ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ритмике для 1 класса составлена на основе базовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов издательства «Просвещение» 2011г. под ред. В.В. Воронковой (стр.47), основной образовательной программы школы-интерната и определяет содержание образования по ритмике на базовом и сниженном уровне.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, ритмика решает следующие задачи:
общее развитие младших умственно отсталых школьников;
исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитание положительных качеств личности;
развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем;
развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РИТМИКА»
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Учитывается региональный (национально-региональный) компонент. Он реализуется посредством комплексного включения компонентов национальной культуры и культуры населения Донского края путем равномерного, в течение всего учебного года, распределения на уроках с целью приобщения детей к духовной культуре Донского края. На освоение регионального компонента выделяется не менее 10% от общего количества учебного времени, отведенного на данный предмет.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
| Количество часов по рабочей программе | Количество часов по календарному учебному графику |
1 четверть | 9 часов | 9 часов |
2 четверть | 7 часов | 7 часов |
3 четверть | 9 часов | 9 часов |
4 четверть | 8 часов | 8 часов |
Учебный год | 33 часа | 33 часа |
IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Используемые педагогические технологии | Проблемы, возникающие при изучении темы | Региональный компонент |
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве. | 6 | Корректировать пространственные представления и ориентировку в пространстве | Компенсационная, собственно коррекционная, технология адаптирующей педагогики |
|
|
2 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 7 | Корректировать моторное и интеллектуальное развитие; зрительно-двигательную координацию | Компенсационная, собственно коррекционная, технология адаптирующей педагогики |
| |
3 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 5 | Развивать мелкую моторику | Компенсационная, собственно коррекционная, технология адаптирующей педагогики |
|
|
4 | Игры под музыку. | 8 | Развивать эмоционально-волевые качества, внимания, умения планировать свою деятельность | Компенсационная, собственно коррекционная, технология адаптирующей педагогики |
| Знакомство с играми Донского края |
5 | Танцевальные упражнения | 7 | Корректировать моторное и интеллектуальное развитие | Компенсационная, собственно коррекционная, технология адаптирующей педагогики |
| Разучивание элементов русской пляски |
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержательная линия. Тема | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Региональ- ный компонент | |||
1 уровень | 2 уровень | |||||||
Знать | Уметь | Знать | Уметь | |||||
| УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ |
6 час |
| Правила дыхания при ходьбе и беге, последователь-ность перестроения из шеренги, цепочки, различные комплексы ритмических упражнений | Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне. | Правила дыхания при ходьбе и беге, последователь-ность перестроения из шеренги, цепочки, различные комплексы ритмических упражнений | При помощи учителя готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне. |
|
1 | Совершенствование навыков ходьбы и бега | 1 | 02.09 |
| ||||
2 | Выполнение построения в шеренгу из колонны. | 1 | 09.09 |
| ||||
3 | Выполнение построений в цепочку, круг , пары. | 1 | 16.09 |
| ||||
4 | Выполнение перестроения из колонны парами в колонну по одному. | 1 | 23.09 |
| ||||
5 | Выполнение заданий с предметами во время ходьбы и бега | 1 | 30.09
|
| ||||
6 | Выполнение движений с предметами во время ходьбы | 1 | 07.10
|
| ||||
| РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | 7 час |
|
|
|
|
|
|
7 | Выполнение наклонов, выпрямление и повороты головы. Круговые движения плеча | 1 | 14.10 | Различные комплексы ритмико-гимнастических упражнений | Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; | Различные комплексы ритмико-гимнастических упражнений | Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; |
|
8 | Выполнение ходьбы и бега с отбрасыванием ноги и оттягиванием носка. | 1 | 21.10
|
| ||||
9 | Выполнение движений рук в разных направлениях без предметов и с предметами. | 1 | 28.10 |
| ||||
10 | Выполнение наклонов и поворотов туловища. | 1 | 11.11 |
| ||||
11 | Выполнение упражнений на координацию движений. | 1 | 18.11 |
| ||||
12 | Выполнение упражнений на выработку осанки. | 1 | 25.11 |
| ||||
13 | Выполнение и отстукивание ритмического рисунка. | 1 | 02.12 |
| ||||
| УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ | 5 час |
|
|
|
|
|
|
14 | Выполнение перекрестного поднимания и опускания кистей рук в разных направлениях. | 1 | 09.12 | Различные комплексы ритмических упражнений с музыкальными инструментами. | Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; | Различные комплексы ритмических упражнений с музыкальными инструментами. | Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; |
|
15 | Выполнение поочередного, одновременного сжимания в кулак и разжимания пальцев с изменением темпа музыки. | 1 | 16.12 |
| ||||
16 | Выполнение противопоставления первого пальца остальным на акцент музыки. | 1 | 23.12 |
| ||||
17 | Исполнение восходящей гаммы левой и правой рукой. | 1 | 13.01 |
| ||||
18 | Исполнение нисходящей гаммы левой и правой рукой. | 1 | 20.01 |
| ||||
| ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ | 8 час |
|
|
|
|
|
|
19-20 | Выполнение ритмических движений в сочетании с различным характером музыки. | 2 | 27.01 10.02 | Различные комплексы упражнений, игры под музыку, правила игры. | Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; | Различные комплексы упражнений, игры под музыку. | При помощи учителя ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; |
|
21-22 | Музыкальные игры с предметами | 2 | 17.02 24.02 |
| ||||
23-24 | Выполнение ритмических движений в соответствии с различными динамическими регистрами. | 2 | 02.03 09.03 |
| ||||
25 | Выполнение имитационных упражнений и игр. | 1 | 16.03 |
| ||||
26 | Игры с пением или речевым сопровождением. | 1 | 06.04 |
| ||||
| ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ | 7 час |
|
|
|
|
|
|
27 | Знакомство с танцевальными упражнениями. | 1 | 13.04 | Различные виды танцевальных движений, элементы русской пляски. | соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
| Различные виды танцевальных движений, элементы русской пляски. | соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
| Знакомство с играми Донского края |
28 | Выполнение и изменение танцевальных движений в соответствии с изменением музыки. | 1 | 20.04 |
| ||||
29 | Выполнение различного вида танцевального шага. | 1 | 27.04 | Знакомство с играми Донского края | ||||
30 | Выполнение элементов русской пляски. | 1 | 04.05 | Выполнение элементов русской пляски. | ||||
31 | Выполнение танцевальных движений парами. | 1 | 11.05 | Выполнение элементов русской пляски. | ||||
32-33 | Выполнение хоровода и пляски с притопами, кружениями, хлопками. | 2 | 18.05 25.05 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета ГКОУ РО Грушевской школы-интерната от ____________ 2015г. . Руководитель методсовета ___________ Мироненко И. А. |
|
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ Мироненко И. А. «___» ________ 2015 г. |