ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование гражданской идентичности учащихся обусловлено особенностями экономической, социокультурной и образовательной ситуацией в республике. Этническое, религиозное, социальное и культурное разнообразие общества ставит перед системой образования трудную задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.
Поскольку в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач школы должна стать задача гражданского воспитания младшего школьника. Но эффективное воспитание гражданина и патриота своего государства невозможно и без участия семьи. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства.
Ключевые слова: младший школьник, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская идентичность, психологическая характеристика.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней рассматриваются вопросы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, проблемы формирования гражданской идентичности учащихся, связанные с политической обстановкой в республике, мире; с укреплением социальной солидарности в обществе, с необходимостью сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов. Раскрываются психолого-педагогические особенности детей, отмечается важность воспитания нравственных и патриотических чувств именно в младшем возрасте, поскольку младшие школьники более активны и эмоциональны, данный возраст предоставляет большие возможности для постепенного системного нравственного воспитания, развития гражданской позиции и патриотических чувств.
Целью статьи является выявление наиболее эффективных форм работы педагога по гражданскому образованию и проведение классных часов по формированию гражданской идентичности учащихся.
Одной из задач современного образования является формирование у школьников способности соотносить себя с гражданским обществом, видеть в себе гражданина своей страны, испытывать чувство гордости за свою Родину. У школьника должен быть сформирован опыт гражданского поведения. Педагогам необходимо целенаправленно формировать у учащихся такие категории, как идентичность, гражданственность, благородство, великодушие, долг и ответственность, справедливость. У школьника должно быть выражено личностное отношение к ценностям, мнение относительно происходящего в стране.
Таким образом, главная цель современного гражданского образования – воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества.
В настоящее время все больше употребляется такое понятие, как гражданская идентичность. Что же это такое? Существуют различные определения этого понятия. Скорей всего – это представление человека о самом себе, принадлежность его к определенной социальной группе и осознание им этого факта. «Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации»[7].
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе должно включать в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей.
Вторая ступень (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе. Идет обогащение сознания учащихся сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей.
На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей [5].
Формирование гражданской идентичности включает в себя несколько компонентов. К ним относятся знания, опыт деятельности, умения и навыки, ценности [4].
Знания: правовые, политические, основы этики, основы знаний о социальной сфере общества, экономические, основы знаний в области социальной экологии, основы психолого-педагогических знаний, истории и культуры родного края.
Умения и навыки: критически мыслить, получать информацию, используя возможно полный спектр источников, анализировать информацию, критически оценивать ее, понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе, формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях; устанавливать конструктивные отношения с людьми, работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки, навыки толерантного поведения.
Ценности: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, политическое многообразие, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др.[3].
Основной частью учебно-воспитательной деятельности в современной школе является повышение уровня патриотической воспитанности и культуры межнациональных отношений, имеющие важное значение в социальном, гражданском и духовном становлении личности младшего школьника. Только на основе развития чувств патриотизма и национальных традиций укрепляется чувство любви к Родине, проявляется ответственность за её судьбу, независимость, ценности народа, развивается самодостаточная личность. Патриотическое воспитание – это одна из главных задач современной школы, ведь младший школьный возраст благоприятное время для раскрытия чувства любви к Родине. Воспитав патриотов, развитых и здоровых людей, можно быть спокойными в развитии стабильного общества в сильной стране. Этим осуществляется государственный подход каждого педагога в деле воспитания школьников.
Психологи определили, что младший школьный возраст отличается высокой эмоциональностью и активностью, верой в правильность всего, чему учат, необходимость нравственных норм. Данный возраст предоставляет большие возможности для постепенного системного нравственного воспитания, развития гражданской позиции и патриотических чувств, поскольку, как комментирует А.Я. Бруштейн, начинает развиваться так называемый «родничок героизма» [цит. по 1], который требует реализации.
Исследователи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) выделяют следующие характеристики психического развития личности ребенка данного возраста: импульсивность, активность, склонность к подражанию, излишняя эмоциональность, доверчивость, внушаемость и податливость, сильный авторитет учителя и др.
Ребенок младшего школьного возраста имеет наглядно-образное мышление, эмоционально воспринимает яркие события. Ему неясны сложные абстрактные явления, не улавливает глубокие причинно-следственные связи между общественными явлениями. Не вникает в основное понятие общественных явлений. Поэтому знакомство детей с жизнью своей республики должно осуществляться на примере доступных, простых фактов, событий.
Эмоциональность младших школьников способствует необходимому восприятию знаний об обществе, Родине и ее истории в яркой наглядной форме. Все мероприятия, проводимые в классе должны быть образны, конкретны. Краткость, напротив, совсем необязательна. Если ребенок внутренне не прочувствовал рассказанное учителем, или то, что он сделал сам (участвовал в озеленении школы, уборке школьной территории, обустройстве класса, поздравлении участников войны), то услышанное или сделанное не оставит сильного впечатления в сознании ребенка. Так, если запланировать встречу с ветераном, она оставит детей равнодушными. Но если школьники заранее готовились к чествованию гостей (готовили представление, поздравления, придумывали подарки, красочно оформляли зал), оно надолго останется в душе детей.
Младшие школьники, из-за конкретности их мышления, не могут познать сущность общественных понятий и явлений. Например, понятие Родина сужается у них до того места, в котором они живут. Близкие люди, которые находятся рядом с ними: папа, мама, бабушка, дедушка и т. д., дом, сад, речка – всё это непосредственно влияет на внутренний мир детей, их эмоциональные переживания. Всё то, что так близко, понятно ребёнку, способно воздействовать на восприятие событий и явлений патриотического содержания.
На наш взгляд, познание малой родины, ее ценностей, способствует формированию гражданско-патриотической позиции младшего школьника. Каждый человек в сложные минуты жизни подсознательно вспоминает свою малую родину, а совсем не огромную страну.
Осуществляя гражданско-патриотическое воспитание, нужно учитывать такую психологическую характеристику младших школьников, как активность. Дети действуют решительно, свободно, открыты ко всему новому: познанию, поиску новых решений, друзей. Они с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, выполняют поручения, трудятся на пользу окружающих. Групповая работа, в парах, любая общественная деятельность, очень нравится детям. Всё вышесказанное способствует активному формированию гражданско-патриотической позиции.
Младший школьный возраст – наиболее подходящий для формирования гражданской позиции, воспитания достойного члена общества, развития интереса к жизни своей страны (Рис.1). Необходимо вовлечь каждого ребёнка в занимательную, богатую интересными событиями жизнь, коллективную деятельность, способствующую осуществлению заботы о близких детей, о семье, а в дальнейшем и о других членах общества.
Формирования гражданской идентичности обучающихся
Рис. 1
Проведение классных часов по формированию гражданской идентичности учащихся могут быть на темы: «Государственные символы Донецкой Народной Республики», «Жизнь – это труд», «Я – гражданин молодой Республики», «Нет в ДНР семьи такой, где б ни памятен был свой герой…», «Мой родной город – моя республика», «Мир семьи и семья в мире», «Семья и семейные ценности» и т.д.
Значимую роль в воспитании младших школьников играет учитель. Дети полностью воспринимают его, как источник истины. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу детей младшего школьного возраста легче осуществлять патриотическое воспитание. Но здесь необходимо предостеречь от слишком прямого воздействия на детей высокими словами. Более того, В.А. Сухомлинский полагал, что учитель должен быть «примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии он имеет право воспитывать» [2].
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании можно использовать игровую деятельность, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы – все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными. Объектами идентификации при формировании гражданской идентичности могут быть герои сказок, литературные и исторические персонажи. При этом очень важно, чтобы в их содержании были раскрыты общечеловеческие ценности, специфические культурные и гражданские эталоны.
Анализ психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, характеризующегося критичностью мышления, эмоциональностью, активностью, ориентацией на пример, свидетельствует о том, что данный возрастной период является сензитивным в аспекте решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма младшего школьника. Однако, одним из условий повышения качества и эффективности гражданско-патриотического воспитания учащихся является формирование готовности педагога к осуществлению данного процесса средствами традиционных и инновационных технологий, методов и форм работы.
Выводы: в настоящее время тема формирования гражданской идентичности детей и подростков является очень актуальной и все более активно обсуждается в психолого-педагогической методической и научной литературе. Гражданское образование школьников представляет собой целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи им определенной системы знаний; развитие чувство любви к родному краю, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитание патриотизма, толерантного сознания; формирование способности к гражданскому действию (гражданской активности). Процесс формирования гражданской идентичности длительный, и результат можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Литература:
1. Байбородова Л. В., Рожков, М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. – 320 с.
2. Гражданское образование: Учебно-методическое пособие. – Саранск, 2004. - С. 9-24.
3. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. 2003. – № 6. – С 8–12.
4. Никифоров Ю.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. - № 2. – 155 с.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: «Радянська школа», 1973.
6. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика, 2002. - № 10. – С. 24-29.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова М.; изд-во Просвещение, 2010.