Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
г. Нерюнгри
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24
имени Е.А. Варшавского
Программа
подготовки обучающихся к олимпиаде
по технологии
(Культура дома и декоративно-прикладное искусство)
Автор:
Каплун Ольга Владимировна
учитель технологии
высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
2018- 2019
№ п/п |
| Структура программы
|
1. | Пояснительная записка
| Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060). Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное искусство». В олимпиаде участвуют учащиеся общеобразовательных учреждений Программа рассчитана на 2 часа в неделю по очно-заочной форме организации занятий, 48 часов. Заочная форма предполагает под собой самостоятельную подготовку обучающихся с использованием различных информационных ресурсов, которые также прописывается в календарно-тематическом планировании. |
2. | Цели и задачи обучения
| Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий различного уровня сложности. Решение рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения предмета. Программа предназначена для подготовки учащихся 6,7,8 классов, она ориентирована на формирование общей культуры, связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Она призвана способствовать интеллектуальному развитию учащихся; - сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; - повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; - развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. |
3. | Содержание программы
| Содержания программы «Технология» (культура дома и декоративно-прикладное творчество). Ребята рассматривают три задания теоретический (тест), практическое задание, защита творческого проекта. Первым заданием школьного этапа: теоретический (тесты). Для этого конкурса составляются: для учащихся 6 классов - 15 тестов, для учащихся 7 классов - 20 тестов, для учащихся 8 классов – 20 тестов, в соответствии с программой обучения в каждом классе. Задание должно соответствовать возрастной группе учащихся. Основанием для разработки конкурсных заданий является, обязательному объему знаний и умений, определенному в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) общего образования по технологии. В связи с этим в тестах представлены основные разделы программы: 1) «Кулинария». 2)«Материаловедение». 3) «Машиноведение». 4) «Рукоделие». 5) «Технология обработки текстильных материалов». 6). «Проектирование и изготовление изделий». 7) «История костюма» 8) «Электротехника». 9) «Домашняя экономика и основы предпринимательства». 10) «Экологические проблемы производства». 11) «Технология основных сфер профессиональной деятельности». 12) «Профессиональное самоопределение». 13) «Интерьер жилого дома». Второе задание это практическая работа по разделу Моделирование, Обработка швейного изделия, подготовлена для 6,7,8 классов по одному из основных разделов курса «Технология». Практические задания построено, чтобы при их выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе. Практические задания по конструированию и моделированию должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия. Внимательно рассмотрев предложенный эскиз и прочитав описание модели, учащиеся должны выполнить моделирование, нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения. Результаты этого конкурса должны наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным инструментом и навыками работы на швейной машине, умения читать и применять в работе технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению, правильные безопасные приемы работы. Третье задание это выполнение творческого проекта, он обязателен на всех этапах олимпиады на школьном, муниципальном этапе. На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Учащиеся представляют разнообразные проекты по виду доминирующей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые. Работа проводится по следующим критериям: - социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации; - корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; - самостоятельность выполнения проекта; - оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость; - необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний разных областей; - доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; - рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений; - эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности; - экологическая и экономическая оценка изделия. |
4. Календарно-тематический план
48 часов (2 часа в неделю)
№ занятия | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
6,7,8 класс | |||
1,2 | Общие принципы технологии. Современное производство. Безопасные условия труда и санитарные требования для работы в мастерской. |
|
|
| Раздел 1. Кулинария. 8 часов |
|
|
3,4 5,6 7,8 9,10 | Физиология питания. Технология приготовления пищи. Бутерброды. Блюд из яиц. Блюда из сырых и вареных овощей. Блюда из молока и кисломолочных продуктов. Крупа и макаронные изделия. Виды теста. Кондитерские изделия. Напитки. Блюда из мяса. Блюда из рыбы. Сервировка стола. Правила поведения за столом. |
|
|
| Раздел 2. «Создание изделий из текстильных материалов» |
|
|
11,12 | Элементы материаловедения. |
|
|
13,14
15,16 | Элементы машиноведения: Виды передач, виды швейных машин. Неполадки в работе швейных машин, виды приводов. |
|
|
17,18 | Конструирование и моделирование одежды: поясное и плечевое изделие |
|
|
19,20 21,22 23,24 | Технология изготовления швейных изделий. Раскрой изделия. Узловая обработка изделия. Терминология. ВТО, проверка качества. |
|
|
| Раздел 3. Элементы электротехники. |
|
|
25,26 | Элементы электротехники: назначение и виды бытовой техники, правила их эксплуатации. |
|
|
| Раздел 4. Культура дома. |
|
|
27,28 | Культура дома. Интерьер дома. Уход за одеждой и обувью. |
|
|
| Раздел 5. Рукоделие. |
|
|
29,30 31,32 33,34 | Вышивка Батик Лоскутное шитье. |
|
|
35,36 | Профессиональное самоопределение и профориентация. |
|
|
| Раздел 6. Исследовательская и созидательная деятельность |
|
|
37,38 39,40
41,42 | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований, к проектируемому изделию. |
|
|
43,44 | Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. |
|
|
45,46 | Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
|
|
|
47,48 | Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
|
|
|
| ИТОГО: 48 часов |
|
|
5. | Критерии оценок и требования к решению олимпиадных заданий по предмету.
| Система оценивания результатов выполнения теоретических вопросов, практических работ на школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии. Система оценки теоретического конкурса для номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильно выполнений тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично - ноль баллов. Для оценки результатов практических работ необходимо разрабатывать карты пооперационного контроля, по которым будет определяться степень владения безопасными приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы, понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения технологического задания, правильное выполнение влажнотепловой обработки. В этом случае профессиональное жюри может с высокой точностью и объективностью оценить все эти параметры при выполнении учащимися заданных технологических операций по заранее подготовленным качественным и количественным параметрам. Оценивается практическая работа в соответствие размеров по заданию и качество работы. Правильное выполнение каждого пункта заданий по качеству изделия оценивается в 5-10 баллов. Максимальное число баллов за выполнение практической работы – 40. Максимальное число баллов за презентацию проекта – 50. Оценка творческих проектов на школьном этапе. На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Оценка проектов, представленных на конкурс, проводится по следующим критериям: - социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации; - корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; - самостоятельность выполнения проекта; - оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость; - необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний разных областей; - доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; - рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений; - эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности; - экологическая и экономическая оценка изделия; - умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы; - наличие ссылок на источники информации, включая Интернет. |
6 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по подготовке к олимпиаде школьников
| Технические средства обучения.
Учебно-методический комплект
Дидактическое пособие
Цифровые образовательные ресурсы
|