Рабочая программа элективного курса по подготовке
к государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-х классов по обществознанию
«Практическое обществознание»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ(базовый уровень), Москва, «Просвещение», 2004 г., Программ по обществознанию. 6- 9 кл.(автор Л.Н.Боголюбов), Федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальность: Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Программа занятий состоит из трех разделов:
Особенности ГИА по обществознанию.
Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основное содержание: 9 класс – 35 часов
Срок реализации: 1 год
Раздел 1. Особенности ГИА по обществознанию. – 3 ч.
ГИА как способ объективной оценки качества образования. Особенности ГИА по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ГИА по обществознанию.
- Правила заполнения бланков ГИА
- Информационные ресурсы ГИА
Раздел 2. Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности. – 24 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 6 ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
– Человек и общество
– Экономика
– Социальные отношения
– Политика
– Право
Решение вариантов ГИА.
Итоговое повторение и обобщение. – 1 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, просмотр и комментирование учебных роликов (видео уроков).
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля, видео уроки.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать | Понимать | Уметь | Использовать для |
Сущность программы курса «Обществознания» | Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. | применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений | Продолжения образования в профильных классах |
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.
Содержание программы
№ | Раздел, тема | Теория | Практика | |
| Введение |
| Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами. « Понятие источник по обществознанию». Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | |
1. | Общество и человек | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
|
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек
| |
2. | Экономиика | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. | практикум: Экономика (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
| |
3 | Социальная сфера | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения | |
4 | Политика | Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление – | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям) Политика | |
5 | Право | Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы – | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Работа с нормативными документами – задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений – 9 часов | |
6 | Культура | Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура (задание на анализ двух суждений) -. | |
7 | | Итоговый контроль | Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Дата | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||||
1 | Входной контроль | | | | | |
2 | Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | | | | 1 | |
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | | | | 1 | |
| Итого по разделу: | | | | 2 | |
Общество. Сферы жизни общества. | ||||||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | | 1 | | 1 | |
5-7 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,Сферы жизни обществаТипы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)Социальные последствия научно-технической революцииМногообразие и единство мира, Глобальные проблемы человечества | | 2 | | 2 | |
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» | | | 1 | 1 | |
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» | | | 1 | 1 | |
10 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста | | | 1 | 1 | |
11 | Промежуточный контроль | | | 1 | 1 | |
| Итого по разделу: | | 3 | 4 | 7 | |
Человек, личность. | ||||||
12 | Деятельность человека, ее основные видыПознание человеком мира и самого себя,Потребности и способности человека | | 1 | | 1 | |
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В» | | | 1 | 1 | |
14 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста, часть «С» | | | 1 | 1 | |
15 | Тестирование по теме | | | 1 | 1 | |
| Итого по разделу: | | 1 | 3 | 4 | |
Экономическая сфера жизни общества | ||||||
16-19 | Экономика, ее роль в жизни общества, ПотребностиОграниченность ресурсов, Факторы производстваЭкономические системы, Собственность, ее формыПотребитель, Производство ПроизводительПредпринимательская деятельностьИздержки производства Обмен Типы рынковРыночная экономикаРоль государства в экономике Государственный бюджетНалоги Деньги, денежная политикаБюджет семьи Экономический рост Безработица Экономика переходного периода в России. | | 3 | | 3 | |
20 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В» | | | 1 | 1 | |
21 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Экономика» | | | 1 | 1 | |
22 | Тестирование по теме | | | 1 | 1 | |
| Итого по разделу: | | 3 | 3 | 6 | |
Социальные отношения. | ||||||
22-24 | Социальная структура Социальные отношения Социальные группы Социальные ролиСоциальный статус. Социальная мобильность.Социальный конфликт и пути его решения Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака Этнос Нация Межнациональное сотрудничество Межнациональные конфликты | | 2 | | 2 | |
25 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» часть «В» | | | 1 | 1 | |
26 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Социальная сфера» | | | 1 | 1 | |
27 | Тестирование по теме | | 2 | 1 | 1 | |
| Итого по разделу: | | 2 | 3 | 5 | |
Политика. | ||||||
26-28 | Политика, ее роль в жизни общества.Политическая власть Разделение властей Политические режимыГосударство, формы правления. Гражданское общество и правовое государствоСуверенитет. Национально-государственное устройствоГражданин. Участие граждан в политической жизни Выборы, референдумПартии и движения Многопартийность Политические реформы в современной России | | 3 | | 3 | |
29 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В» | | | 1 | | |
30 | Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составить план текста по теме «Политика» | | | 1 | 1 | |
31 | Тестирование по теме | | | 1 | 1 | |
| Итого по разделу | | 3 | 3 | 5 | |
Право. | ||||||
30 | Понятие «право» Нормы праваОтрасли права Право и законКонституция – основной закон государства Основы конституционного строя РФ. Местное самоуправление Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства.Всеобщая декларация прав человека Международное гуманитарное право Права человека. Защита прав человека Права ребенка. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы | | 1 | | 1 | |
31 | Тестирование по теме | | | 1 | 1 | |
| Итого по разделу: | | 1 | 1 | 2 | |
Культура. | ||||||
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества Искусство, его виды, место в жизни человека. Образование, самообразование. Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществеМораль, основные ценности и нормы | | 1 | | 1 | |
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С» | | | 1 | 1 | |
34-35 | Итоговый контроль. Работа над ошибками. | | | 2 | 2 | |
| Итого по разделу: | | 1 | 3 | 4 | |
| ИТОГО: | | 14 | 19 | 35 |
Методическое обеспечение программы.
Системы диагностики образовательного результата: тесты специальных способностей и достижений с несколькими вариантами выбора ответов: репродуктивные, направленные на проверку объективированных (формализованных) знаний с элементарными умениями и тесты интеллекта.
При контроле проверяется:
1. Знание основных понятий, умение распознавать их в различном контексте;
2. Сравнивать изученные социальные объекты;
3. Интерпретировать изученные социальные явления и процессы, раскрывать их связи как внутренние так и внешние, давать оценку изучаемых социальных объектов.
1. ЗНАНИЯ.
Параметры : глубина, объем (диапазон)
Уровни оценки: высокий, средний, низкий
Критерии оценки: знать составляющие основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования; нормы общественной жизни, законы её регулирующих; (использование имеющихся знаний для получения новых, оперирование имающимися знаниями в новых ситуациях).
Оценка знаний
| Показатели | |
Глубина | Объем | |
«Высокий уровень» | Знает значение системных понятий (типы общества, строение общества, структурные элементы строения общества), историю развития общественного процесса, основные проблемы по формированию взаимоотношений общества, государства, человека, может вычленить главное, обобщить информацию, самостоятельно сделать вывод, прогнозирует развитие процесса демократизации общества по ситуации формирования правовой культуры и социализации личности. | Владеет всем объемом знаний, полученных на занятиях, привлекает дополнительную информацию из различных источников |
«Средний уровень» | Знает основные понятия (общество, сферы общества, государство, политический режим, социальное взаимодействие, экономика и рынок, право и правоотношения), грамотно использует их при ответе; задания, связанные с анализом и систематизацией информации, выполняет с помощью педагога | Владеет информацией, полученной на занятиях, но не всегда может актуализировать изученное ранее без помощи педагога |
«Низкий уровень» | Знания поверхностны. Не всегда понимает смысл терминов. Нуждается в помощи педагога. | Владеет только актуальной информацией, т.е. полученной на последнем занятии |
2. УМЕНИЯ и НАВЫКИ.
Параметры: диапазон, грамотность, практическая целесообразность
Уровни оценки: высокий, средний, низкий
Критерии оценок: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки;
сложность и противоречивость природы человека, мир человеческого общения, духовную культуру;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения задач, отражающих проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Оценка умений и навыков
| Показатели | ||
Диапазон | Грамотность | Практическая целесообразность | |
«Высокий уровень» | Владеет всеми навыками (технологическими, коммуникативными, оргдеятельностными,) предусмотренными программой (знание основных обществоведческих понятий и терминов, сравнивать изученные социальные процессы, характеризовать изученные социальные процессы, интерпретировать изученные социальные явления, приводить собственные примеры, давать оценку изученных социальных объектов. | Не допускает ошибок при выполнении навыков, предусмотренных программой. | Самостоятельно может построить алгоритм продуктивного процесса (технологического,поискового, творческого), не допуская ошибок в выборе приемов и действий, установлении их последовательности. Анализирует процесс и результат в сопоставлении с целью деятельности. |
«Средний уровень» | Владеет основными навыками, предусмотренными программой (знание основных обществоведческих понятий и терминов, сравнивать изученные социальные процессы, характеризовать изученные социальные процессы, приводить собственные примеры) | Допускает (иногда) незначительные ошибки при выполнении навыков. Способен самостоятельно исправить эти ошибки. | Умеет выбрать действия и установить их последовательность для достижения практической цели. Допускает незначительные ошибки |
«Низкий уровень» | Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой. Часто нуждается в помощи педагога. | Допускает серьезные ошибки при выполнении умений. Навыки не сформированы. Нуждается в руководстве. | Не может самостоятельно выбрать действия для достижения поставленной цели и установить их порядок. |
Список литературы (источников).
Нормативные документы.
Документы МО РФ об итоговой аттестации в новой форме
Интернет-ресурсы: ФИПИ
КИМы
Российские: Конституция России, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс. Устав Мурманской области, Устав ЗАТО Александровск.
Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
Интернет-ресурсы:
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
15