Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
детско-юношеский центр «Новое поколение» г. Белебея
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Принята на заседании УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета и.о. директора МАОУ ДО ДЮЦ
протокол №__от ___2019 г. «Новое поколение» г.Белебея
МР Белебеевский район РБ
___________Т.В. Савина
Приказ №__ от _____ 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Академия творчества»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мокеева Валентина Витальевна,
педагог дополнительного образования
Белебей, 2019
Оглавление
| Пояснительная записка | 3 |
| Учебный план первого года обучения | 6 |
| Содержание первого года обучения | 10 |
| Планируемые результаты первого года обучения | 19 |
| Методическое обеспечение программы | 20 |
| Список литературы | 22 |
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем дополнительного обучения, требующей своевременного решения, является развитие у детей творческих способностей, которые выступают своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Декоративно – прикладное искусство помогает овладеть необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками работы с различными материалами, используемыми в художественном оформлении, позволяет наиболее полно решать художественно – композиционные задачи, дает возможность развития универсальных учебных действий обучающихся.
Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются роспись, витраж, лепка. Результат работы в данных техниках завораживает детей красотой. А где красота – там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Актуальность данной программы в том, что работа с различными материалами позволяет обучающимся воспринимать мир в единстве познавательной и эмоциональной сферы; формируются жизненно необходимые качества – трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимание, терпение; воспитывается творческое отношение к труду и развивается художественный вкус. Оттачивается ловкость, сноровка, моторика, стимулируется деятельность мозга.
Цель: Формирование у обучающихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества (лепка, роспись, витраж).
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы: с глиной, стеклом, берестой, тканью, войлоком, бумагой.
- Научить обучающихся составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;
- Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи по стеклу, ткани, дереву в соответствии с народными традициями;
Развивающие:
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
- Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
- Развивать у детей творческую активность и инициативу.
- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать умение работать в коллективе.
Данный модуль не ставит своей целью осветить всё разнообразие художественных народных ремесел (художественная роспись по дереву, стеклу, лепка из глины). Он ограничивается краткими сведениями об истории их развития и даёт элементарные понятия о художественных и технических приемах народного творчества, что и определяет структурное построение материала модуля.
Каждому виду творчества посвящен отдельный раздел, вначале которого даются краткие исторические сведения о рассматриваемых художественных промыслах и ремеслах, рассказывается о художественных особенностях того или иного искусства, а затем приводятся основные художественно – технические приемы. Раздел «Изделия из природного материала», позволяет расширить границы познания обучающихся о других видах декоративно-прикладного искусства. На таких занятиях дети получают возможность изготовить сувениры для себя и своих близких.
Дети учатся анализировать и правильно передавать форму, пропорции, строение, пространственное положение и цвет предметов; овладевают приёмами работы с акрилом, пластическими массами на разных материальных поверхностях – бумаге, дереве, стекле, ткани.
Многие технические и художественные приемы народных ремесел довольно просты, их освоение не требует больших усилий, но и здесь обучающимся необходимо внимание, усердие и трудолюбие. Они с самого начала должны проникнуться важностью своей работы.
Модуль знакомит обучающихся:
- с основами изобразительной грамоты и основами декоративно – прикладного искусства.
- конструктивным построением предметов и технологической последовательностью изготовления, украшения предметов быта.
- историей развития художественных народных промыслов и объемной характеристикой, простейшими элементами орнамента.
- со своеобразной закономерностью построения объемных и орнаментированных форм, с традиционной ритмикой, на которой основаны гармония и красота изделия.
Знание всех этих тонкостей поможет полноценному постижению основ художественного ремесла и проникновению в неповторимый мир волшебных превращений простых материалов в чудесные произведения искусства.
Результаты использования техник: роспись (городецкая, хохлома, витраж), лепка (глина, пластилиновая живопись) – показали, что эти виды деятельности хорошо усваиваются детьми, повышается познавательная активность и вследствие этого расширяется круг их знаний и умений, решаются общеразвивающие задачи. Эти виды деятельности доступны детям различной степени одарённости, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек.
Творческая деятельность детей 7 – 13 лет в объединении «Академия творчества» организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он умеет видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он принимает свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Формы и режим занятий
Программа предусматривает групповые и коллективные формы обучения.
При определении режима занятий учтены санитарные требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся: в первый год обучения – 2 раза в неделю: 2 занятия по 45 минут с перерывом 5- 10 минут. 144 часа в год.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
- объявление цели и задач занятия;
- объяснение нового материала, включая в себя игровой момент;
- физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;
- продолжение работы;
- подведение итогов.
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Игра, беседа |
| Раздел № 1 «Ознакомление с видом деятельности. Знакомство с понятием «Декоративно – прикладное искусство» | 4 | 2 | 2 |
|
1.1 | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
2 | Раздел № 2 «Знакомство с красками» | 8 | 2 | 6 |
|
2.1 | Вводное занятие. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2.2 | Путешествие в царство Снежной королевы | 2 | - | 1 | Игра, путешествие |
2.3 | Путешествие в царство Солнечного лучика | 2 | 1 | 2 | Игра |
2.4 | «Веселый спектр» или «Волшебное превращение красок» | 2 | - | 2 | Практика |
| Раздел № 3 «Декоративная роспись» | 20 | 3 | 17 |
|
3.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа |
3.2 | Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент | 6 | 1 | 5 | Практика |
3.3 | Отработка приемов хохломской росписи | 2 | - | 2 | Беседа |
3.4 | Создание эскиза для разделочной доски | 4 | 1 | 3 | Беседа |
3.5 | Подготовка изделия к росписи | 2 | - | 2 | Беседа |
3.6 | Нанесение рисунка на основу | 2 | - | 2 | Практика |
3.7 | Роспись изделия | 2 | - | 2 | Практика |
| Раздел № 4 «Городецкая роспись» | 12 | 1 | 11 |
|
4.1 | Знакомство с городецкой росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент. | 2 | 1 | 1 | Практика |
4.2 | Отработка приемов городецкой росписи | 2 | - | 2 |
Беседа |
4.3 | Создание эскиза для тарелочки | 2 | - | 2 | Беседа |
4.4 | Подготовка изделия к росписи | 2 | - | 2 | Беседа |
4.5 | Нанесение рисунка на основу | 2 | - | 2 | Практика |
4.6 | Роспись изделия | 2 | - | 2 | Практика |
| Раздел № 5 «Роспись по стеклу» | 8 | 1 | 7 |
|
5.1 | Роспись по стеклу. Витраж. Вводное занятие. Инструменты и материалы | 2 | 1 | 1 | Беседа |
5.2 | Витраж орнаментальный в полосе. Холодная цветовая гамма. Орнамент. | 4 | - | 4 | Практика |
5.3 | Витраж декоративный в круге. Тёплая цветовая гамма | 2
| - | 2 | Практика |
| Раздел № 6 «Роспись по ткани» | 15 | 2 | 13 |
|
6.1 | Батик. История росписи по ткани. Виды росписи по ткани. Технология. | 1 | 1 | - | Беседа |
6.2 | Батик. Накрапывание. | 2 | - | 2 | Практика |
6.3 | Технологии росписи ткани. Узелковый батик (бандана). | 2 | - | 2 |
Практика |
6.4 | Складной батик (плиссе). Способы «складывания и подгибания» ткани в технике «плиссе». Шарфик «Радуга». | 2 | - | 2 | Практика |
6.5 | Акварельная техника. Пейзаж. Разработка эскиза. | 4 | 1 | 3 | Практика |
6.6 | Работа по ткани. | 2 | - | 2 | Обобщающий |
6.7 | Самостоятельная работа. | 2 | - | 2 | Практика |
| Раздел № 7 «Скульптура. Глина» | 17 | 1 | 16 |
|
7.1 | Введение. История возникновения глины | 1 | 1 | - | Игра - путешествие |
7.2 | Лепка простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон) | 2 | - | 2 | Практика |
7.3 | Цветы и листья. «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка» | 4 | - | 4 | Практика |
7.4 | «Ёжик с грибочком и листочком» | 2 | - | 2 | Выставка |
7.5 | Талисман Нового года | 4 | - | 4 | Игра-путешествие |
7.6 | Лепка по замыслу | 4 | - | 4 | Практика |
| Раздел № 8 «Волшебный квиллинг» | 21 | 1 | 20 |
|
8.1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | Игра- путешествие |
8.2 | История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга | 2 | 1 | 1 | Практика |
8.3 | Основные формы «рулончик», «капля», «треугольник», «долька» | 4 | - | 4 | Практика |
8.4 | Ромашки из элементов «капля», «рулончик» | 4 | - | 4 | Практика |
8.5 | Групповая работа. Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех» | 4 | - | 4 | Практика |
8.6 | Индивидуальная работа. Пасхальное яйцо. | 4 | - | 4 | Практика |
8.7 | Организация выставки | 2 | - | 2 | Беседа |
| Раздел № 9 «Берестяная сказка» | 11 | 2 | 9 |
|
9.1 | Вводное занятие. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты. | 1 | - | 1 | Беседа |
9.2 | Основы работы с берестой | 2 | 1 | 1 | Практика |
9.3 | Изделия из пластовой бересты | 2 | - | 2 | Практика |
9.4 | Использование бересты для декорирования изделий Изготовление игрушек, на основе кругов из бересты | 4 | 1 | 3 | Практика |
9.5 | Индивидуальная работа | 2 | - | 2 | Закрепление |
| Раздел № 10 «Чудеса из войлока» | 24 | 2 | 22 |
|
10.1 | Вводное занятие. Войлок | 2 | 1 | 1 | Беседа |
10.2 | Организация работы. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
10.3 | Шерстяная живопись | 4 | - | 4 | Практика |
10.4 | Изготовление игрушки | 6 | - | 6 | Практика |
10.5 | Изготовление украшений: бусы, броши | 4 | - | 4 | Практика |
10.6 | Итоговая авторская работа | 4 | - | 4 | Практика |
| Итоговое занятие «Выставка изделий» | 2 | - | 2 | Выставка изделий |
| Итого | 144 | 19 | 125 |
|
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие. (2 ч.)
Раздел №1 Ознакомление с видом деятельности. Знакомство с понятием «Декоративно – прикладное искусство» (4 ч.)
Теория: Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Практика: Игры на знакомство. Разгадывание кроссворда «Мольберт» .
Тема: Знакомство с произведениями народных художественных промыслов (4 ч.)
Теория: История, традиции, художественные приемы. Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг).
Практика: Рисование линий и фигур, которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы).
Раздел №2 Знакомство с красками (8 ч.)
Тема: Вводное занятие. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами (2 ч.)
Теория. Какие существуют краски. Знакомство с главными цветами, монохромными, цветовым кругом, расположение цветов в круге. Теплые и холодные цвета. Палитра. «Терминологическая викторина».
Практика. Работа гуашью: рисование «чистыми» цветами прямо из баночки, смешивание цветов на палитре (составные цвета), выполнение монохромных работ (белой краской на черном фоне и наоборот). Получение зеленой теплой краски и холодной, составление цветового круга
Тема: «Путешествие в царство Снежной королевы» (2 ч.)
Теория. Выразительные средства рисования: цвет и форма. Композиция рисунка, эскиз. Знакомство с техникой пунктирования. Вырезание трафаретов. Техника штампирования (с помощью губки). Приемы коллективной работы.
Практика. Рисование линий и фигур, которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы). Выбор палитры для цветового решения страны. Создание цветов Ледяного поля с помощью выбранных средств выразительности. Коллективная работа в разной технике «Лес холодной страны» (аппликация, рисование, штампирование)
Тема: «Путешествие в царство Солнечного лучика» (2 ч.)
Теория. Знакомство с оттенками теплых цветов. Растяжка одного цвета. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Теплой страны (круги, волнистые линии). Компоновка создаваемого образа.
Практика. Приемы работы с кистями разной толщины. Высветление, затемнение красок (растяжка желтого и красного цвета). Творческие работы: рисование цветов, деревьев Теплой страны.
Тема: «Веселый спектр» или «Волшебное превращение красок» (2 ч.)
Теория. Анализ выполненных работ. Самостоятельный выбор сюжета на
заданную тему. Передача настроения цветом. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью. Опрос «Радуга».
Практика. Рисование на тему «Радуга желаний!». Анализ одной из работ
по желанию (цветовое решение, формы, техника, настроение)
Раздел №3 Декоративная роспись(20 ч.)
Тема: Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Техника безопасности на занятиях. Инструменты и приспособления, материалы.
Практика. Приемы работы с различными инструментами. Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг). Филворд.
3.1 Хохломская роспись (6 ч.)
Тема: Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.
Теория. Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.
Практика. Рассматривание иллюстраций. Пробные упражнения.
Тема: Отработка приемов хохломской росписи (2 ч.)
Теория. Изучение техники хохломского письма.
Практика. Приёмы освоения элементов и орнаментальных композиций. дидактическая игра « Составь хохломской узор».
Тема: Создание эскиза для разделочной доски (4 ч.)
Теория. Композиция. Изучение элемента «капелька» , «завиток»
Практика. Составление орнамента хохломской росписи
Тема: Подготовка изделия к росписи (2 ч.)
Теория. Изучение элемента «Травка».
Практика. Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза травной росписи. Грунтовка основы.
Тема: Нанесение рисунка на основу (2 ч.)
Теория. Повторение пройденного материала.
Практика. Роспись изделия.
Тема: Роспись изделия (2 ч.)
Теория. Закрепление материала по теме. Викторина.
Практика. Роспись изделия.
Раздел №4 Городецкая роспись (12 ч.)
Тема: Знакомство с городецкой росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент (2 ч.)
Теория. Знакомство с городецкой росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.
Практика. Рассматривание иллюстраций. Пробные упражнения.
Оборудование и материалы: презентация «Городец», творческие задания, краски, кисти.
Тема: Отработка приемов городецкой росписи (2 ч.)
Теория. Изучение техники городецкого письма.
Практика. Приёмы освоения элементов и орнаментальных композиций. дидактическая игра (презентация) « Составь городецкий узор».
Тема: Создание эскиза для тарелочки (2 ч.)
Теория. Композиция. Изучение элемента «капелька», «травка», «круг», «дуга», «листок»
Практика. Составление орнамента городецкой росписи.
Тема: Подготовка деревянного изделия к росписи (2 ч.)
Теория. Поэтапное выполнение мотива «цветок». Варианты оживок.
Практика. Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза травной росписи. Грунтовка основы.
Тема: Нанесение рисунка на основу (2 ч.)
Теория. Повторение пройденного материала.
Практика. Роспись изделия.
Тема: Роспись изделия (2 ч.)
Теория. Повторение пройденного материала.
Практика. Роспись изделия.
Раздел №5 Роспись по стеклу (8 ч.)
Тема: Роспись по стеклу. Витраж. Вводное занятие. Инструменты и материалы (2 ч.)
Теория. История возникновения витражного искусства
Практика. Работа витражными красками
Тема: Витраж. Витраж орнаментальный в полосе. Холодная цветовая гамма. Орнамент (4 ч.)
Теория. Орнамент. Холодные цвета.
Практика. Разработка эскиза и его выполнение в холодной цветовой гамме. Подбор цветной гаммы по эскизу. Работа по контуру
Тема: Витраж декоративный в круге. Тёплая цветовая гамма (2 ч.)
Теория. Орнамент. Тёплые цвета.
Практика. Подготовка основы. Разработка эскиза. Работа в цвете.
Раздел № 6 Роспись по ткани. Батик. (15 ч.)
Тема: Батик. История росписи по ткани. Виды росписи по ткани (1 ч.) Теория. История появления шелка и ручной росписи по ткани. Техники росписи по ткани: "узелковый батик, свободная роспись». Инструктаж по выполнению упражнения.
Практика. Разработка эскизов. Работа в цвете.
Тема: Батик. Накрапывание (2 ч.)
Теория. Создание композиции методом накрапывания в технике батик. Получение необычных пятен, кривых линий.
Практика. Создание узора . Создание сложного геометрического узора.
Тема: Технологии росписи ткани. Узелковый батик (бандана) (2 ч.)
Теория. Способы перевязки ткани нитью. Бандана «Весна». Т/Б при работе с нагревающими приборами.
Практика. Выполнение упражнений: «вертикальные полосы», круги типа «солнышко».
Тема: Складной батик (плиссе). Способы «складывания и подгибания» ткани в технике «плиссе». Шарфик «Радуга» (2 ч.)
Теория. «Способы складывания и подгибания» ткани в технике «плиссе»
Практика. Получение абстрактного узора. Получение мотивов «ёлочка»,
Тема: Акварельная техника. Пейзаж (4 ч.)
Теория. Заливка, размывка, отмывка. Свободная роспись ткани. Роспись по сырому.
Практика. Восприятие работ художественной росписи по ткани, выполнение упражнения способом свободной росписи.
Тема: Работа по ткани (2 ч.)
Теория. Т/Б при работе с нагревающими приборами.
Практика. Нанесение рисунка на ткан при помощи трафарета или штампов
Тема: Самостоятельная работа (2 ч.)
Теория. Декор шарфа.
Практика. Выполнение росписи без предварительного рисунка, в любой изученной технике.
Раздел №7 Скульптура. Глина (17 ч.)
Тема: Введение. История возникновения глины (1 ч.)
Теория. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.
Практика. Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.
Тема: Лепка простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон) (2 ч.)
Теория. Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из глины. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.
Практика. Лепка простых элементов. Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.
Тема: Цветы и листья. «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка» (4 ч.)
Теория. Закрепить умение лепить знакомые предметы из глины, применяя усвоенные ранее приемы. Развивать умение оценивать свою работу.
Практика. Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.
Тема: «Ёжик с грибочком и листочком» (2 ч.)
Теория. Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы (сплющивание, вытягивание, сдавливание).
Практика. Лепка фигурки ёжика с применением фольги.
Тема: Талисман Нового года (4 ч.)
Теория. Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
Практика. Лепка животных.
Тема: Лепка по замыслу (4 ч.)
Теория. Закрепить приемы лепки из глины: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.
Практика. Самостоятельная работа.
Раздел №8 Волшебный квиллинг (21 ч.)
Тема: Вводное занятие (1 ч.)
Теория. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.
Тема: История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга (2 ч.)
Теория. Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.
Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.
Тема: Основные формы «рулончик», «капля», «треугольник», «долька» (4 ч.)
Теория. Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.
Практика. Дети с помощью педагога размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
Тема: Ромашки из элементов «капля», «рулончик» (4 ч.)
Теория. Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка».
Практика. Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.
Тема: Групповая работа (4 ч.)
Теория. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм
Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу.
Практика. Группы детей собирают поделку в единую композицию.
Тема: Индивидуальная работа.
Пасхальное яйцо (4 ч.)
Теория. Помочь в сборке изделия. Развивать эстетический вкус.
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности
Практика. Изготовление базовых форм. Сборка поделки.
Тема: Организация выставки (2 ч.)
Теория. Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.
Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».
Практика. Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.
Раздел №9 «Берестяная сказка» (11ч.)
Тема: Вводное занятие. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты (1ч.)
Теория. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-береста, сведения о заготовке, обработке и хранении бересты.
Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.
Тема: Основы работы с берестой (2 ч.)
Теория. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты. Просмотр образцов, иллюстраций.
Практика. Правила выбора материала для изделий.
Тема: Изделия из пластовой бересты (2 ч.)
Теория. Особенности изготовления изделий из пластовой бересты.
Практика. Просмотр образцов. Зачистка бересты, вырезание форм, сборка броши.
Тема: Использование бересты для декорирования изделий. Изготовление игрушек, на основе кругов из бересты (4 ч.)
Теория. Знакомство с работами мастеров берестяного промысла.
Практика. Изготовление игрушек , на основе кругов из бересты различных размеров.
Тема: Индивидуальная работа (2ч.)
Теория. Показ и рассказ приемов работы, последовательность изготовления, просмотр иллюстраций.
Практика. Творческая работа на произвольную тему. Изготовление подарочных и сувенирных изделий к праздникам, мероприятиям. ( разработка эскизов изделия, подбор материалов, изготовление изделий.)
Раздел №10 «Чудеса из войлока» (24 ч.)
Тема: Вводное занятие. Войлок (2 ч.)
Теория: Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о мокром и сухом валянии. Просмотр выставки детских работ, слайд-шоу об объединении.
Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.
Тема: Организация работы (2 ч.)
Теория: Знакомство с инструментами и приспособлениями. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Знакомство с правилами поведения в случае чрезвычайной ситуации: укололся иглой, порезался ножницами и т.д.
Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.
Тема: Шерстяная живопись (4 ч.)
Теория: Рассматривание образцов, показ приемов работы. Работа с иллюстративным материалом.
Практика. Выкладывание шерсти на основе. Способы работы с шерстью. Практика. Выкладывание фона послойно.
