МОАУ «Гимназия №3 г. Орска Оренбургской области»
"Утверждаю" | "Согласовано" | Рассмотрено |
директор ОУ | зам.директора по УВР | на заседании М.C. |
_______ С.Л. Валикова | ________Е.В. Пономарева | протокол № ______ |
"_____"_______2017 г. | "_____"_______2017г. | "_____"______2017 г. |
Программа
логопедической работы по коррекции фонетико- фонематического нарушения речи.
для 1 класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программы
учитель начальных классов-логопед
Маринина Наталья Александровна
Педстаж 6 лет,
Первая квалификационная
категория
2017
Пояснительная записка
В настоящее время проблема речевой патологии детского возраста активно изучается в клиническом, нейропсихологическом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-педагогическом аспектах. У обучающихся начальных классов, начинающих коррекционное обучение на школьном логопедическом пункте, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), задержки темпа психического развития. Помимо указанных проявлений нарушения развития для младших школьников характерны недостаточная наблюдательность языковых явлений, задержки и нарушения формирования фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность когнитивных процессов, опосредованных речью (трудности запоминания лингвистического материала, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, нарушения концентрации и переключаемости внимания к вербальному материалу), низкая языковая способность.
Также у детей с речевыми расстройствами отмечаются моторная неловкость, недостаточная сформированность движений общей и мелкой моторики, задержки усвоения пространственных и временных ощущений и понятий. Указанные особенности препятствуют успешному освоению материала основной образовательной программы ребёнком и без необходимого коррекционно-педагогического воздействия приведут к школьной дезадаптации.
ФГОС НОО ставит задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В Стандарте указывается на обязательный «учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей» (ФГОС НОО). Важным условием для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ-273). Для содействия в «развитии индивидуальных способностей, положительных мотиваций и умений в учебной деятельности» детей с нарушениями речи в образовательных организациях должны быть организованы: современная психолого-педагогическая диагностика возможностей с целью выявления особых потребностей; оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для успешного овладения материалом образовательных программ; регулярная оценка динамики развития обучающихся в процессе оказания специализированной помощи.
Цель программы
Предупреждение неуспеваемости по родному (русскому) языку и профилактика специфических расстройств чтения и письма путём восполнения недостатков развития психологических предпосылок речевого онтогенеза и коррекции нарушений усвоения фонетической системы языка.
Задачи программы
Коррекционные задачи: воспитывать правильное речевое дыхание; воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка и нормальное звукопроизношение; формировать фонематическое восприятие; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; формировать фонетические, морфологические, лексические обобщения; развивать навыки коммуникации; развивать языковое чутьё. Развивающие задачи: развивать пространственные представления; развивать временные представления; расширять объём невербального и вербального видов памяти; расширять объём и тренировать концентрацию невербального и вербального внимания; развивать различные виды мышления; развивать функции программирования и контроля деятельности; развивать общую и мелкую моторику; развивать графо-моторные навыки. Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в команде; воспитывать умение отвечать по образцу; воспитывать навыки ответа по очереди; прививать соблюдение дисциплины на занятии; воспитывать речевую культуру; повышать уровень самоконтроля.
Тематическое планирование
№ | Тема | Словообразование | Формирование лексико-грамматмчсских категории | Связная речь | Дата
|
1 | Лето и осень | Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков и слов сравнительного анализа | Согласование существительных с прилагательными в роде (желтые листья, холодный дождь) | Составление предложений с использованием опорных картинок |
|
2 | Овощи и фрукты | Образование множественного числа существительных (яблоко — яблоки, огурец — огурцы). Понимание обобщающего значения слов | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров) | Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах |
|
3 | Птицы | Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-, с-, пере-) | Согласование существительных с глаголами в настоящем времени: птица (что делает?) летит, поет, клюет... | Формирование навыка составления короткого рассказа |
|
4 | Домашние животные | Образование существительных с суффиксами -онок, -елок, -ята (теленок — телята) | Усвоение навыка образования притяжательных прилагательных (кошачьи глаза, лошадиный хвост) | Пересказ коротких рассказов (К.Д. Ушинский «Спор животных») |
|
5 | Дикие животные | Образование существительных с помощью суффиксов -ата, -ята. -опок, -енок (бельчонок— бельчата) | Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчьи зубы) | Овладение диалогической формой общения (драматизация сказки «Теремок») |
|
6 | Продукты питания | Образование относительных прилагательных (яблочный сок, кабачковая икра) | Изменение окончаний существительных в винительном, дательном твори гель-ном падежах | Заучивание стихотворения (Ю. Тувим «Овощи») |
|
7 | Одежда | Образование приставочных глаголов (шить — зашить, подшить, вышить, пришить) | Согласование существительных мужского и женского рода с притяжательными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто) | Закрепление навыка составления простого предложения. Составление описательного рассказа |
|
8 | Мебель | Образование сравнительной степени прилагательных (мягкий — мягче) | Закрепление навыка использования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с) | Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло). Усвоение конструкции сложного предложения |
|
9 | Посуда | Образование существительных с помощью суффиксов (название предметов в зависимости от назначения: сахар — сахарница, хлеб — хлебница) | Образование формы творительного падежа (что с чем? — чашка с чаем, тарелка с супом). Различение и выделение названий признаков по назначению (какой? какая? какие?) | Составление описательных рассказов |
|
10 | Человек. Семья | Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый) | Использование в речи местоимений (мой, моя, мое — мой нос, моя нога, мое лицо) | Заучивание стихотворения |
|
11 | Профессии | Изменения окончаний женского рода, мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени (учитель учит -учительница учила) | Практическое употребление в речи названий профессий | Составление предложений по демонстрируемому действию |
|
12 | Цвет. Форма. Величина | Образование сравнительной степени прилагательных (зеленый — еще зеленее) | Употребление слов, обозначающих оттенки цвета | Пересказ сказок, рассказов (немецкая народная сказка «Три бабочки») |
|
13 | Транспорт | Закрепление навыка употребления слов-антонимов (быстро — медленно, далеко — близко) | Согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными (мой самолет, моя машина) | Составление простого описания предмета |
|
Ожидаемые результаты
В результате освоения программного материала обучающиеся восполняют пробелы в развитии психологических предпосылок речевого онтогенеза и усваивают фонетическую систему родного (русского) языка в соответствии с возрастными нормами.
Проведение диагностики результатов
Входная и контролирующая диагностики осуществляются по следующим методикам:
1. Методика обследования устной речи младших школьников (О.Б. Иншакова)
2. Методика обследования письма и чтения младших школьников (О.Б. Иншакова)
Методика обследования устной речи младших школьников. Литературный источник: Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). Краткое описание методики: по иллюстрированному материалу, представленному в «Альбоме для логопеда» учитель-логопед проводит обследование устной речи младших школьников по основным разделам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, слоговая структура слов, лексика, грамматический строй речи, связная речь.
Методика обследования письма и чтения младших школьников.
Обследование проводится при выполнении слухового диктанта и списывания с печатного и рукописного текстов.
После получения письменных материалов проводится количественный и качественный анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий. Ошибки делятся на несколько групп: дисграфические, дизорфографические и метаязыковые. В соответствии с преобладающим количеством определённого типа ошибок для обучающегося подбирается программа коррекционно- педагогической работы по устранению нарушений письма.
Условия реализации коррекционно-педагогической работы
Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия должно выполняться чередование различных видов деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение, движения общей и мелкой моторики). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 7-10 минут
Методическое и дидактическое обеспечение. Для составления программы и подбора материала к занятиям используются следующие методические и практические пособия:
Логопедическая ритмика. О.А.Новиковская , Санкт-Петербург, 2005
Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М., 2014
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. М., 2014
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013