Урок №13 тема «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования».
Цель:
объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;
научить различать системное, прикладное ПО.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный, традуктивный;
по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа;
по принципу расчленения или соединения знания: аналитический, системный, сравнительный, обобщающий.
Каналы общения_____ учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.
Психологический аспект – восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение – систематизация – практическое применение.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Организация рабочих мест.
II. Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
Что такое программное обеспечение?
Типы и состав программного обеспечения.
III. Актуализация знаний
1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».
Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).
Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»
1) Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь.
2) Графопостроитель, плоттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока).
3) Тачпад, сенсорная панель — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках. Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.
IV. Формирование новых знаний
Вы уже знаете, из каких частей состоит компьютер. Но не сможет работать , если на нем не установлены программы.
Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере, цифровые образовательные ресурсы (Презентация 1).
Слайд 1
Вначале рассматривается теоретический материал по теме:
А) дается понятие – программа, программное обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г)основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11
V. Совершенствование новых знаний, работа в паре
Задание 1
Найдите лишнее.
А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка
Задание 2
Сравните, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.
Физкультминутка (Презентация 2)
Задание 4 (работа в группе)
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)
1 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта |
|
|
|
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы |
|
|
|
Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом |
|
|
|
2 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни |
|
|
|
Web – дизайнер создает сайт известной фирмы |
|
|
|
Школьник играет в компьютерную игру |
|
|
|
3 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна |
|
|
|
Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету |
|
|
|
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки |
|
|
|
Задание 5 (Индивидуальная работа за компьютером)
Открыть готовый текстовый документ, заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере.
Программное обеспечение | Пример |
Операционная система |
|
Архиватор |
|
Антивирусная программа |
|
Коммуникационная программа |
|
Система программирования |
|
Текстовые редакторы |
|
Графические редакторы |
|
Редактор презентаций |
|
Электронные таблицы |
|
Электронное учебное издание |
|
Игра |
|
Редакторы работы со звуком |
|
Редакторы работы с видеоинформацией |
|
VI. Подведение итогов урока
1) повторить пройденный материал, используя конспект урока (Слайд 12)
2) рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд 13)
3) оценивание работы учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание
§9.10
Постройте схему, описывающую состав программного обеспечения компьютера, прислать по электронной почте. В схеме вставить логотипы программ.