научным проектом.

1

Оформление пректа



7.2.

Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения В.И.Вернадского «Вклад В.И.Вернадского в развитие химических наук»

1

Выступление учащихся, презентация



7.3.

Научно-исследовательская работа к знаменательной дате присуждения Нобелевской премии М. Склодовской Кюри «Быть первой и единственной»

1

Реферат, презентация, видеофильм



7.4

Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения Д.И.Менделеева»

Наука и промышленность – вот мои мечты

1

Презентация, выступление учащихся



7.5.

Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения М.В.Ломоносова

«Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов»

1

Презентация, реферат



.111

Химия на военной службе

2




8.1

Устный журнал

«Учёные-химики во имя Великой Победы»


1

Презентация, химический эксперимент



8.2

Устный журнал

Химические элементы на службе человека

1

Химический эксперимент



1Х.

Химический смотр знаний

2




9.1

Химический смотр знаний «Посвящение в химики»

1

Химический праздник



9.2.

Химическая игра «Конкурс знатоков химии»

1

Презентация, викторина, конкурсы



ХІ.

Итоговое занятие

1

Подведение итогов





35






Тематическое планирование

№п/п

Наименование темы

Всего часов

Теоретические

Занятия

Лабораторно-практические

занятия

1

Наша жизнь в опасности без техники безопасности

2

2


2

Вещество привычное и необычное

5

2

3

3

Спасет ли мир красота?

3

1

2

4

Химия на страже здоровья

6

5

1

5

Химия и медицина

3

1

2

6

Химия за здоровый образ жизни

6

5

1

7

Научно-исследовательские работы

5

4

1

8

Химия на военной службе

2

1

1

9

Химический смотр знаний

2

2


10

Итоговое занятие

1


1


Итого

35

23

12



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее