«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 1 от .

руководитель МО________


СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

протокол № 1 от .

председатель НМС _____________

.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________/

Приказ № от









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Хочу всё знать»

1 класс































Пояснительная записка

         В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и  внеучебной деятельности.

       Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На  многие  вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».

      Программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления , представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для учащихся первых классов и рассчитана на 33 часа неделю. Программа реализовывается в рамках внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС.

     Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 

  Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

4. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

    Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

  • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»

 Личностные результаты: 

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество; 

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные результаты:

  • Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

  • Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

  • Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

  • Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте,  применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.

  • Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.


п /п

Тема раздела

Кол – во часов

Содержание, основные понятия

Формы организации учебных занятий

1

Игры и игрушки


12

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры


Игра

Практикум

Выставка

Соревнование

Комбинированное занятие

2

Все для дома


21

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.


Игра

Практикум

Выставка

Соревнование

Комбинированное занятие



Содержание курса «Хочу всё знать»


Тематическое планирование курса «Хочу всё знать»


п /п

Тема занятия

Кол - во часов

Дата

Элементы содержания


Планируемые результаты

Виды контроля


1

Где появились куклы

1


История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле. Вырезание бумажных кукол

Знать история происхождения куклы. Уметь рассказывать о любимой кукле. Уметь вырезать бумажные куклы

Самоконтроль, выставка работ


2

Русский сувенир

1


Беседа «Что такое сувенир». Презентация  «Особенности русского сувенира». Изготовление тряпичных  кукол

Понимать значение слова «сувенир». Знать  особенности русского сувенира. Уметь изготавливать тряпичные  куклы

Выставка работ


3

История глиняной игрушки

1


Виды глиняной игрушки. Лепка игрушек из глины

Знать о филимоновских и дымковских игрушках. Уметь лепить игрушки из глины

Выставка работ


4

Какой музыкальный инструмент был первым

1


Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы

Знать о шумовых и музыкальных инструментах. Уметь изготавливать шумовые игрушки из пластиковых бутылок и крупы

Выставка работ


5

Кто первым запустил бумажного змея

1


История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея. Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

Знать история создания бумажного змея. Уметь изготавливать бумажный змей, коллективно работать

проект

6

Кто придумал мяч

1


История возникновения мяча. Игры с мячом

Знать историю возникновения мяча. Познакомиться с новыми играми с мячом

текущий

7

Настольные игры

1


Виды настольных игр

Правила игры. Изготовление настольной игры

Знать виды настольных игр.

Правила игры. Уметь изготавливать настольные игры

проект

8

Подвижные игры

1


Правила игры. Разучивание подвижных игр

Разучить правила подвижных игр

Подвижные игры

9

Настольный театр

1


Актеры и зрители. Оригами – игрушки. Мини-спектакль

Понятие «оригами». Уметь изготавливать фигурки в технике оригами для мини – спектакля. Показывать мини – спектакль.

театрализация

10

Калейдоскоп

1


Беседа «Что такое калейдоскоп». Мозаика из разной крупы

Понятие «калейдоскоп». Уметь изготавливать мозаику из разной крупы

конкурс

11

Что нам известно об игре в шашки

1


Знакомство с правилами игры в шашки.

Знать правила игры в шашки.

текущий

12

Конкурс «Золотая Шашечка»

1


Соревнования по шашкам.

Лист самооценки.

Соревнования по шашкам.


соревнование

13

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

1


Беседа «Из чего изготовлена свеча». Лепка из пластилина подсвечника

Знать, из чего изготавливают свечи. Уметь лепить из пластилина подсвечник

Выставка работ


14

Как появился чайник

1


Презентация «Чайное утро». Правила чаепития. Сюжетная игра

Знать, как появился чайник, правила чаепития

театрализация

15

Посередине гвоздик (ножницы)

1


Роль ножниц как инструмента в жизни человека. Вырезание фигурок из бумаги

Знать о роли ножниц как инструмента в жизни человека. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать фигурки из бумаги

Выставка работ, самоконтроль


16

«Свет мой зеркальце…»

