Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 р.п.Атиг
Принята: Согласована: Утверждена:
на заседании школьного заместитель директора приказом директора
методического объединения по учебно-воспитательной работе от __________№__
Протокол от «__»______ №__ начального уровня образования
_____________ Е.В. Кучина
«_____» __________ 20___г.
Рабочая программа
по курсу «внеурочная деятельность»
«Юный читатель» для 2 класса
начального общего образования
Составил:
учитель начальных классов
Бабкина И.В.
2018
Содержание
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа по учебному курсу «Юный читатель» обеспечивает достижение следующих результатов.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
Воспитание уважительного отношения к своему посёлку, школе, чувства гордости за свою страну.
Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры.
Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счёте, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- различать жанры: сказка, стихотворение, басня, рассказ, повесть, былины;
- владеть системой действий, навыков и умений по работе с книгой;
- понимать смысл слова, употреблять в речи образные выражения, пословицы, сравнения;
- воспринимать художественные произведения как искусство слова;
- самостоятельно отбирать книги для чтения;
- самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие).
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-формировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книги и героях;
-характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-пользоваться аппаратом книги.
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами вляется формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ п.п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы и виды внеурочной деятельности |
1 | Самые интересные книги прочитанные летом | 4 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему. Чтение и анализ рассказов и сказок. Весёлые стихи Б. Заходера. Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Час читателя: самостоятельное чтение произведений. | Беседа по вопросам Конкурс на лучшего чтеца-затейника. Свободные высказывания. Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение – рассматривание. |
2 | Синквейн. | 1 | Знать: правила составления синквейна Уметь составлять синквейн. Уметь читать и анализировать прочитанное. | Проба пера. Коллективная проектная деятельность |
3 | Рассказы о животных | 4 | Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки. Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Книги Е.Чарушина. Рассказы Б. Житкова о животных В.Дуров. «Мои звери». Рассказы. (Посещение библиотеки ) М.Пришвин. «Лисичкин хлеб». Рассказ. Г.Снегирев. «Про птиц и зверей». Рассказы. | Игры-самоделки. Слушание. Игровая деятельность |
4 | По страницам книг Н. Носова | 4 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя. Н. Носов «Мишкина каша», "Приключения Незнайки и его друзей".
| Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. Инсценирование отдельных сюжетов |
5 | Поэтическая страничка. Стихи о Родине.
| 1 | Отбор и чтение стихов о Родине | Конкурс на лучшего чтеца. Чтение-рассматривание. Свободные высказывания. |
5 | «Не насытится око зрением, а человек знанием». Работа со справочниками, энциклопедиями. | 3 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. В.Валькова. А.Смоль. «Книжкин дом». (Посещение библиотеки ) М.Константиновский. «Почему вода мокрая». «Почему земля магнит?» М.Элвин. «Фрид». Книга для тебя. | Выставка. Свободные высказывания. Самостоятельная поисковая работа в группах |
6 | Поэтическая страничка. Золотая осень. | 1 | Выступления учащихся перед родителями. Отбор и чтение стихов об осени. | Внеклассное мероприятие. Выставка. Свободные высказывания. Самостоятельная поисковая работа в группах |
7 | Сказки – несказки В. Бианки. | 2 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», "Мышонок Пик"
| Слушание и чтение отдельных историй |
8 | По дорогам сказки | 2 | Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. В.Гаршин. «Лягушка – путешественница». М.Горький. «Воробьишко». | Экскурсия в библиотеку. Выставка. Свободные высказывания. Самостоятельная поисковая работа |
9 | Поэтическая страничка. Здравствуй, гостья-зима! | 1 | Выступления учащихся перед родителями. Отбор и чтение стихов о зиме. | Внеклассное мероприятие. Выставка. Свободные высказывания. Самостоятельная поисковая работа в группах |
10 | Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» | 2 | Книги о Родине и родной природе детских писателей В.Бианки. « А мы их перехитрили». «Календарь земледельца». «Лесной оркестр». «Синичкин календарь». Г.Скребицкий. «На пороге весна». К.Ушинский. «Четыре желания». | Рассматривание, чтение, слушание |
11 | Стихи А.Л. Барто. | 2 | Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. |
12 | Дети герои книг | 4 | Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста М. Зощенко «Ёлка» В. Катаев «Цветик-семицветик» В. Голявкин «Быстрей, быстрей!» В. Драгунский «Англичанин Павля»
| Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. Инсценирование отдельных сюжетов |
13 | Вести со всей планеты. Интернет и мы. | 2 | Интересные истории о детях, семье, школе. Произведения В. Осеевой «Совесть», В. Драгунский «Денискины расссказы» А Барто «В школу», С. Михалков « Фома», | Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. |
14 | О чём хочу читать летом | 1 | Работать со списком литературы, обсуждение тематики. | Обобщение. Урок-отчёт |
Тематическое планирование, 2класс
№ п.п | Тема занятий | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Самые интересные книги прочитанные летом | |||
1 | Весёлые стихи Б. Заходера. | 1 | Знать творчество Б.Заходера, Е. Пермяка. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение. Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу. Р. – организовать своё место под руководством учителя П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах К. – осуществление контроля своих действий |
2 | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка | 1 | |
3 | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. | 1 | |
4 | Час читателя | 1 | |
Синквейн. | |||
5 | Творческая работа. Синквейн. | 1 | Составление четверостиший. Знать: правила составления синквейна. Уметь составлять синквейн. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
Рассказы о животных | |||
6 | Книги Е.Чарушина | 1 | Посещение библиотеки. Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки. Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
7 | Рассказы Б. Житкова о животных | 1 | |
8 | В.Дуров. «Мои звери». Рассказы. | 1 | |
9 | М.Пришвин. «Лисичкин хлеб». Рассказ. Г.Снегирев. «Про птиц и зверей». Рассказы. | 1 | |
По страницам книг Н. Носова | |||
10 | Н. Носов «Мишкина каша», | 1 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя. Уметь инсценировать прочитанное. Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; К. – строить понятные для партнёра высказывания. |
11 | Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей".
| 1 | |
12 | Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей".
| 1 | |
13 | Внеклассное мероприятие по произведению Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".
| 1 | |
Поэтическая страничка | |||
14 | Конкурс чтецов. Стихи о Родине | 1 | Отбор и чтение стихов о Родине. Уметь выбирать произведения по данной теме. Научиться ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, стихотворения. Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
«Не насытится око зрением, а человек знанием». Работа со справочниками, энциклопедиями. | |||
15 | В.Валькова. А.Смоль. «Книжкин дом». Экскурсия в библиотеку. | 1 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К. – строить монологическое высказывание. |
16 | М.Константиновский. «Почему вода мокрая». «Почему земля магнит?» | 1 | |
17 | М.Элвин. Книга для тебя. | 1 | |
Поэтическая страничка. | |||
18 | Золотая осень. | 1 | Отбор и чтение стихов об осени. Уметь выбирать произведения по данной теме. Научиться ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, стихотворения. Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
Сказки – несказки В. Бианки. | |||
19 | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
20 | В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
По дорогам сказки | |||
21 | В.Гаршин. «Лягушка – путешественница». | 1 | Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
22 | М.Горький. «Воробьишко». | 1 | |
Поэтическая страничка. | |||
23 | Здравствуй, гостья-зима! | 1 | Отбор и чтение стихов об осени. Уметь выбирать произведения по данной теме. Научиться ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, стихотворения. Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» | |||
24 | В.Бианки. « А мы их перехитрили». «Календарь земледельца». «Лесной оркестр». «Синичкин календарь». | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. Упражнение в технике чтения. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умение ставить вопросы и находить ответы. Р. – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П. – построение рассуждения; К – строить монологическое высказывание. |
25 | Г.Скребицкий. «На пороге весна». К.Ушинский. «Четыре желания». | 1 | |
Стихи А.Л. Барто. | |||
26 | Стихи об игрушках | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Научиться при чтении передавать эмоциональную окрашенность произведения. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П.- построения рассуждения; К.-строить моно логичное высказывание. |
27 | Стихи об игрушках | 1 | |
Дети герои книг | |||
28 | М. Зощенко «Ёлка» | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Научиться при чтении передавать эмоциональную окрашенность произведения. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П.- построения рассуждения; К.-строить моно логичное высказывание |
29 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | |
30 | В. Голявкин «Быстрей, быстрей!» | 1 | |
31 | В. Драгунский «Англичанин Павля»
| 1 | |
Вести со всей планеты. Интернет и мы. | |||
32
| Произведения В. Осеевой «Совесть», В. Драгунский «Денискины расссказы» | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. Р.- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; К – формулировать собственное мнение и позицию |
33 | А Барто «В школу», С. Михалков « Фома», | 1 | |
О чём хочу читать летом | |||
34 | О чём хочу читать летом | 1 | Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками источниками для понимания и получения дополнительной информации. Формировать потребности в систематическом чтении. Р.- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; П. - ориентироваться в мире книг К.-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
11