Результаты освоения курса внеурочной деятельности «По тропинкам Кузбасса»
Личностные результаты:
позиция гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности познавательной деятельности;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
планировать выполнение и проверку выполнения задания в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действий.
а) в рамках коммуникации как сотрудничества – умения учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и способности выполнять разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия – понимание разницы между заявленными точками зрения, позициями и умения мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию.
умения свободно работать с текстом: выделять и удерживать информацию;
свободно ориентироваться в учебных словарях, периодических изданиях, фонде школьной библиотеки, находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
свободно работать с разными источниками информации, представленными в текстовой форме, в виде карт, таблиц.
Предметные результаты:
различать символику Кемеровской области;
определять географическое положение Кемеровской области и ее соседей;
описывать достопримечательности родного края;
различать (узнавать) изученные объекты и явления неживой природы;
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, основных представителей флоры Кузбасса;
знать растения, находящиеся под охраной государства и понимать сущность данных охранных мероприятий;
проявлять познавательную активность при изучении природы родного края;
различать (узнавать) изученных представителей фауны Кузбасса;
знать названия и внешнее описание животных, находящихся под охраной государства;
понимать сущность и значимость данных охранных мероприятий ;
определять характер взаимоотношений человека с природой, понимать сущность и значимость данных охранных мероприятий;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного для окружающего мира поведения;
освоить экологическую и культурологическую грамотность.
Раздел 1. «Где мы живем»
Планируемые результаты:
различать символику Кемеровской области;
определять географическое положение Кемеровской области и ее соседей;
описывать достопримечательности родного края.
Умения, характеризующие достижение результатов:
узнавать флаг, герб и гимн Кемеровской области;
называть и находить на карте столицу Кемеровской области, города Кузбасса;
читать легенду карты;
приводить примеры достопримечательностей Кузбасса;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, культуре коренных жителей родного края;
оценивать значимость основных открытий, сделанных в регионе;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую научно-популярную литературу по краеведению Кузбасса с целью извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных высказываний.
Раздел 2. «Неживая природа»
Планируемый результат: различать (узнавать) изученные объекты и явления неживой природы.
Умения, характеризующие достижение результата:
узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты и явления;
наносить на контурную карту полезные ископаемые, знать их отличительные особенности;
знать и называть крупные реки и озера Кемеровской области.
Раздел 3. «Растительный мир родного края»
Планируемые результаты: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, основных представителей флоры Кузбасса; знать растения, находящиеся под охраной государства и понимать сущность данных охранных мероприятий; проявлять познавательную активность при изучении природы родного края.
Умения, характеризующие достижение результата:
узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты и явления;
определять по описанию основных представителей флоры Кузбасса;
называть растения, занесенные в Красную книгу Кузбасса;
определять места произрастания представителей флоры Кузбасса по картосхемам;
проявлять познавательную активность при изучении флоры Кемеровской области, обращая внимание на занимательные факты;
бережно относиться к природе родного края.
Раздел 4. «Животный мир родного края»
Планируемые результаты: различать (узнавать) изученных представителей фауны Кузбасса; знать названия и внешнее описание животных, находящихся под охраной государства; понимать сущность и значимость данных охранных мероприятий.
Умения, характеризующие достижение результата:
узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям и изученных животных;
узнавать (называть) по описанию явления, происходящие в живой природе;
определять по описанию основных представителей фауны Кузбасса;
называть животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса;
определять места обитания представителей фауны Кузбасса по картосхемам;
бережно относиться к животному миру родного края.
Раздел 5. «Экология Кузбасса»
Планируемые результаты: определять характер взаимоотношений человека с природой, понимать сущность и значимость данных охранных мероприятий; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного для окружающего мира поведения; освоить экологическую и культурологическую грамотность.
Умения, характеризующие достижение результата:
понимать и объяснять сущность экологии;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в быту и природе;
находить примеры влияния человека на природные объекты, здоровье и его безопасность;
владеть информацией об экологическом состоянии окружающей среды области и предлагать пути решения экологических проблем;
знать и показывать на картосхемах охраняемые территории Кемеровской области.
Содержание курса внеурочной деятельности «По тропинкам Кузбасса» с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Где мы живем
Мой край родной. Его история. Беседа, высказывание собственных суждений о различных исторических событиях. Использование занимательных заданий
Символика родного края.
Исследование Кузбасса. Изучение материала об исследовании Кузбасса. На основе учебного материала прошлых занятий и самостоятельного изучения готовятся доклады.
Наша область. Знание границ Кемеровской области. Исследовательская работа «Причины ее образования». Защита проектов «Население Кемеровской области», «Народности Кузбасса».
Кемерово – столица Кузбасса. Заочное путешествие, экскурсия в г.Кемерово.
Читаем книги об истории Кузбасса. Посещение городской детской библиотеки. Чтение, обмен мнениями о прочитанных книгах.
Мифы и легенды Кузбасса. Знакомство с мифами и легендами Кузбасса. Конкурс рассказчиков.
Кузбасс – родина моя. Обобщаются знания учащихся о Кузбассе. Край рассматривается по двум историческим вехам: прошлое и настоящее. Готовятся сообщения по теме занятия.
Люди нашего края. Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями, художниками и их работами. Экскурсия в музей искусств.
Написание сочинений «Кузбасс – моя маленькая родина». После вводной беседы о значении Родины в жизни каждого человека учащиеся пишут сочинения.
Правда о Земле Кузнецкой. Выполнение занимательных заданий о Кузбассе.
Нанесение на контурную карту месторасположений исторических мест-памятников. Коллективный поиск географических объектов, самостоятельное нанесение их на контурную карту, подписи к ним.
Конкурс «Лучший проводник». По теме экскурсии в Кузнецкую крепость разработаны занимательные задания для учащихся.
Проходит соревнование на лучшее знание исторических фактов о создании Кузнецкого острога, образовании города Новокузнецка.
Репортаж о современном Кузбассе. Групповая творческая политинформация на основе изучения средств массовой информации.
Раздел 2. Неживая природа
Природа Кузбасса глазами художника. Развитие воображения и фантазии, творческого мышления.
Месторождения Кузбасса. Рассказ учителя о наиболее крупных месторождениях Кузбасса. Показ на карте. Указание расположения месторождений на контурной карте.
Полезные ископаемые нашего края. Знакомство с полезными ископаемыми своего края. Практическая работа.
Рельеф (поверхность). Знакомство с рельефом области, своей местности. Экскурсия.
Подземные кладовые Горной Шории.
О чём может рассказать камень. Практическая работа.
Практическая работа с контурной картой. Предлагаются задания занимательного характера по ранее изученным темам.
Водоемы области. Беседа о водных артериях Кузбасса, показ по физической карте.
Путешествие от Абы до Яи.
Нанесение водоемов на контурную карту Кемеровской области. Беседа о водоемах Кемеровской области, нанесение наиболее крупных рек и озер на контурную карту.
Там, где сливаются три реки. Экскурсия.
Погода и климат. Изучение климатических условий области.
Почвы нашего края. Знакомство с почвами области, своей местности. Практическая работа.
Стихийные явления на территории Кузбасса.
Изготовление сборника пословиц, стихов, поговорок, загадок о природе. Коллективное творческое дело по составлению сборника на основе наблюдений, самостоятельной подготовки по подбору соответствующего материала.
Раздел 3. Растительный мир родного края
Растительный мир родного края. Знание растительного мира населенного пункта, своего района, области. Охрана растений. Игра – путешествие.
Лес – наша гордость Презентация и знакомство с древесными породами края.
Викторина «Мир леса». Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Загадки, шарады, пословицы, ребусы.
Липовый остров глазами Почемучки. Открытие и описание профессором П. Н. Крыловым Кузедеевского Липового острова. Полезные свойства липы.
Галерея растений. Создание иллюстраций-описаний растений Кузбасса. Творческие проекты.
На грибной полянке.
В царстве лекарственных растений. Знание лекарственных растений Кузбасса. Игра «Узнай целебное растение по описанию». Подготовка и зарисовка выставки лекарственных растений. Чтение экологической сказки «Трава здоровья».
Растения Красной книги Кузбасса. Пион уклоняющийся, купальница азиатская, подснежник белоснежный, саранка (лилия кудреватая), кандык сибирский, княжик сибирский, родиола розовая, любка двулистная, венерины башмачки (крупноцветковый, настоящий икапельный), ревень компактный (алтайский), хвойник односемянной, тимьян сибирский и др.
Осторожно! Ядовитые растения.
Конкурс кроссвордов о растениях. Индивидуальная подготовка кроссвордов, представление их аудитории учащихся.
По лесным тропинкам. Игра – путешествие «По лесным тропинкам» Коллективная работа - составление справочника.
«В гости к кедровому бору». Экскурсия.
Тайга – лёгкие родного края.
Мир деревьев тайги.
Праздник «На лесной полянке». Сюжетная инсценировка. Театрализованное представление о растениях края. Проблемы экологии.
Раздел 4. Животный мир родного края
Животный мир родного края. Знание животного мира своей области. Охрана растений. Игра – путешествие.
Млекопитающие лесов и лесостепей.
Птицы нашего края.
Зверьё – получите жильё. Знакомство с жилищами животных.
Игра «Строим муравейник». Задания о насекомых края отгадываются командами. Из правильных ответов строится муравейник.
Конкурс рисунков «Мир бабочек». Использование различных изобразительных средств в подготовке рисунков.
Кто на дереве живёт, кто под деревом живёт.
Изготовление аппликации «В траве сидел кузнечик». Работа с разными материалами.
Необыкновенная история обыкновенного ужика (пресмыкающиеся).Обыкновенный уж. Отличительные признаки от гадюки. Узорчатый полоз. Обыкновенная гадюка, степная гадюка.
Опасные животные. Берегись, змеи, клещи!
В гостях у Ерша Ершовича (рыбы). Карась обыкновенный, речной окунь, щука обыкновенная, хариус. Рассказ учителя и сообщения детей о рыбах Кузбасса.
Творческая мастерская «История золотой рыбки». Сочинение сказки о золотой рыбке на современный лад.
Изготовление паспорта животного, обитающего в Кемеровской области (по выбору). Коллективное творческое дело: на основе изучения материала о животных Кузбасса составление паспорта-описания любого животного; представление его другим учащимся в форме защиты-презентации.
Заочное путешествие по заповедникам Кузбасса. Музей-заповедник «Красная горка», «Томская писаница». Игра «Поле-чудес» «Заповедники Кузбасса».
Тайны животного мира. Заседание клуба «Почемучек».
Конкурс рисунков-загадок о животных. Командно-групповая деятельность. Подведение итогов по формированию знаний о животных Кузбасса.
Раздел 5. Экология Кузбасса
Город будущего. Защита творческих проектов. Изготовление листовок об охране окружающей среды. Изображение экологического состояния при помощи гуаши, акварели с призывом о бережном отношении к окружающей среде. Распространение листовок.
Эколого-трудовой десант. Наведение порядка на пришкольной территории. Формирование бережного отношения к окружающей среде.
Репортаж юного эколога. После проведенной беседы по экологии дети обмениваются мнениями, записывают свои рассуждения, ведут заочный репортаж с объекта (по выбору).
Экологическое состояние наших рек и родников.
Будущее родного края. Проектная работа «Современный Кузбасс». «Кузбасс в 21 веке».
«Мы за здоровье окружающей среды!» .Экскурсия и игра.
«Путешествие весёлого уголька». Конкурс рисунков.
Праздник «Фестиваль леса». Коллективное творческое дело: учащиеся представляют обитателей лес
Тематическое планирование
| Тема
| Кол-во часов |
| ||||
всего | теория
| практика
| |||||
Раздел 1. Где мы живем. | |||||||
1 | Мой край родной. Его история. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2 | Символика родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3 | Исследование Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4 | Наша область. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
5 | Кемерово – столица Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
6 | Читаем книги об истории Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
7 | Мифы и легенды Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
8 | Кузбасс – родина моя | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
9 | Люди нашего края | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
10 | Написание сочинений «Кузбасс – моя маленькая родина». | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
11 | Нанесение на контурную карту месторасположений исторических мест-памятников. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
12 | Конкурс «Лучший проводник». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
13 | Репортаж о современном Кузбассе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
14 | Правда о Земле Кузнецкой | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
Раздел 2. Неживая природа. |
| ||||||
15 | Природа Кузбасса глазами художника. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
16 | Месторождения Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
17 | Полезные ископаемые нашего края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
18 | Рельеф (поверхность). | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
19 | Подземные кладовые Горной Шории | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
20 | О чём может рассказать камень. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
21 | Практическая работа с контурной картой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
22 | Водоемы области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
23 | Путешествие от Абы до Яи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
24 | Нанесение водоемов на контурную карту Кемеровской области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
25 | Там, где сливаются три реки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
26 | Погода и климат. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
27 | Почвы нашего края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
28 | Стихийные явления на территории Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
29 | Изготовление сборника пословиц, стихов, поговорок, загадок о природе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
Раздел 3. Растительный мир родного края. | |||||||
30 | Растительный мир родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
31 | Лес – наша гордость | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
32 | Викторина «Мир леса». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
33 | Липовый остров глазами Почемучки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
34 | Галерея растений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
35 | На грибной полянке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
36 | В царстве лекарственных растений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
37 | Растения Красной книги Кузбасса | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
38 | Осторожно! Ядовитые растения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
39 | Конкурс кроссвордов о растениях | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
40 | По лесным тропинкам | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
41 | «В гости к кедровому бору». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
42 | Тайга – лёгкие родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
43 | Мир деревьев тайги. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
44 | Праздник «На лесной полянке». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
Раздел 4. Животный мир родного края. | |||||||
45 | Животный мир родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
46 | Млекопитающие лесов и лесостепей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
47 | Птицы нашего края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
48 | Зверьё – получите жильё. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
49 | Игра «Строим муравейник». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
50 | Конкурс рисунков «Мир бабочек». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
51 | Кто на дереве живёт, кто под деревом живёт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
52 | Изготовление аппликации «В траве сидел кузнечик». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
53 | Необыкновенная история обыкновенного ужика (пресмыкающиеся). | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
54 | Опасные животные. Берегись, змеи, клещи! | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
55 | В гостях у Ерша Ершовича (рыбы). | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
56 | Творческая мастерская «История золотой рыбки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
57 | Изготовление паспорта животного, обитающего в Кемеровской области (по выбору). | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
58 | Заочное путешествие по заповедникам Кузбасса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
59 | Тайны животного мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
60 | Конкурс рисунков-загадок о животных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||
Раздел 5. Экология Кузбасса. | |||||||
61 | Город будущего. Защита творческих проектов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
62 | Эколого-трудовой десант. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
63 | Репортаж юного эколога | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
64 | Экологическое состояние наших рек и родников. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
65 | Будущее родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
66 | «Мы за здоровье окружающей среды!» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
67 | «Путешествие весёлого уголька». | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
68 | Праздник «Фестиваль леса». | 1 | 0,5 | 0,5 |