«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по ДПИ

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки


Муниципальное автономное образовательное учреждение 

дополнительного образования  

детско-юношеский центр «Новое поколение» г. Белебея  

муниципального района Белебеевский район 

 Республики Башкортостан 

 

Принята на заседании УТВЕРЖДЕНО 

педагогического совета и.о. директора МАОУ ДО ДЮЦ 

протокол №__от ___2019 г.                                                           «Новое поколение» г.Белебея 

МР Белебеевский район РБ 

___________Т.В. Савина 

Приказ №__ от _____ 2019 г. 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Академия творчества» 


Направленность: художественная 

Уровень программы: ознакомительный  

Возраст обучающихся: 7-13 лет  

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

Автор-составитель: 

Мокеева Валентина Витальевна, 

педагог дополнительного образования  

 











Белебей, 2019 

Оглавление

 

Пояснительная записка

3

Учебный план первого года обучения

6

Содержание первого года обучения

10

Планируемые результаты первого года обучения

19

Методическое обеспечение программы

20

Список литературы

22






























Пояснительная записка


Одной из актуальных проблем дополнительного обучения, требующей своевременного решения, является развитие у детей творческих способностей, которые выступают своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Декоративно – прикладное искусство помогает овладеть необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками работы с различными материалами, используемыми в художественном оформлении, позволяет наиболее полно решать художественно – композиционные задачи, дает возможность развития универсальных учебных действий обучающихся.

Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются роспись, витраж, лепка. Результат работы в данных техниках завораживает детей красотой. А где красота – там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

          Актуальность данной программы в том, что работа с различными материалами позволяет обучающимся воспринимать мир в единстве познавательной и эмоциональной сферы; формируются жизненно необходимые качества – трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимание, терпение; воспитывается творческое отношение к труду и развивается художественный вкус. Оттачивается ловкость, сноровка, моторика, стимулируется деятельность мозга.


Цель: Формирование у обучающихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества (лепка, роспись, витраж).


Задачи:

Образовательные:

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы: с глиной, стеклом, берестой, тканью, войлоком, бумагой.

- Научить обучающихся составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;

- Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи по стеклу, ткани, дереву в соответствии с народными традициями;

Развивающие:

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.

- Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.

- Развивать у детей творческую активность и инициативу.

- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитательные:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Формировать умение работать в коллективе.

Данный модуль не ставит своей целью осветить всё разнообразие художественных народных ремесел (художественная роспись по дереву, стеклу, лепка из глины). Он ограничивается краткими сведениями об истории их развития и даёт элементарные понятия о художественных и технических приемах народного творчества, что и определяет структурное построение материала модуля.

Каждому виду творчества посвящен отдельный раздел, вначале которого даются краткие исторические сведения о рассматриваемых художественных промыслах и ремеслах, рассказывается о художественных особенностях того или иного искусства, а затем приводятся основные художественно – технические приемы. Раздел «Изделия из природного материала», позволяет расширить границы познания обучающихся о других видах декоративно-прикладного искусства. На таких занятиях дети получают возможность изготовить сувениры для себя и своих близких.

Дети учатся анализировать и правильно передавать форму, пропорции, строение, пространственное положение и цвет предметов; овладевают приёмами работы с акрилом, пластическими массами на разных материальных поверхностях – бумаге, дереве, стекле, ткани.

Многие технические и художественные приемы народных ремесел довольно просты, их освоение не требует больших усилий, но и здесь обучающимся необходимо внимание, усердие и трудолюбие. Они с самого начала должны проникнуться важностью своей работы.

Модуль знакомит обучающихся:

- с основами изобразительной грамоты и основами декоративно – прикладного искусства.

- конструктивным построением предметов и технологической последовательностью изготовления, украшения предметов быта.

- историей развития художественных народных промыслов и объемной характеристикой, простейшими элементами орнамента.

- со своеобразной закономерностью построения объемных и орнаментированных форм, с традиционной ритмикой, на которой основаны гармония и красота изделия.

Знание всех этих тонкостей поможет полноценному постижению основ художественного ремесла и проникновению в неповторимый мир волшебных превращений простых материалов в чудесные произведения искусства.

Результаты использования техник: роспись (городецкая, хохлома, витраж), лепка (глина, пластилиновая живопись) – показали, что эти виды деятельности хорошо усваиваются детьми, повышается познавательная активность и вследствие этого расширяется круг их знаний и умений, решаются общеразвивающие задачи. Эти виды деятельности доступны детям различной степени одарённости, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек.

Творческая деятельность детей 7 – 13 лет в объединении «Академия творчества» организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он умеет видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он принимает свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Формы и режим занятий

Программа предусматривает групповые и коллективные формы обучения.

При определении режима занятий учтены санитарные требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся: в первый год обучения – 2 раза в неделю: 2 занятия по 45 минут с перерывом 5- 10 минут. 144 часа в год.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:

- объявление цели и задач занятия;

- объяснение нового материала, включая в себя игровой момент;

- физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;

- продолжение работы;

- подведение итогов.

Учебный план первого года обучения


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Игра, беседа


Раздел № 1 «Ознакомление с видом деятельности. Знакомство с понятием «Декоративно – прикладное искусство»

4

2

2


1.1

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов

4

2

2

Игра, беседа

2

Раздел № 2 «Знакомство с красками»

8

2

6


2.1

Вводное занятие. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами

2

1

1

Беседа

2.2

Путешествие в царство Снежной королевы

2

-

1

Игра, путешествие

2.3

Путешествие в царство Солнечного лучика

2

1

2

Игра

2.4

«Веселый спектр» или «Волшебное превращение красок»

2

-

2

Практика


Раздел № 3 «Декоративная роспись»

20

3

17


3.1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

3.2

Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент

6

1

5

Практика

3.3

Отработка приемов хохломской росписи

2

-

2

Беседа

3.4

Создание эскиза для разделочной доски

4

1

3

Беседа

3.5

Подготовка изделия к росписи

2

-

2

Беседа

3.6

Нанесение рисунка на основу

2

-

2

Практика

3.7

Роспись изделия

2

-

2

Практика


Раздел № 4 «Городецкая роспись»

12

1

11


4.1

Знакомство с городецкой росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.

2

1

1

Практика

4.2

Отработка приемов городецкой росписи

2

-

2


Беседа

4.3

Создание эскиза для тарелочки

2

-

2

Беседа

4.4

Подготовка изделия к росписи

2

-

2

Беседа

4.5

Нанесение рисунка на основу

2

-

2

Практика

4.6

Роспись изделия

2

-

2

Практика


Раздел № 5 «Роспись по стеклу»

8

1

7


5.1

Роспись по стеклу. Витраж. Вводное занятие. Инструменты и материалы

2

1

1

Беседа

5.2

Витраж орнаментальный в полосе. Холодная цветовая гамма. Орнамент.

4

-

4

Практика

5.3

Витраж декоративный в круге. Тёплая цветовая гамма

2


-

2

Практика


Раздел № 6 «Роспись по ткани»

15

2

13


6.1

Батик. История росписи по ткани. Виды росписи по ткани. Технология.

1

1

-

Беседа

6.2

Батик. Накрапывание.

2

-

2

Практика

6.3

Технологии росписи ткани. Узелковый батик (бандана).

2

-

2


Практика

6.4

Складной батик (плиссе). Способы «складывания и подгибания» ткани в технике «плиссе». Шарфик «Радуга».

2

-

2

Практика

6.5

Акварельная техника. Пейзаж. Разработка эскиза.

4

1

3

Практика

6.6

Работа по ткани.

2

-

2

Обобщающий

6.7

Самостоятельная работа.

2

-

2

Практика


Раздел № 7 «Скульптура. Глина»

17

1

16


7.1

Введение. История возникновения глины

1

1

-

Игра - путешествие

7.2

Лепка простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон)

2

-

2

Практика

7.3

Цветы и листья. «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка»

4

-

4

Практика

7.4

«Ёжик с грибочком и листочком»

2

-

2

Выставка

7.5

Талисман Нового года

4

-

4

Игра-путешествие

7.6

Лепка по замыслу

4

-

4

Практика


Раздел № 8 «Волшебный квиллинг»

21

1

20


8.1

Вводное занятие

1

-

1

Игра- путешествие

8.2

История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга

2

1

1

Практика

8.3

Основные формы «рулончик», «капля», «треугольник», «долька»

4

-

4

Практика

8.4

Ромашки из элементов «капля», «рулончик»

4

-

4

Практика

8.5

Групповая работа.

Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»

4

-

4

Практика

8.6

Индивидуальная работа.

Пасхальное яйцо.

4

-

4

Практика

8.7

Организация выставки

2

-

2

Беседа


Раздел № 9 «Берестяная сказка»

11

2

9


9.1

Вводное занятие. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты.

1

-

1

Беседа

9.2

Основы работы с берестой

2

1

1

Практика

9.3

Изделия из пластовой бересты

2

-

2

Практика

9.4

Использование бересты для декорирования изделий Изготовление игрушек, на основе кругов из бересты

4

1

3

Практика

9.5

Индивидуальная работа

2

-

2

Закрепление


Раздел № 10 «Чудеса из войлока»

24

2

22


10.1

Вводное занятие. Войлок

2

1

1

Беседа

10.2

Организация работы.

2

1

1

Беседа

10.3

Шерстяная живопись

4

-

4

Практика

10.4

Изготовление игрушки

6

-

6

Практика

10.5

Изготовление украшений: бусы, броши

4

-

4

Практика

10.6

Итоговая авторская работа

4

-

4

Практика


Итоговое занятие «Выставка изделий»

2

-

2

Выставка изделий


Итого

144

19

125






Содержание программы первого года обучения 

  1. Вводное занятие. (2 ч.)

Раздел №1 Ознакомление с видом деятельности. Знакомство с понятием «Декоративно – прикладное искусство» (4 ч.)

Теория: Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Практика: Игры на знакомство. Разгадывание кроссворда «Мольберт» .

Тема: Знакомство с произведениями народных художественных промыслов (4 ч.)

Теория: История, традиции, художественные приемы. Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг).

Практика: Рисование линий и фигур, которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы).

Раздел №2 Знакомство с красками (8 ч.)

Тема: Вводное занятие. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами (2 ч.)

Теория. Какие существуют краски. Знакомство с главными цветами, монохромными, цветовым кругом, расположение цветов в круге. Теплые и холодные цвета. Палитра. «Терминологическая викторина».

Практика. Работа гуашью: рисование «чистыми» цветами прямо из баночки, смешивание цветов на палитре (составные цвета), выполнение монохромных работ (белой краской на черном фоне и наоборот). Получение зеленой теплой краски и холодной, составление цветового круга

Тема: «Путешествие в царство Снежной королевы» (2 ч.)

Теория. Выразительные средства рисования: цвет и форма. Композиция рисунка, эскиз. Знакомство с техникой пунктирования. Вырезание трафаретов. Техника штампирования (с помощью губки). Приемы коллективной работы.

Практика. Рисование линий и фигур, которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы). Выбор палитры для цветового решения страны. Создание цветов Ледяного поля с помощью выбранных средств выразительности. Коллективная работа в разной технике «Лес холодной страны» (аппликация, рисование, штампирование)

Тема: «Путешествие в царство Солнечного лучика» (2 ч.)

Теория. Знакомство с оттенками теплых цветов. Растяжка одного цвета. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Теплой страны (круги, волнистые линии). Компоновка создаваемого образа.

Практика. Приемы работы с кистями разной толщины. Высветление, затемнение красок (растяжка желтого и красного цвета). Творческие работы: рисование цветов, деревьев Теплой страны.

Тема: «Веселый спектр» или «Волшебное превращение красок» (2 ч.)

Теория. Анализ выполненных работ. Самостоятельный выбор сюжета на

заданную тему. Передача настроения цветом. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью. Опрос «Радуга».

Практика. Рисование на тему «Радуга желаний!». Анализ одной из работ

по желанию (цветовое решение, формы, техника, настроение)

Раздел №3 Декоративная роспись(20 ч.)

Тема: Вводное занятие (2 ч.)

Теория. Техника безопасности на занятиях. Инструменты и приспособления, материалы.

Практика. Приемы работы с различными инструментами. Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг). Филворд.

3.1 Хохломская роспись (6 ч.)

Тема: Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.

Теория. Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.

Практика. Рассматривание иллюстраций. Пробные упражнения.


Тема: Отработка приемов хохломской росписи (2 ч.)

Теория. Изучение техники хохломского письма.

Практика. Приёмы освоения элементов и орнаментальных композиций. дидактическая игра « Составь хохломской узор».

Тема: Создание эскиза для разделочной доски (4 ч.)

Теория. Композиция. Изучение элемента «капелька» , «завиток»

Практика. Составление орнамента хохломской росписи

Тема: Подготовка изделия к росписи (2 ч.)

Теория. Изучение элемента «Травка».

Практика. Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза травной росписи. Грунтовка основы.

Тема: Нанесение рисунка на основу (2 ч.)

Теория. Повторение пройденного материала.

Практика. Роспись изделия.

Тема: Роспись изделия (2 ч.)

Теория. Закрепление материала по теме. Викторина.

Практика. Роспись изделия.

Раздел №4 Городецкая роспись (12 ч.)

Тема: Знакомство с городецкой росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент (2 ч.)

Теория. Знакомство с городецкой росписью. История, традиции, художественные приемы. Композиция. Орнамент.

Практика. Рассматривание иллюстраций. Пробные упражнения.

Оборудование и материалы: презентация «Городец», творческие задания, краски, кисти.

Тема: Отработка приемов городецкой росписи (2 ч.)

Теория. Изучение техники городецкого письма.

Практика. Приёмы освоения элементов и орнаментальных композиций. дидактическая игра (презентация) « Составь городецкий узор».


Тема: Создание эскиза для тарелочки (2 ч.)

Теория. Композиция. Изучение элемента «капелька», «травка», «круг», «дуга», «листок»

Практика. Составление орнамента городецкой росписи.

Тема: Подготовка деревянного изделия к росписи (2 ч.)

Теория. Поэтапное выполнение мотива «цветок». Варианты оживок.

Практика. Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза травной росписи. Грунтовка основы.

Тема: Нанесение рисунка на основу (2 ч.)

Теория. Повторение пройденного материала.

Практика. Роспись изделия.

Тема: Роспись изделия (2 ч.)

Теория. Повторение пройденного материала.

Практика. Роспись изделия.

Раздел №5 Роспись по стеклу (8 ч.)

Тема: Роспись по стеклу. Витраж. Вводное занятие. Инструменты и материалы (2 ч.)

Теория. История возникновения витражного искусства

Практика. Работа витражными красками

Тема: Витраж. Витраж орнаментальный в полосе. Холодная цветовая гамма. Орнамент (4 ч.)

Теория. Орнамент. Холодные цвета.

Практика. Разработка эскиза и его выполнение в холодной цветовой гамме. Подбор цветной гаммы по эскизу. Работа по контуру

Тема: Витраж декоративный в круге. Тёплая цветовая гамма (2 ч.)

Теория. Орнамент. Тёплые цвета.

Практика. Подготовка основы. Разработка эскиза. Работа в цвете.

Раздел № 6 Роспись по ткани. Батик. (15 ч.)

Тема: Батик. История росписи по ткани. Виды росписи по ткани (1 ч.) Теория. История появления шелка и ручной росписи по ткани. Техники росписи по ткани: "узелковый батик, свободная роспись». Инструктаж по выполнению упражнения.

Практика. Разработка эскизов. Работа в цвете.

Тема: Батик. Накрапывание (2 ч.)

Теория. Создание композиции методом накрапывания в технике батик. Получение необычных пятен, кривых линий.

Практика. Создание узора . Создание сложного геометрического узора.

Тема: Технологии росписи ткани. Узелковый батик (бандана) (2 ч.)

Теория. Способы перевязки ткани нитью. Бандана «Весна». Т/Б при работе с нагревающими приборами.

Практика. Выполнение упражнений: «вертикальные полосы», круги типа «солнышко».

Тема: Складной батик (плиссе). Способы «складывания и подгибания» ткани в технике «плиссе». Шарфик «Радуга» (2 ч.)

Теория. «Способы складывания и подгибания» ткани в технике «плиссе»

Практика. Получение абстрактного узора. Получение мотивов «ёлочка»,

Тема: Акварельная техника. Пейзаж (4 ч.)

Теория. Заливка, размывка, отмывка. Свободная роспись ткани. Роспись по сырому.

Практика. Восприятие работ художественной росписи по ткани, выполнение упражнения способом свободной росписи.

Тема: Работа по ткани (2 ч.)

Теория. Т/Б при работе с нагревающими приборами.

Практика. Нанесение рисунка на ткан при помощи трафарета или штампов

Тема: Самостоятельная работа (2 ч.)

Теория. Декор шарфа.

Практика. Выполнение росписи без предварительного рисунка, в любой изученной технике.

Раздел №7 Скульптура. Глина (17 ч.)

Тема: Введение. История возникновения глины (1 ч.)

Теория. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.

Практика. Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.

Тема: Лепка простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон) (2 ч.)

Теория. Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из глины. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.

Практика. Лепка простых элементов. Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.

Тема: Цветы и листья. «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка» (4 ч.)

Теория. Закрепить умение лепить знакомые предметы из глины, применяя усвоенные ранее приемы. Развивать умение оценивать свою работу.

Практика. Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.

Тема: «Ёжик с грибочком и листочком» (2 ч.)

Теория. Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы (сплющивание, вытягивание, сдавливание).

Практика. Лепка фигурки ёжика с применением фольги.

Тема: Талисман Нового года (4 ч.)

Теория. Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

Практика. Лепка животных.

Тема: Лепка по замыслу (4 ч.)

Теория. Закрепить приемы лепки из глины: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

Практика. Самостоятельная работа.



Раздел №8 Волшебный квиллинг (21 ч.)

Тема: Вводное занятие (1 ч.)

Теория. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.

Тема: История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга (2 ч.)

Теория. Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.

Тема: Основные формы «рулончик», «капля», «треугольник», «долька» (4 ч.)

Теория. Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.

Практика. Дети с помощью педагога размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Тема: Ромашки из элементов «капля», «рулончик» (4 ч.)

Теория. Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка».

Практика. Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Тема: Групповая работа (4 ч.)

Теория. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Практика. Группы детей собирают поделку в единую композицию.

Тема: Индивидуальная работа.

Пасхальное яйцо (4 ч.)

Теория. Помочь в сборке  изделия. Развивать эстетический вкус.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Практика. Изготовление базовых форм. Сборка поделки.


Тема: Организация выставки (2 ч.)

Теория. Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Практика. Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.

Раздел №9 «Берестяная сказка» (11ч.)

Тема: Вводное занятие. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты (1ч.)

Теория. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-береста, сведения о заготовке, обработке и хранении бересты.

Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.

Тема: Основы работы с берестой (2 ч.)

Теория. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты. Просмотр образцов, иллюстраций.

Практика. Правила выбора материала для изделий.

Тема: Изделия из пластовой бересты (2 ч.)

Теория. Особенности изготовления изделий из пластовой бересты.

Практика. Просмотр образцов. Зачистка бересты, вырезание форм, сборка броши.

Тема: Использование бересты для декорирования изделий. Изготовление игрушек, на основе кругов из бересты (4 ч.)

Теория. Знакомство с работами мастеров берестяного промысла.

Практика. Изготовление игрушек , на основе кругов из бересты различных размеров.

Тема: Индивидуальная работа (2ч.)

Теория. Показ и рассказ приемов работы, последовательность изготовления, просмотр иллюстраций.

Практика. Творческая работа на произвольную тему. Изготовление подарочных и сувенирных изделий к праздникам, мероприятиям. ( разработка эскизов изделия, подбор материалов, изготовление изделий.)



Раздел №10 «Чудеса из войлока» (24 ч.)

Тема: Вводное занятие. Войлок (2 ч.)

Теория: Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о мокром и сухом валянии. Просмотр выставки детских работ, слайд-шоу об объединении.

Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.

Тема: Организация работы (2 ч.)

Теория: Знакомство с инструментами и приспособлениями. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Знакомство с правилами поведения в случае чрезвычайной ситуации: укололся иглой, порезался ножницами и т.д.

Практика. Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.

Тема: Шерстяная живопись (4 ч.)

Теория: Рассматривание образцов, показ приемов работы. Работа с иллюстративным материалом.

Практика. Выкладывание шерсти на основе. Способы работы с шерстью. Практика. Выкладывание фона послойно.

Тема: Изготовление игрушки (6 ч.)

Теория: Показ и объяснение приемов работы: скатывание, раскатывание шариков.

Практика. Валяние игрушки «Медведь». Техника сухого валяния. Изготовление основы туловища.

Тема: Изготовление украшений: бусы, броши (4 ч.)

Теория: Рассматривание иллюстраций. Показ приемов работы при выполнении элементов.

Практика. Изготовление броши «Божья коровка» в технике сухого валяния.

Тема: Изготовление авторских работ (4 ч.)

Теория: Основные принципы смешанного валяния. Показ и рассказ приемов работы, последовательность изготовления, просмотр иллюстраций.

Практика. Изготовление несложной авторской игрушки.

Тема: Подготовка к отчётной выставке (2 ч.)

Итоговое занятие (1 ч.)

Планируемые результаты первого года обучения 


После изучения курса обучающиеся должны знать: 

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

-основные приемы работы с глиной;

-название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;

-правила техники безопасности;

-основные и составные, теплые и холодные цвета;

-правила работы с инструментами и материалами при росписи витража, ткани и дерева;

После изучения курса обучающиеся должны  уметь:

-уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;

-использовать художественные материалы (глина, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);

-уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;

-определять последовательность действий при выполнении работы;

-лепить конусообразные формы;

-лепить используя «защип» и «оттягивание»;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

владеть:

-приёмами работы в технике холодного батика;

-элементарными приёмами городецкой, хохломской росписи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельной творческой деятельности;

- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

-оценки произведений искусства при посещении выставки.



Методическое обеспечение

Материальные условия для осуществления образовательного процесса:

1. Светлый класс для занятий;

2. Столы, стулья для обучающихся и педагога;

3. Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непряденая шерсть, гребенная лента; поролон толщиной 10 см, швейные иглы, нитки, бусины.

4. Карандаш, линейка, краски, бумага;

5. Пупырчатая клеёнка, рифлёные резиновые коврики, мыло, скалки;

6. Ёмкость для промывания изделий;

7. Москитная сетка, скотч, махровое полотенце.

Дидактические материалы

Для успешного результата в освоении программы по композиции декоративно прикладной необходимы следующие учебно-методические пособия:

- таблица по цветоведению;

- таблицы по этапам работы над графической и цветной композицией;

- наглядные пособия по различным графическим и декоративным техникам;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.


Методы и формы обучения

Формы и  методы занятий:

Приоритет отдается активным формам преподавания:

–  Практическим: тренировочные  упражнения, практические работы, практикумы.

– Наглядным: показ педагогом приемов исполнения, использование схем, таблиц, моделей, образцов, показ видеоматериалов, иллюстраций.

– Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Критерии оценивания устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценивания творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета.

2. Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Список литературы 

 

Нормативно-правовые документы

  1. Закон РФ № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.  (ред. от 13.07.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.). 

  1. Закон РБ № 696-З «Об образовании» от 1 июля 2013 г.   

  1. Закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2012 г.). 

  1. Закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (ред. от 13.07.2015 г.). 

  1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). 

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-Р 002432338). 

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196). 

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» от 04.07.2014 г. № 41). 

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки  РФ от 18.11.2015 № 09-3242). 




 

Основной список 


1. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 2014.

2. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 2014.

3. Вейль Герман. Симметрия. М., 2015.

4. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. - М., 2016.

5. Гильман Р.А. Художественная роспись. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2016.

6. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 2015.

7. Искусство шрифта: работы московских художников книги. - М.,2016.

8. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 2016.

9. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 2016 г.

10. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 2016.

12. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 2017.

Дополнительный список 

1.  Гайдаренко Е.П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. Нескучная  

энциклопедия. – Д.: Сталкер, 2004.

2.  Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 1  

класс. Методические рекомендации для учителя.–  М.: ВАЛАСС, 2004.

3.  Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2  

класс. Методические рекомендации для учителя.  –  М.: ВАЛАСС, 2004. 

4.  Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.  

5. Дабижа Г. Работа на компьютере. Краткий курс. – СПб: Питер, 2004.  

6. Евдокимов Н. М. Безопасный компьютер на работе и дома. Издание второе. -СПб: Виктория плюс, 2004.

7. Зеленина  Е.Л. Играем, познаем, рисуем. Книга для  учителей  и родителей.  -М.: Просвещение, 2004.

8.  Клименко  А.  Эффеткивный  самоучитель  работы  на  ПК.  Основной  курс.  -СПб.: ДиаСофтЮП, 2005.  

9.  Симонович С.В. Информатика. Книга учителя начальных классов. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.

10.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996 г.

Интернет-ресурсы

  1. https://wearts.ru/magazine/473

  2. https://hendmeid.guru/pletenie/podelki-iz-berestyi

  3. http://kasper-sudak.ru/2017/06/04/dekor-iz-gliny-tisnenie/

  4. https://handsmake.ru/kvilingovye-podelki-dlya-nachinayuschih-shemy-kak-delat.html









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее