Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО ИПРИНЯТО на заседании кафедры начальных классов протокол № ____ «____» ______2020г. Зав.кафедрой_______ И.С.Артамонова | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _____С.Г. Исаева «____» _______ 2020 г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан ________И.А.Силантьева «____» _______ 2020 г.
|
«Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Введена в действие ______________2020г.
Приказ № _______ от ____________ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Истоки
в 1-4 классе
Срок реализации программы -4 года
Программу составила И.С.Артамонова,
учитель высшей категории
МАОУ «Гимназия №4»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
г. Стерлитамак 2020 г
.
Программа имеет духовно-нравственную направленность, а также нацелена на приобретение ее участниками знаний и умений в области фольклора, сценической культуры, нацеливает на возрождение народных традиций, культуры, искусства народов, проживающих на территории республики Башкортостан и России.
Цель программы:
приобщение к духовно-нравственным ценностям народной культуры через изучение фольклора, традиций, прикладного творчества во время занятий внеурочной деятельностью
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предложенными учителем;
работать по предложенному учителем плану;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Учащиеся научатся:
постепенно накапливать социокультурный опыт;
осмысленно рассуждать об общечеловеческих ценностях;
создавать рассказ по циклу картинок;
понимать особенности социокультурных категорий (Слово, Образ, Книга)
приблизиться к вечным истинам через простые понятия – Имя, Род, Семья, Слово
Книга
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества). Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
готовность активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
познавательный интерес к новому материалу;
уважительное отношение к иному мнению;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать учебную деятельность на занятии;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, используя разные источники;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
инициировать сотрудничество в поиске и сборе информации;
обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Учащиеся научатся:
приобщаться к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщаться к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
получат возможность, развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Результаты третьего уровня получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества).
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
готовность активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
познавательный интерес к новому материалу;
уважительное отношение к иному мнению;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать учебную деятельность на занятии;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, используя разные источники;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
инициировать сотрудничество в поиске и сборе информации;
обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Учащиеся научатся:
целостно воспринимать внутренний мир человека
размышлять об истоках духовности и нравственности в человеке посредством совместной деятельности ученика и его семьи
воспринимать себя в это мире, ощущая этническое и социокультурное родство с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Результаты четвертого уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия). Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные
Учащиеся научатся:
узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, произведений фольклора и устного народного творчества и делать выводы;
ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей человека
понимать на новом уровне социокультурные и духовные ценности.
воспринимать традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании, увидев жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
любить свой народ, свой край и свою Родину;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Первый уровень
№ п/п |
Раздел/тема занятия | Формы организации | Виды деятельности |
| I.Осень пришла… | |
|
1-2 | «Во саду ли, в огороде». | Беседа-игра
| Дидактические игры, диалогическое общение, Экскурсия, Слушание объяснений учителя.. Конкурс частушек. Словесные игры Знакомство с народными промыслами |
3 | Осень нашего края. | экскурсия | |
4 | «Хлеб –всему голова». | беседа | |
5 | «Что есть в печи – на стол мечи» (что ели наши предки). | Занятие-игра | |
6 | Народный календарь | Познавательная беседа | |
| II. Знакомство с детским фольклором |
| |
7-8 | «Шутку шутить -людей смешить» (знакомство с детским фольклором). | Практико-ориентированное занятие | |
9-10 | «Пословица – к слову молвится». | Проект | |
11 | «Здравствуй, гостья Зима!». | Практико-ориентированное занятие | Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме Слушание объяснений учителя, инсценирование, работа с иллюстрациями Создание проекта, Создание моделей одежды Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Подвижные игры на воздухе Создание мини –проекта о традициях своей семьи Словесные игры Семейный праздник |
| III. Народные традиции и обычаи |
| |
12 | В гости к самовару | Познавательная беседа | |
13-14 | «Матрешка и ее друзья» | Практическое занятие | |
15-16 | Одежда наших предков | Практическое занятие | |
17 | Народные традиции и обычаи. | Занятие-путешествие | |
18 | Зимние игры и забавы | Игры на воздухе | |
19 | Народный календарь | Познавательная беседа | |
20 | «Гость на порог –радость в дом» (хлебосольные традиции семьи) | Мини-проект | |
21-22 | Детский фольклор | конкурс | |
23 | Зимние посиделки | праздник | |
| IV. Весна стучится к нам… |
|
|
24 | «При солнышке тепло, при матери –добро». | конкурс | Конкурс пословиц о весне, о маме Слушание объяснений учителя. Изучение и исполнение народных песен Чтение и обсуждение народных сказок Слушание объяснений учителя. Дидактическая игра Работа с ЭОР, иллюстрирование, экскурсия |
25 | Весенние заботы | Познавательная беседа | |
26 | «Где песня поется, там счастливо живется» | Музыкальная гостиная | |
27-28 | «Сказка – ложь, да в ней намек...» | Час чтения | |
29 | Народный календарь | Познавательная беседа | |
30 | «Что весной посеешь, то осенью пожнешь» | Занятие-игра | |
31-32 | Путешествие в историю родного края.
| Виртуальная экскурсия | |
33 | Посещение краеведческого музея | экскурсия |
Второй уровень
№ п/п |
Раздел/тема занятия | Формы организации | Виды деятельности |
| I.Осень пришла… | |
|
1 | «С чего начинается Родина?» | Познавательная беседа
| Дидактические игры, диалогическое общение, Экскурсия, Слушание объяснений учителя.. Конкурс частушек. Словесные игры Знакомство с народными промыслами |
2 | Наша малая Родина | Практико-ориентированное занятие | |
3 | Осень нашего края. | экскурсия | |
4 | «Хлеб –батюшка, водица-матушка» | беседа | |
5 | «Мир вашему дому» (традиции гостеприимства) | Познавательная беседа | |
6 | «Мир вашему дому» (традиции гостеприимства) | Занятие-игра | |
| II. Знакомство с детским фольклором |
| |
7-8 | «Кто людей веселит, за того весь свет стоит». (детский фольклор). | Практико-ориентированное занятие | |
9-10 | Народная мудрость в пословицах | Викторина | |
| Народная мудрость в поговорках | проект | |
11-12 | Народные игрушки | Практическое занятие | |
13 | Народные игры | Практико-ориентированное занятие | Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме Слушание объяснений учителя, инсценирование, работа с иллюстрациями Создание проекта, Создание моделей одежды Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Подвижные игры на воздухе Создание мини –проекта о традициях своей семьи Словесные игры Семейный праздник |
14 | «Самовар кипит- уходить не велит» | Познавательная беседа | |
15 | Как одевались наши предки | Практическое занятие | |
16 | «Береги платье снову, а честь смолоду» | Познавательная беседа | |
17 | «Здравствуй, гостья-Зима» | Занятие-путешествие | |
18 | Зимние игры и забавы | Игры на воздухе | |
| III.Моя семья |
| |
19 | Как тебя зовут? Тайна имени | Познавательная беседа | |
20 | «Семья в куче- не страшна и туча» | Мини-проект | |
21 | Традиции семьи | Познавательная беседа | |
22 | Жизнь семьи в моментах фотографии | презентация | |
23 | Зимние семейные посиделки | праздник | |
| IV. Весна идет! |
| |
24 | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | конкурс | |
25 | Весна идет! | Познавательная беседа | |
26 | «Где песня льется, там легче живется» | Музыкальная гостиная | |
27 | «Сказка – ложь, да в ней намек…» | Час чтения | Конкурс пословиц о весне, о маме Изучение и исполнение народных песен Чтение и обсуждение народных сказок Дидактическая игра Работа с ЭОР, иллюстрирование, экскурсия |
28 | Сундучок с устным народным творчеством | проект | |
29 | Народный календарь | Познавательная беседа | |
30 | «Что весной посеешь, то осенью пожнешь» | Занятие-игра | |
31 | Путешествие в историю родного края.
| Виртуальная экскурсия | |
32 | Я на этой земле родился | проект | |
33 | Мой город | экскурсия | |
34 | «Люди рады лету, а пчелы-цвету» | праздник |
Третий уровень
№ п/п |
Раздел/тема занятия | Формы организации | Виды деятельности |
| I.Осень пришла… | |
|
1 | «В родном краю как в раю» | Познавательная беседа
| Дидактические игры, диалогическое общение, Экскурсия, Слушание объяснений учителя.. Конкурс частушек. Словесные игры Знакомство с народными промыслами |
2 | «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна» | Занятие-викторина | |
3 | «Осень –перемен восемь» | экскурсия | |
4 | «Дело мастера боится» | беседа | |
5 | Осенние праздники и приметы (народный календарь) | Познавательная беседа | |
6 | Богатства нашей земли (дары природы и полезные ископаемые) | Практико-ориентированное занятие | |
| II.Народные игры, игрушки, песни |
| |
7 | «Любишь гостить, люби и к себе звать» (традиции гостеприимства) | Занятие-игра | |
8 | «Песня русская, родная» (знакомство с песенным творчеством народа) | Музыкальный час | |
9 | Народные игрушки | Практическое занятие | |
10 | Игры с Петрушкой | Час игры | |
| III. Умельцы из народа |
|
|
11 | «Не дом хозяина красит, а хозяин-дом»(устройство избы) | Познавательная беседа | Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме Слушание объяснений учителя, инсценирование, работа с иллюстрациями Создание проекта, Создание моделей одежды Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Подвижные игры на воздухе Создание мини –проекта о традициях своей семьи Словесные игры Семейный праздник |
12 | «Дом вести- не лапти плести» | Виртуальная экскурсия | |
13 | Народная мудрость из уст в уста | проект | |
14 | Мастера своего дела (о кузнецах, плотниках,ткачах) | Познавательная беседа | |
15 | Одежда наших предков | Занятие-викторина | |
| III. Зима пришла |
| |
16 | «Выпал беленький снежок…» (зимние игры и забавы) | Игры на воздухе | |
17 | Народный календарь
| Занятие-путешествие | |
18 | «В гостях у домовенка Кузи» (мифологические существа) | Познавательная беседа | |
19 | Природа-источник вдохновения (стихи поэтов о зимней природе) | Мини-проект | |
20 | Попроси здоровья у природы | Познавательная беседа | |
21 | «Февраль зиму кончает, март-весну встречает!» | Занятие-игра | |
| IV.Здравствуй,весна! |
| |
22 | Масленица | праздник | |
23 | «Мама-слово дорогое» | конкурс | |
24 | Весна пришла, капель принесла | Познавательная беседа | Конкурс пословиц о весне, о маме Слушание объяснений учителя. Изучение и исполнение народных песен Чтение и обсуждение народных сказок Слушание объяснений учителя. Дидактическая игра Работа с ЭОР, иллюстрирование, экскурсия |
25 | «Пой песню, пой!» | Музыкальная гостиная | |
26 | Как сочиняются сказки… | Познавательная беседа | |
27 | Сундучок с устным народным творчеством | проект | |
28 | Народный весенний календарь | Познавательная беседа | |
29 | «Как у наших у ворот…» | Занятие-игра | |
30 | Родная деревня
| проект | |
31-32 | В гости ,в крестьянскую семью» | Виртуальная экскурсия | |
33 | Весна в поле и в лесу | экскурсия | |
34 | «Здравствуй, лето!» | конкурс |
Четвертый уровень
№ п/п |
Раздел/тема занятия | Формы организации | Виды деятельности |
| I.Осень пришла… | |
|
1 | Осень зиму корит | Познавательная беседа
| Дидактические игры, диалогическое общение, Экскурсия, Слушание объяснений учителя.. Конкурс частушек. Словесные игры Знакомство с народными промыслами
|
2 | Осенние полевые и огородные работы | Виртуальная экскурсия | |
3 | Осень в городе | экскурсия | |
4 | Народный осенний календарь | Познавательная беседа | |
| II.Народные промыслы |
| |
5 | Народные промыслы России | беседа | |
6 | Народные промыслы России | Практико-ориентированное занятие | |
7 | Народные игры и игрушки | Час игры | |
| III. Устное народное творчество |
|
|
8-9 | Устное народное творчество | Познавательная беседа | Конкурс стихов, загадок , пословиц о зиме, инсценирование, работа с иллюстрациями Создание проекта, Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Подвижные игры на воздухе Создание мини –проекта о традициях своей семьи Словесные игры
|
10 | «Ай, да русская частушка!» | Практическое занятие-проект | |
11 | Создаем «Книгу народной мудрости» | Музыкальный час | |
12 | Русский лубок: пословицы о добродетелях | Познавательная беседа | |
13 | «Мой дом- моя крепость» | Практико-ориентированное занятие | |
| IV.Добродетели |
|
|
14 | «Красный угол»( фразеологизмы в языке, связанные с домом) | Познавательная беседа | Слушание объяснений учителя. Изучение слов из словаря бытовых терминов Руси Чтение и обсуждение народных сказок Слушание объяснений учителя. Дидактическая игра Работа с ЭОР, иллюстрирование, Виртуальная экскурсия |
15 | «Языком не торопись, а делом не ленись» (о трудолюбии) | Практико-ориентированное занятие | |
16 | «Где слова привета- там улыбка для ответа» ( о красоте речи) | Занятие-игра | |
| V.Зимушка-зима… |
| |
17 | Зимние игры и забавы | Занятие-викторина | |
18 | Народный календарь
| Игры на воздухе | |
19 | «Богатырская наша силушка» (рассказы о богатырях) | Занятие-путешествие | |
20 | Народная кухня | Час чтения | |
21 | «Изба красна углами, а стол- пирогами» | Мини-проект | |
22 | Народные праздники: старинные и современные | Познавательная беседа | |
| VI.Весна пришла |
|
|
23 | Масленица | Занятие-игра | Конкурс пословиц о весне, о маме Слушание объяснений учителя. Изучение и исполнение народных песен Чтение и обсуждение народных сказок Слушание объяснений учителя. Дидактическая игра Работа с ЭОР, иллюстрирование, экскурсия |
24 | «Птица рада весне, а ребенок- матери» | праздник | |
25 | Весенний календарь | конкурс | |
26 | «Ах вы, сени, мои сени» | Музыкальная гостиная | |
| VII.Родительский дом |
| |
27 | «Дерево держится корнями, а человек –семьей»(моя родословная) | проект | |
28 | «Кто родителей уважает, тот вовек не погибает» (о почитании старших) | беседа | |
29 | «Воля и труд- дивные всходы дают» | Беседа | |
30 | «Скоро сказка сказывается...» сказки народов Башкортостана | Час чтения | |
| VIII.Народное творчество |
| |
31 | «Загудела дудочка…»(знакомство с народными муз.инструментами) | Занятие-игра | |
32 | Музыкальные инструменты- в народных пословицах и поговорках | проект | |
33 | Экскурсия в краеведческий музей | экскурсия | |
34 | Праздник славянской письменности и культуры | праздник |
Тематическое планирование
Первый уровень
№ п/п |
Темы занятий | Количество часов |
| I.Осень пришла… | 6 |
1-2 | «Во саду ли, в огороде». | 2 |
3 | Осень нашего края. | 1 |
4 | «Хлеб –всему голова». | 1 |
5 | «Что есть в печи – на стол мечи» (что ели наши предки). | 1 |
6 | Народный календарь | 1 |
| II. Знакомство с детским фольклором | 5 |
7-8 | «Шутку шутить -людей смешить» (знакомство с детским фольклором). | 2 |
9-10 | «Пословица – к слову молвится». | 2 |
11 | «Здравствуй, гостья Зима!». | 1 |
| III. Народные традиции и обычаи | 12 |
12 | В гости к самовару | 1 |
13-14 | «Матрешка и ее друзья» | 2 |
15-16 | Одежда наших предков | 2 |
17 | Народные традиции и обычаи. | 1 |
18 | Зимние игры и забавы | 1 |
19 | Народный календарь | 1 |
20 | «Гость на порог –радость в дом» (хлебосольные традиции семьи) | 1 |
21-22 | Детский фольклор | 2 |
23 | Зимние посиделки | 1 |
| IV. Весна стучится к нам… | 10 |
24 | «При солнышке тепло, при матери –добро». | 1 |
25 | Весенние заботы | 1 |
26 | «Где песня поется, там счастливо живется» | 1 |
27-28 | «Сказка – ложь, да в ней намек...» | 2 |
29 | Народный календарь | 1 |
30 | «Что весной посеешь, то осенью пожнешь» | 1 |
31-32 | Путешествие в историю родного края.
| 2 |
33 | Посещение краеведческого музея | 1 |
Второй уровень
№ п/п |
Темы занятий | Количество часов |
| I.Осень пришла… | 6 |
1 | «С чего начинается Родина?» | 1 |
2 | Наша малая Родина | 1 |
3 | Осень нашего края. | 1 |
4 | «Хлеб –батюшка, водица-матушка» | 1 |
5 | «Мир вашему дому» (традиции гостеприимства) | 1 |
6 | «Мир вашему дому» (традиции гостеприимства) | 2 |
| II. Знакомство с детским фольклором | 12 |
7-8 | «Кто людей веселит, за того весь свет стоит». (детский фольклор). | 2 |
9-10 | Народная мудрость в пословицах | 2 |
11 | Народная мудрость в поговорках | 1 |
12 | Народные игрушки | 1 |
13 | Народные игры | 1 |
14 | «Самовар кипит- уходить не велит» | 1 |
15 | Как одевались наши предки | 1 |
16 | «Береги платье снову, а честь смолоду» | 1 |
17 | «Здравствуй, гостья-Зима» | 1 |
18 | Зимние игры и забавы | 1 |
| III.Моя семья | 5 |
19 | Как тебя зовут? Тайна имени | 1 |
20 | «Семья в куче- не страшна и туча» | 1 |
21 | Традиции семьи | 1 |
22 | Жизнь семьи в моментах фотографии | 1 |
23 | Зимние семейные посиделки | 1 |
| IV. Весна идет! | 11 |
24 | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | 1 |
25 | Весна идет! | 1 |
26 | «Где песня льется, там легче живется» | 1 |
27 | «Сказка – ложь, да в ней намек…» | 1 |
28 | Сундучок с устным народным творчеством | 1 |
29 | Народный календарь | 1 |
30 | «Что весной посеешь, то осенью пожнешь» | 1 |
31 | Путешествие в историю родного края. | 1 |
32 | Я на этой земле родился | 1 |
33 | Мой город | 1 |
34 | «Люди рады лету, а пчелы-цвету» | 1 |
Третий уровень
№ п/п |
Темы занятий | Количество часов |
| I.Осень пришла… | 6 |
1 | «В родном краю как в раю» | 1 |
2 | «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна» | 1 |
3 | «Осень –перемен восемь» | 1 |
4 | «Дело мастера боится» | 1 |
5 | Осенние праздники и приметы (народный календарь) | 1 |
6 | Богатства нашей земли (дары природы и полезные ископаемые) | 1 |
| II.Народные игры, игрушки, песни | 4 |
7 | «Любишь гостить, люби и к себе звать» (традиции гостеприимства) | 1 |
8 | «Песня русская, родная» (знакомство с песенным творчеством народа) | 1 |
9 | Народные игрушки | 1 |
10 | Игры с Петрушкой | 1 |
| III. Умельцы из народа | 5 |
11 | «Не дом хозяина красит, а хозяин-дом»(устройство избы) | 1 |
12 | «Дом вести- не лапти плести» | 1 |
13 | Народная мудрость из уст в уста | 1 |
14 | Мастера своего дела (о кузнецах, плотниках,ткачах) | 1 |
15 | Одежда наших предков | 1 |
| III. Зима пришла | 6 |
16 | «Выпал беленький снежок…» (зимние игры и забавы) | 1 |
17 | Народный календарь
| 1 +1 (13.01) |
18 | «В гостях у домовенка Кузи» (мифологические существа) | 1 |
19 | Природа-источник вдохновения (стихи поэтов о зимней природе) | 1 |
20 | Попроси здоровья у природы | 1 |
21 | «Февраль зиму кончает, март-весну встречает!» | 1 |
| IV.Здравствуй,весна! | 13 |
22 | Масленица | 1 |
23 | «Мама-слово дорогое» | 1 |
24 | Весна пришла, капель принесла | 1 |
25 | «Пой песню, пой!» | 1 |
26 | Как сочиняются сказки… | 1 |
27 | Сундучок с устным народным творчеством | 1 |
28 | Народный весенний календарь | 1 |
29 | «Как у наших у ворот…» | 1 |
30 | Родная деревня | 1 |
31-32 | В гости ,в крестьянскую семью» | 2 |
33 | Весна в поле и в лесу | 1 |
34 | «Здравствуй, лето!» | 1 |
Четвертый уровень
№ п/п |
Раздел/тема занятия | Кол-во часов |
| I.Осень пришла… | 4 |
1 | Осень зиму корит | 1 |
2 | Осенние полевые и огородные работы | 1 |
3 | Осень в городе | 1 |
4 | Народный осенний календарь | 1 |
| II.Народные промыслы | 3 |
5 | Народные промыслы России | 1 |
6 | Народные промыслы России | 1 |
7 | Народные игры и игрушки | 1 |
| III. Устное народное творчество | 6 |
8-9 | Устное народное творчество | 2 |
10 | «Ай, да русская частушка!» | 1 |
11 | Создаем «Книгу народной мудрости» | 1 |
12 | Русский лубок: пословицы о добродетелях | 1 |
13 | «Мой дом- моя крепость» | 1 |
| IV.Добродетели | 3 |
14 | «Красный угол»( фразеологизмы в языке, связанные с домом) | 1 |
15 | «Языком не торопись, а делом не ленись» (о трудолюбии) | 1 |
16 | «Где слова привета- там улыбка для ответа» ( о красоте речи) | 1 |
| V.Зимушка-зима… | 6 |
17 | Зимние игры и забавы | 1 |
18 | Народный календарь
| 1 |
19 | «Богатырская наша силушка» (рассказы о богатырях) | 1 |
20 | Народная кухня | 1 |
21 | «Изба красна углами, а стол- пирогами» | 1 |
22 | Народные праздники: старинные и современные | 1 |
| VI.Весна пришла | 4 |
23 | Масленица | 1 |
24 | «Птица рада весне, а ребенок- матери» | 1 |
25 | Весенний календарь | 1 |
26 | «Ах вы, сени, мои сени» | 1 |
| VII.Родительский дом | 4 |
27 | «Дерево держится корнями, а человек –семьей»(моя родословная) | 1 |
28 | «Кто родителей уважает, тот вовек не погибает» (о почитании старших) | 1 |
29 | «Воля и труд- дивные всходы дают» | 1 |
30 | «Скоро сказка сказывается...» сказки народов Башкортостана | 1 |
| VIII.Народное творчество | 4 |
31 | «Загудела дудочка…»(знакомство с народными муз.инструментами) | 1 |
32 | Музыкальные инструменты- в народных пословицах и поговорках | 1 |
33 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
34 | Праздник славянской письменности и культуры | 1 |