Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет образования г. Барнаула
МБОУ "СОШ №96"
РАССМОТРЕНО МО естественно математического цикла Руководитель МО ______________ Протокол №1 от " " июня 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы Приказ № от " " 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1552981)
учебного предмета
«Физика»
для 7 класса основного общего образования на 2022- 2023 учебный год
Составитель: Маслиенко Лариса Анатольевна учитель физики
г. Барнаул
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
— освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
— освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕВ соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в 7 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАРаздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе, изучает физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
ДемонстрацииМеханические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Измерение расстояний.
Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
Определение размеров малых тел.
Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенногогоризонтально, тем больше, чем больше высота пуска.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Особенности агрегатных состояний воды.
ДемонстрацииНаблюдение броуновского движения.
Наблюдение диффузии.
Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц веществ.
Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).
Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).
ДемонстрацииНаблюдение механического движения тела.
Измерение скорости прямолинейного движения.
Наблюдение явления инерции.
Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
Сравнение масс по взаимодействию тел.
Сложение сил, направленных по одной прямой.
Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрическогоавтомобиля и т. п.).
Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости.
Определение плотности твёрдого тела.
Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложеннойсилы.
Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс.
Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
ДемонстрацииЗависимость давления газа от температуры.
Передача давления жидкостью и газом.
Сообщающиеся сосуды.
Гидравлический пресс.
Проявление действия атмосферного давления.
Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.
Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностейтела и жидкости.
Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.
Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости,от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов.
Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации
Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опытыОпределение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальнойповерхности.
Исследование условий равновесия рычага.
Измерение КПД наклонной плоскости.
Изучение закона сохранения механической энергии.
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПатриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
— ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
— интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
— потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
— осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
— планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
— стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
— оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУниверсальные познавательные действия Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
— публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
— признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПредметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
— использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
— различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:
формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;
— приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира | | | | | ||||
1.1. | Физика — наука о природе | 2 | 0 | 0 | 01.09.2022 07.09.2022 | Распознавание и классификация физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных и световых; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/embed/nr8XJeew6X4 |
1.2. | Физические величины | 2 | 0 | 1 | 08.09.2022 14.09.2022 | Выполнение творческих заданий по поиску способов измерения некоторых физических характеристик, например размеров малых объектов (волос, проволока), удалённых объектов, больших расстояний, малых промежутков времени. Обсуждение предлагаемых способов; | Устный опрос; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/3UeGYKAqrww |
1.3 | Естественно- научный метод познания | 2 | 0 | 0 | 15.09.2022 21.09.2022 | Предложение способов проверки гипотез; | Устный опрос; Практическая работа; | http://class-fizik.ru/v7.html |
Итого по разделу | 6 |
|
|
|
|
| ||
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества | | | | | ||||
2.1. | Строение вещества | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 23.09.2022 | Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/embed/Y8wybzgosOY |
2.2. | Движение и взаимодействие частиц вещества | 2 | 0 | 1 | 24.09.2022 01.10.2022 | Проведение и объяснение опытов по наблюдению теплового расширения газов; | Устный опрос; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/Pz2-URG9o2w |
2.3. | Агрегатные состояния вещества | 2 | 0 | 0 | 03.10.2022 08.10.2022 | Установление взаимосвязи между особенностями агрегатных состояний воды и существованием водных организмов (МС — биология, география); | Устный опрос; Тестирование; | https://www.youtube.com/embed/RrGhHoEDA10 https://www.youtube.com/embed/BxvK0iC1JlQ |
Итого по разделу | 5 |
|
|
|
|
| ||
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел | | | | | ||||
3.1. | Механическое движение | 3 | 0 | 1 | 10.10.2022 19.10.2022 | Исследование равномерного движения и определение его признаков; Решение задач на определение пути, скорости и времени равномерного движения; | Устный опрос; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/cSGrSpcySwg https://www.youtube.com/embed/_xWTbqcDIHw https://www.youtube.com/embed/8fnhSURgFDk https://www.youtube.com/embed/tkg-a9VyBs0 |
3.2. | Инерция, масса, плотность | 4 | 0 | 1 | 20.10.2022 12.11.2022 | Объяснение и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т. д.; Проведение и анализ опытов, демонстрирующих изменение скорости движения тела в результате действия на него других тел; Решение задач на определение массы тела, его объёма и плотности; Определение плотности тела в результате измерения его массы и объёма; | Устный опрос; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/EIy8Is2Atzw https://www.youtube.com/embed/oVvQbUnzoNg https://www.youtube.com/embed/6kNsjcxVE30 |
3.3. | Сила. Виды сил | 14 | 0 | 2 | 14.11.2022 29.12.2022 | Изучение взаимодействия как причины изменения скорости тела или его деформации; Изучение силы упругости. Исследование зависимости силы упругости от удлинения резинового шнура или пружины(с построением графика); Измерение веса тела с помощью динамометра. Обоснование этого способа измерения; Экспериментальное получение правила сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Определение величины равнодействующей сил; Изучение силы трения скольжения и силы трения покоя; Решение задач с использованием формул для расчёта силы тяжести, силы упругости, силы трения; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; | https://www.youtube.com/embed/LM_4dezEr7I https://www.youtube.com/embed/PWO56_3Z2bU https://www.youtube.com/embed/hrmzxjdg4Mw https://www.youtube.com/embed/hhwyygj1bYs https://www.youtube.com/embed/WmrpbM2bqyc https://www.youtube.com/embed/mcVQjUkGJlg https://www.youtube.com/embed/72VDQFgX1Eo |
Итого по разделу | 21 |
|
|
|
|
|
| |
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | | | | | | |||
4.1. | Давление. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами | 3 | 0 | 0 | 09.01.2023 18.01.2023 | Обоснование способов уменьшения и увеличения давления; Изучение зависимости давления газа от объёма и температуры; Изучение особенностей передачи давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Обоснование результатов опытов особенностями строения вещества в твёрдом, жидкоми газообразном состояниях; Экспериментальное доказательство закона Паскаля; Решение задач на расчёт давления твёрдого тела; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://www.youtube.com/embed/tQpjz9x-o0Y https://www.youtube.com/embed/51kdH7-NMoc https://www.youtube.com/embed/GbFU0ZNDqxk https://www.youtube.com/embed/GFUfqcupe8Q |
4.2. | Давление жидкости | 5 | 0 | 0 | 19.01.2023 04.02.2023 | Исследование зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости; Решение задач на расчёт давления жидкости; Объяснение принципа действия гидравлического пресса; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://www.youtube.com/embed/BOtzWyBX34I https://www.youtube.com/embed/Kjc0RUvPKJk https://www.youtube.com/embed/Kjc0RUvPKJk https://www.youtube.com/embed/ou4VfwgP4DI |
4.3. | Атмосферное давление | 6 | 0 | 0 | 06.02.2023 06.03.2023 | Экспериментальное обнаружение атмосферного давления; Объяснение существования атмосферы на Земле и некоторых планетах или её отсутствия на других планетах и Луне (МС — география, астрономия); Объяснение изменения плотности атмосферы с высотой и зависимости атмосферного давления от высоты; Изучение устройства барометра анероида; | Устный опрос; Тестирование; | https://www.youtube.com/embed/-4rkik6H-AA https://www.youtube.com/embed/EH6GnJdflEI https://www.youtube.com/embed/ji9gOzIrOWE https://www.youtube.com/embed/qtj64yv6lYI |
4.4. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело | 7 | 0 | 2 | 07.03.2023 01.04.2023 | Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость; Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела; Решение задач на применение закона Архимеда и условия плавания тел; Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/M2E5WLLHo2Y https://www.youtube.com/embed/o6W_dPn2Z38 https://www.youtube.com/embed/RqTi7q3OrZE https://www.youtube.com/embed/dJn2Gihb8e8 https://www.youtube.com/embed/JQ33yP504Ek |
Итого по разделу | 21 |
|
|
|
|
|
| |
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия | | | | | |
5.1. | Работа и мощность | 3 | 0 | 1 | 03.04.2023 19.04.2023 | Экспериментальное определение механической работы силы тяжести при падении тела и силы трения при равномерном перемещении тела по горизонтальной поверхности; Расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице; Решение задач на расчёт механической работы и мощности; | Устный опрос; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/cwBmf9OKlwo https://www.youtube.com/embed/n9P1CGfHwPo |
5.2. | Простые механизмы | 5 | 0 | 2 | 20.04.2023 06.05.2023 | Определение выигрыша в силе простых механизмов на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости; Исследование условия равновесия рычага; Обнаружение свойств простых механизмов в различных инструментах и приспособлениях, используемых в бытуи технике, а также в живых организмах (МС — биология); Экспериментальное доказательство равенства работ при применении простых механизмов; Определение КПД наклонной плоскости; Решение задач на применение правила равновесия рычага и на расчёт КПД; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | https://www.youtube.com/embed/hrX9kNDOFD4 https://www.youtube.com/embed/hJYE_gTx2Eo https://www.youtube.com/embed/OamyQWYNVJ4 https://www.youtube.com/embed/Nx661Jmbzkk https://www.youtube.com/embed/Ue66iQ8SF7Y |
5.3. | Механическая энергия | 4 | 0 | 0 | 08.05.2023 21.05.2023 | Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии тела при его скатывании по наклонной плоскости; Формулирование на основе исследования закона сохранения механической энергии; Решение задач с использованием закона сохранения энергии; | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://www.youtube.com/embed/_uYvDp5018o https://www.youtube.com/embed/7EzDjUY6WFc |
Итого по разделу: | 12 |
|
|
|
|
|
| |
Резервное время | 3 |
|
|
|
|
|
| |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 11 |
|
|
|
|
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Физика — наука о природе, изучает физиче ские явления: механические, тепловые, электрические, световые, магнитные, звуковые. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Физика — наука о природе, изучает физиче ские явления: механические, тепловые, электрические, световые, магнитные, звуковые. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений.Международная система единиц. "Определение цены деления шкалы измерительного прибора" | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
4. | Лабораторная работа № 1 « Измерение объёма жид-кости и твёрдого тела» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
5. | Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
6. | Описание физических явлений с помощью моделей.« Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полё-та шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска» | 1 | 0 | 0 | | Практическая работа; |
7. | Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Лабораторная работа №2 « Оценка диаметра атома методом рядов» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
9. | Движение частиц вещес-тва. Связь скорости движе-ния частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодей ствие частиц вещества | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
10. | Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
11. | Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных сос-тояниях и их молекуляр-ным строением. Особенности агрегатных состояний воды. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
12. | Механическое движение. Равномерное и неравно-мерное движение Скорость | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13. | Лабораторная работа №3 « Определение скорости равномерного движения шарика в жидкости» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
14 | Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.. «Определение средней скорости движения шарика по наклонной плоскости.» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15 | Явление инерции. Закон инерции. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
| Масса как мера инертности тела. | | | | | |
17. | Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
18. | Лабораторная работа №4. «Определение плотности твёрдого тела.» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
19. | Сила как характеристика взаимодействия тел. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Сила упругости и закон Гука. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Лабораторная работа №5 «Определение зависимость растяжения пружины от приложенной силы» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
22. | Измерение силы с помощью динамометра | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Явление тяготения и сила тяжести. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
24. | Вес тела. Невесомость | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Решение задач на нахождение сил упругости и тяжести. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
26. | Сложение сил, направлен ных по одной прямой. Равнодействующая сил | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Решение задач на нахождение равнодейст-вующей сил, направленных по одной прямой. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
28. | Обобщение"Движение и взаимодействие тел." | 1 | 0 | 0 | | тест |
29 | Сила трения. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
30. | Трение скольжения и трение покоя. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Лабораторная работа №6 « Определение зависимость силы трения скольжения | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
| от веса тела и характера соприкас поверх ностей» | | | | | |
32. | Обобщающий урок "Сила» | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
33. | Давление. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
34. | Давление газа.Зависимость давления газа от объёма, температуры. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
35. | Передача давления твёрды-ми телами, жидкостями и газами.Закон Паскаля. Пневматические машины. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
36. | Давление жидкости. Зависимость давления жидкости от глубины. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
37. | Решение задач по определению давления. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
38. | Гидростатический парадокс | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
39. | Сообщающиеся сосуды. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
40. | Гидравлические механизмы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
41. | Атмосфера Земли и атмосферное давление. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
42. | Причины существования воздушной оболочки Земли | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
43. | Опыт Торричелли. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
44. | Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
45. | Приборы для измерения атмосферного давления. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
46. | Обобщающий урок по теме "Давление .» | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
47. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
48. | Выталкивающая сила. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
49. | Лабораторная работа №7 «Определение зависимость выталкивающей силы.» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
50. | Закон Архимеда. | 1 | 0 | 0 | | Пис. контроль; |
51. | Обобщение темы Давление | 1 | 0 | 0 | | тест |
52. | Плавание тел.Воздухоплав | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Лабораторная работа №8 «Определение условий плавания тел.» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
54. | Механическая работа | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
55. | Лабораторная работа №9 « Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизон-тальной поверхности.» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
56. | Мощность. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
57. | Простые механизмы. Пра-вило равновесия рычага. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
58. | Лабораторная работа №10 « Исследование условий равновесия рычага.» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
59. | Применение правила равно-весия рычага к блоку Золо-тое правило» механики. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
60. | КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
61 | Лабораторная работа №11 «Измерение КПД наклонной плоскости." | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
62. | Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
63. | Превращение одного вида механич энергии в другой. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
64. | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
65. | Обобщающий урок по теме "Давление .» | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с испол «Оценочного листа |
66. | Резервное время | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Резервное время | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
68. | Резервное время | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАС | 68 | 0 | 11 | | |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика, 7 класс/Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение";
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс авторы Т.А. Ханнанова;
Н.К.Ханнанов Москва Дрофа ;
;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ1.Лукашик В.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.
Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.
Физика. Методическое пособие 7 класс авторы Н.В.Филанович.
Физика. Тесты 7 класс авторы Т.А. Ханнанова, Н.К.Ханнанов Москва ДрофаФизика.
Дидактические материалы 7 класс авторы А.Е.Марон, С.А.Марон Москва Дрофа
Физика. Сборник вопросов и задач 7 -9 классы авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон Москва Дрофа
Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. –Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru
Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru
Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Шар с кольцом, модели кристаллических решёток, набор тележек, прибор для демонстрации равномерного прямолинейного движения, демонстрационный прибор по инерции, весы с разновесами, набор грузов по механике, динамометр, динамометр двунаправленный, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, рычаг, набор блоков, цилиндр измерительный с принадлежностями (ведёрко Архимеда), прибор для демонстрации давление газов и жидкостей, прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария), прибор для демонстрации давления внутри жидкости.
Приборы: барометр, манометр жидкостный демонстрационный.
Технические средства обучения
1. Ноутбук
2.Мультимедийный проектор
3. Экран
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙЛабораторная работа №1. Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, различные сосуды, тела разного объема.
Лабораторная работа №2. Линейка, горох, иголка, фотография молекул вещества.
Лабораторная работа №3. Измерительный цилиндр (мензурка), линейка, секундомер, парафиновый шарик.
Лабораторная работа №4. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, тело, плотность которого надо определить.
Лабораторная работа №5. Штатив, пружина,линейка, набор грузов по механике.
Лабораторная работа №6. Штатив, динамометр, деревянный брусок, набор грузов по механике, гладкая и неровная поверхности.
Лабораторная работа №7. Динамометр, два тела разного объёма, стакан с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №8. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, 3 пробирки- поплавоки .
Лабораторная работа №9. Динамометр, линейка, деревянный брусок, шероховатая поверхность.
Лабораторная работа №10 Штатив, динамометр, рычаг, набор грузов по механике.
Лабораторная работа №11 Динамометр, наклонная поверхность, линейка, деревянный брусок, набор грузов по механике