«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования».

Цель: объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует; научить различать системное, прикладное ПО. Задачи: Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания. Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли. Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся. Тип урока: урок формирования знаний.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок №13 тема «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования».

Цель: 

объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;

научить различать системное, прикладное ПО.

Задачи: 
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: урок формирования  знаний.

Методы:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;

  • по характеру движения мысли от незнания  к знанию:  дедуктивный, традуктивный;

  • по степени взаимодействия учителя и ученика:  беседа,  самостоятельная работа;

  • по принципу расчленения или соединения знания: аналитический, системный, сравнительный, обобщающий.

Каналы общения_____  учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.

Психологический аспект –  восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение –  систематизация – практическое применение.

Оборудование:  ПК, проектор, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Организация рабочих мест.

II. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое программное обеспечение?

  • Типы и состав программного обеспечения.

III. Актуализация знаний

1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».

Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).

Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»

1) Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь.
2) Графопостроительплоттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока).
3) Тачпадсенсорная панель — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках. Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.

IV. Формирование новых знаний

Вы уже знаете, из каких частей состоит компьютер. Но не сможет работать , если на нем не установлены программы. 
Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере, цифровые образовательные ресурсы (Презентация 1).
Слайд 1
Вначале рассматривается теоретический материал по теме:
А) дается понятие – программа, программное обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г)основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11

V. Совершенствование новых знанийработа в паре

Задание 1

Найдите лишнее.

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию. 
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Задание 2

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.

Физкультминутка (Презентация 2)

Задание 4 (работа в группе)

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)

1 группа

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта




Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы




Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом




2 группа

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни

 

 

 

Web – дизайнер создает сайт известной фирмы

 

 

 

Школьник играет в компьютерную игру

 

 

 

3 группа

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

 

 

 

Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

 

 

 

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

 

 

 

Задание 5 (Индивидуальная работа за компьютером)

Открыть готовый текстовый документ, заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере. 

Программное обеспечение

Пример

Операционная система

 

Архиватор

 

Антивирусная программа

 

Коммуникационная программа

 

Система программирования

 

Текстовые редакторы

 

Графические редакторы

 

Редактор презентаций

 

Электронные таблицы

 

Электронное учебное издание

 

Игра

 

Редакторы работы со звуком

 

Редакторы работы с видеоинформацией

 

VI. Подведение итогов урока

1) повторить пройденный материал, используя конспект урока  (Слайд 12)

2) рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд 13)

3) оценивание работы учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание

§9.10
Постройте схему, описывающую состав программного обеспечения компьютера, прислать по электронной почте. В схеме вставить логотипы программ.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее