«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Протест против социальной несправедливости в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

Цели урока:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

♦ Раскрыть образовательный и творческий потенциал читателей, создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ

♦ Развивать читательский интерес к произведениям Л.Н. Толстого. Вызвать у учащихся размышления о проблематике рассказа, душевный отклик и чувство ценностного отношения к Миру и Человеку.

  1. ОБУЧАЮЩИЕ

♦ Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом, выделять главное.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Протест против социальной несправедливости в рассказе «После бала» Л.Н. Толстого (2-ой урок по творчеству Л.Н. Толстого).

Урок по литературе в 8 классе учебно-консультационного пункта при ФКУ ИК-9 (заочная форма образования).

Цели урока:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

♦ Раскрыть образовательный и творческий потенциал читателей, создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ

♦ Развивать читательский интерес к произведениям Л.Н. Толстого. Вызвать у учащихся размышления о проблематике рассказа, душевный отклик и чувство ценностного отношения к Миру и Человеку.

  1. ОБУЧАЮЩИЕ

♦ Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом, выделять главное.


Время урока: 40 мин.


Оборудование урока: портреты Л.Н. Толстого, иллюстрации к произведению, необходимая аппаратура для демонстрации на передвижном экране отдельных файлов презентации «После бала» Л.Н. Толстого, аудиозапись вальса Сергея Прокофьева к опере «Война и мир».


Эпиграф к уроку: «Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает».

И.С. Тургенев


ХОД УРОКА:


Ӏ этап. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.


ӀӀ этап. Актуализация полученных знаний. Беседа по вопросам.


- Какое впечатление произвел на Вас рассказ Л.Н. Толстого?

- На какие мысли наводит рассказ Л.Н. Толстого?

- Можете ли Вы сказать, что рассказ носит поучительный характер?

- Что лично Вы для себя вынесли из этого произведения?

- Можно ли и этот рассказ отнести к произведениям-протестам Л.Н. Толстого?


ӀӀӀ этап. Основная часть: рассуждения учащихся о возможности выражения социального протеста и главном протестующем произведения.


Главные вопросы для обсуждения:

- Какова форма протеста в рассказе: активная или пассивная?

- В рассказе показан один из вариантов протеста. Кто, по-вашему, в рассказе протестующий?

- Как же выражает Иван Васильевич свой протест?

- Что явилось причиной протеста и резкой перемены в его судьбе?


  1. Открывается подготовленная запись на доске:


Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.


- Как в композиции произведения воплощен этот контраст?

2. Анализ текста:


Звучит вальс Прокофьева.

- Какую из противопоставляемых частей рассказа иллюстрирует эта мелодия?

- Найдите фрагмент рассказа, соответствующий музыке? (зачитывается)

- Какие чувства испытывает герой рассказа – студент? (демонстрируются некоторые файлы презентации)

- Как на балу выглядит полковник – второй главный герой?

(Обращаем внимание: «тип старого служаки Николаевской выправки»; грудь «небогато украшена орденами», т.е. не боевой офицер; усы носит «а-ля Николас Ӏ»).


2 часть рассказа – эпизод экзекуции.

- Каким теперь увидел полковника Иван Васильевич?

- Какую функцию выполняет художественная деталь – описание перчаток полковника, как и в сцене бала? (демонстрируются некоторые файлы презентации)

- Отдельно останавливаемся на файле зловещей казни солдата. Автор создает картину «праздника убийства», чинного, рассчитанного, в котором «все по закону».

- Понимал ли полковник, что совершает подлое, жестокое, постыдное дело, за которое он ответственен?

- Сорвана маска с одного веселившегося на балу. Каким предстает полковник без «светской маски»? Как Вы думаете, а были еще маски «милых» и «добродушных» на балу?

- Сможет ли человек жить по-прежнему, увидев подобное?

- Согласны ли Вы с такой формой протеста, в которую облек свое негодование Иван Васильевич?

- Устраивает ли Вас пассивная позиция наблюдателя, «неучастника»?

- Как Вы считаете, человек может и должен противостоять безобразиям?

- Мог ли Иван Васильевич с его воспитанием встать на путь активного протеста? (Л.Н. Толстой и путь «противления злу»)


Возвращение к эпиграфу:


- Как Вы думаете, чем мотивирован выбор слов современника и во многом единомышленника Толстого?

- Что в этих словах близко нам, людям, живущим в XXӀ веке?




ӀV этап. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Запись в тетради:

«Срывая все и всяческие маски», вскрывая язвы общества в своих произведениях, Толстой показывал его болезни, говорил о невозможности жить безнравственно, бездуховно, бездумно. Объективно, своей направленностью, общим пафосом произведения Толстого настраивали читателей на необходимость протеста против сложившихся форм общественной жизни, причем, этот протест мог принимать активную форму неприятия условий жизни. Вместе с тем сам писатель не признавал активного пути сопротивления, придерживаясь теории «непротивления злу».


Оценивание подготовки, ответов, рассуждений всех присутствующих. Благодарность осужденным за активное участие в раздумьях по теме урока, собственный взгляд на важные вопросы жизни.



V этап. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Почему рассказ называется «После бала»?





Используемая литература:

  1. Тареева Л.И., Жданова А.И. Литература 9-11 классы. Воспитание читателя. «Учитель» 2009г.

  2. Первое сентября (электронный ресурс): http://ps.1September.ru

  3. Русская литература XX века. Учебник-практикум под редакцией Ю.И. Лысого. «Мнемозина» 2002г.

  4. Фестиваль педагогических идей (электронный ресурс): http://festival.1September.ru



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее