«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа по кружку по литературному чтению "В гостях у сказки"

Рабочая программа

По внеурочной деятельности

КРУЖОК по литературному чтению «В мире сказок»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

УТВЕРЖДЕНА РАССМОТРЕНА

приказом директора на заседании

МБОУ «Санаторно-лесная методического объединения

школа» г.Н.Новгорода МБОУ «Санаторно-лесная школа»

Приказ № ___________ г.Н.Новгорода

от «__» _________ 2019 г. Протокол №___________

от «__» _________ 2019 г.





Рабочая программа

По внеурочной деятельности


КРУЖОК по литературному чтению «В мире сказок» КЛАССЫ____1___________________________________________________

ВОСПИТАТЕЛЬ
Ведехина Оксана Вадимовна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД:


всего_______33______ час., в неделю ________1_______час.



Программа составлена на основе авторской программы факультатива

«В мире книг» для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы) Л.А. Ефросинина

__________________________________________________________________

Литература: 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

5. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011



Пояснительная записка

Программа данного кружка представляет собой опору на духовно- нравственное воспитание для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализуется в рамках «Внеурочная деятельность».

Кружок «В мире сказок» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Актуальность программы заключается в том, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Особое внимание на занятиях “В мире сказок” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,

  • осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа,

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.


Задачи:

• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.


Общая характеристика кружка «В мире сказок».

Кружок «В мире сказок» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Данные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.



Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 минут.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка «В мире сказок» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


Так же прививаются ценности:

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.

  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.

  • Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

  • Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Формы проведения занятий:

  1. Беседа, рассказ учителя.

  2. Слушание.

  3. Различные виды чтения.

  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

  5. Устный журнал, театрализация.

  6. Лепка из пластилина.

  7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

  8. Конкурсы, викторины.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.


Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы кружка.


В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие умения:


Личностные и метапредметные умения:

  • Умение выражать собственное видение мира;

  • вносить личный вклад в общую работу;

  • развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:

  • художественные, конструктивные, аналитические.

Предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • выделение познавательной цели;

  • выбор наиболее эффективного способа решения;

  • смысловое чтение;

  • анализ объектов;

  • доказательство;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома






























Календарно-тематическое планирование

1 класс

п.п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Форма проведения


аудиторное

внеаудиторное


Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч



1


Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки.

Прослушивание сказки.

Инсценировка сказки «Репка»


1



2.

Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки .

Прослушивание сказки.

Инсценировка сказки «Репка»



1


3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки

Прослушивание сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.


1





4

Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей.

Прослушивание сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.


1



5

Русская народная сказка «Лиса и волк».

Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование.




1


6

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки


1



7

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев.



1


8

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.


1



9

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки


1



10

Праздник русской народной сказки

Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам.



1




Тема: «Народные сказки» - 7 ч



11

Украинская народная сказка «Колосок»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.


1



12

Белорусская народная сказка «Пых»

Слушание сказки. Инсценировка.



1


13

Латвийская народная сказка «Заячий домик»

Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование.



1


14

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Инсценировка



1


15

Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.



1









16

Сказка «Теремок» в разных обработках

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.



1


17

Моя любимая сказка.

Рассказывание. Лепка.



1


Тема: «Авторские сказки» -10 ч




18


В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»


Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование.


1



19

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование.

Чтение. Иллюстрирование



1


20

Е Чарушин «Теремок»

Чтение сказки. Инсценировка сказки



1


21

В.Сутеев "Палочка-выручалочка"

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина



1


22

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»

Составление вопросов по содержанию сказки


1



23


В. Катаев «Цветик-семицветик»


Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.



1


24

В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки


Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.


1



25

Моя любимая сказка.

Пересказ любимых сказок.


1



26

Работа над детским театральным представлением

Инсценировка сказки.



1


27

Итоговый спектакль.

Инсценировка сказки.



1






28

Русская народная сказка «Лиса и Дрозд»

Устройство декорации.



1


29

В.Сутеев « Грибок теремок»

 Подбор музыкального и светового оформления



1


30

Г. Андерсен «Гадкий утенок»

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций



1


31

Праздник «В гостях у сказки»

Литературный праздник.




1


32

Любимый герой сказки.

Иллюстрация. Рассказ о персонаже.


1






33

Итоговое занятие

Конкурс сценических постановок.



1




Итого:

33ч

12ч

21ч








Литература: 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

5. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011

7. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

8. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;

- настольные развивающие игры;




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее