«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа вокального кружка

Програмная разработка, для вокального кружка с указанием возрастных особенностей и примерного плана.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города Бузулука

«Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина»



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОАУ «СОШ № 6»

___________

Лукина Т.В.

«26» августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МОАУ «СОШ № 6»

__________Чигарева Т.Д.



Приказ № 475 от «01 » сентября 2016 г.





Рабочая программа

кружка «Камертон»

на 2016-2017 учебный год




Количество часов в неделю - 2 часа.

Количество часов за год - 68 часа.







Составитель: руководитель кружка Шемакина Е.А.









Бузулук. 2016

Пояснительная записка

Программа ансамблево-хорового пения «Камертон» составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы. Программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются, в основном, для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе  школы. Программа составлена для занятий в классном коллективе в условиях общеобразовательного учреждения. Как показывает практика, не все дети могут реализовать себя в процессе учебной деятельности в силу неоднородности развития когнитивных и психических процессов, чувствуют себя неуспешными.

Актуальность программы детского хорового коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает  возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.
Хоровое пение – занятие коллективное. Выступление –  результат творческих усилий коллектива. Занятия в кружке могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность  чувствовать и ценить красоту  настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе  и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.
Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь  школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.



Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

  • освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;

  • освоение знаний о воздействии музыки на человека;

  • освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии в деятельности музыкальных объединений школы.

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;

  • развивать творческую активность и творческие способности учащихся;

  • развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

  • формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

  • способствовать расширению музыкального кругозора;

  • формировать навыки общения и культуры поведения.

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.       

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.     

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

   Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.





Способы отслеживания результатов освоения

образовательной программы.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

           Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся  по 2 часа 1 раз в неделю, 68 часа в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.

          Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

     

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива на концерте перед ветеранами войны и труда. Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

                                             1 –й год обучения

Цель:

- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры;

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

 

                                             Содержание

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Соединение муз.материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.  

По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны

знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз.штрихи;

- средства муз.выразительности.

уметь:

применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

2 и 3

года обучения

Цель:

создание условий для творческого развития детей

Задачи:

закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

 2 и 3 года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 – ем году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.



Содержание программы  2 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование

Содержание программы  3 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы. Подбор репертуара.

 2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

5.Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах  оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

10.Сценическое движение.

Умение изобразить настроение различных движений.

11.Работа над репертуаром.        

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

12.Концертная деятельность.

Анализ выступлений

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.


Результаты освоения программы  3 – го года обучения.

- владение техническими программами приемами пения;

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение певческой позицией;

- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- умение анализировать свои действия.



Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка.

1 год обучения, Первое полугодие.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Вводное занятие. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2



2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2




3


Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Звукообразование

2



4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

2




5

Дыхание. Звукообразование. Музыкальные штрихи.

2




6

Дикция и артикуляция. Звукообразование.

2




7

Дикция и артикуляция. Ансамбль.

2




8

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2




9

Элементы двухголосья. Музыкально-исполнительская работа

2




10

Музыкально-исполнительская работа

2




11

Музыкально-исполнительская работа

2




12

Ритм

2




13

Ритм. Сценодвижение.

2




14

Сценодвижение.

2




15

Работа над репертуаром


2



16

Работа над репертуаром


2





Всего:

32 ч.



Второе полугодие .

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания .

2




2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении

2



4

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах.

2



5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму.

2




6

Формирование сценической культуры. Работа над ровным звучанием

2

16.02



7

Формирование сценической культуры. Работа над особенностями произношения при пении.

2

18.02



8


Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Работа над ровным звучанием.

2



9

Формирование сценической культуры. Работа над дикцией и артикуляцией.

2




10

Работа над сценической культурой исполнения.

1




11

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




12

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных).

2




13

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над сценической культурой исполнения.

2



14

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




15

Работа над дикцией и артикуляцией.

2




16

Работа над сценической культурой исполнения.

2




17

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




18

Работа над особенностями произношения при пении

2





Всего:

36 ч.




Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка. 2 год обучения

урока

Темы занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


1

Введение. прослушивание голосовых аппаратов

Беседа о ТБ, голос, профилактика

2



2

Знакомство с голосовым аппаратом

2



3

Знакомство с голосовым аппаратом

2



4

Певческая установка. Дыхание

2



5

Певческая установка. Дыхание

2



6

Певческая установка. Дыхание

2



7

Певческая установка. Дыхание

2



8

Детские песни в нашей жизни

2



9

Детский фольклор. Распевание

2



10

Детский фольклор. Распевание

2



11

Детский фольклор. Распевание

2



12

Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

2



13

Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

2



14

Унисон. Работа над унисоном

2



15

Унисон. Упражнения на унисон.

2



16

Унисон. физические упражнения для подготовки вокального аппарата

2



17

Унисон. Упражнения для начинающего вокалиста

2



18

Унисон. Ровность звука. Легкость звука

2



19

Унисон. Упражнения на развитие «полетного « звука

2



20

Унисон. Слух – основной регулятор голоса.

2



21

Унисон. Мелодия, мелодизм

2



22

Унисон. Вокальная музыка. Строй.

2



23

Вокальная позиция.

2



24

Вокальная позиция.

Физические упражнения.

2



25

Вокальная позиция.

Изучение упражнений.

2



26

Вокальная позиция.

Упражнения для ощущения резонатора.

2



27

Звуковедение.

2



28

Звуковедение.

Продолжить постановку правильного звука.

2



29

Звуковедение. Пение слогов.

2



30

Дикция. Дикция вокальных звуков.

2



31

Дикция. Работа над развитием дикции.

2



32

Ритмический рисунок.

2



33

Основы музыкальной грамоты. Развитие чувства ритма.

2



34

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

2





Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка. 3 год обучения

Первое полугодие.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2



2

Певческое дыхание. Различные характеры дыхания перед началом пения.

2



3

Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Округление гласных. Разучивание песни к Дню учителя.

2



4

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над песней.

2




5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона

2



6

Формирование сценической культуры.Обучение ребёнка пользованию фонограммой

2





7

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




8

Работа над дикцией и артикуляцией.

2




9

Работа над устойчивым интонированием одноголосого пения.

2



10

Работа над дикцией и артикуляцией.

2




11

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




12

Работа над устойчивым интонированием одноголосого пения.

2



13

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




14

Работа над устойчивым интонированием одноголосого пения.

2




15

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над сценической культурой исполнения.


2



16

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


2




Всего:

32 ч.



Второе полугодие .

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения;

2



2

Пение нон легато и легато.

2




3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении, быстрое и чёткое выговаривание согласных

2



4

Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах.

2



5

Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

2





6

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении.

1




7

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Работа над ровным звучанием.

2



8

Работа над дикцией и артикуляцией.

1




9

Работа над сценической культурой исполнения.

1




10

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2




11

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных).

2




12

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над сценической культурой исполнения.

1




13

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1




14

Работа над дикцией и артикуляцией.

1




15

Работа над сценической культурой исполнения.

1




16

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

2





"Вальс Победы" Музыка А.Варламова. Слова Р.Паниной) . Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных).

3



17

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над сценической культурой исполнения.

3



18

Работа над сценической культурой исполнения.

2





Всего:

36 ч.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее