УТВЕРЖДЕНА РАССМОТРЕНА
приказом директора на заседании
МБОУ «Санаторно-лесная методического объединения
школа» г.Н.Новгорода МБОУ «Санаторно-лесная школа»
Приказ № ___________ г.Н.Новгорода
от «__» _________ 2019 г. Протокол №___________
от «__» _________ 2019 г.
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
КРУЖОК по литературному чтению «В мире сказок» КЛАССЫ____1___________________________________________________
ВОСПИТАТЕЛЬ Ведехина Оксана Вадимовна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД:
всего_______33______ час., в неделю ________1_______час.
Программа составлена на основе авторской программы факультатива
«В мире книг» для внеурочной деятельности младших школьников
(1 - 4 классы) Л.А. Ефросинина
__________________________________________________________________
Литература: 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
5. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
Пояснительная записка
Программа данного кружка представляет собой опору на духовно- нравственное воспитание для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализуется в рамках «Внеурочная деятельность».
Кружок «В мире сказок» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Актуальность программы заключается в том, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В мире сказок” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа,
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Общая характеристика кружка «В мире сказок».
Кружок «В мире сказок» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Данные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 минут.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В мире сказок» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Так же прививаются ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы проведения занятий:
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие умения:
Личностные и метапредметные умения:
Умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения |
| |||
аудиторное | внеаудиторное |
| ||||||
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч |
|
| ||||||
1
| Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки. | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» |
| 1 |
|
| ||
2. | Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки . | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» |
|
| 1 |
| ||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
| 1 |
|
| ||
4 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
| 1 |
|
| ||
5 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование.
|
|
| 1 |
| ||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки |
| 1 |
|
| ||
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. |
|
| 1 |
| ||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. |
| 1 |
|
| ||
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки |
| 1 |
|
| ||
10 | Праздник русской народной сказки | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. |
|
| 1 |
| ||
Тема: «Народные сказки» - 7 ч |
|
| 1ч | |||||
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
| 1 |
|
| ||
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | Слушание сказки. Инсценировка. |
|
| 1 |
| ||
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. |
|
| 1 |
| ||
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Инсценировка |
|
| 1 |
| ||
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
|
| 1 |
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. |
|
| 1 |
| ||
17 | Моя любимая сказка. | Рассказывание. Лепка. |
|
| 1 |
| ||
Тема: «Авторские сказки» -10 ч |
|
|
| |||||
18
| В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
| Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. |
| 1 |
|
| ||
19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. | Чтение. Иллюстрирование |
|
| 1 |
| ||
20 | Е Чарушин «Теремок» | Чтение сказки. Инсценировка сказки |
|
| 1 |
| ||
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина |
|
| 1 |
| ||
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | Составление вопросов по содержанию сказки |
| 1 |
|
| ||
23
| В. Катаев «Цветик-семицветик»
| Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. |
|
| 1 |
| ||
24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки
| Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. |
| 1 |
|
| ||
25 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. |
| 1 |
|
| ||
26 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. |
|
| 1 |
| ||
27 | Итоговый спектакль. | Инсценировка сказки. |
|
| 1 |
| ||
|
|
|
| |||||
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | Устройство декорации. |
|
| 1 |
| ||
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | Подбор музыкального и светового оформления |
|
| 1 |
| ||
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций |
|
| 1 |
| ||
31 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник.
|
|
| 1 |
| ||
32 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. |
| 1 |
|
| ||
|
|
| ||||||
33 | Итоговое занятие | Конкурс сценических постановок. |
|
| 1 |
| ||
|
| Итого: | 33ч | 12ч | 21ч |
|
Литература: 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
5. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
7. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
8. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;