«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) "Разноцветные лучики"

Программа содержит календарно -тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием разных технологий.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс










Программа внеурочной деятельности

(художественно – эстетическое направление)

«Разноцветные лучики»

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель рабочей программы:

воспитатель

Солдатова Татьяна Андреевна














Пояснительная записка

Среди разнообразных видов творческой деятельности , которой любят заниматься дети, большое значение занимает изобразительное искусство, а в частности рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Требуя большой затраты умственной деятельности, рисование ускоряет процессы развития пространственного мышления и образного видения, развивает умственные способности детей. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, полученные из внешнего мира. Рисуя, как и играя, ребенок не только окружает мир, но и познает его.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.


Программа «Разноцветные лучики» состоит из следующих видов работ:

1.Работа с природным подручным материалом.

2.Художественное конструирование из бумаги и картона.

3.Аппликация(создание коллажей).

4. Работа с лоскутной, нитяной, бумажной пластикой.

5. Изобразительная деятельность (нетрадиционные виды рисования)

6.Работа с бросовым материалом.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быт , сувениры, подарки. В процессе обучения кружковцы учатся выполнять аппликационные работы, как плоскостные так и объемные. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты. Работа в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.


Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;

2) Потребности, интересы учащихся

3) Уровень развития коллектива;

4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.

К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожим на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;

- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Главный психологический принцип

  • создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.

  • Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.

Цель программы:

Поддерживать творческое начало в ребенке, формировать становление его личности на основе восприятия культурных обычаев родного края и России, природных и общественных явлений, основ изобразительного искусства и произведений мировой художественной культуры



Задачи:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучить технологиям разных видов рукоделия;

Воспитательные:

-приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);

- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Развивающие:

-развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);

-развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Общие положения

Программа кружка «Разноцветные лучики» рассчитана на год обучения.

Реализация программы происходит с нагрузкой в 36 часа, 1 раз в неделю, с учётом контингента детей. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту.


Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения, обучающиеся должны знать:

-виды декоративно - прикладного творчества;

- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

-в рисунках передавать свои впечатления и знания, полученные из внешнего мира

научиться:

-правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно и целенаправленно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

-умения доводить начатую работу до конца.

-оказывать должное внимание результатам деятельности детей.

В конце учебного года и каждого блока последние занятия проводятся как своеобразный отчет об осознании роли искусства и своего творчества, как итог выполненной работы, с показом достижений детей за временный промежуток. Это могут быть выступления перед родителями и детьми других групп, выставки детского творчества, конкурсы, экскурсии, спектакли.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках, соревнованиях.


Содержание программы.

Вводное занятие

Задачи кружка. Виды изобразительной деятельности. Соблюдение техники безопасности.

Работа с природным материалом

Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.

Использование природного материала: листьев, шишек семян в декоративных работах.

Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона.

Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами, клеем. Основы бумагопластики ( «пушистый шарик», «бумажный комочек», «травка»)

Работа с лоскутной, нитяной, бумажной пластикой.

Знакомство с материалами. Подготовка разноцветных нитей и лоскутков ткани. Основные приёмы овладения лоскутной, нитяной, бумажной пластикой. Выполнение аппликации из этих материалов.


Работа с бросовым материалом

Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из использованных флаконов, упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.

Работа с ватными дисками, ватой.

Знакомство с основными приёмами работы с ватными дисками, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычки жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная.

Подведение итогов годовой работы

Анализ выполненных работ. Оформление выставки.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Перечень учебного оборудования для реализации программы кружка «Фантазёры» .

Оборудование:

  • компьютер

  • медиапроектор


Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш

  • линейка

  • ножницы канцелярские с закругленными концами

  • кисточка для клея и красок

  • доски для работы с пластилином

Материалы:

  • цветные нити, лоскутки ткани;

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга

  • картон белый и цветной

  • клей ПВА

  • ватные диски

  • бисер, бусины

  • проволока

  • бумага гофрированная, креповая, папиросная

  • природный материал, « бросовый материал» ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и т. д. )

  • акварельные краски, гуашь;

  • свеча;






Литература

1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000 г.

2.«Мастерилка. Игрушки из природного материала - Карапуз»., 1997 г.

3.«Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.

4.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.

5.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения.ИД «Владис» - 2009г.

6.«Хелен Уолтер, Популярный квилинг», издательство «Ниола-Пресс», 2008 г.

7.Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных материалов», Ярославль, 1998 г.

8.Р.Т.Казакова. Рисование с детьми. /Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. М. Творческий Центр. 2005г.

9.В.А. Баймашова. Как научить рисовать. /цветы, ягоды, насекомые/.М.ООО «Издательство Скрипторий». 2007г.

10.Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования. Ч.1. М. ООО «Издательство Скрипторий». 2007г.

11.Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования. Ч.2. М. ООО «Издательство Скрипторий». 2007г.

12.А.В.Шестакова. Росток. Челябинск.1996г.































Календарно - тематическое планирование.

Тема

Техника.

К-во

часов

Дата

1


Вводное занятие. Беседа о соблюдении техники безопасности.


1

1кл.-7.09


2

Листья летят

Обрывная аппликация, графическое изображение

1

1кл -08.09


3

Осенний день

Изображение по наблюдению осеннего пейзажа

1

1 кл -14.09

15.09


4

5

Осенний натюрморт


Цветы мне говорят: прощай

Рисование на мятой бумаге

Составление композиции из живых цветов

1


1

1кл- 21.09

22.09

1 кл -28.09

29.09


6




7


«Ёжик»




«Зайки»

Лепка из пластилина, природных материалов и семечек.


Мятая бумага, картон

1




1

1 кл -5.10

6.10


1 кл -12.10

13.10

8

9

«Какие они вечерние закаты» Коллективная работа.

Объёмная аппликация на подмалевке.


2

1 кл -19.10-

20.10

26.10-27.10


10

Открытка с цветком.

Гофрированная бумага.

1

1 кл -09.11

-10.11

11

Любимые зверушки.

Изделия из киндер – сюрприза и пластилина.

1

1 кл -16.11

17.11


12

13

Гусеничка.

Киндер – сюрприз, Цветной картон, Старые журналы

2

1 кл -23.11

1 кл -24.11

30.11-01.12


14

Веточка в инее.

Природный материал и пенопласт.

1

1 кл -07.12

1 кл -08.12

15

Морозный узор.

Свеча - акварель

1

1 кл -14.12

-15.12

16


«Уральская зима»

Коллективная работа

Рисование на подмалевке

1

1 кл -21.12

22.12


17

Елочка.

Картон. Пенопласт.

1

1кл.-11.01

-12.01

18

Картина-коллаж

Лепные объемные материалы, новогодние украшения.

1

1 кл -18.01

19.01


19

Портреты моих друзей

Дружеский шарж. Кляксография.

1

1кл -25.01

-26.01

20

Ниточка играет, узор завивает

Ниткография.

1

1 кл -01.02

-02.02

21

Готовим подарки нашим папам и дедушкам

Создание портрета от живописного пятна

1

1 кл -8.02

-09.02

22


Ребятам о зверятах

Создание образа животного с помощью подсобных форм.

1

1 кл -15.02

16.02


28

Букет тюльпанов.

Оригами. Цветная бумага.

1

1 кл -22.02

1 кл -23.02

29

Ситцевая бабушка

Лоскутная пластика

1

1 кл -01.03

1кл -02.03

30


31

Осьминожки.



Подводный мир.

Рисование ладошкой. Ватные палочки. Акварель.

Аппликация. Бумажная пластика

2

1 кл -08.03

09.03

1 кл -15.03

16.03

32


Мы ждем весну.

Живопись

1

1 кл -22.03

1 кл -23.03


33

Звери, птицы-небылицы.

Кляксография.

1

1 кл.-05.04-06.04

34

Загадки бабушки Веретены.

Кляксография

1

1кл-12.04-13.04

35

Разноцветные лоскуты.

Лоскутная пластика

1

1кл-19.04-20.04

36

Заключительное занятие.

Выставка работ.

1

1кл-26.04-27.04

























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее