Утверждаю:
Директор школы:____________
Кружок
«Игровая радуга»
Рабочая программа
во внеурочной деятельности
Для учащихся 1 класса
Пояснительная записка
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя индивидуально, раскрыться как физически, так и умственно; ведь игра дает возможность исследовать, познавать, понимать окружающий мир.
Задачи:
Познакомить с разнообразными видами игр;
Научить детей слушать внимательно и выполнять по заданию;
Научить правильно распределять свои силы и возможности во время игр;
Развивать свои физические и умственные способности во время игры по достижению окончательных результатов.
Программа кружка «Игровая радуга» рассчитана на учащихся начальной школы, где дети показывают свои физические и умственные способности.
Игра занимает центральное место в жизни детей. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно. Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность; в играх не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинство детей; игра должна соответствовать их возрасту и особенностям; используемые для игр атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать положительный эмоциональный настрой даже для проигравших детей. Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, во время игры нужно поощрять детей в словесной форме, предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников. Награды не должны быть равноценными, придумываются разнообразные виды награждения.
Познакомить с законами игр:
Один за всех, и все – за одного.
Начиная игру, предварительно обсудите весь ее ход.
Играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Никогда не сердись, если в игре вас нечаянно толкнули.
Программа кружка «Игровая радуга» рассчитана для учащихся начальной школы. Продолжительность занятий в год 66 часов (по два часа в неделю).
Тематическое планирование
N п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Содержания занятия | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1 | Игры для развития наблюдательности | 1 | «Узнай по звуку» | Учащиеся должны по звуку определить предмет, которым было выполнено задание. | Узнавать предметы по звуку. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
2 |
| 1 | «Миллион изменений» | Учащиеся должны заметить изменения в комнате. | Обнаружить изменения происходящие в комнате. Формируются коммуникативные, личностные УДД |
3 |
| 1 | «Пользоваться только осязанием» | Учащиеся при помощи осязания должны выполнить разнообразные задания | Узнавать предметы при помощи осязания, с закрытыми глазами. Формируются познавательные, личностные УДД |
4 |
| 1 | «Повтори очко» | Учащиеся должны выполнить все движения водящего | Уметь повторить все движения в точности. Формируются коммуникативные, личностные УДД |
5 |
| 1 | «Узнай, не видя» | Учащиеся по 2 человека с завязанными глазами должны угадать больше предметов на ощупь | Узнавать ребят с закрытыми глазами, задев его двумя способами. Формируются личностные, познавательные УДД |
6 | Игры для развития ловкости и точности движений | 1 | «Узнаю и с закрытыми глазами» | Учащиеся зрительно рассматривают предметы, затем закрытыми глазами должны подойти к нужному предмету. | Уметь с закрытыми глазами находить предметы нужные, наглядно видя их до этого. Формируются коммуникативные, личностные УДД |
7 |
| 1 | «Старинная игра» | Учащиеся должны при помощи всех сразу пальцев выполнить задания | Уметь при помощи пальцев выполнять задание со спичками. Формируются коммуникативные УДД |
8 |
| 1 | «Игры со стаканом воды» | Учащиеся используя стакан с водой выполняют разнообразные задания. | Уметь используя стакан и воду выполнять разнообразные задания. Формируются познавательные, личностные УДД |
9 |
| 1 | «Догадайся без слов» | Делятся на команды, командиры жестами, мимикой показывают задание и команда выполняет | Уметь понимать при помощи жестов и мимики данное задание. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
10 | Игры с обручами и скакалками | 1 | «Гонки с обручами» | Учащиеся прыгают через гимнастический обруч, как через скакалку. | Уметь прыгать через обруч, как через скакалку |
11 |
| 1 | «Кто быстрее» | Учащиеся должны пройти через все обручи. | Уметь проходить сквозь обруч, разными способами. Формируются коммуникативные УДД |
12 |
| 1 | «Алфавит» | Учащиеся прыгая на скакалке должны назвать все буквы алфавита; если допустили ошибку, то на ошибочную букву назвать растение или животное, или город. Если удалось назвать, то участник прыгает дальше; если нет - передает очередь следующему. | Уметь прыгать на скакалке при этом называя алфавит, соблюдая все правила конкурса. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные УДД |
13 |
| 1 | «Разноцветные обручи» | Участники раскручивают обруч вокруг талии, нужно продержаться как дольше | Уметь крутить обруч на талии. Формируются коммуникативные УДД |
14 | Игры для любознательных | 1 | Экологическая игра «Лукошко грибника» | Учащиеся во время игры закрепляют названия грибов; отгадывают загадки, составляют кулинарные блюда; выполняют различные конкурсы на знания грибов. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Формируются познавательные, личностные, коммуникативные УДД |
15 |
| 1 | Занимательная грамматика. «Лена, Наташа, Светлана и Алла – с буквы заглавной я написала». | Учащиеся закрепляют правило написания заглавной буквы в именах. | Узнать больше о правиле - заглавная буква. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
16 |
| 1 | «Знаете ли вы овощи?» | Учащиеся закрепляют знания об овощах; участвуют в сценарии. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
17 |
| 1 | Игра «Что? Где? Когда?» «О Пушкине и его героях» | Учащиеся закрепляют произведения А.С.Пушкина | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Узнать больше о Пушкине. Формируются познавательные , коммуникативные, личностные УДД |
18 |
| 1 | «Занимательная математика» | Учащиеся закрепляют счет в пределах 10, решают задачки на сообразительность, головоломки | Уметь считать до 10 и мыслить логически при решении задач. Формируются познавательные, коммуникативные , личностные УДД |
19 | Игры – эстафеты | 1 | «Самые быстрые» | Учащиеся образуют 2 команды, запоминают свои номера; выполняют задания на быстроту, внимание, ловкость с мячом. | Уметь быстро ориентироваться с мячом во время игры. Формируются коммуникативные УДД |
20 |
| 1 | «Запятнай последнего» | Учащиеся делятся на 2 команды, становятся друг за другом; по сигналу первые должны задеть последнего у противника. Закрепляется внимание и подвижность. | Уметь во время игры проявить точность, быстроту движения. Формируются коммуникативные УДД |
21 |
| 1 | «Сквозь обруч» | Учащиеся по очереди из двух команд проходят сквозь обруч держа в руке ракетку с мячом. | Уметь во время задания проявить ловкость движения Формируются коммуникативные УДД |
22 |
| 1 | «Сумей догнать» | Учащиеся по сигналу ведут забег друг за другом, но при этом должны убежать от соперника, но догнать впереди бегущего игрока | Уметь проявить во время игры быстроту движения Формируются коммуникативные УДД |
23 |
| 1 | «Полёт на ядре» | Учащиеся передвигаются прыжками зажав мяч между ног, а обратно вернуться бегом | Уметь работать мячом разными способами, при этом проявляя точность движения Формируются коммуникативные УДД |
24 |
| 1 | «Перемена мест» | Учащиеся делятся на две команды, по сигналу должны поменяться местами разнообразным способом | Уметь проявить во время игры быстроту движения Формируются коммуникативные УДД |
25 | Игры и упражнения, развивающие чувство времени | 1 | «С расчетом и быстро» | Учащиеся с завязанными глазами должны поменяться местами и схватить под стульями скакалку. Кто быстрее? | Уметь на ощупь выполнить упражнение с точностью и быстротой Формируются коммуникативные, личностные УДД |
26 |
| 1 | «Расторопный почтальон» | Среди учащихся выбираются почтальоны, которые должны 5 адресатам разнести почту за определенное время. | Уметь во время игры проявить точность, быстроту и правильность при разносе писем Формируются коммуникативные, личностные УДД |
27 |
| 1 | «Сколько букв» | Учащимся читается 2 раза предложение; они должны сосчитать сколько в нем букв | Уметь быстро считать при этом закрепляя буквы Формируются коммуникативные, личностные УДД |
28 |
| 1 | «Победит тот, кто останется позади» | Учащиеся становятся в шеренгу, по сигналу водящего называют слова на заданную букву в быстром темпе | Уметь быстро отвечать, закрепляя алфавит, познавая при этом новые слова. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
29 |
| 1 | «Вызов» | Участники делятся на две команды, становятся лицом друг другу на определенном расстоянии, один игрок выходит и 3 раза касается ладонями игроков противоположной команды, на кого пришелся третий хлопок тот и догоняет | Уметь проявить во время игры точность движения и быстроту. Формируются коммуникативные УДД |
30 |
| 1 | «Стой» | Участники игры становятся по кругу начерченным позади их, рассчитываются по порядку, в центре стоит водящий и называет любой номер, тот берет мяч и кричит: «Стой!» и бросает мяч в любого игрока и т.д. | Уметь проявить во время игры точность движения и быстроту. Формируются коммуникативные, личностные УДД |
31 | Веселые аттракционы | 1 | «Кенгуру» | Учащиеся делятся на 2 команды, между ног зажимают мяч и прыгают до финиша. | Уметь выполнять задание с мячом проявляя при этом быстроту. Формируются коммуникативные УДД |
32 |
| 1 | «Вдвоем на трех ногах» | Задание участники выполняют по 2 человека, им внизу завязывают две ноги; по сигналу они стараются быстро передвигаться до финиша. | Уметь выполнять задание в паре, координируя точность движения. Формируются коммуникативные УДД |
33 |
| 1 | «По искусственной дорожке» | Учащиеся делятся на 2 команды, используя 4 дощечки проходят полосу препятствий по очереди. | Уметь с координировать точность движения проходя препятствия. Формируются коммуникативные УДД |
34 |
| 1 | «Пронеси, не урони» | Участникам даются предметы составленные виде пирамиды, их нужно донести быстро не уронив ни один | Уметь проявить во время игры правильность и точность движений, быстроту. Формируются коммуникативные УДД |
35 | Игры за столом. | 1 | «Математический волчок» | Учащиеся закрепляют знания цифр; по очереди вращают волчок и набирают очки. | Узнать лучше цифры. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
36 |
| 1 | «Слово начинается» | Во время игры идет закрепление алфавита; а также название городов, растений, животных, инструментов и т.д. | Узнать лучше алфавит, познавая с ним новые слова. Формируются познавательные, коммуникативные , личностные УДД |
37 |
| 1 | «Как золушка» | Учащиеся должны из смешанных в куче крупы рассортировать их. | Уметь различать крупы, узнать о них много интересного. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
38 |
| 1 | «Кто я?» | Показать мимикой и жестами профессию человека. | Уметь сценически изобразить профессию. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
39 |
| 1 | «Кто где живёт?» | Игра на внимание. | Уметь во время игры сосредоточить своё внимание. Формируются коммуникативные, познавательные УДД |
40 |
| 1 | «Картина-загадка». | Учащиеся на картинке ищут ответы на загадки. | Уметь находить по картинке ответы на загадки. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
41 |
| 1 | «Четвертый лишний» | Учащиеся должны догадаться какой рисунок в данной группе лишний. | Уметь находить отличия в рисунках. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
42-43 |
| 2 | «Говорящие картинки» | Учащиеся должны узнать, что обозначает слово «ребус», научиться его отгадывать. | Уметь читать и объяснять ребус. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
44 | Подвижные игры | 1 | «Ловцы» | Две команды, чья себя лучше проявит среди ловцов. | Уметь проявить во время игры правильность и точность движений, быстроту. Формируются коммуникативные УДД |
45 |
| 1 | «Запрещенное движение» | Учащиеся при этой игре должны быть очень внимательны. | Уметь проявить во время игры правильность и точность движений, быстроту, внимание. Формируются коммуникативные УДД |
46 |
| 1 | «Казаки –разбойники» | Проявляется во время игры смекалка, выносливость, быстрота и др. | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
47 |
| 1 | «Гори, гори ясно…» | Игра проводится со словами, которые произносят учащиеся, где после них водящий должен поймать одного игрока. | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
48 |
| 1 | «Охотники и утки» | Чертится круг, внутри него утки, а за ним охотники; выбрав благоприятный момент, выбивают уток из круга | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
49 |
| 1 | «Ромбики» | Учащиеся делятся на две команды при помощи ромбиков (красные и синие), на них написаны числа; синие догоняют красных и должны забрать ромбик, в том случае если у него число больше | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
50
|
| 1 | «Колдуны» | Два водящих игрока догоняют игроков, если задели их, они кричат: Чай, чай выручай» | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
51 |
| 1 | «Охотники и сторож» | Чертится круг внутри него стоит сторож, охотники ловят дичь и ведут к сторожу, а тот охраняет дичь | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
52 |
| 1 | «Цепи кованные» | Участники делятся на на 2 команды, игру начинают со словами | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
53 |
| 1 | «Коршун» | Выбирается водящий, курица с цыплятами; водящий должен поймать цыплят, а курица их защищает | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
54 |
| 1 | «12записок» | Прячутся заранее записки, игроки по цепочке-записи ищут остальные | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
55 | Словесные игры «Язык мой – друг мой» | 1 | «Слова с одной гласной» | Участники за определенное время должны как больше назвать слов с одной гласной | Уметь знать как можно больше слов с одной гласной. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
56 |
| 1 | «Короткие слова» | Участники игры должны как можно больше назвать трехбуквенных слов | Использовать различные справочные издания для поиска информации. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД. |
57 |
| 1 | «Цепочка» | Первый игрок называет слово, второй игрок на последнюю букву этого слова и т.д. по цепочке | Уметь знать как можно больше слов на разную тематику. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
58 |
| 1 | «Слов больше, чем букв» | Написано 19 букв по указанной стрелке нужно прочитать слова | Уметь находить слова в загадочном кругу. Формируются познавательные, коммуникативные, личностные УДД |
59 |
| 1 | «Слово в слове» | Написаны слова, участники в этих словах должны найти ещё слова | Уметь знать как можно больше слов на разную тематику. Формируются познавательные, коммуникативные УДД |
60 |
| 1 | «Буквы рассыпались» | Буквы в словах перепутались, участники должны расставить в правильном порядке | Уметь из букв составлять слова. Формируются познавательные , коммуникативные УДД |
61 | Игры для занятий тренировок | 1 | «Успей занять место» | Две команды, стоят против друг друга, у каждого свой, водящий называет номера игроки при этом должны поменяться местами, а водящий занять любое место | Уметь играть коллективно, знание цифр. Формируются коммуникативные УДД |
62 |
| 1 | «Рыбаки и рыбки» | Участники игры выстраиваются по кругу –рыбки, а рыбак ловит их на удочку | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
63 |
| 1 | «Съедобное – несъедобное» | Водящий кидает игрокам мяч, при этом называет слова, если съедобное – мяч ловим, а если нет, то не ловим | Уметь играть коллективно, знания съедобной и несъедобной пищи. Формируются коммуникативные УДД |
64 |
| 1 | «Воздух, небо, земля» | Водящий в центре, игроки стоят по кругу, водящий кидает любому мяч произнося при этом любое из трех слов, а игрок должен назвать животное | Уметь играть коллективно, узнать много новых слов во время игры. Формируются коммуникативные УДД |
65 |
| 1 | «Меткий футболист» | В центре кладется мяч, игрок отсчитывает от мяча шаги , поворачивается, ему завязывают глаза, он идёт к мячу и должен пробить гол | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
66 |
| 1 | «Защищай товарища» | Начертить круг в него входят два водящих, игроки должны выбить одного водящего, а другой должен защитить его | Уметь играть коллективно. Формируются коммуникативные УДД |
| Всего: 66 часов |
|
|
|
|
Список используемой литературы
И.С.Гринченко «Игровая радуга», 2004г.
ЗАО «Валери СПб» «Игры и развлечения», 1998г.
М.С.Коган «С игрой круглый год», 2004г.
Л.И.Гайдина «Группа продлённого дня», 2008г.
Н.Ю.Анашина «Путешествие в страну «Что? Где? Когда?», 2006г.
Валентина Волина «1000 игр с буквами и словами», 1996г.
Н.И.Удодова «Занимательная математика», 2011г.
Материально – техническое обеспечение.
Скакалки.
Мячи малые и большие.
Обручи.
Кегли.
Скамейки.
Маты.
Эстафетные палочки.
Карточки с заданиями.
Репродукции картин.
Геометрические фигуры.
Презентации.
Книги, энциклопедии.
Планируемый результат.
Учащиеся к концу 1 класса по кружку «Игровая радуга" должны уметь:
Передавать эстафетные палочки;
Прыгать на скакалке разными способами;
Работать по карточкам;
Ведение большого мяча;
Различать геометрические фигуры;
Выполнять упражнения с обручем;
Работать в группах;
Работать в команде;
Работать с книгами и энциклопедиями;
Работать в эстафете;
Выполнять упражнения на внимание, быстроту, точность движения;
Отгадывать загадки;
Составлять новые слова – из букв, из больших слов.