Путешествие в страну Грамматики.
(Предметный классный час)
Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить путешествие в великую страну Грамматики. Без знания русского языка нигде не обойтись, ведь на уроках Грамматики вы учитесь писать толково и грамотно.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
- Где вы, интересные задания?
Мы добрались до Страны Грамматики. К двери красивого замка надо подобрать «ключик». Как же правильно написать «ключек» или «ключик». Почему? Объясните.
Станция «Алфавит»
– Здравствуйте, путешественники! Вы прибыли на станцию, где живут буквы-озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами.
И г р а «Поиграем в шифровальщиков».
Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
– А известны ли вам секреты тайного письма? (Секрет замены букв.)
– Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ, ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ. Подсказка - Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м – на н, и наоборот; буква й остаётся неизменной; гласные а, о, у заменяются на я, ю, е и наоборот).
(О т в е т: «Жил-был у бабушки серенький козлик».)
О б о б щ е н и е: на уроках русского языка продолжим открывать для себя тайны букв русского алфавита.
Станция «Без ошибок»
Найдите ошибки в тексте.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была улеса. Утром я пошел на речьку. Над водой кружылис чяйки я поймал щюкуидвалещя.
В какой книге встречаются эти герои? Сова, поросенок, медвежонок, ослик.
(А. Милн «Винни – Пух и все-все-все»)
На двери одного из домов было написано объявление, исправить ошибки
ПРАШУ ПАДЕРГАТЬ
ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ
Станция «анаграммы»:
1. Тапир - пират
2. Чурка - ручка
3. Роман - норма
4. Апорт - топор
5. Атлас - салат
6. Тёрка - актёр
7. Мазок - замок
8. Барон - набор
9. Товар - автор
10. Среда - адрес
Станция «Фразеологизмы»
1. Диву даваться - удивляться
2. На ночь глядя - поздно
3. Выходить из себя - сердиться
4. Водить за нос - обманывать
5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря - рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть – тесно
Станция «Прямой - переносный»
Определите, в каком случае слово употреблено в прямом, а в каком – в переносном значении.
Золотое кольцо. Глухой человек. Медвежья услуга.
Золотые руки. Глухой лес. Медвежья берлога.
Золотой человек. Глухая стена. Медвежья лапа.
Золотое сердце.
Станция «Составь слова»
Общее задание для всех команд.
Ведущий: Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова
ПРОСТОКВАША.
(парта, парк, паста, пора, пот, рак, рот, спор, спорт, скат, шар, ток, штора, астра, вата, вар, право, сор, сорт, кора, кот, коса и др.)
Спасибо, дорогая Грамматика, за знания наших ребят! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место с словах –
Ты же рядом.
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!