«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа элективного курса по химии в 8 классе

Элективный курс “Химия в моей жизни” рассчитан на 34 часа и рекомендован для учащихся 10-11 классов. На занятиях курса школьники знакомятся с веществами, которые имеют широкое применение в повседневной жизни. Использование этих веществ в быту, как правило, не связывают с теми процессами, которые изучаются в школьном курсе химии. Однако знание химических свойств данных веществ, а также химических реакций с их участием, позволят учащимся избежать многих нежелательных проявлений.

Содержание курса предполагает интеграцию знаний естественных наук, искусства, основ безопасности жизнедеятельности, а также надпредметных знаний и личного жизненного опыта учащихся

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка


Элективный курс “Химия в моей жизни” рассчитан на 34 часа и рекомендован для учащихся 10-11 классов. На занятиях курса школьники знакомятся с веществами, которые имеют широкое применение в повседневной жизни. Использование этих веществ в быту, как правило, не связывают с теми процессами, которые изучаются в школьном курсе химии. Однако знание химических свойств данных веществ, а также химических реакций с их участием, позволят учащимся избежать многих нежелательных проявлений.

Содержание курса предполагает интеграцию знаний естественных наук, искусства, основ безопасности жизнедеятельности, а также надпредметных знаний и личного жизненного опыта учащихся.

Цели курса:

Развитие общекультурной компетенции учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  • Углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ и их соединений;

  • Знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека; с приемами оказания доврачебной помощи и правилами безопасного использования различных веществ;

  • Формирование умений работать с учебной, научно-популярной, энциклопедической литературой;

  • Совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;

  • Развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.

Содержание курса предусматривает разнообразные формы работы и виды деятельности учащихся: лекции, лабораторные опыты, самостоятельную работу с литературой, решение расчетных и экспериментальных задач.

Требования к результатам обучения:

После изучения элективного курса учащиеся должны:

Знать свойства веществ различной природы и различных классов, причины их применения в той либо инной жизненной ситуации;

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;

Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ;

Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Вычислять массовые доли, концентрации растворов, примеси; производить расчеты по уравнениям реакций;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Форма отчетности – рефераты.





Содержание программы

  1. Неорганические вещества в повседневной жизни

Вода. Уникальные свойства. Универсальный растворитель. Загрязнение природных вод. Методы очистки воды. Поваренная соль. Биологическое значение. Свойства.. Спички. История появления. Производство.


2. Химические элементы в организме человека

Биологическая активность химических элементов. Макро- и микроэлементы. Яды в медицине. Мышьяк, ртуть, цианиды. Домашняя аптечка. Перманганат калия. Перекись водорода. Иод.


  1. Химические вещества – строительные материалы

Связывающие материалы: известь, цемент, бетон. Древесина. Состав. Обработка. Стекло как конструкционный материал. Состав и виды стекол. Оргстекло.


4. Препараты бытовой химии

Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. Чистящие средства. Безопасное использование различных моющих средств. Растворы и растворители. Ацетон. Полимеры и волокнистые материалы. Пластмассы, каучуки, резина. Вулканизация резины.

Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств. Определение природы волокна. Выведение пятен с одежды в домашних условиях.


  1. Химия и искусство

Бумага. Состав и строение. Производство. Виды. Карандаши и краски. Пигменты. Основа. Связывающие вещества. Стекло и керамика. История. Виды. Технология изготовления. Металлы в искусстве. Драгоценные металлы. Ювелирное дело. Декоративное литье.

Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений.


  1. Химия красоты и здоровья

Мыла и синтетические моющие средства. Сравнительная характеристика. Состав и свойства. Средства гигиены. Зубные пасты и порошки. Парфюмерия. Духи, туалетная вода и одеколоны: состав, свойства. Химия запахов. Химия в парикмахерской. Средства для осветления и окраски волос. Химическая завивка. Лаки, гели, муссы, воски для укладки волос. Лекарственные средства. Витамины. БАДы. Правила приема лекарственных препаратов.

Практическая работа. Определение витаминов.


  1. Химия питания

Химия пищеварения. Обмен веществ в организме. Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Пищевые добавки: консерванты, красители, стабилизаторы. Пищевая аллергия. Диеты.

Практическая работа. Изучение состава различных продуктов



1 час – резервное время

Календарно тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата


1. Неорганические вещества в повседневной жизни

3


1

Вода

1


2

Поваренная соль

1


3

Спички

1



2. Химические элементы в организме человека

3


4

Биологическая активность химических элементов

1


5

Яды в медицине

1


6

Домашняя аптечка

1



3. Химические вещества – строительные материалы

3


7

Связывающие материалы: известь, цемент, бетон

1


8

Древесина

1


9

Стекло как конструкционный материал

1



4.Препараты бытовой химии

6


10

Кислоты, щелочи и соли в нашем доме

1


11

Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств

1


12

Растворы и растворители

1


13

Полимеры и волокнистые материалы

1


14

Практическая работа. Определение природы волокна

1


15

Практическая работа. Выведение пятен с одежды в дом условиях

1



5. Химия и искусство

5


16

Бумага

1


17

Карандаши и краски

1


18

Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений

1


19

Стекло и керамика

1


20

Металлы в искусстве

1



6.Химия красоты и здоровья

6


21

Мыла и синтетические моющие средства

1


22

Средства гигиены

1


23

Парфюмерия

1


24

Химия в парикмахерской

1


25

Лекарственные средства

1


26

Практическая работа.

1



7. Химия питания

6


27

Химия пищеварения

1


28

Основные химические вещества пищи

1


29

Пищевые добавки

1


30

Пищевая аллергия

1


31

Диеты: “за” и “против”

1


32

Практическая работа. Изучение состава различных продуктов

1


33

Зачет

1



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее