«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа по внеурочной деятельности "Истоки" для 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности "Истоки" включает в себя разнообразный материал по устному народному творчеству,фольклору, изучению традиций семьи, своего народа.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

РАССМОТРЕНО ИПРИНЯТО

на заседании кафедры

начальных классов

протокол № ____

«____» ______2020г.

Зав.кафедрой_______ И.С.Артамонова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

_____С.Г. Исаева

«____» _______ 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Гимназия №4» городского округа

город Стерлитамак

Республики Башкортостан

________И.А.Силантьева

«____» _______ 2020 г.


«Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан







Введена в действие ______________2020г.

Приказ № _______ от ____________ 2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Истоки

в 1-4 классе

Срок реализации программы -4 года




Программу составила И.С.Артамонова,

учитель высшей категории

МАОУ «Гимназия №4»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

















г. Стерлитамак 2020 г

.

Программа имеет духовно-нравственную направленность, а также нацелена на приобретение ее участниками знаний и умений в области фольклора, сценической культуры, нацеливает на возрождение народных традиций, культуры, искусства народов, проживающих на территории республики Башкортостан и России.

Цель программы:

приобщение к духовно-нравственным ценностям народной культуры через изучение фольклора, традиций, прикладного творчества во время занятий внеурочной деятельностью

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предложенными учителем;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные

Учащиеся научатся:

  • постепенно накапливать социокультурный опыт;

  • осмысленно рассуждать об общечеловеческих ценностях;

  • создавать рассказ по циклу картинок;

  • понимать особенности социокультурных категорий (Слово, Образ, Книга)

  • приблизиться к вечным истинам через простые понятия – Имя, Род, Семья, Слово

Книга


Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества). Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • готовность активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • познавательный интерес к новому материалу;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  •  планировать учебную деятельность на занятии;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, используя разные источники;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • инициировать сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные

Учащиеся научатся:

  • приобщаться к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщаться к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

  • получат возможность, развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.


Результаты третьего уровня получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества).

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • готовность активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • познавательный интерес к новому материалу;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.

  • актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.

  • содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  •  планировать учебную деятельность на занятии;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, используя разные источники;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • инициировать сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные

Учащиеся научатся:

  • целостно воспринимать внутренний мир человека

  • размышлять об истоках духовности и нравственности в человеке посредством совместной деятельности ученика и его семьи

  • воспринимать себя в это мире, ощущая этническое и социокультурное родство с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.


Результаты четвертого уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия). Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные

Учащиеся научатся:


  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, произведений фольклора и устного народного творчества и делать выводы;

  • ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей человека

  • понимать на новом уровне социокультурные и духовные ценности.

  • воспринимать  традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании, увидев жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

  • любить свой народ, свой край и свою Родину;


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Первый уровень


№ п/п


Раздел/тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


I.Осень пришла…



1-2

«Во саду ли, в огороде».

Беседа-игра


Дидактические игры, диалогическое общение,

Экскурсия,

Слушание объяснений учителя..

Конкурс частушек.

Словесные игры

Знакомство с народными промыслами

3

Осень нашего края.

экскурсия

4

«Хлеб –всему голова».

беседа

5

«Что есть в печи – на стол мечи» (что ели наши предки).

Занятие-игра

6

Народный календарь

Познавательная беседа


II. Знакомство с детским фольклором


7-8

«Шутку шутить -людей смешить» (знакомство с детским фольклором).

Практико-ориентированное занятие

9-10

«Пословица – к слову молвится».

Проект

11

«Здравствуй, гостья Зима!».

Практико-ориентированное занятие

Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме

Слушание объяснений учителя, инсценирование, работа с иллюстрациями

Создание проекта,

Создание моделей одежды

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Подвижные игры на воздухе

Создание мини –проекта о традициях своей семьи

Словесные игры

Семейный праздник


III. Народные традиции и обычаи


12

В гости к самовару

Познавательная беседа

13-14

«Матрешка и ее друзья»

Практическое занятие

15-16

Одежда наших предков

Практическое занятие

17

Народные традиции и обычаи.

Занятие-путешествие

18

Зимние игры и забавы

Игры на воздухе

19

Народный календарь

Познавательная беседа

20

«Гость на порог –радость в дом» (хлебосольные традиции семьи)

Мини-проект

21-22

Детский фольклор

конкурс

23

Зимние посиделки

праздник


IV. Весна стучится к нам…



24

«При солнышке тепло, при матери –добро».

конкурс

Конкурс пословиц о весне, о маме

Слушание объяснений учителя.

Изучение и исполнение народных песен

Чтение и обсуждение народных сказок

Слушание объяснений учителя.

Дидактическая игра

Работа с ЭОР, иллюстрирование,

экскурсия

25

Весенние заботы

Познавательная беседа

26

«Где песня поется, там счастливо живется»

Музыкальная гостиная

27-28

«Сказка – ложь, да в ней намек...»

Час чтения

29

Народный календарь

Познавательная беседа

30

«Что весной посеешь, то осенью пожнешь»

Занятие-игра

31-32

Путешествие в историю родного края.


Виртуальная экскурсия

33

Посещение краеведческого музея

экскурсия


Второй уровень



№ п/п


Раздел/тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


I.Осень пришла…



1

«С чего начинается Родина?»

Познавательная беседа


Дидактические игры, диалогическое общение,

Экскурсия,

Слушание объяснений учителя..

Конкурс частушек.

Словесные игры

Знакомство с народными промыслами

2

Наша малая Родина

Практико-ориентированное занятие

3

Осень нашего края.

экскурсия

4

«Хлеб –батюшка, водица-матушка»

беседа

5

«Мир вашему дому» (традиции гостеприимства)

Познавательная беседа

6

«Мир вашему дому» (традиции гостеприимства)

Занятие-игра


II. Знакомство с детским фольклором


7-8

«Кто людей веселит, за того весь свет стоит». (детский фольклор).

Практико-ориентированное занятие

9-10

Народная мудрость в пословицах

Викторина


Народная мудрость в поговорках

проект

11-12

Народные игрушки

Практическое занятие

13

Народные игры

Практико-ориентированное занятие

Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме

Слушание объяснений учителя, инсценирование, работа с иллюстрациями

Создание проекта,

Создание моделей одежды

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.


Подвижные игры на воздухе

Создание мини –проекта о традициях своей семьи

Словесные игры

Семейный праздник

14

«Самовар кипит- уходить не велит»

Познавательная беседа

15

Как одевались наши предки

Практическое занятие

16

«Береги платье снову, а честь смолоду»

Познавательная беседа

17

«Здравствуй, гостья-Зима»

Занятие-путешествие

18

Зимние игры и забавы

Игры на воздухе


III.Моя семья


19

Как тебя зовут? Тайна имени

Познавательная беседа

20

«Семья в куче- не страшна и туча»

Мини-проект

21

Традиции семьи

Познавательная беседа

22

Жизнь семьи в моментах фотографии

презентация

23

Зимние семейные посиделки

праздник


IV. Весна идет!


24

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

конкурс

25

Весна идет!

Познавательная беседа

26

«Где песня льется, там легче живется»

Музыкальная гостиная

27

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

Час чтения

Конкурс пословиц о весне, о маме

Изучение и исполнение народных песен

Чтение и обсуждение народных сказок

Дидактическая игра

Работа с ЭОР, иллюстрирование,

экскурсия

28

Сундучок с устным народным творчеством

проект

29

Народный календарь

Познавательная беседа

30

«Что весной посеешь, то осенью пожнешь»

Занятие-игра

31

Путешествие в историю родного края.


Виртуальная экскурсия

32

Я на этой земле родился

проект

33

Мой город

экскурсия

34

«Люди рады лету, а пчелы-цвету»

праздник


Третий уровень



№ п/п


Раздел/тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


I.Осень пришла…



1

«В родном краю как в раю»

Познавательная беседа


Дидактические игры, диалогическое общение,

Экскурсия,

Слушание объяснений учителя..

Конкурс частушек.

Словесные игры

Знакомство с народными промыслами

2

«Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна»

Занятие-викторина

3

«Осень –перемен восемь»

экскурсия

4

«Дело мастера боится»

беседа

5

Осенние праздники и приметы

(народный календарь)

Познавательная беседа

6

Богатства нашей земли

(дары природы и полезные ископаемые)

Практико-ориентированное занятие


II.Народные игры, игрушки, песни


7

«Любишь гостить, люби и к себе звать» (традиции гостеприимства)

Занятие-игра

8

«Песня русская, родная»

(знакомство с песенным творчеством народа)

Музыкальный час

9

Народные игрушки

Практическое занятие

10

Игры с Петрушкой

Час игры


III. Умельцы из народа



11

«Не дом хозяина красит, а хозяин-дом»(устройство избы)

Познавательная беседа

Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме

Слушание объяснений учителя, инсценирование, работа с иллюстрациями

Создание проекта,

Создание моделей одежды

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.


Подвижные игры на воздухе

Создание мини –проекта о традициях своей семьи

Словесные игры

Семейный праздник

12

«Дом вести- не лапти плести»

Виртуальная экскурсия

13

Народная мудрость из уст в уста

проект

14

Мастера своего дела (о кузнецах, плотниках,ткачах)

Познавательная беседа

15

Одежда наших предков

Занятие-викторина


III. Зима пришла


16

«Выпал беленький снежок…»

(зимние игры и забавы)

Игры на воздухе

17

Народный календарь


Занятие-путешествие

18

«В гостях у домовенка Кузи»

(мифологические существа)

Познавательная беседа

19

Природа-источник вдохновения (стихи поэтов о зимней природе)

Мини-проект

20

Попроси здоровья у природы

Познавательная беседа

21

«Февраль зиму кончает, март-весну встречает!»

Занятие-игра


IV.Здравствуй,весна!


22

Масленица

праздник

23

«Мама-слово дорогое»

конкурс

24

Весна пришла, капель принесла

Познавательная беседа

Конкурс пословиц о весне, о маме

Слушание объяснений учителя.

Изучение и исполнение народных песен

Чтение и обсуждение народных сказок

Слушание объяснений учителя.

Дидактическая игра

Работа с ЭОР, иллюстрирование,

экскурсия

25

«Пой песню, пой!»

Музыкальная гостиная

26

Как сочиняются сказки…

Познавательная беседа

27

Сундучок с устным народным творчеством

проект

28

Народный весенний календарь

Познавательная беседа

29

«Как у наших у ворот…»

Занятие-игра

30

Родная деревня


проект

31-32

В гости ,в крестьянскую семью»

Виртуальная экскурсия

33

Весна в поле и в лесу

экскурсия

34

«Здравствуй, лето!»

конкурс



Четвертый уровень


№ п/п


Раздел/тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


I.Осень пришла…



1

Осень зиму корит

Познавательная беседа


Дидактические игры, диалогическое общение,

Экскурсия,

Слушание объяснений учителя..

Конкурс частушек.

Словесные игры

Знакомство с народными промыслами


2

Осенние полевые и огородные работы

Виртуальная экскурсия

3

Осень в городе

экскурсия

4

Народный осенний календарь

Познавательная беседа


II.Народные промыслы


5

Народные промыслы России

беседа

6

Народные промыслы России

Практико-ориентированное занятие

7

Народные игры и игрушки

Час игры


III. Устное народное творчество



8-9

Устное народное творчество

Познавательная беседа

Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме,

инсценирование, работа с иллюстрациями

Создание проекта,

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Подвижные игры на воздухе

Создание мини –проекта о традициях своей семьи

Словесные игры


10

«Ай, да русская частушка!»

Практическое занятие-проект

11

Создаем «Книгу народной мудрости»

Музыкальный час

12

Русский лубок: пословицы о добродетелях

Познавательная беседа

13

«Мой дом- моя крепость»

Практико-ориентированное занятие


IV.Добродетели



14

«Красный угол»( фразеологизмы в языке, связанные с домом)

Познавательная беседа

Слушание объяснений учителя.

Изучение слов из словаря бытовых терминов Руси

Чтение и обсуждение народных сказок

Слушание объяснений учителя.

Дидактическая игра

Работа с ЭОР, иллюстрирование,

Виртуальная экскурсия

15

«Языком не торопись, а делом не ленись» (о трудолюбии)

Практико-ориентированное занятие

16

«Где слова привета- там улыбка для ответа» ( о красоте речи)

Занятие-игра


V.Зимушка-зима…


17

Зимние игры и забавы

Занятие-викторина

18

Народный календарь


Игры на воздухе

19

«Богатырская наша силушка»

(рассказы о богатырях)

Занятие-путешествие

20

Народная кухня

Час чтения

21

«Изба красна углами, а стол- пирогами»

Мини-проект

22

Народные праздники: старинные и современные

Познавательная беседа


VI.Весна пришла



23

Масленица

Занятие-игра

Конкурс пословиц о весне, о маме

Слушание объяснений учителя.

Изучение и исполнение народных песен

Чтение и обсуждение народных сказок

Слушание объяснений учителя.

Дидактическая игра

Работа с ЭОР, иллюстрирование,

экскурсия

24

«Птица рада весне, а ребенок- матери»

праздник

25

Весенний календарь

конкурс

26

«Ах вы, сени, мои сени»

Музыкальная гостиная


VII.Родительский дом


27

«Дерево держится корнями, а человек –семьей»(моя родословная)

проект

28

«Кто родителей уважает, тот вовек не погибает»

(о почитании старших)

беседа

29

«Воля и труд- дивные всходы дают»

Беседа

30

«Скоро сказка сказывается...» сказки народов Башкортостана

Час чтения


VIII.Народное творчество


31

«Загудела дудочка…»(знакомство с народными муз.инструментами)

Занятие-игра

32

Музыкальные инструменты- в народных пословицах и поговорках

проект

33

Экскурсия в краеведческий музей

экскурсия

34

Праздник славянской письменности и культуры

праздник


Тематическое планирование

Первый уровень


№ п/п


Темы занятий

Количество часов


I.Осень пришла…

6

1-2

«Во саду ли, в огороде».

2

3

Осень нашего края.

1

4

«Хлеб –всему голова».

1

5

«Что есть в печи – на стол мечи» (что ели наши предки).

1

6

Народный календарь

1


II. Знакомство с детским фольклором

5

7-8

«Шутку шутить -людей смешить» (знакомство с детским фольклором).

2

9-10

«Пословица – к слову молвится».

2

11

«Здравствуй, гостья Зима!».

1


III. Народные традиции и обычаи

12

12

В гости к самовару

1

13-14

«Матрешка и ее друзья»

2

15-16

Одежда наших предков

2

17

Народные традиции и обычаи.

1

18

Зимние игры и забавы

1

19

Народный календарь

1

20

«Гость на порог –радость в дом» (хлебосольные традиции семьи)

1

21-22

Детский фольклор

2

23

Зимние посиделки

1


IV. Весна стучится к нам…

10

24

«При солнышке тепло, при матери –добро».

1

25

Весенние заботы

1

26

«Где песня поется, там счастливо живется»

1

27-28

«Сказка – ложь, да в ней намек...»

2

29

Народный календарь

1

30

«Что весной посеешь, то осенью пожнешь»

1

31-32

Путешествие в историю родного края.


2

33

Посещение краеведческого музея

1


Второй уровень



№ п/п


Темы занятий

Количество часов


I.Осень пришла…

6

1

«С чего начинается Родина?»

1

2

Наша малая Родина

1

3

Осень нашего края.

1

4

«Хлеб –батюшка, водица-матушка»

1

5

«Мир вашему дому» (традиции гостеприимства)

1

6

«Мир вашему дому» (традиции гостеприимства)

2


II. Знакомство с детским фольклором

12

7-8

«Кто людей веселит, за того весь свет стоит». (детский фольклор).

2

9-10

Народная мудрость в пословицах

2

11

Народная мудрость в поговорках

1

12

Народные игрушки

1

13

Народные игры

1

14

«Самовар кипит- уходить не велит»

1

15

Как одевались наши предки

1

16

«Береги платье снову, а честь смолоду»

1

17

«Здравствуй, гостья-Зима»

1

18

Зимние игры и забавы

1


III.Моя семья

5

19

Как тебя зовут? Тайна имени

1

20

«Семья в куче- не страшна и туча»

1

21

Традиции семьи

1

22

Жизнь семьи в моментах фотографии

1

23

Зимние семейные посиделки

1


IV. Весна идет!

11

24

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

1

25

Весна идет!

1

26

«Где песня льется, там легче живется»

1

27

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

1

28

Сундучок с устным народным творчеством

1

29

Народный календарь

1

30

«Что весной посеешь, то осенью пожнешь»

1

31

Путешествие в историю родного края.

1

32

Я на этой земле родился

1

33

Мой город

1

34

«Люди рады лету, а пчелы-цвету»

1


Третий уровень



№ п/п


Темы занятий

Количество часов


I.Осень пришла…

6

1

«В родном краю как в раю»

1

2

«Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна»

1

3

«Осень –перемен восемь»

1

4

«Дело мастера боится»

1

5

Осенние праздники и приметы

(народный календарь)

1

6

Богатства нашей земли

(дары природы и полезные ископаемые)

1


II.Народные игры, игрушки, песни

4

7

«Любишь гостить, люби и к себе звать» (традиции гостеприимства)

1

8

«Песня русская, родная»

(знакомство с песенным творчеством народа)

1

9

Народные игрушки

1

10

Игры с Петрушкой

1


III. Умельцы из народа

5

11

«Не дом хозяина красит, а хозяин-дом»(устройство избы)

1

12

«Дом вести- не лапти плести»

1

13

Народная мудрость из уст в уста

1

14

Мастера своего дела (о кузнецах, плотниках,ткачах)

1

15

Одежда наших предков

1


III. Зима пришла

6

16

«Выпал беленький снежок…»

(зимние игры и забавы)

1

17

Народный календарь


1 +1 (13.01)

18

«В гостях у домовенка Кузи»

(мифологические существа)

1

19

Природа-источник вдохновения (стихи поэтов о зимней природе)

1

20

Попроси здоровья у природы

1

21

«Февраль зиму кончает, март-весну встречает!»

1


IV.Здравствуй,весна!

13

22

Масленица

1

23

«Мама-слово дорогое»

1

24

Весна пришла, капель принесла

1

25

«Пой песню, пой!»

1

26

Как сочиняются сказки…

1

27

Сундучок с устным народным творчеством

1

28

Народный весенний календарь

1

29

«Как у наших у ворот…»

1

30

Родная деревня

1

31-32

В гости ,в крестьянскую семью»

2

33

Весна в поле и в лесу

1

34

«Здравствуй, лето!»

1



Четвертый уровень



№ п/п


Раздел/тема занятия

Кол-во часов


I.Осень пришла…

4

1

Осень зиму корит

1

2

Осенние полевые и огородные работы

1

3

Осень в городе

1

4

Народный осенний календарь

1


II.Народные промыслы

3

5

Народные промыслы России

1

6

Народные промыслы России

1

7

Народные игры и игрушки

1


III. Устное народное творчество

6

8-9

Устное народное творчество

2

10

«Ай, да русская частушка!»

1

11

Создаем «Книгу народной мудрости»

1

12

Русский лубок: пословицы о добродетелях

1

13

«Мой дом- моя крепость»

1


IV.Добродетели

3

14

«Красный угол»( фразеологизмы в языке, связанные с домом)

1

15

«Языком не торопись, а делом не ленись» (о трудолюбии)

1

16

«Где слова привета- там улыбка для ответа» ( о красоте речи)

1


V.Зимушка-зима…

6

17

Зимние игры и забавы

1

18

Народный календарь


1

19

«Богатырская наша силушка»

(рассказы о богатырях)

1

20

Народная кухня

1

21

«Изба красна углами, а стол- пирогами»

1

22

Народные праздники: старинные и современные

1


VI.Весна пришла

4

23

Масленица

1

24

«Птица рада весне, а ребенок- матери»

1

25

Весенний календарь

1

26

«Ах вы, сени, мои сени»

1


VII.Родительский дом

4

27

«Дерево держится корнями, а человек –семьей»(моя родословная)

1

28

«Кто родителей уважает, тот вовек не погибает»

(о почитании старших)

1

29

«Воля и труд- дивные всходы дают»

1

30

«Скоро сказка сказывается...» сказки народов Башкортостана

1


VIII.Народное творчество

4

31

«Загудела дудочка…»(знакомство с народными муз.инструментами)

1

32

Музыкальные инструменты- в народных пословицах и поговорках

1

33

Экскурсия в краеведческий музей

1

34

Праздник славянской письменности и культуры

1







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее