МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от . руководитель МО________ | СОГЛАСОВАНО на заседании НМС протокол № 1 от . председатель НМС _____________ . | УТВЕРЖДАЮ Директор ________/ Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
1 класс
Пояснительная записка
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления , представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для учащихся первых классов и рассчитана на 33 часа неделю. Программа реализовывается в рамках внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
4. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты:
Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями
Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.
Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.
№ п /п | Тема раздела | Кол – во часов | Содержание, основные понятия | Формы организации учебных занятий |
1 | Игры и игрушки | 12 | Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры | Игра Практикум Выставка Соревнование Комбинированное занятие |
2 | Все для дома | 21 | Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены. | Игра Практикум Выставка Соревнование Комбинированное занятие |
Содержание курса «Хочу всё знать»
Тематическое планирование курса «Хочу всё знать»
№ п /п | Тема занятия | Кол - во часов | Дата | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды контроля |
1 | Где появились куклы | 1 | | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле. Вырезание бумажных кукол | Знать история происхождения куклы. Уметь рассказывать о любимой кукле. Уметь вырезать бумажные куклы | Самоконтроль, выставка работ
|
2 | Русский сувенир | 1 | | Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира». Изготовление тряпичных кукол | Понимать значение слова «сувенир». Знать особенности русского сувенира. Уметь изготавливать тряпичные куклы | Выставка работ
|
3 | История глиняной игрушки | 1 | | Виды глиняной игрушки. Лепка игрушек из глины | Знать о филимоновских и дымковских игрушках. Уметь лепить игрушки из глины | Выставка работ
|
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | 1 | | Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы | Знать о шумовых и музыкальных инструментах. Уметь изготавливать шумовые игрушки из пластиковых бутылок и крупы | Выставка работ
|
5 | Кто первым запустил бумажного змея | 1 | | История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея. Изготовление бумажного змея (коллективная работа) | Знать история создания бумажного змея. Уметь изготавливать бумажный змей, коллективно работать | проект |
6 | Кто придумал мяч | 1 | | История возникновения мяча. Игры с мячом | Знать историю возникновения мяча. Познакомиться с новыми играми с мячом | текущий |
7 | Настольные игры | 1 | | Виды настольных игр Правила игры. Изготовление настольной игры | Знать виды настольных игр. Правила игры. Уметь изготавливать настольные игры | проект |
8 | Подвижные игры | 1 | | Правила игры. Разучивание подвижных игр | Разучить правила подвижных игр | Подвижные игры |
9 | Настольный театр | 1 | | Актеры и зрители. Оригами – игрушки. Мини-спектакль | Понятие «оригами». Уметь изготавливать фигурки в технике оригами для мини – спектакля. Показывать мини – спектакль. | театрализация |
10 | Калейдоскоп | 1 | | Беседа «Что такое калейдоскоп». Мозаика из разной крупы | Понятие «калейдоскоп». Уметь изготавливать мозаику из разной крупы | конкурс |
11 | Что нам известно об игре в шашки | 1 | | Знакомство с правилами игры в шашки. | Знать правила игры в шашки. | текущий |
12 | Конкурс «Золотая Шашечка» | 1 | | Соревнования по шашкам. Лист самооценки. | Соревнования по шашкам.
| соревнование |
13 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | 1 | | Беседа «Из чего изготовлена свеча». Лепка из пластилина подсвечника | Знать, из чего изготавливают свечи. Уметь лепить из пластилина подсвечник | Выставка работ
|
14 | Как появился чайник | 1 | | Презентация «Чайное утро». Правила чаепития. Сюжетная игра | Знать, как появился чайник, правила чаепития | театрализация |
15 | Посередине гвоздик (ножницы) | 1 | | Роль ножниц как инструмента в жизни человека. Вырезание фигурок из бумаги | Знать о роли ножниц как инструмента в жизни человека. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать фигурки из бумаги | Выставка работ, самоконтроль
|
16 | «Свет мой зеркальце…» | 1 | | История создания зеркала. Какие бывают зеркала. Изготовление зеркала для куклы (из фольги)
| Знать историю создания зеркала, какие бывают зеркала. Уметь изготавливать зеркала для куклы (из фольги) | Работа в группе |
17 | Кто изобрел расческу для волос | 1 | | Какие бывают расчески Правила гигиены. Прическа для куклы | Знать, какие бывают расчески, правила гигиены. Уметь делать прически для куклы | конкурс |
18 | Королевская шкатулка | 1 | | Назначение шкатулки. Рисование узора для шкатулки | Понятие «шкатулка». Уметь рисовать узор для шкатулки | Выставка работ
|
19 | Не лает, не кусает (замок) | 1 | | Механизм и устройство замка, его функции. Лепка из пластилина ключей | Устройство, виды и назначение замков. | Выставка работ
|
20 | Клад римских воинов (гвозди) | 1 | | Откуда гвоздь пришел в наш дом. Забивание гвоздиков | Знать, как создают гвозди. Уметь забить небольшой гвоздь. Техника безопасности при работе молотком. | текущий |
21 | Откуда пришла тарелка | 1 | | История появления. Тарелка из папье-маше | Знать историю появления тарелки. Уметь изготавливать тарелку из папье-маше | Выставка работ
|
22 | Как баклуши били (ложки) | 1 | | Беседа с презентацией. Роспись ложки | Знать, как изготавливали деревянные ложки. Уметь создавать эскиз ложки. | Выставка работ
|
23 | Столовые приборы | 1 | | Правила этикета. Сюжетная игра «Накрываем стол». | Понятие «этикет». Правила сервировки стола. | театрализация |
24 | Преграждающая вход. Дверь | 1 | | Понятие о дизайне. Виды дверей. Дизайн двери для дворца. | Понятие о дизайне. Виды дверей. Уметь создавать дизайн двери для дворца. | Выставка работ
|
25 | От бусинки до окна (стекло) | 1 | | Как люди создали стекло и его предназначение. Бусы из бисера | Знать историю создания стекла, предназначение стёкол. Уметь изготавливать бусы из бисера. | Выставка работ |
26 | История возникновения мебели | 1 | | Презентация «Откуда стол пришел?» | Познакомиться с историей возникновения мебели. Уметь называть предметы мебели. | текущий |
27 | Проектирование спальни | 1 | | Изготовление шкафа из картона, кровати (работа в группах) | Уметь создавать проект спальни, изготавливать мебель из картона. Уметь работать в группе, распределять работу. | Работа в группе |
28 | Когда было впервые изготовлено мыло | 1 | | История создания мыла Правила гигиены. Рисование упаковки для мыла | Знать историю создания мыла, правила гигиены. Уметь рисовать упаковку для мыла | Выставка работ
|
29 | Время не ждет! (часы) | 1 | | Виды часов. Как они устроены. Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах). | Знать о предназначении различных видов часов, об их устройстве. Уметь изготавливать из картона Работа в группе Работа в группе модель часов. Уметь работать в группе. | Работа в группе |
30 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | 1 | | Строительные материалы. Процесс изготовления кирпича. Лепка дома из кирпичиков (пластилин) (работа в группах). | Понятие «строительные материалы», их виды. Уметь лепить макет дома из пластилина. Уметь работать в группе. | Работа в группе |
31 | Скатерть-самобранка | 1 | | Понятие о столовых принадлежностях, их виды. Сюжетная игра «Накрываем на стол» | Понятие о столовых принадлежностях, их видах. Правила сервировки стола. | театрализация |
32 - 33 | Висячие сады (комнатные растения) | 2 | | Роль комнатного растения в жизни человека. Презентация «Они с нами рядом». Уход (полив, рыхление, посадка) за комнатными растениями. Составление памятки по уходу за комнатными растениями Итоговый тест | Знать о роли комнатных растений в жизни человека, виды комнатных растений, правила ухода а ними. Уметь составлять памятку по уходу за комнатными растениями.
| Создание памятки. Итоговый |
Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»
Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входит игровая деятельность, проектная.
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся