«Осенний фестиваль знаний 2024»

Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников

Проблема детского здоровья – одна из наиболее острых (появление заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, нарушение зрения, осанки, снижение или увеличение массы тела и др.), требующая более тщательного анализа и пересмотра подходов к построению здоровьесберегающей образовательной системы, занятиям физической культурой и спортом как наиболее реальному комплексному оздоровительному средству, оказывающему значительное влияние на качество жизни.

Поэтому воспитание культуры здоровья как важной ценности общества становится главным приоритетом в учебно-воспитательном процессе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников

Проблема детского здоровья – одна из наиболее острых (появление заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, нарушение зрения, осанки, снижение или увеличение массы тела и др.), требующая более тщательного анализа и пересмотра подходов к построению здоровьесберегающей образовательной системы, занятиям физической культурой и спортом как наиболее реальному комплексному оздоровительному средству, оказывающему значительное влияние на качество жизни.

Поэтому воспитание культуры здоровья как важной ценности общества становится главным приоритетом в учебно-воспитательном процессе.

В валеологической и педагогической науках накоплен немалый опыт в активизации и инициировании внутренних возможностей детской личности через нормирование умственной и физической нагрузки (Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, В.И.Сыренский, Л.И.Абросимова, М.М.Безруких и др.).

Уровень здоровья ученика определяется состоянием жизнедеятельности, соответствующим его биологическому возрасту, гармоничным единством физических и интеллектуальных характеристик, своевременным формированием адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста, правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.

ЗОЖ необходимо рассматривать с трех позиций:

  • как фактор здоровья, полноценного развития школьника;

  • как главное условие формирования навыков здорового поведения (много двигаться, употреблять овощи и фрукты, мыть руки и ухаживать за телом, бывать на свежем воздухе, закаляться, ложиться вовремя спать, соблюдать режим просмотра телепередач и т.д.);

  • как повседневную деятельность в учебное и внеучебное время, направленную на самостоятельное использование полученных знаний и навыков для укрепления здоровья.

Оздоровление младших школьников должно быть направлено на создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение психологического здоровья, на активизацию мыслительной деятельности в процессе выполнения физических упражнений, переключение внимания во время изучения трудного материала, предупреждение усталости и утомления, психологическую и физиологическую разрядку во время психологических, зрительных, музыкальных пауз, физкультурных минуток, самомассажа (поглаживания, постукивания, пощипывания, растирания, разминания). Резервные возможности организма, его адаптивность к неблагоприятным внешним воздействиям повышаются через систему закаливания на основе принципов систематичности, комплексного использования всех факторов природы, учета индивидуальных особенностей, постепенности увеличения силы воздействия, расширения зоны закаливающих процедур на фоне «пульсирующих» температур. Педагогу важно не упускать любую возможность для тренировки ученика с целью повышения защитных реакций организма.

Выделенные оздоровительные задачи могут стать регуляторных ценностных поведенческих установок и ориентаций, способствующих возникновению культурных навыков и привычек, связанных со здоровым образом жизни. Следует остановиться на духовном, физическом, социальном, личностном, эмоциональном, интеллектуальном аспектах культуры ЗОЖ. Безусловно, главный среди них – духовный. Его критерии – сформированность моральных качеств, умение понимать человека и сопереживать ему, точность и обязательность в отношениях, проявление материальной и моральной щедрости, следование этикету.

Физический аспект проявляется в умениях и навыках, направленных на охрану и укрепление здоровья, в безопасном и ответственном поведении, гигиенических навыках и привычках, физической активности.

Социальный аспект подразумевает умение организовать совместный труд, жизнь, наладить позитивные отношения с окружающими, участвовать в жизни общества и др.

Личностный аспект рассматривается как наличие знаний о психологии человека, его коммуникативных способностях, как психологическая и социальная адаптация, как проявление стрессовой устойчивости, способности к саморегуляции, стремление к самопознанию.

Эмоциональный аспект нацелен на умение распознавать эмоции, на способность к осмыслению своего и чужого эмоционального состояния, овладение умением выходить из сложных ситуаций.

Интеллектуальный аспект отражает стремление к знаниям, желание заниматься самообразованием, осознание важности и необходимости валеологического образования, участие в интеллектуальных формах деятельности.

К социальным принципам ЗОЖ относятся:

  • эстетический (опрятность, аккуратность, осанка; оформление блюд, сервировка стола);

  • нравственный (модель поведения; чистота отношений, доброжелательность);

  • волевой (последовательность действий, настойчивость, выдержка, самообладание);

  • духовный (позитивный настрой, бескорыстность, терпеливость, милосердие)4

  • самоограничительный (способность к отказу от излишеств, нормирование потребностей).

В контексте воспитания младших школьников выделенные принципы могут наилучшим образом способствовать формированию основ ЗОЖ. Заслуживает внимания и тот факт, что ценностные ориентации в процессе культивирования здоровья детей последовательно переходят в разряд основных черт характера, свойств и качеств личности школьника. Путем упражнений и следования сознательным принципам происходит встраивание здоровьесберегающих задач в общую образовательную систему. У младшего школьника возникает внутренняя потребность выполнять правила ЗОЖ не ради похвалы. Добровольность и свобода выбора существенным образом могут повлиять на формирование положительной динамики в развитии физического, психического, социального, духовного, нравственного здоровья.

Неотъемлемой частью в структурной модели ЗОЖ является создание социально-педагогических условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников, в первую очередь – благоприятной социокультурной образовательной среды, в которой формируется личность ребенка. Воспитательно-образовательная среда школы (класса) должна пробуждать позитивные мысли, влиять на состояние самочувствия и здоровья школьника.

Необходимо определить оптимальные формы организации учебного процесса, объем учебной информации и методы обучения, регламентировать количество уроков в течение дня, формировать положительные мотивы в учебе, избегать чрезмерной учебной нагрузки даже для самых развитых и способных учеников.

Процесс обучения и воспитания необходимо строить на принципах валеологической педагогики, исключая шаблоны и монотонность урочной и внеурочной работы, отдавая предпочтение творческим способам передачи знаний: поисково-исследовательской деятельности, сотрудничеству с учетом коллективного характера учения и др.

Таким образом, опытный педагог будет делать упор на эстетизацию среды воспитания и образования, оздоровление процесса обучения и развития, гигиенически целесообразную организацию образовательного процесса, созданию для ученика благоприятных условий, способствующих духовно-нравственному, психоэмоциональному благополучию с учетом валеологических принципов.

Через анализ, обобщение и перегруппировку информационного материала по предмету «Окружающий мир» у школьников формируются собственные взгляды и отношение к здоровому образу жизни.

Поэтапное обучение позволит ученикам подниматься к вершинам знания, постепенно переходя к деятельностному этапу становления культуры здоровья. На практике это выглядит следующим образом:

1-й этап – когнитивный. Ученик получает, добывает самостоятельно информацию, работает с ней (осмысливает, сопоставляет, анализирует, оценивает, выделяет существенное, обобщает, делает выводы), прогнозирует.

2-й этап – эмоционально-побудительный. Учитель актуализирует имеющиеся знания ребенка, побуждает к активному их применению, формирует мотивацию к сохранению и укреплению здоровья, воспитывает ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других.

3-й этап – деятельностный. Учитель направляет активность ученика на разработку правил сохранения здоровья, закрепляет применение этих правил в специально созданных ситуациях, в быту и повседневной жизни.

4-й этап – мотивационный. Педагог вырабатывает у школьника потребность в выполнении различных ежедневных мероприятий по укреплению здоровья, отслеживает результаты их проведения, организует самоконтроль и фиксацию достижений.

Такая поэтапная деятельность формирует позицию созидателя собственного здоровья как основы культуры здоровья. Ее отличительная черта – бережное отношение к окружающим людям, проявление уважительного, здорового отношения ко всему тому, что окружает.

Процессуальную часть в модели ЗОЖ заполняют активные методы и формы работы. Педагогическая практика осуществляется в деятельностно-игровой форме обучения на основе широкого применения методов повышения познавательной активности – анализа, сравнения, моделирования, конструирования, классификации, решения логических задач, проблемных ситуаций, экспериментирования, опытов и т.д.

Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  • развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;

  • выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

  • формирование умения принять правильное решение;

  • приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

  • обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

  • формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;

  • развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.

Примерным образом планируя пошаговую деятельность, учитель обеспечивает комплексность в решении задач, усвоение предметного материала в единстве формы и содержания, осуществляет межпредметные связи при обращении к вопросам здорового образа жизни, аккумулирует опыт ученика в контекст учебных и воспитательных занятий и получает прогнозируемый результат – жизнерадостного, активного, любознательного, уравновешенного, волевого, дружелюбного, чуткого, внимательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, выносливого, сильного, с высоким уровнем физического и умственного развития здорового ученика.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее