МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании МО классных руководителей Протокол № _____ от «____» _______2022 г Руководитель МО _________ Волынец Л.В. | СОГЛАСОВАНА заместитель директора _______ Е.А.Иванова | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №20» г. Стерлитамак РБ _______________Н.П.Семенова Приказ №______ от «___» _________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
для обучающихся 3В класса
«Разноцветные ладошки»
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Биккузина М.Ю.
г. Стерлитамак 2022 г.
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Тропинки в профессию» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методические рекомендацие по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основная образовательная программа ООО.
Цель курса — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества;
формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;
знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов;
овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 20» на 2022/2023 учебный год рабочая программа курса внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления «Разноцветные ладошки» рассчитана на 1 час в две недели (17 часов).
Формы (приемы) контроля
Наблюдение, самооценка, творческие работы и проекты. Безотметочная система оценивания курса.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения творческих работ.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика».
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие:
• художественно-творческая практика;
• творческие занятия;
• творческий проект;
• выставка-конкурс;
• мастер-класс;
• экскурсии;
• виртуальные путешествия и др.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты.
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:
• выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т.д.;
• выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
• защиты проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам обучения).
Раздел 1. Основы художественной грамотности, 7ч
Раздел 2. Графика, 4ч
Раздел 3. Мир вокруг нас, 1ч
Раздел 4. Нестандартные техники работы в изобразительном творчестве, 3ч
Раздел 5. Художник и фантазия, 2ч
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
| Основы художественной грамоты, 7 ч. | | | |
1/1 | Вводное занятие. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | Знакомство с тематикой занятий – беседа. | 1 | https://infourok.ru/ |
2/2 | Натюрморт из трёх предметов. Рисующий свет. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
3/3 | Холодные цвета. Стихия – вода. Теплые цвета. Стихия- огонь | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
4/4 | Природная форма – лист. Осенние листья. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | http://flockdraw.com, |
5/5 | Натюрморт. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://ru.padlet.com, https://awwapp.com, https://www.triventy.com, |
6/6 | Цветы зимы. Прогулка по зимнему саду. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://ru.padlet.com, https://awwapp.com, https://www.triventy.com, |
7/7 | Здравствуй, Новый год! | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://ru.padlet.com, https://awwapp.com, https://www.triventy.com, |
| Раздел 2. Графика, 4ч | | | |
8/1 | Вводное занятие, введение в тему. Волшебные линии. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
9/2 | Листья и веточки. Осенние листья. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
10/3 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | http://flockdraw.com, |
11/4 | Открытка – поздравление «8 марта – мамин праздник» | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
| Раздел 3. Мир вокруг нас, 1ч | | | |
12/1 | Мир вокруг нас | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://ru.padlet.com, https://awwapp.com, https://www.triventy.com, |
| Раздел 4. Нестандартные техники работы в изобразительном творчестве, 3ч | | | |
13/1 | Волшебные нитки. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
14/2 | Кляксография. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
15/3 | Выдувание. Пальчиковая живопись. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | http://flockdraw.com, |
| Раздел 5. Художник и фантазия, 2ч | | | |
16/1 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
17/2 | Выставка рисунков. Подведение итогов. | Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество. | 1 | https://www.twiddla.com/, |
Приложение 1 к рабочей программе
курса внеурочной деятельности
«Разноцветные ладошки»
для обучающихся 3 класса
на 2022-2023 учебный год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Основы художественной грамоты, 7 ч. | |||||
1/1 | Вводное занятие. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | 08.09 | | |
2/2 | Натюрморт из трёх предметов. Рисующий свет. | 1 | 22.09 | | |
3/3 | Холодные цвета. Стихия – вода. Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | 06.10 | | |
4/4 | Природная форма – лист. Осенние листья. | 1 | 20.10 | | |
5/5 | Натюрморт. | 1 | 17.11 | | |
6/6 | Цветы зимы. Прогулка по зимнему саду. | 1 | 01.12 | | |
7/7 | Здравствуй, Новый год! | 1 | 15.12 | | |
Раздел 2. Графика, 4ч | |||||
8/1 | Вводное занятие, введение в тему. Волшебные линии. | | 29.12 | | |
9/2 | Листья и веточки. Осенние листья. | | 19.01 | | |
10/3 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | | 02.02 | | |
11/4 | Открытка – поздравление «8 марта – мамин праздник» | | 16.02 | | |
Раздел 3. Мир вокруг нас, 1ч | |||||
12/1 | Мир вокруг нас | | 09.03 | | |
Раздел 4. Нестандартные техники работы в изобразительном творчестве, 3ч | |||||
13/1 | Волшебные нитки. | | 23.03 | | |
14/2 | Кляксография. | | 13.04 | | |
15/3 | Выдувание. Пальчиковая живопись. | | 27.04 | | |
Раздел 5. Художник и фантазия, 2ч | |||||
16/1 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. | | 11.05 | | |
17/2 | Выставка рисунков. Подведение итогов. | | 25.05 | | |