Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
Программа внеурочной деятельности
(художественно – эстетическое направление)
«Разноцветные лучики»
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
воспитатель
Солдатова Татьяна Андреевна
Пояснительная записка
Среди разнообразных видов творческой деятельности , которой любят заниматься дети, большое значение занимает изобразительное искусство, а в частности рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Требуя большой затраты умственной деятельности, рисование ускоряет процессы развития пространственного мышления и образного видения, развивает умственные способности детей. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, полученные из внешнего мира. Рисуя, как и играя, ребенок не только окружает мир, но и познает его.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Программа «Разноцветные лучики» состоит из следующих видов работ:
1.Работа с природным подручным материалом.
2.Художественное конструирование из бумаги и картона.
3.Аппликация(создание коллажей).
4. Работа с лоскутной, нитяной, бумажной пластикой.
5. Изобразительная деятельность (нетрадиционные виды рисования)
6.Работа с бросовым материалом.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быт , сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы, как плоскостные так и объемные. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;
2) Потребности, интересы учащихся
3) Уровень развития коллектива;
4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожим на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Главный психологический принцип –
создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.
Цель программы:
Поддерживать творческое начало в ребенке, формировать становление его личности на основе восприятия культурных обычаев родного края и России, природных и общественных явлений, основ изобразительного искусства и произведений мировой художественной культуры
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия;
Воспитательные:
-приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Развивающие:
-развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
-развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Общие положения
Программа кружка «Разноцветные лучики» рассчитана на год обучения.
Реализация программы происходит с нагрузкой в 36 часа, 1 раз в неделю, с учётом контингента детей. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения, обучающиеся должны знать:
-виды декоративно - прикладного творчества;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
-в рисунках передавать свои впечатления и знания, полученные из внешнего мира
научиться:
-правильно организовывать своё рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
- выполнять работы самостоятельно и целенаправленно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
-умения доводить начатую работу до конца.
-оказывать должное внимание результатам деятельности детей.
В конце учебного года и каждого блока последние занятия проводятся как своеобразный отчет об осознании роли искусства и своего творчества, как итог выполненной работы, с показом достижений детей за временный промежуток. Это могут быть выступления перед родителями и детьми других групп, выставки детского творчества, конкурсы, экскурсии, спектакли.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Содержание программы.
Вводное занятие
Задачи кружка. Виды изобразительной деятельности. Соблюдение техники безопасности.
Работа с природным материалом
Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.
Использование природного материала: листьев, шишек семян в декоративных работах.
Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона.
Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами, клеем. Основы бумагопластики ( «пушистый шарик», «бумажный комочек», «травка»)
Работа с лоскутной, нитяной, бумажной пластикой.
Знакомство с материалами. Подготовка разноцветных нитей и лоскутков ткани. Основные приёмы овладения лоскутной, нитяной, бумажной пластикой. Выполнение аппликации из этих материалов.
Работа с бросовым материалом
Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из использованных флаконов, упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.
Работа с ватными дисками, ватой.
Знакомство с основными приёмами работы с ватными дисками, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычки жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная.
Подведение итогов годовой работы
Анализ выполненных работ. Оформление выставки.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебного оборудования для реализации программы кружка «Фантазёры» .
Оборудование:
компьютер
медиапроектор
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
доски для работы с пластилином
Материалы:
цветные нити, лоскутки ткани;
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга
картон белый и цветной
клей ПВА
ватные диски
бисер, бусины
проволока
бумага гофрированная, креповая, папиросная
природный материал, « бросовый материал» ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и т. д. )
акварельные краски, гуашь;
свеча;
Литература
1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000 г.
2.«Мастерилка. Игрушки из природного материала - Карапуз»., 1997 г.
3.«Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.
4.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.
5.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения.ИД «Владис» - 2009г.
6.«Хелен Уолтер, Популярный квилинг», издательство «Ниола-Пресс», 2008 г.
7.Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных материалов», Ярославль, 1998 г.
8.Р.Т.Казакова. Рисование с детьми. /Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. М. Творческий Центр. 2005г.
9.В.А. Баймашова. Как научить рисовать. /цветы, ягоды, насекомые/.М.ООО «Издательство Скрипторий». 2007г.
10.Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования. Ч.1. М. ООО «Издательство Скрипторий». 2007г.
11.Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования. Ч.2. М. ООО «Издательство Скрипторий». 2007г.
12.А.В.Шестакова. Росток. Челябинск.1996г.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема | Техника. | К-во часов | Дата | |
1
| Вводное занятие. Беседа о соблюдении техники безопасности. |
| 1 | 1кл.-7.09
| |
2 | Листья летят | Обрывная аппликация, графическое изображение | 1 | 1кл -08.09
| |
3 | Осенний день | Изображение по наблюдению осеннего пейзажа | 1 | 1 кл -14.09 15.09
| |
4 5 | Осенний натюрморт
Цветы мне говорят: прощай | Рисование на мятой бумаге Составление композиции из живых цветов | 1 1 | 1кл- 21.09 22.09 1 кл -28.09 29.09
| |
6
7
| «Ёжик»
«Зайки» | Лепка из пластилина, природных материалов и семечек.
Мятая бумага, картон | 1 1 | 1 кл -5.10 6.10 1 кл -12.10 13.10 | |
8 9 | «Какие они вечерние закаты» Коллективная работа. | Объёмная аппликация на подмалевке.
| 2 | 1 кл -19.10- 20.10 26.10-27.10
| |
10 | Открытка с цветком. | Гофрированная бумага. | 1 | 1 кл -09.11 -10.11 | |
11 | Любимые зверушки. | Изделия из киндер – сюрприза и пластилина. | 1 | 1 кл -16.11 17.11
| |
12 13 | Гусеничка. | Киндер – сюрприз, Цветной картон, Старые журналы | 2 | 1 кл -23.11 1 кл -24.11 30.11-01.12
| |
14 | Веточка в инее. | Природный материал и пенопласт. | 1 | 1 кл -07.12 1 кл -08.12 | |
15 | Морозный узор. | Свеча - акварель | 1 | 1 кл -14.12 -15.12 | |
16
| «Уральская зима» Коллективная работа | Рисование на подмалевке | 1 | 1 кл -21.12 22.12
| |
17 | Елочка. | Картон. Пенопласт. | 1 | 1кл.-11.01 -12.01 | |
18 | Картина-коллаж | Лепные объемные материалы, новогодние украшения. | 1 | 1 кл -18.01 19.01
| |
19 | Портреты моих друзей | Дружеский шарж. Кляксография. | 1 | 1кл -25.01 -26.01 | |
20 | Ниточка играет, узор завивает | Ниткография. | 1 | 1 кл -01.02 -02.02 | |
21 | Готовим подарки нашим папам и дедушкам | Создание портрета от живописного пятна | 1 | 1 кл -8.02 -09.02 | |
22
| Ребятам о зверятах | Создание образа животного с помощью подсобных форм. | 1 | 1 кл -15.02 16.02
| |
28 | Букет тюльпанов. | Оригами. Цветная бумага. | 1 | 1 кл -22.02 1 кл -23.02 | |
29 | Ситцевая бабушка | Лоскутная пластика | 1 | 1 кл -01.03 1кл -02.03 | |
30 31 | Осьминожки.
Подводный мир. | Рисование ладошкой. Ватные палочки. Акварель. Аппликация. Бумажная пластика | 2 | 1 кл -08.03 09.03 1 кл -15.03 16.03 | |
32
| Мы ждем весну. | Живопись | 1 | 1 кл -22.03 1 кл -23.03
| |
33 | Звери, птицы-небылицы. | Кляксография. | 1 | 1 кл.-05.04-06.04 | |
34 | Загадки бабушки Веретены. | Кляксография | 1 | 1кл-12.04-13.04 | |
35 | Разноцветные лоскуты. | Лоскутная пластика | 1 | 1кл-19.04-20.04 | |
36 | Заключительное занятие. | Выставка работ. | 1 | 1кл-26.04-27.04 |