Тема: Изготовление игрушки (6 ч.)
Теория: Показ и объяснение приемов работы: скатывание, раскатывание шариков.
Практика. Валяние игрушки «Медведь». Техника сухого валяния. Изготовление основы туловища.
Тема: Изготовление украшений: бусы, броши (4 ч.)
Теория: Рассматривание иллюстраций. Показ приемов работы при выполнении элементов.
Практика. Изготовление броши «Божья коровка» в технике сухого валяния.
Тема: Изготовление авторских работ (4 ч.)
Теория: Основные принципы смешанного валяния. Показ и рассказ приемов работы, последовательность изготовления, просмотр иллюстраций.
Практика. Изготовление несложной авторской игрушки.
Тема: Подготовка к отчётной выставке (2 ч.)
Итоговое занятие (1 ч.)
Планируемые результаты первого года обучения
После изучения курса обучающиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-основные приемы работы с глиной;
-название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;
-правила техники безопасности;
-основные и составные, теплые и холодные цвета;
-правила работы с инструментами и материалами при росписи витража, ткани и дерева;
После изучения курса обучающиеся должны уметь:
-уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
-использовать художественные материалы (глина, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
-уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;
-определять последовательность действий при выполнении работы;
-лепить конусообразные формы;
-лепить используя «защип» и «оттягивание»;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
владеть:
-приёмами работы в технике холодного батика;
-элементарными приёмами городецкой, хохломской росписи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-оценки произведений искусства при посещении выставки.
Методическое обеспечение
Материальные условия для осуществления образовательного процесса:
1. Светлый класс для занятий;
2. Столы, стулья для обучающихся и педагога;
3. Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непряденая шерсть, гребенная лента; поролон толщиной 10 см, швейные иглы, нитки, бусины.
4. Карандаш, линейка, краски, бумага;
5. Пупырчатая клеёнка, рифлёные резиновые коврики, мыло, скалки;
6. Ёмкость для промывания изделий;
7. Москитная сетка, скотч, махровое полотенце.
Дидактические материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции декоративно прикладной необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и цветной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и декоративным техникам;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Методы и формы обучения
Формы и методы занятий:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
– Практическим: тренировочные упражнения, практические работы, практикумы.
– Наглядным: показ педагогом приемов исполнения, использование схем, таблиц, моделей, образцов, показ видеоматериалов, иллюстраций.
– Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие.
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Критерии оценивания устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценивания творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета.
2. Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ред. от 13.07.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.).
Закон РБ № 696-З «Об образовании» от 1 июля 2013 г.
Закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2012 г.).
Закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (ред. от 13.07.2015 г.).
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-Р 002432338).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» от 04.07.2014 г. № 41).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Основной список
1. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 2014.
2. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 2014.
3. Вейль Герман. Симметрия. М., 2015.
4. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. - М., 2016.
5. Гильман Р.А. Художественная роспись. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2016.
6. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 2015.
7. Искусство шрифта: работы московских художников книги. - М.,2016.
8. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 2016.
9. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 2016 г.
10. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 2016.
12. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 2017.
Дополнительный список
1. Гайдаренко Е.П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. Нескучная
энциклопедия. – Д.: Сталкер, 2004.
2. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 1
класс. Методические рекомендации для учителя.– М.: ВАЛАСС, 2004.
3. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2
класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: ВАЛАСС, 2004.
4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
5. Дабижа Г. Работа на компьютере. Краткий курс. – СПб: Питер, 2004.
6. Евдокимов Н. М. Безопасный компьютер на работе и дома. Издание второе. -СПб: Виктория плюс, 2004.
7. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. Книга для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 2004.
8. Клименко А. Эффеткивный самоучитель работы на ПК. Основной курс. -СПб.: ДиаСофтЮП, 2005.
9. Симонович С.В. Информатика. Книга учителя начальных классов. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
10.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996 г.
Интернет-ресурсы
https://wearts.ru/magazine/473
https://hendmeid.guru/pletenie/podelki-iz-berestyi
http://kasper-sudak.ru/2017/06/04/dekor-iz-gliny-tisnenie/
https://handsmake.ru/kvilingovye-podelki-dlya-nachinayuschih-shemy-kak-delat.html