Управление образования Гродненского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи»
| УТВЕРЖДЕНО Приказ директора ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи» №44 от «01» сентября 2020 г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
«Школьное телевидение»
Возраст учащихся: 9 – 15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль), утверждена Министерством образования Республики Беларусь, 2016 г.
2020
СТРУКТУРА программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание работы
Ожидаемые результаты
Формы и методы реализации программы
Формы контроля
Литература
Пояснительная записка
Программа объединения по интересам «Школа ТВ» разработана для учащихся младшего и среднего школьного возраста и представляет собой реализацию идеи создания студии детского телевидения. Она предусматривает участие учащихся в разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении. Таким образом, учащиеся, обучаясь в объединении по интересам осваивают на практике особенности телевизионных профессий.
«Школа ТВ» – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся. Работа над созданием телевизионных программ позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы.
самоуправляемого коллектива.
Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном
подходе в вопросе развития творческого мышления ребенка. Процесс создания
видеоролика, съемки сюжетов, создание сценария, актерская игра, безусловно,
развивает интеллект ребенка, сообразительность, память, фантазию.
Особенностью данной программы является ее практическая направленность,
так как в результате проведения занятий учащимися создаются школьные
теленовости.
Программа внеурочной деятельности «Школьное телевидение» разработана
для учащихся 7-8 классов и представляет собой реализацию идеи создания студии
детского телевидения в школе. Она предусматривает участие учащихся в
разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа
над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении.
Таким образом, учащиеся в школе осваивают на практике особенности
телевизионных профессий
Программа внеурочной деятельности «Школьное телевидение» разработана
для учащихся 7-8 классов и представляет собой реализацию идеи создания студии
детского телевидения в школе. Она предусматривает участие учащихся в
разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа
над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении.
Таким образом, учащиеся в школе осваивают на практике особенности
телевизионных профессий
Программа внеурочной деятельности «Школьное телевидение» разработана
для учащихся 7-8 классов и представляет собой реализацию идеи создания студии
детского телевидения в школе. Она предусматривает участие учащихся в
разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа
над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении.
Таким образом, учащиеся в школе осваивают на практике особенности
телевизионных профессий
Программа внеурочной деятельности «Школьное телевидение» разработана
для учащихся 7-8 классов и представляет собой реализацию идеи создания студии
детского телевидения в школе. Она предусматривает участие учащихся в
разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа
над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении.
Таким образом, учащиеся в школе осваивают на практике особенности
телевизионных профессий
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая учащихся в систему средств массовой коммуникации общества.
На занятиях учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Программа носит интегрированный характер и включает в себя различные элементы:
обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство;
развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.
Особенностью данной программы является ее практическая направленность, так как в результате проведения занятий учащимися создаются школьные теленовости.
Цель: создать условия для развития творческой, социально активной личности учащегося, способной применять полученные знания на практике. + свою цель, но переработанную.
Задачи
Обучающие задачи:
повысить уровень ИКТ - компетенций учащихся. Изучение компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке видеоматериала;
обучить выступлению перед публикой и камерой.
обучить первоначальным знаниям о тележурналистике.
Развивающие задачи:
развить
ораторские навыки; освоение техники культуры речи;
творческие и коммуникативные способности;
умения импровизировать, сочинять, фантазировать т.е. творчески относится к поставленной задаче;
способствовать к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии.
Воспитывающие задачи:
создать условия для успешной социализации.
овладеть навыками общения и коллективного творчества,
воспитать интерес к общению с информацией и обширной аудиторией.
В образовательной программе объединения по интересам собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания видео продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки видео-выпуска: от замысла до получения оригинал-макета.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый учащейся мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа предназначена для учащихся 9-15 лет.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Обучающая беседа по правилам безопасного поведения | 1 | 1 |
|
2. | Формирование организационной структуры школьного ТВ. | 2 | 1 | 1 |
3. | Разработка общего программного продукта. Разработка тематических планов редакций. | 1 |
| 1 |
4. | Разработка сетки вещания на 2020/2021 учебный год. | 2 |
| 2 |
5. | Введение в тележурналистику | 16 | 13 | 3 |
6.
| Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | 17 | 1 | 16 |
7. | Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром. | 5 | 2 | 3 |
8. | Съёмка, монтаж. Выпуск передач в эфир | 26 | 1 | 25 |
9. | Анализ работы, отчеты. | 2 |
| 2 |
| ВСЕГО | 72 |
|
|
Содержание работы
Вводное занятие. Ознакомление с направлениями деятельности объединения по интересам «Школьное телевидение», цель и задачи. Беседа по правилам безопасного поведения при проведении занятий по объединениям. Решение организационных вопросов. |
Формирование организационной структуры школьного ТВ. Привлечение социально-зрелых и активных молодых лидеров. Знакомство с детьми-участниками объединения. Организация структуры школьного телевидения. Разработка общего программного продукта. Разработка тематических планов редакций. Разработка концепции, направленность школьного телевидения
|
Разработка сетки вещания на 2020/2021 учебный год
Разработка тематики сюжетов на полугодие
|
Введение в тележурналистику. Знакомство с основными особенностями тележурналистики, журналистскими профессиями, языком СМИ. Изучение особенностей правовых и этических норм работы журналиста, а также особенностей взаимодействия с аудиторией. |
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. Разработка сценариев, приуроченных различным праздникам, а также написание сценарных планов с целью освещения жизни школы Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром. Практическое освоение актерского мастерства, обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах. Развитие способности к импровизации. Формирование навыка публичного выступления на сцене. Съёмка, монтаж. Выпуск передач в эфир. Съемка выпусков школьного телевидения, повышение уровня ИКТ - компетенций учащихся. Изучение компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке видеоматериала;
Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, обобщение знаний, полученных на занятиях объединения по интересам. Анализ работы. |
Ожидаемые результаты
Образовательная программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
В процессе занятий учащиеся приобретают начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, режиссера, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию.
Формы и методы реализации программы
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность речи, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, зарисовки, интервью, репортажи, корреспонденции. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Занятия в объединении по интересам «Школьное телевидение» помогут учащимся оценить свой творческий потенциал. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Школьное телевидение», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему приобрести мотивацию для овладения обще-учебными предметами.
Формы контроля:
- свободная творческая дискуссия; беседа;
- ролевые игры;
- проведение пресс-конференций, «круглых столов»; блиц-опросов;
- выполнение творческих заданий;
- участие в творческих конкурсах;
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- практикумы по изученной теме;
Литература
http://os-preob.narod.ru/School_TV/polozhenie_o_sozdanii_shkolnogo_televidenija.pdf
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/04/15/rabochaya-programma-obedineniya-dopolnitelnogo
http://isaklysoh.minobr63.ru/wp-content/uploads/2015/12/pol_alfa.pdf
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/11/15/proekt-shkolnoe-televidenie-kak-element
https://academica.ru/stati/stati-o-pervom-vysshem-obrazovanii-i-magistrature/865586-kak-sozdat-shkolnoe-televidenie/
Сентябрь
Тема | Содержание | Часы | Дата |
Вводное занятие. | Введение в образовательную программу. Знакомство с правилами безопасного поведения на занятиях.
| 1 |
|
Формирование организационной структуры школьного ТВ. | Привлечение социально зрелых и активных молодых лидеров. Знакомство с детьми-участниками объединения. Организация структуры школьного телевидения. | 1
|
|
Разработка общего программного продукта. Разработка тематических планов редакций. | Разработка концепции, направленность школьного телевидения;
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска № 1 Школьного телевидения. | 2 |
|
Введение в тележурналистику | Знакомство с основными особенностями тележурналистики, журналистскими профессиями, изучение понятия детской журналистики. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения | 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска школьного телевидения. | 2 |
|
Итого |
|
|
|
Октябрь
Формирование организационной структуры школьного ТВ. | Определение сферы личностных предпочтений детей, их интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; | 1 |
|
Разработка сетки вещания на 2020/2021 учебный год. | Разработка сетки вещания на октябрь-декабрь 2020 г. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения. | 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска № 3 Школьного телевидения «Редакция», посвященного дню учителя. | 2 |
|
Введение в тележурналистику | Знакомство с понятием тележурналистики, с её основными особенностями, а также журналистскими профессиями. Понятие детской журналистики. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска школьного телевидения. | 2 |
|
Итого |
|
|
|
Ноябрь
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения | 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска школьного телевидения. | 1 |
|
Введение в тележурналистику | Интервью. Особенности жанра. Модели интервью, виды интервью. Объекты интервьюирования. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения. | 1 |
|
Введение в тележурналистику | Знакомство с основными особенностями ведущего эфира. Тренинги на развитие внутренней свободы и артистичности. | 1 |
|
Итого |
|
|
|
Декабрь
Введение в тележурналистику | Постановка темы и идеи ролика. Основы композиционного построения. Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 1 |
|
Введение в тележурналистику | Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы, и т.д. | 1 |
|
Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром. | Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах. Практическое освоение элементов актерского мастерства. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения. | 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир | Съемка выпуска школьного телевидения. | 2 |
|
Итого |
|
|
|
Январь
Разработка сетки вещания на 2020/2021 учебный год. | Разработка сетки вещания на январь-май 2021 г. | 1 |
|
Введение в тележурналистику. | Изучение правовых и этических норм работы журналиста. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 2 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 2 |
|
Итого |
|
|
|
Февраль
Введение в тележурналистику. | Основы операторского мастерства. | 1 |
|
Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром. | Развитие логики и последовательности действий, внимания, умения действовать в предлагаемых обстоятельствах. Развитие способности к импровизации; | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 2 |
|
Введение в тележурналистику. | Особенности взаимодействия с аудиторией. Аудитория - потребитель информации. Исследование аудитории (опросы, анкетирование, рейтинги). | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 1 |
|
Итого |
|
|
|
Март
Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром. | Формирование навыка публичного выступления на сцене. Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла. Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. | 1 |
|
Введение в тележурналистику. | Специфика телевизионного творчества в соотнесении с близкими и родственными ТВ средствами коммуникации, массовой информации и видами духовного воздействия, такими как радиовещание, кинематограф, театр, музыкальное искусство, интернет. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 1 |
|
Введение в тележурналистику | Репортаж. Особенности репортажа | 1 |
|
Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром. | Принципы публичного выступления: преодоление волнения, уверенность, принципы импровизации, освобождение от зажимов, преодоление страха перед публикой. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 1 |
|
Итого |
|
|
|
Апрель
Введение в тележурналистику | Создание блока новостей, телепередачи. | 1 |
|
Введение в тележурналистику | Формирование умений, навыков для создания вайнов и роликов. Постановка темы и идеи ролика. Основы композиционного построения. Структура. Инверсия. | 1
1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 1 |
|
Актерское мастерство и техника речи. Работа в кадре и за кадром | Обучение умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик; | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 1 |
|
Итого |
|
|
|
Май
Введение в тележурналистику | Создание собственных тематических текстов, телерепортажей, вайнов, видеосюжетов. | 1 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 2 |
|
Создание сюжета. Разработка сценарных планов. | Разработка сценарного плана школьного телевидения.
| 1 |
|
Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир. | Съемка выпуска школьного телевидения.
| 2 |
|
Анализ работы, отчёты. | Проверка конкретных результатов обучения, выявления овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения | 1 |
|
Итого |
|
|
|
17