1


История создания зеркала. Какие бывают зеркала. Изготовление зеркала для куклы (из фольги)


 Знать историю создания зеркала, какие бывают зеркала. Уметь изготавливать зеркала для куклы (из фольги)

Работа в группе

17

Кто изобрел расческу для волос

1


Какие бывают расчески Правила гигиены. Прическа для куклы

Знать, какие бывают расчески, правила гигиены. Уметь делать прически для куклы

конкурс

18

Королевская шкатулка

1


Назначение шкатулки. Рисование узора для шкатулки

Понятие «шкатулка». Уметь рисовать узор для шкатулки

Выставка работ


19

Не лает, не кусает (замок)

1


Механизм и устройство замка, его функции. Лепка из пластилина ключей

Устройство, виды и назначение замков.

Выставка работ


20

Клад римских воинов (гвозди)

1


Откуда гвоздь пришел в наш дом. Забивание гвоздиков

Знать, как создают гвозди. Уметь забить небольшой гвоздь. Техника безопасности при работе молотком.

текущий

21

Откуда пришла тарелка

1


История появления. Тарелка из папье-маше

Знать историю появления тарелки. Уметь изготавливать тарелку из папье-маше

Выставка работ


22

Как баклуши били (ложки)

1


Беседа с презентацией. Роспись ложки

Знать, как изготавливали деревянные ложки. Уметь создавать эскиз ложки.

Выставка работ


23

Столовые приборы

1


Правила этикета. Сюжетная игра «Накрываем стол».

Понятие «этикет». Правила сервировки стола.

театрализация

24

Преграждающая вход. Дверь

1


Понятие о дизайне. Виды дверей. Дизайн двери для дворца.

Понятие о дизайне. Виды дверей. Уметь создавать дизайн двери для дворца.

Выставка работ


25

От бусинки до окна (стекло)

1


Как люди создали стекло и его  предназначение. Бусы из бисера

Знать историю создания стекла, предназначение стёкол. Уметь изготавливать бусы из бисера.

Выставка

работ

26

История возникновения мебели

1


Презентация «Откуда стол пришел?»

Познакомиться с историей возникновения мебели. Уметь называть предметы мебели.

текущий

27

Проектирование спальни

1


Изготовление шкафа из картона, кровати

(работа в группах)

Уметь создавать проект спальни, изготавливать мебель из картона. Уметь работать в группе, распределять работу.

Работа в группе

28

Когда было впервые изготовлено мыло

1


История создания мыла

Правила гигиены. Рисование  упаковки для мыла

Знать историю создания мыла, правила гигиены. Уметь рисовать  упаковку для мыла

Выставка работ


29

Время не ждет! (часы)

1


Виды часов. Как они устроены. Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах).

Знать о предназначении различных видов часов, об их устройстве. Уметь изготавливать из картона Работа в группе Работа в группе модель часов. Уметь работать в группе.

Работа в группе

30

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

1


Строительные материалы.

Процесс изготовления кирпича. Лепка дома из кирпичиков (пластилин) (работа в группах).

Понятие «строительные материалы», их виды. Уметь лепить макет дома из пластилина. Уметь работать в группе.

Работа в группе

31

Скатерть-самобранка

1


Понятие о столовых

принадлежностях,  их виды. Сюжетная игра «Накрываем на стол»

Понятие о столовых

принадлежностях,  их видах. Правила сервировки стола.

театрализация

32 - 33

Висячие сады (комнатные растения)

2


Роль комнатного растения в жизни человека. Презентация «Они с нами рядом». Уход (полив, рыхление, посадка) за комнатными растениями.

Составление памятки по уходу за комнатными растениями

Итоговый тест

Знать о роли комнатных растений в жизни человека, виды комнатных растений, правила ухода а ними. Уметь составлять памятку по уходу за комнатными растениями.


Создание памятки.

Итоговый

  

Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»

Для проведения занятий необходимо  помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.   Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д.  Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входит игровая деятельность, проектная.

                 

                                               

Список литературы

Литература для учителя

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

    Дополнительная литература

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

  2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 

  3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  

  4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

  1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

  2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

  3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.

  4.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

Литература для обучающихся


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее