Программа предпрофильного курса образовательной области технология
«История казачьей кухни».
Пояснительная записка
Искусство приготовления пищи – одна из самых древних областей человеческой деятельности. Кулинария - это не стареющее искусство. Появляются новые продукты, новые технологии приготовления пищи, идет взаимообогащение национальных культур. Всегда можно внести свой вклад в развитие, пробуждая фантазию, чтобы начать интересные эксперименты. Для этого нужна база знаний и навыков. Отличительной особенностью программы предпрофильного курса “История казачьей кухни” является, то что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить учащимся почитаемые, берущие начало из глубокой древности, традиции и русские народные обычаи, старинные и обрядовые блюда казачьей кухни, а затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности.
Поэтому предпрофильный курс актуален и значим в жизни каждого человека. Основные навыки кулинарной обработки продуктов питания и приготовления блюд учащиеся получают на уроках технологии в 5–8-х классах, а данный курс предназначен для углубления знаний и умений по кулинарному искусству в 8-ых классах. Так как в примерной программе данная тема дана в небольшом количестве 17 часов. Именно данная программа и помогает углубить знания по данному направлению обучающихся выпускных классов. Этот курс направлен на профессиональную ориентацию обучающихся по профессии «повар», «повар-кондитер». При знакомстве с кухнями различных народов населяющих Дон, учащиеся знакомятся с их культурой, традициями, обычаями, а также и с традиционными блюдами некоторых народов (украинской, русской, татарской, кавказской). В курсе преподавания прослеживается межпредметные связи: история, математика, география, МХК, биология.
Предполагаются формы работы: теоретические сведения; практические работы; самостоятельные работы; исследовательская и поисковая деятельность, защита проектных работ.
Цель курса:
Ознакомление учащихся с понятием «Казачья кухня.», особенностями приготовления некоторых национальных блюд, развитие интереса к кулинарному искусству, расширение навыков обработки продуктов.
Удовлетворение и развитие интереса учащихся к кулинарии;
подготовка к более сознательному выбору профессии и активному участию в трудовой деятельности. Он поможет ученикам проанализировать и проверить свои профессиональные намерения и возможности само реализоваться в дальнейшем в таких специальностях, как повар, технолог, кондитер, официант, бармен. Данные профессии могут стать привлекательными, учитывая перспективы развитии Дона, как туристического центра на юге России.
Задачи курса:
-Научить добывать информацию из различных источников.
-Познакомить с культурой, традициями и обычаями казачьей Донской кухней (украинской, русской, белорусской, татарской, кавказской).
-Приобщить учащихся к культуре народов Дона .
-Расширить навыки обработки продуктов.
-Воспитать культуру питания
-Создать условия для формирования творческой фантазии и приобретения личного опыта по поиску и анализу материала в соответствии с заданной темой.
-Научить применять полученные знания на практике.
Тематический план
1.Вводное занятие. Традиции и обычаи казачьей кухни 2ч.
Казачье застолье 1ч.
Донская трапеза 1ч.
2.Блюда из рыбы. Уха, традиционное блюдо казаков.1ч.
3.Каша- пища наша. Кулеш, походное блюдо казаков. 1ч.
Основные виды зерновых культур выращиваемых на Дону.
4. Хлеб– главное кушанье во все времена 2 час.
История хлебопечения на Руси, Дону. Роль хлеба в питании казаков. Благоговейное отношение к хлебу русского народа. Виды выпечки.
5.Монастырская кухня 2ч.
Православные монастыри – создатели и хранители секретов приготовления пищи в России. Жизнь казаков по народному календарю. Посты и мясоеды. Блюда монастырской кухни.
Практическая работа: Приготовление блюда монастырской кухни.
6 . Обрядовая кухня (3 часа)
Семейные и православные праздники. Рождественский стол. Пасхальный стол. Свадебный стол. Крестильная каша и бабкины пироги. Поминальная трапеза.
Практические работы: Приготовление кутьи.
7.Украинская кухня 1ч.
8.Русская кухня 1ч
9. Татарская кухня 1ч.
10.Белорусская кухня1ч.
11. Кавказская кухня 1ч.
Итоговое занятие-1ч.
Итого: 17ч.
Содержание тем
1.Вводное занятие. Знакомство с курсом, 2ч.
Теория: понятие «Казачья кухня», ингредиенты, меню, калорийность блюд. Поиск и анализ информации. Оборудование, инструменты для кулинарных работ. Правила безопасности и личной гигиены при проведении кулинарных работ. ИОТ № Практика: сбор и анализ информации, расчет количества продуктов и калорийности готового блюда.
«Татарская кухня», 1ч. Теория: особенности татарской кухни, ассортимент блюд, . Практика: приготовление мант
«Украинская кухня», 1ч.Теория: особенности украинской кухни, ассортимент блюд. Понятия: вареники, галушки, гречаники, кулеш, пампушки. Виды нарезки овощей. Пассерование овощей. Практика: нарезка овощей «соломкой», приготовление украинского борща.
Блюда из рыбы. Приготовление ухи .Понятие двойная, тройная уха.1ч.
«Кавказская кухня», 1ч. Теория: особенности грузинской, азербайджанской и армянской кухни. Ассортимент блюд. Приправы. Понятия: долма, сунели, сациви, чанах, плов, лаваш, чахохбили, хачапури, харчо, мацони. Практика: приготовление плова.
«Русская кухня», 1ч. Теория: традиционные блюда русского стола. Каши и первые блюда Русский чайный стол. Выпечка. Практика: приготовление блинов.
Белорусская кухня,1ч.Теория:Картофель,основной овощ белорусской кухни. 100 блюд из картофеля. Понятие- драники, колдуны.
«Итоговое занятие. Защита проектной деятельности. 1ч.
Контроль знаний учащихся
Перечень знаний:
Понятие « Казачья кухня»
Ингредиенты
Меню
Калорийность блюда
Особенности татарской кухни
Особенности украинской кухни
Особенности кавказской кухни
Особенности русской кухни
Особенности белорусской кухни
Требования техники безопасности и правил личной гигиены при кулинарных работах
Перечень умений:
Собирать и анализировать информацию по особенностям национальной кухни
Изготавливать блюда по имеющимся рецептам
Вычислять массу продуктов для приготовления блюда в зависимости от количества человек
Рационально использовать имеющиеся продукты
Соблюдать правила личной гигиены и охраны труда
Учебно-методическое обеспечение
В.Д. Симоненко. Технология. Обслуживающий труд., 5-9 кл. Ваши любимые блюда.Сост Паскевич С.М. – Алма-Ата: МГП «Берен», 1993. -352 с. «Вкусно и полезно» / Архипов В.И.. Поездник И.Ф., Фастовский И.С.,Чесноков П.И.Под ред. Садовникова Н.Г. – М.: Воениздат, 1990. Электронный учебник «Кухни народов мира» Электронный учебник «Советы повара»
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1. | Вводное занятие: Казачье застолье Донская трапеза | 2ч 1Ч. 1Ч. |
|
2. | Блюда из рыбы. Уха, традиционное блюдо казаков | 1ч. |
|
3. | Каша- пища наша. Кулеш, походное блюдо казаков. | 1ч. |
|
4. | Хлеб- главное кушанье во все времена. | 2ч. |
|
5. | Монастырская кухня. | 2ч. |
|
6 | Обрядовая кухня | 3ч. |
|
7. | Кавказская кухня . | 1ч. |
|
8. | Украинская кухня . | 1ч. |
|
9. | Русская кухня | 1ч. |
|
10. | Татарская кухня | 1ч. |
|
11. | Белорусская кухня | 1ч. |
|
12. | Итоговое занятие | 1ч. |
|
| ВСЕГО | 17 Ч. |
|
|
|
Тематическое планирование.