1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информчик» имеет техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области информатики и информационных технологий, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с информационными системами.
В XXI веке умение уверенно пользоваться компьютером равносильно навыкам письма и чтения. И те, кто даже не знает, как включить компьютер и проверить электронную почту, остаются в подавляющем меньшинстве.
Замечено, что намного легче овладевать компьютерными технологиями и разнообразными новшествами нынешнему поколениям, поскольку приход компьютера в их жизнь совпал с взрослением и интеллектуальным развитием.
Современные компьютерные технологии – это целый мир со своими странами и континентами, океанами и горными вершинами. К сожалению, учащиеся проводят многие часы, или даже дни, играя в компьютерные игры. Но мало кто задумывается о том, как направить усилия учащегося на изучение компьютера с точки зрения практического применения, развития творчества, создания собственных текстов, картин, сайтов и программ.
В отличие от содержания курса школьной информатики, общеразвивающая программа позволит более детально изучить устройство и возможности компьютера, познакомиться с информационными технологиями, применяемыми в повседневной жизни и научиться основам программирования, что может помочь в дальнейшей учебе.
Данная программа разработана в соответствии:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996- р)
5. Распоряжение Министерства образования Омской области от 12.02.2019 №Исх._19/Мобр_2299 (Методические рекомендации по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной программы БОУ ДПО «ИРООО» г. Омск);
6. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14»
(утв. Главным государственным Санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N41)
Вид образовательной программы: общеинтеллектуальная, общекультурная
Новизна образовательной программы предназначена для обеспечения процесса обучения школьников, приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой доврачебной помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья..
Актуальность программы
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
«Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства компьютера, принципы работы всех его систем и их взаимодействия. Использование различных инструментов развития (игропрактика, командная работа) детей позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков.
Реализация данной программы рассчитана на 90 ч и реализуется на протяжении всего учебного периода. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук
2. Цели и задачи программы.
Цель программы: обучение детей компьютерной грамотности.
Задачи:
1.Помочь детям узнать основные возможности компьютера;
.Способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности;
3.Формировать практические навыки работы на компьютере, освоить приемы работы в программах: Paint, Word, PowerPoint;
Соответствие программы возрастным особенностям.
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся младшего школьного возраста (7 – 9 лет). Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления – процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Срок реализации программы: 90 академических часа
Формы обучения: очная
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Состав группы: постоянный
Особенности набора детей: свободный
Уровень реализации данной программы: ознакомительный.
Ожидаемые результаты
Предметные:
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
Метапредметные:
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
Личностные:
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Путешествие в Информчик»
способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
| Раздел 1 . Вводные занятия | |
1 | Знакомство с компьютерным классом. Знакомство с содержанием курса программы. Назначение компьютера. Решение ребусов, касающихся информатики. | 1 |
2 | Правила поведений и техника безопасности в компьютерном классе. Инструктаж и правила по технике безопасности (показ презентации с помощью мультимедийного проектора). Закрепление правил по технике безопасности (фронтальной опрос). | 1 |
| Раздел 2. Компьютерная азбука. 30 ч | |
3 | Знакомство с компьютером. Наш компьютер - верный друг. Сказка «Компьютерная школа». | 1 |
4 | Повторение правил поведения и техники безопасности в компьютерном классе. Каким образом компьютер помогает человеку. Правила техники безопасности при работе с компьютером. | 1 |
5 | Компьютер и его основные устройства. Системный блок. | |
6 | Компьютер и его основные устройства. Монитор. | |
7 | Компьютер и его основные устройства. Клавиатура. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша . | |
8 | Компьютер и его основные устройства. Мышь. Учимся работать мышкой. | |
9 | Компьютер и его основные устройства. Основные устройства ввода и вывода. | |
10 | Компьютер и его основные устройства. Развитие внимания. Работа с мышью. | |
11 | Программа «Раскраска». (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»). Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»). | |
12 | Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»). | |
13 | Пиктограммы. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска») | |
14 | Повторение устройств компьютера. Для чего предназначена мышь. Работа с мышью. | |
15 | Клавиатура. Назначение клавиатуры. Работа на клавиатуре. | |
16 | Клавиатура. Клавиши. Набор текста в текстовом редакторе. | |
17 | Клавиатура. Клавиши. Набор текста в текстовом редакторе. | |
18 | Клавиатура. Клавиши. Набор текста в текстовом редакторе. | |
19 | Клавиатура. Удаление текста. Редактирование. | |
20 | Клавиатура. Удаление текста. Редактирование. | |
21 | Клавиатура. Удаление текста. Редактирование. | |
22 | "Турнир скоропечатников". Набор текста, разного уровня сложности. Редактирование текста. | |
23 | Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы. | |
24 | Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы. | |
25 | Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы. | |
26 | Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы. | |
27 | Защита своего проекта. | 1 |
28 | Защита своего проекта. | |
29 | Защита своего проекта. | |
30 | Культурно-образовательное событие «Наши первые шаги в Компьютерию» | 1 |
31 | Полет с использованием функции удержания высоты и курса. Произведение аэрофотосъемки. | 1 |
Раздел 3. Знакомство с программой Paint 20ч | ||
32 | Рабочее поле. Инструменты, меню. | 1 |
33 | Рабочее поле. Инструменты, меню. | 1 |
34 | Инструменты рисования. Линия. | 1 |
35 | Инструменты рисования. Овал. | 1 |
36 | Инструменты рисования. Прямоугольник. | 1 |
37 | Инструменты рисования. Треугольник. Ромб. | 1 |
38 | Инструменты рисования. Стрелки. | 1 |
39 | Инструменты рисования. Звезды. | 1 |
40 | Инструменты рисования. Карандаш. | 1 |
41 | Палитра цветов. Инструменты рисования. Заливка | 1 |
42 | Палитра цветов. Инструменты рисования. Заливка | 1 |
43 | Рисование с использованием кистей разных типов. | 1 |
44 | Рисование с использованием кистей разных типов. | 1 |
45 | Рисование с использованием кистей разных типов. | 1 |
46 | Работа с текстом. | 1 |
47 | Работа с текстом. | 1 |
48 | Работа с текстом. | 1 |
49 | Проект «Я рисую в программе Paint” | 1 |
50 | Проект «Я рисую в программе Paint”. Защита проектов. | 1 |
Раздел 4. Знакомство с программой ПервоЛого 2ч | ||
51 | ПервоЛого. Рабочее поле. | 1 |
52 | ПервоЛого. Инструменты, меню | 1 |
Раздел 5. Графический редактор ПервоЛого 10 ч | ||
53 | Инструменты рисования. Линия. | 1 |
54 | Инструменты рисования. Овал. | 1 |
55 | Инструменты рисования. Прямоугольник. | 1 |
56 | Инструменты рисования. Карандаш. | 1 |
57 | Палитра цветов. Инструменты рисования. Заливка. | 1 |
58 | Библиотека фонов. | 1 |
59 | Библиотека картинок. | 1 |
60 | Проект «Космическая фантазия». | 1 |
62 | Проект «Космическая фантазия». | 1 |
63 | Защита проектов. | 1 |
Раздел 6. Работа с черепашкой 10 ч | ||
64 | Создание черепашки. | 1 |
65 | Создание черепашки. | 1 |
66 | Многообразие форм черепашки. | 1 |
67 | Многообразие форм черепашки. | 1 |
68 | Многообразие форм черепашки. | 1 |
69 | Изменение форм черепашки. | 1 |
70 | Изменение форм черепашки. | 1 |
71 | Изменение форм черепашки. | 1 |
72 | Проект «Моя Черепашка» | 1 |
73 | Проект «Моя Черепашка». Защита проектов. | 1 |
Раздел 7. Команды управления черепашкой 10 ч | ||
74 | Команды: «Увеличься», «Уменьшись». | 1 |
75 | Команды: «Увеличься», «Уменьшись». | 1 |
76 | Команды: «Иди», «Повернись». | 1 |
77 | Команды: «Иди», «Повернись». | 1 |
78 | Команды: «Домой», «Замри - Отомри». | 1 |
79 | Команды: «Домой», «Замри - Отомри». | 1 |
80 | Создание группового проекта «В зоопарке». | 1 |
81 | Создание группового проекта «В зоопарке». | 1 |
82 | Создание группового проекта «В зоопарке». | 1 |
83 | Защита проектов. | 1 |
Раздел 8. Текстовый редактор Word.6 ч | ||
84 | Текстовый редактор Word. Операции с папками и файлами. | 1 |
85 | Текстовый редактор Word. Операции с папками и файлами | 1 |
86 | Шрифт, размер, цвет, выравнивание. («Мой режим дня») | 1 |
87 | Шрифт, размер, цвет, выравнивание («Мой режим дня») | 1 |
88 | Форматирование и редактирование текста. Набор и форматирование текста. | 1 |
89 | Форматирование и редактирование текста. Набор и форматирование текста. | 1 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводные занятия (2 ч)
Знакомство с компьютерным классом. Знакомство с содержанием курса программы. Назначение компьютера. Решение ребусов, касающихся информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Инструктаж и правила по технике безопасности (Показ презентации с помощью мультимедийного проектора).
Закрепление правил по технике безопасности (фронтальной опрос).
Раздел 2. Компьютерная азбука (30 ч)
Знакомство с компьютером. Наш компьютер - верный друг. Сказка «Компьютерная школа». Компьютер и его основные устройства: системный блок, монитор, мышь. Основные устройства ввода и вывода. Программа «Раскраска». Пиктограммы. Клавиатура. Назначение клавиатуры. Работа на клавиатуре. "Турнир скоропечатников". Проект "Я - журналист". Тренировка создания докладов, а так же статей на школьные и другие темы.
Защита своего проекта. Культурно-образовательное событие «Наши первые шаги в Компьютерию»
Раздел 3. Знакомство с программой Paint (20 ч)
Рабочее поле. Инструменты, меню. Инструменты рисования: линия, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, стрелки, звёзды, карандаш. Палитра. Заливка. Рисование с использованием кистей разных типов. Работа с текстом. Проект «Я рисую в программе Paint”. Защита проектов.
Раздел 4. Знакомство с программой ПервоЛого (2 ч)
ПервоЛого. Рабочее поле. Инструменты, меню. Практика. «Освоение последовательности запуска и завершения работы в среде ПервоЛого 3.0»
Раздел 5. Графический редактор ПервоЛого (10 ч)
Инструменты рисования: линия, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, стрелки, звёзды, карандаш. Палитра. Заливка. Библиотека фонов. Библиотека картинок. Проект «Космическая фантазия». Защита проектов.
Раздел 6. Работа с черепашкой (10 ч)
Правила создания черепашки. Формы черепашки. Правила создания и редактирования форм. Создание черепашки. Изменение форм черепашки. Проект «Моя Черепашка». Защита проектов.
Раздел 7. Команды управления черепашкой (10 ч)
Команды: «Увеличься», «Уменьшись», «Иди», «Повернись», «Домой», «Замри - Отомри». Создание группового проекта «В зоопарке».
Раздел 8. Текстовый редактор Word (6ч)
Текстовый редактор Word. Операции с папками и файлами. Шрифт, размер, цвет, выравнивание. Форматирование и редактирование текста. Копирование текста. Как бороться с ошибками? Рисуем в Word.
Практические работы. Набор и форматирование текста «Мой режим дня». Копирование и форматирование скопированного фрагмента текста. Творческая работа «Подарочный календарь». Проверочное практическое задание «Работа с текстом»
Контрольно-оценочные средства
Освоение программы сопровождается текущим контролем успеваемости учащихся. Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения для отслеживания уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и своевременной корректировки образовательного процесса в форме педагогического наблюдения.
Механизм оценивания образовательных результатов
Оцениваемые параметры /Оценки
| Низкий | Средний | Высокий |
Уровень теоретических знаний | |||
| Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими | Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы | Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Уровень практических |
Уровень практических навыков и умений | |||
Работа с БПЛА, техника безопасности | Требуется постоянный контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности | Требуется периодическое напоминание о том, как работать с оборудованием | Четко и безопасно работает с оборудованием |
Способность подготовки и настройки беспилотного летательного аппарата к полету | Не может подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога | Может подготовить, настроить БПЛА при подсказке педагога | Способен самостоятельно подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога |
Степень самостоятельности управления БПЛА | Требуется постоянные пояснения педагога при управлении | Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к | Самостоятельно выполняет операции при управлении БПЛА без подсказки педагога |
| | самостоятельным действиям | |
Качество выполнения работы | | | |
| Навыки управления в целом получены, но управление БПЛА невозможно без присутствия педагога | Навыки управления в целом получены, управление БПЛА возможно без присутствия педагога | Навыки управления получены в полном объеме, присутствие педагога не требуется |
Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: тестирование, соревнования.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.Компьютеры
2. проектор.
3.Маркерная магнитная доска.
4.Фотоаппарат с объективом Canon.
Учебно-методическое обеспечение
Организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляетсяочно. Комплексные занятия проходят по комбинированному типу, так как включает в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
На занятиях используются следующие формы и методы реализации программы.
Различные формы учебной работы (вид занятия) существенно повышают эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащегося. При этом педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы.
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога: среднее профессиональное образование или высшее педагогическое образование, соответствующее направленности программы или курсовая подготовка.
Информационно-образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы, для реализации программы
Теоретический материал
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультикоптер- общий обзор квадрокоптеров
2.http://mediaworx.ru/wp-content/uploads/2018/05/Tello_User_Manual_V1.2_RU_Lock.pdf- руководство пользователя Tello
3. http://quad-copter.ru/dji-tello.html - обзор квадрокоптераTello
Видеоматериал
1.https://dronnews.ru/obzory/dji/dji-ryze-tello.html- обзор квадрокоптераTello
6. Список литературы Нормативно-правовая база
Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Для педагога
Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год
Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»
Пасько. В. Самоучитель. Москва. Дрофа 2002г.
Интернет-источники
http://cyclowiki.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Циклопедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Википедия
http://www.genon.ru/ Что такое беспилотные летательные аппараты? – Генон
Для обучающихся и родителей
Пасько В. Самоучитель работы на компьютере. -М.: Дрофа 2000
Симонович С. Вы купили компьютер. -М.: АСТ Пресс 2000
«Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г