Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1 классах.
В качестве учебного материала для формирования учеников 1 класса - как читателей, выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Учащиеся 1 классов – читатели и слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы;
оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развивать эмоционально – чувственную сферу;
обучить чтению – рассматриванию;
формировать навыка чтения.
Программа рассчитана на 33 часа - в 1 классе (1 час в неделю)
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Планируемые результаты
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
вести устный и письменный диалог;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
различать способ и результат действия;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
сбор, обработка и передача информации;
анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения;
применение и представление информации;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
свободно работать с различными источниками информации;
устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Календарно-тематическое планирование «В гостях у сказки» 1 класс (33 часа)
Порядок занятия |
Тема занятия |
Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
| Что такое сказка? | 1 | 1 |
|
| Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». | 1 | 1 |
|
| Украинская народная сказка «Колосок». | 1 | 1 |
|
| Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». | 1 |
| 1 |
| Домик для зайчика. | 1 | 1 |
|
| Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 | 1 |
|
| Сказки про зайцев. | 1 | 1 |
|
| Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | 1 |
| 1 |
| Чукотская сказка «Хвост». | 1 | 1 |
|
| Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». | 1 |
| 1 |
| Удмуртская сказка «Как произошли медведи». | 1 | 1 |
|
| Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | 1 |
| 1 |
| Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | 1 |
|
14-15. | «Я сказочник». | 2 | 1 | 2 |
16. | «К нам пришёл гость». | 1 | 1 |
|
17. | Русская народная сказка «Вершки и корешки». | 1 | 1 |
|
18-19. | Настольный театр. | 2 | 1 | 2 |
20. | Русская сказка «Лиса и журавль», «Кот и лиса». | 1 |
| 1 |
21. | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | 1 |
|
22. | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | 1 | 1 |
|
23. | Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей». | 1 |
| 1 |
24. | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | 1 | 1 |
|
25. | Подготовка к празднику «В гостях у сказки». | 1 |
| 1 |
26. | Праздник «В гостях у сказки». | 1 |
| 1 |
27. | Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | 1 |
|
28. | Русская народная сказка «Байка про тетерева». | 1 | 1 |
|
29. | Русская сказка «Бобовое зёрнышко». | 1 | 1 |
|
30. | Сказки про птиц. | 1 | 1 |
|
31. | Библиотечный урок «Разноцветные страницы». | 1 | 1 |
|
32. | Стенгазета «Сказочное время». | 1 |
| 1 |
33. | «Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие. | 1 |
| 1 |
Содержание занятий
1 класс
«Что такое сказка?» Беседа, просмотр презентации.
«Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». Слушание, инсценировка сказки, рисование.
«Украинская народная сказка «Колосок». Слушание сказки, раскрашивание петушка, отгадывание загадок.
«Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». Слушание, инсценировка, лепка из пластилина.
«Домик для зайчика». Конструирование.
«Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». Слушание, просмотр презентации, рисование с помощью трафарета.
«Сказки про зайцев». Викторина, беседа, просмотр.
«Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках». Чтение, отгадывание загадок, игра, лепка.
«Чукотская сказка «Хвост». Чтение, иллюстрирование, просмотр.
«Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». Слушание и чтение сказки, пересказ, рисование, ролевая игра.
«Удмуртская сказка «Как произошли медведи». Чтение сказки, игра, просмотр мультфильма о медведе.
«Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе». Прослушивание, викторина, иллюстрирование.
«Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки, пересказ, игра просмотр.
-15. «Я сказочник». Конкурс, обсуждение, просмотр.
«К нам пришёл гость». Игра, инсценировка
«Русская народная сказка «Вершки и корешки». Прослушивание, отгадывание загадок, иллюстрирование.
-18. «Настольный театр». Игра, чтение.
«Русская сказка «Лиса и журавль», «Кот и лиса». Пересказ, ролевая игра, рисование.
«Экскурсия в школьную библиотеку».
«Мордовская сказка «Разудалый петушок». Чтение по ролям, инсценировка, лепка.
«Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей». Прослушивание, иллюстрирование, отгадывание кроссворда.
«Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чтение, игра, рисование.
«Подготовка к празднику «В гостях у сказки». Чтение, игра.
«Праздник «В гостях у сказки».
Библиотечный урок «В мире книг».
«Русская народная сказка «Байка про тетерева». Чтение, викторина, просмотр.
«Русская сказка «Бобовое зёрнышко». Инсценировка, лепка.
«Сказки про птиц». Создание книжки-малышки.
Библиотечный урок «Разноцветные страницы».
Стенгазета «Сказочное время».
«Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие.
Формы и средства контроля
Конструирование поделок из бумаги, лепка из пластилина, создание книжки- малышки, сочинение авторских сказок, оформление «Книги Сказок», рисование, оформление стенгазеты, отгадывание кроссвордов, проведение викторин, пересказ сказок.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Компьютер
Принтер
Магнитная доска
Печатные средства обучения:
Для учителя:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011
«Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.