«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ» (на материале произведений литературы 20 века)

Программа внеурочной курса деятельности для учащихся 7-9 классов по литературе. Количество часов - 17.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

(на материале произведений литературы 20 века)


Составитель: учитель МАОУ города Владимира 

"Лингвистическая гимназия №23 им.А.Г.Столетова"

Подпорина Л.В.


Программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Настоящий спецкурс направлен на обеспечение духовно-нравственного, социального, общекультурного развития школьников среднего звена.

Литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы. Как и история, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Содержательный материал, положенный в основу программы, - небольшие по объёму эпические произведения русской и зарубежной литературы ХХ века. В рамках школьной программы широко представлены произведения ХIХ-начала ХХв.в., о современной литературе подростки имеют самое общее представление, в то время как существует немало произведений современных авторов, затрагивающих многие актуальные вопросы, не просто интересные школьникам, а способствующих своим творчеством развитию личности ребёнка, формированию у него верной системы морально-этических ценностей. Ряд занятий посвящён обсуждению произведений новейшей литературы, в курс включены произведения зарубежных авторов, что, учитывая лингвистическую подготовку учащихся, позволяет ознакомиться с ними в подлиннике и тем самым расширить рамки занятия, включив в них элементы лингвистического и филологического анализа. Также занятия предполагают знакомство с биографией автора (информация взята из открытых источников).

Системы занятий предполагает приобретение расширенных знаний по теории литературы (к каждому занятию предлагается перечень основных литературоведческих понятия), знакомство с известными произведениями русской и зарубежной литературы, не вошедшими в школьную программу, что поможет в освоении основной программы общего образования.

Программа предназначены для учащихся 7-9 классов, рассчитана на 17 часов (1 час в течение полугодия).

Цель курса: развитие умений и навыков анализа литературного произведения, полученных на основе системы знаний по теории литературы, развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. 

Основной метод учебной работы – проблемная эвристическая беседа.

К каждому занятию предлагается круг вопросов для обсуждения, который может быть расширен или изменён учителем по его усмотрению. Итогом работы является, как правило, сочинение в разных жанрах (отзыв, рецензия, письменный ответ на вопрос, создание собственного литературного текста).

Задачи:

- расширение навыков анализа литературного текста, формируемых в ходе обучения в средней школе;

- обучение выявлению своеобразия художественного содержания текста с опорой на знание теории литературы;

- созданию условий для учебно-исследовательской и творческой работы учащихся;

- подготовка к ЕГЭ.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно анализировать литературное произведение и его фрагменты в единстве формы и содержания;

- писать сочинения литературоведческого характера;

- проводить самостоятельную аргументированную эстетическую оценку произведения;

- выполнять задачи, помогающие соотнести знание теоретико-литературоведческих понятий с практикой анализа произведения;

- умение письменно и устно формулировать собственное мнение о явлениях современной литературы.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Русская литература

1

А.Алексин «Безумная Евдокия»

1


2

А.Алексин «Мой брат играет на кларнете»

1


3

Е.Долгопят «Часы»

1


4

Е.Долгопят «Скупой рыцарь»

1


5

А.Игнатова «Джин Сева»

1


6

В.Комков «Я - немец»

1


7

М.Шишкин «Пальто с хлястиком»

1


8

И.Левшин «Полёт»

1


Зарубежная литература

9

Г.Уэллс «В бездне»

1


10

Р.Бредбери «Песочный человек»

1


11

Р.Шекли «Ордер на убийство»

1


12

Д.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

2


13

А.Тор «Правда или последствия»

2


14

Р.Дж.Паласио «Чудо»

2




17 час.




Занятие 1. А.Алексин «Безумная Евдокия», 1976

Кратко о писателе.

Классик советской детской и юношеской литературы Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве в семье участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году (впоследствии полностью реабилитированного).

В школьные годы Анатолий занимался в литературном кружке, печатался в журнале "Пионер" и газете "Пионерская правда" (некоторые стихотворений были опубликованы в сборнике "Флажок", 1951). В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе с матерью Алексин был эвакуирован на Урал. Еще не достигнув совершеннолетия, он стал литературным сотрудником, а затем ответственным секретарем в ежедневной многотиражной газете "Крепость обороны" на строительстве алюминиевого завода. Этот автобиографический материал позднее вошел в ряд повестей Алексина ("В тылу как в тылу", "Ивашов", "Запомни его лицо" и др.).

В 1950 году окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей "Тридцать один день", определивший Алексина как создателя так называемой "юношеской повести".

В 1950-1966 годах Анатолий Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста (повести "Саша и Шура", 1956; "Необычайные похождения Севы Котлова", 1958; "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле", 1965; "В стране вечных каникул", 1966 и др.).

Новый этап творчества Алексина начался с 1966 года. Он писал повести, рассказы и пьесы, адресованные юношеству и тем, кто его воспитывает, — взрослым читателям. Были опубликованы повести "А тем временем где-то" (1966), "Мой брат играет на кларнете" (1967), "Поздний ребенок" (1968), "Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин" (1969), "Звоните и приезжайте" (1972) и др. В этот же период вышли пьесы "Молодая гвардия" (по роману Александра Фадеева), "Обратный адрес", "Десятиклассники", а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям "Звоните и приезжайте", "Пойдем в кино", "Поздний ребенок" и др.

Признанный и публикой и критикой (в том числе зарубежной — произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность.

С 1993 года писатель жил в Израиле, с 2011 года — в Люксембурге.

Анатолий Алексин был удостоен звания лауреата многих премий, как советских, так и международных, диплома Ганса Христиана Андерсена и дважды был включен в почетный список имени великого датского писателя. Среди наград писателя — премия Ленинского комсомола, Государственные премии РСФСР. Был членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (1982). Являлся членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля.
1 мая 2017 года Анатолий Алексин скончался в Люксембурге на 93-м году жизни.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

https://ria.ru/20170502/1493489123.html

Основные литературоведческие понятия:

Реализм как литературное направление, образ автора-рассказчика, композиция, эпизод, портретная характеристика, монолог как средство раскрытия литературного образа, антитеза как способ построения литературного произведения.


Вопросы и задания.

- Рассказ называется «Безумная Евдокия». Первоначальное название – «Оленька». Почему писатель изменил название?

- «А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот?» - как вы ответили бы на этот вопрос?

- Свои размышления о прошлом главный герой называет диалогом. Почему?

- Прочитайте отрывок. Определите его значение в рассказе. Какое предложение отрывка вы считаете главным? Почему?

Другие мечтали о сыновьях. А мы ждали Оленьку. И она родилась. «Она не могла поступить иначе, — написала мне Надюша в своей первой записке после того, как нас на земле стало трое. — Меня полгода держали в больнице. Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!»

С этой фразы, я думаю, все началось. Эта фраза перекинула мост и в тот страшный день, который разлучил нас с Надюшей. Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца…

- Кого рассказчик считает главными виновниками произошедшей трагедии? Согласны ли вы с ним?

- Евдокия Савельевна или безумная Евдокия. Как вы оцениваете образ классной руководительницы Оленьки? По какой причине в начале рассказа главный герой отзывается о ней пренебрежительно? Что ценит в людях «безумная Евдокия»? Создайте её словесный портрет.

- Расскажите о взаимоотношениях Оленьки и Люси. Почему рассказчик называет поступок Люси предательством? Кого и почему он считает предателем?

- Как Оленька относится к Боре Антохину? Почему объявляет его «неинтересным»? Кто, по вашему мнению, интересен Оленьке? Подтвердите текстом.

- Прочитайте диалог Оли с отцом в финале. Как вы оцените его значение для произведения в целом?

Оля вошла на кухню и стала нервно мне объяснять:

Я прошла путем Мити Калягина. Было такое задание. Ты же знаешь…

Я перебил ее:

Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека…

- «Вина детей», которую всегда хочется переложить на кого-то другого – что имеется в виду? Объясните, может ли виноват в чём-нибудь ребёнок?

- Почему в конце рассказа «безумная Евдокия» уже не кажется главному герою нелепой?

- Как вы понимаете значение слова «талант»? Согласны ли вы с Евдокией? Что такое «талант человечности»?

- После прочтения рассказа смысл словосочетания «порок сердца» изменился?

ДЗ. Письменно ответьте на вопрос: «Как вы думаете, удастся ли Оле измениться? Кто сможет ей помочь в этом?»


Занятие 2. А.Алексин «Мой брат играет на кларнете», 1968. 

Основные литературоведческие понятия:

Автор и рассказчик в произведении, конфликт, коллизия, фабула,

монолог-исповедь как средство раскрытия характера литературного героя.


Это произведение написано в форме дневника девочки Жени. Её брат Лёва, как следует из названия, музыкант, студент консерватории. Женя восхищается его талантом, готова помогать, даже посвятить ему свою жизнь.

Писатель предлагает читателям-подросткам задуматься о серьезности и сложности жизни. В этой повести А.Алексин подводит итог прежним раздумьям о призвании человека, о его личной ответственности за свою жизнь, за каждодневные поступки.


Вопросы и задания.

- Почему формой повествования выбран дневник главной героини? С какой целью Женька начинает вести дневник?

- Что значит выражение «великий человек»?

- «Недавно я читала такую книгу о великом поэте. «Сестра поэта» — было написано под одной фотографией. А под моей напишут:

«Сестра кларнетиста». Или лучше так: «Сестра музыканта». Это будет мне скромной наградой».

Можно ли посвятить кому-то жизнь, ожидая за это награды, как героиня рассказа? Почему она считает, что родители не понимают её?

- Получив два билета на вечер старшеклассников, главная героиня очень рада. Чего она ждёт от этого вечера?

- Любимый предмет главной героини - литература. Как вы думаете, почему?

- Можно ли подарить другому человеку свой характер? Нужен ли такой подарок? Что движет Женькой – самоотверженность или самолюбование? Верность и преданность близкому человеку или эгоизм и самоутверждение?

- Как вы оцениваете финал повести? Как в последней её фразе просматривается авторская оценка всему происходящему?

- К каким выводам вы пришли, прочитав повесть Алексина?


ДЗ. Письменная работа по выбору:

  1. Ответ на вопрос: Чему или кому вы хотите посвятить свою жизнь?

  2. Ответ на вопрос: Какие проблемы поднимает  А.Алексин в повести?

  3. Напишите аннотацию на прочитанную повесть.



Занятие 3. Е.Долгопят. Дружба народов, 2004, № 8 (цикл «Мальчики»)

Кратко о писателе.

Елена Олеговна родилась 28 декабря 1963 года в г. Муроме, в семье учительницы и военнослужащего. Место их жительства постоянно менялось и было связано с местом службы отца: станция Карымская, Чита, Забайкальск, Фрунзе, Усть- Каменогорск. Каждое лето семья проводила в Муроме. «Муром - это вечность в моём мире, место, где я, человек, чувствую связь с космосом», - сказала Елена в одном из интервью.
В 1986 г. окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «прикладная математика».
Работала программистом на военном объекте в Московской области (1986-1989).
В 1993 г. окончила сценарный факультет ВГИКа.
С 1994 - научный сотрудник рукописного отдела Музея кино в Москве.
Первая публикация - рассказ «Exit» в журнале «MEGA» (Минск, 1993, № 4). В 1990-е публиковалась в журнале «Юность». С начала 2000-х рассказы и повести Д. регулярно появляются в толстых литературных журналах: «Юность», «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир». Несколько рассказов и сценариев были опубликованы в журнале «Искусство кино».

Долгопят - автор пяти сборников рассказов: «Тонкие стёкла» (2001), «Гардеробщик» (2005), «Родина» (2016), «Русское» (2018), «Чужая жизнь» (2019).


Основные литературоведческие понятия:

Фантастика как жанр художественной литературы, роль детали, проблема, основная мысль.


Вопросы и задания.

- К какому жанру литературы относится рассказ? (Фантастика — жанр, объединяющий художественные произведения, в которых повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности).

- Что позволяет определить рассказ «Часы» как фантастическое произведение?

- Какую необычную возможность получает Сашка, главный герой, вследствие своего неожиданного приобретения?

- Часы в начале рассказа названы «тревожно стучащими». Почему? Найдите в тексте другие определения, характеризующие странные часы.

- У каждого человека есть в прошлом моменты, о которых не хочется вспоминать. Будь у вас такая возможность, как бы вы поступили?

- Сформулируйте проблемы рассказа. (Ответственность за свой выбор, осознание его последствий).


Занятие 4. Е.Долгопят «Скупой рыцарь», 2010.

Основные литературоведческие понятия:

Диалог, завязка, интерьер, речевая характеристика, портрет, лейтмотив, символ.


Задание для подготовки к уроку: прочитать трагедию «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина.

- Что объединяет два произведения? Почему Е.Долгопят выбрала для рассказа пушкинское название? В чём сюжетное различие двух произведений?

- Что значат деньги для Ивана Фомича? Почему он не тратит их на себя?

- Расскажите о его жизни до проезда в город. Почему он путешествует?

- Перечитайте эпизод разговора в больнице. Какова его роль в рассказе? (откладывать жизнь на потом – огромная ошибка)

- Почему Иван Фомич отказывает в материальной поддержке смертельно больной женщине и племяннику соседки?

- Объясните значение образа реки и дома-корабля.

ДЗ. Сочинение-миниатюра «Два скупых рыцаря» (сравнительная характеристика).


Занятие 5. Анна Игнатова «Джин Сева», 2019

Кратко о писателе.

Анна Игнатова родилась в 1973 году в Ленинграде. По образованию – учитель русского языка и литературы. Помимо литературного творчества, с детских лет увлекается лепкой из пластилина, любит путешествовать.

Занимается рекламой и является редактором раздела поэзии детского интернет-журнала «Желтая гусеница», который существует на сайте Алтайского дома литераторов.

О предназначении детского писателя Анна Игнатова говорит так: «Быть детским писателем – это писать такие книги, которые будут читать дети. Сами. А очень хороший детский писатель пишет для детей такие книги, которые ребенок кладет под подушку. Потому что читает допоздна».

Основные литературоведческие понятия:

интертекст, оксюморон, рассказ, юмор, финал, идея литературного произведения.


Вопросы и задания.

- Оцените название рассказа. Чем оно необычно? Докажите, что словосочетание «джин Сева» - оксюморон.

- В рассказе есть интересный приём - ИНТЕРТЕКСТ. Каким образом этот рассказ взаимодействует со следующими произведениями:

Сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», сказка Шарля Перро «Золушка», сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

- Есть ли в произведении детали, придающие ему реалистичность? (упоминание Олимпиады в Сочи, комментатора Дмитрия Губерниева)

- От чьего лица ведётся повествование? С какой целью автор применяет этот приём? (Повествование ведётся от первого лица, чтобы оно выглядело достоверно, все описываемые события представлялись реальными).

- Как бы вы определили проблему рассказа? (проблема ответственности за свой выбор).

- Почему Викино последнее желание было именно таким? Какое качество открывает в себе героиня?

-Финал рассказа открытый. Подумайте, как поступил Вика.


ДЗ. Сочинение-миниатюра «Как я могу изменить мир к лучшему?»


Занятие 6. В.Комков «Я - немец», 2017

Кратко о писателе.

Комков Вячеслав Сергеевич родился в Ленинграде в 1982 году. Окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения по специальности «тележурналистика» (2004). Переехал в Москву. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (2009). Работает на телевидении сценаристом и режиссером. Печатался в журнале «Новом мире».


Основные литературоведческие понятия:

Интертекст, конфликт, реализм, образ повествователя, развитие действия.


Вопросы и задания.

- Как описан обед в честь приезда Димы? Его родители экономны, а стол при этом полон. О чём это говорит?

- Какие детали говорят о том, что в семье хорошо относятся друг к другу?

- Почему у мамы трясётся голова? Как это объясняет рассказчик?

- Димин крик в детстве, чем он был вызван?

- Какова причина «самого страшного крика»? Чем он был вызван?

- Мы снова встречаемся с приёмом, о котором говорили на прошлом занятии. Назовите его. (Интертекст)

- Какие произведения упоминаются и как они связаны с повествованием? (сказка Вильгельма Гауфа «Калиф-аист», трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет»)

- Почему родители не наказывают Диму?

- Что значит «трудный ребёнок»? Как говорит об этом рассказчик?

- Почему мама решила не разговаривать с Димой? Считаете ли вы это решение оправданным или слишком жестоким?

- Как мальчик пытается исправить положение?

- Почему Дима повторяет слово «Мутабор»? чем оно должно помочь?

- Какой подарок Дима решил сделать маме? Почему именно такой?

- Что изменяется после больницы?


ДЗ. Напишите отзыв о прочитанном рассказе.


Задание 7. М.Шишкин «Пальто с хлястиком», 2010

Кратко о писателе.

Михаил Шишкин – русский писатель, автор романов, получивших мировое признание. Писатель является лауреатом премий «Большая книга», «Русский Букер» и «Национальный бестселлер». Он живет в Швейцарии и пишет свои произведения на русском и на немецком языке.

Михаил родился в Москве 18 января 1961 года. Его отец – моряк-подводник был участником Великой Отечественной войны, дважды награжден Орденом Красного Знамени.

Дед по отцовской линии был раскулачен в 1930 году, репрессирован и отправлен на строительство БАМа, где и погиб. Бабушка сбежала в Москву с двумя детьми, устроилась работать уборщицей и как могла, растила сыновей. Старший брат (дядя Михаила) был расстрелян в 1942 году в немецком плену. Отец Шишкина ушел на войну в 17 лет, чтобы отомстить за брата, а в дальнейшем продолжил карьеру военнослужащего.

Мать работала учительницей и парторгом в школе. В 1959 году в учебном заведении разразился скандал, в котором принимал участие ученик Владимир Буковский (будущий диссидент и ярый противник коммунизма) и матери Михаила пришлось уйти с работы. Однако благодаря декретному отпуску ей удалось сохранить рабочее место, а в будущем стать завучем и директором. Когда пришло время, Михаил пошел учиться в школу, где работала его мама.

Полной и счастливой семьи у Михаила не было, родители расстались еще до его рождения.

Семья жила небогато, поэтому Михаил рано начал подрабатывать. Он успел побыть и дворником и укладчиком асфальта.

Несмотря на жизненные сложности, юноша успешно поступил в Московский государственный педагогический университет на романно – германский факультет и в 1982 году его окончил.

После окончания ВУЗа Шишкин работал в журнале «Ровесник». Однако из-за своих оппозиционных взглядов и политики издательства ему пришлось уйти.

Еще со школьных времен у Михаила была своя четкая позиция по отношению к советской власти, но в 80-е годы прошлого века отрицательное мнение о «власть имущих» открыто не приветствовалось, и в итоге принципиальный журналист ушел работать преподавателем иностранных языков в школу.

 Публиковать свои работы Шишкин начал с 1993 года. В 1995 году автор переехал на постоянное жительство в Швейцарию, где живет и по сегодняшний день.

Шишкин регулярно публикует свои рассказы и романы на русском и немецком языках, занимается переводами.

Основные литературоведческие понятия:

Малая проза, исповедальный контекст, мемуарное эссе.


Вопросы и задания.

- Индивидуальное домашнее задание – подготовить краткое сообщение/презентацию о Роберте Вальзере.

- «В жизни каждого человека есть такие прорывы. Дырки в материи. Пункты передачи», - о чём говорит автор?

- «Вдруг приходит понимание: не нужно цепляться за жизнь, потому что я и есть жизнь», - как вы понимаете значение этого высказывания?

- В рассказе много автобиографических моментов. Какие вы можете назвать?

- Отношения ребёнка и матери очень непростые. В чём автор видит причину этого?

- Как вы считаете «прививка страха» - обязательная воспитательная мера? Почему она необходима?

- В конце рассказа автор задаётся вопросом: «Вообще, что значит быть хорошим учителем?» Как бы вы ответили на этот вопрос?



Занятие 8. И.Левшин «Полёт», 2017
Кратко о писателе.

Игорь Лёвшин родился в Москве 17 марта 1958 года. В 1980-м окончил  МИСиС.

ПОЭТ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ, КОМПОЗИТОР, ВОКАЛИСТ, ВИДЕОРЕЖИССЁР

Дебютировал в конце 1980-х в самиздате (альманах «Эпсилон-салон»). Наряду с прозой публиковал также стихи и короткие пьесы. Регулярно печатался в журнале «Черновик», издававшемся Александром Очеретянским в Нью-Йорке. С 2004 года также пишет фантастические рассказы и сказки. В последние годы экспериментирует в жанре видеопоэзии, а также как композитор и солист (совместно с группой “Карамаджонги”).
Родился в 1958г. в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов. Работает журналистом, редактором в различных инновационных медиа- и IT-проектах. Живёт в Москве.

Основные литературоведческие понятия:

Литературный жанр, фантастика, авангардизм, двоемирие.


Вопросы и задания.

- Как бы вы определил жанр рассказа? (научная фантастика)

- Докажите, что в рассказе есть идея двоемирия. (На корабле человек чувствует себя то ли пассажиром, то ли путешественником, то ли жильцом огромного дома) - От чего зависит выбор: к какому из миров принадлежать?

- О каком изобретении Алекса идёт речь?

- Перечитайте диалог Алекса с сыном о свободе. Их можно назвать свободными? Что вы считаете свободой?

- Почему Алекс не сообщил жене о гибели сына? Вы считаете это решение правильным?

- Суть изобретения? Для чего был создан MISHUSTY?

- Почему Алекс говорит, что людям неинтересно новое, что уютный для них мир – мыльный пузырь?

- По какой причине Карл решил убить Алекса?

- По какой причине погибают сыновья Алекса и Карла?

- Прочитайте последний абзац. Определите его значение в рассказе.

- Случайно ли действие происходит в реальном месте – у Стены Троллей? Кто такие тролли?

- Почему рассказ назван ПОЛЁТ?


ДЗ. Сочинение-миниатюра «Смысл названия И.Левшина «Полёт».

Исследовательская работа «Роль музыки в рассказе И.Левшина «Полёт».


Занятие 9. Г.Уэллс «В бездне», 1896

Кратко о писателе.

Родился 21 сентября 1866 года в Бромли, пригороде Лондона. Его отец был лавочником и профессиональным крикетистом, мать — экономкой. Сначала учился в классической школе Мидхерст.

Образование получил в Кингс-колледже Лондонского университета, который окончил в 1888 году. К 1891 году получил два учёных звания по биологии, с 1942 года доктор биологии.

После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Томаса Хаксли. В 1893 году профессионально занялся журналистикой.

Уэллс стал известным благодаря его первой работе – «Машина времени» в 1895 году. Вскоре после опубликования этой книги, Уэллс написал следующие: «Остров доктора Моро» (1895); «Человек-невидимка» (1897), и наиболее известную его работу: «Война Миров» (1898).

С 1903 по 1909 год Уэллс состоял в Фабианском обществе, выступавшем за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни.

Между 1924 и 1933 годами Уэллс жил главным образом во Франции. С 1934 по 1946 год он был международным президентом ПЕН.

Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал.

Писатель умер 13 августа 1946 года в своём доме на Ганновер-террас от осложнений на фоне тяжелых проблем с обменом веществ. До 80-летия он не дожил месяц.

Источник: https://kratkoe.com/gerbert-uells-kratkaya-biografiya


Основные литературоведческие понятия:

Сюжет, научная фантастика, авторский замысел, художественная идея.


Вопросы и задания.

- Перед нами вновь фантастическое произведение. В то же время события и действующие лица описаны очень реалистично. Как писатель достигает такого эффекта? (В предисловии к сборнику «Семь знаменитых романов» Уэллс теоретически обосновал этот принцип: «Всякий может придумать людей наизнанку, антигравитацию или миры вроде гантелей. Интерес возникает, когда все это переводится на язык повседневности, и все прочие чудеса начисто отметаются»).

- Докажите, что фантастическое, необыкновенное предстает в рассказах Уэллса в подчеркнуто реальной, обыденной обстановке.
- В рассказе много отсылок к другим образцам научной фантастики, написанных позже: Ж.Верн «20 000 лье под водой», Артур Конан Дойл «Маракотова бездна». Вы читали эти произведения?

- Что движет Эльстедем в его исследовании?

- Как вы оцениваете версию о том, кто живет в глубинах океанов? Что вы знаете об атлантах?

- Почему Эльстед чувствует себя «живым богом»?


ДЗ. Письменно ответьте на вопрос: «Что заставило Эльстеда вернуться в подводное царство?»


Занятие 10. Р.Бредбери «Песочный человек», 1943

Кратко о писателе.

Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки. В 1934 году семейство Брэдбери перебралось в Калифорнию, и юный Рей часто посещал Голливуд в охоте за автографами знаменитостей. Всего в 14 лет по счастливой случайности он был нанят в качестве писателя для одного из телевизионных шоу.

В Лос-Анджелесе он посещал высшую школу, участвовал в театральном кружке и собирался стать актером. После выпуска из школы в 1938 году он больше нигде не учился.

С 1938 по 1942 годы Рэй Бредбери продавал газеты на улицах города, проводил много времени в публичной библиотеке, а по ночам печатал свои первые тексты. В 1941 году его рассказ «Маятник» купил журнал, публиковавший научно-фантастические рассказы, а к концу 1942 года Брэдбери работал писателем на полную ставку.

В 1947 году вышла первая книга фантаста «Темный карнавал», в которую вошли все написанные к этому времени рассказы. В этом же году Брэдбери женился на Маргарите Сьюзан МакКлюр, с которой они прожили всю жизнь и родили четырех дочерей.

Известность пришла к писателю после публикации в 1950 году знаменитых «Марсианских хроник», в которых рассказывалось о колонизации землянами Марса и их взаимодействии с марсианами.

Следующим шедевром была антиутопия «451 градус по Фаренгейту», вышедшая в 1953 году, книга об обществе цензуры и тоталитаризма. В 1966 году режиссер Франсуа Трюфо экранизировал роман. Впоследствии, многие произведения Брэдбери были адаптированы для телевидения и радио.

Еще одна известная книга автора «Вино из одуванчиков» вышла в 1957 году. Она отличалась от других книг Брэдбери тем, что была отчасти биографической.

В 2014 году писатель получил Национальную медаль США в области искусств. Также на Голливудской аллее славы имя Брэдбери увековечено в пятиконечной медной звезде. В честь его назван астероид «9766 Брэдбери», а на Луне есть Кратер Одуванчика, как признание любви читателей к бессмертному произведению «Вино из одуванчиков».  

Рэй Брэдбери умер 6 июня 2012 года в возрасте 91 года в Лос-Анджелесе.  За свою долгую жизнь он написал около 600 рассказов, издал более 30 книг, им написаны многочисленные стихи, пьесы и сценарии для телешоу.

Источник: chitatelskij-dnevnik.ru


Основные литературоведческие понятия:

Вечные вопросы, авторский вымысел, коллизия, этико-моральная идея, художественная идея.


Вопросы и задания.

- Каковы время и место действия событий, описанных в рассказе?

- На острове расположена школа для вундеркиндов. Они дети. Каковы условия в школе вундеркиндов? Как оценивает их главный герой? Как оцениваете их вы?

- Песочный человек – персонаж английских и немецких сказок, его образ может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Как вы оцениваете образ Песочного человека в этом рассказе?

- Согласны ли вы с высказыванием Песочного человека: «А теперь уже никто не хочет подумать об окружающем по-новому, подумать так, чтобы оно стало совсем другим!»

- О чём мечтает Роби? Почему колеблется прежде чем реализовать свою мечту – покинуть остров?

- Добро и зло – категории морали, разграничивающее нравственное и безнравственное. По-вашему, какой поступок совершил Роби с этой точки зрения?

- Найдите в тексте эпизоды, где герои упоминают бога и чёрта. Что позволяют понять эти упоминания?

- Слово «любить» на острове заменено на «душевно расположен». Это замена или подмена понятия?

- Почему Роби всё же решается воспользоваться чужим кораблём? Что привело его к этому решению? Как вы оцениваете его поступок?


ДЗ. Письменный ответ на вопрос: «чему учит нас рассказ «Песочный человек»?


Занятие 11. Р.Шекли «Ордер на убийство», 1954

Кратко о писателе.

Роберт Шекли (16 июля 1928 — 9 декабря 2005) — американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов.
Родился в Бруклине (Нью-Йорк) и вырос в Нью-Джерси. После окончания школы проходил армейскую службу в Корее (с 1946 по 1948 годы), затем учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Он также прослушал факультативный курс литературного творчества у Ирвина Шоу. По окончании университета работал на металлургическом заводе.
Начиная с 1951 года Шекли стал предлагать свои рассказы во многие научно-фантастические журналы, выпустив за последующие несколько лет сотни произведений. В этот же период Шекли написал также 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зеленой двери», которые были прочитаны по радио известным актером Бэзилом Рэтбоном. Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» (1954), «Гражданин в космосе» (1955), «Паломничество на Землю» (1957), «Идеи: Без ограничений» (1960), «Лавка бесконечности» (1960), «Осколки космоса» (1963), «Ловушка на человека» (1967) и другие.

Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип.

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал около 65 книг. В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его читатели. Кстати, гонорары из России, где Роберта всегда помнили, ценили и переиздают, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов. Весной 2005 во время визита на Украину на фан-конвент «Портал» Шекли попал в украинскую больницу без медицинской страховки. Денег на лечение у бедного в прямом смысле Шекли не было. В результате немалые украинские больничные счета оплатили поклонники творчества мастера из СНГ.

Роберт Шекли скончался 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, от последствий инсульта.



Основные литературоведческие понятия:

Юмор, социальная сатира, ирония, диалог, конфликт, композиция.


Вопросы и задания.

«Ордер на убийство» - один из примеров острой социальной сатиры великого новеллиста, посвященный недостаткам и порокам человеческого общества. Неужели это проклятие всех разумных существ — ненавидеть ближнего своего и желать его смерти? Если это действительно так, мы не заслуживаем чести называть себя космической нацией...

- «Ордер на убийство» - очень странное название для рассказа. Поясните его смысл.

- Расскажите об укладе жизни деревни Новый Дилавер. Этот общественный уклад кажется вам смешным или же, напротив, рационально устроенным?

- Что побуждает их спешно строить почту, тюрьму и церковь? Почему жители деревни так легко готовы отказаться от своего рационального жизненного уклада?

- Прочитайте разговор Тони с мэром в начале рассказа. Найдите комические моменты.

- Почему именно Тони Рыбака мер просит стать преступником?

- Обратимся к небольшому фрагменту: «Он (Тони) читал несколько часов подряд. Книги были написаны очень толково. Разнообразные методы, применяемые преступниками, разбирались весьма подробно. Однако все в целом выглядело совершенно бессмысленно. Для чего нужно совершать преступления? Кому от этого польза? Что это может дать людям? На такие вопросы книги не давали ответа». Как вы могли бы объяснить Тони ( и любому другому жителю Нового Дилавера) роль преступника в жизни общества?

- Насколько успешен Тони как преступник? Как чувствует себя, совершая «преступления»? Как относятся к нему другие жители деревни? Какие эпизоды, связанные с «преступной» деятельностью Тони Рыбака, вызывают у читателя улыбку?

- Как описывает Р.Шекли состояние главного героя, оказавшегося не в состоянии совершить убийство?

- Почему инспекция с Земли спешно покидает планету? Что их так напугало?

Почему человек, неспособный к убийству, кажется им угрозой?

- Какова имея произведения?

ДЗ. Письменно ответьте на вопрос «Каким, по вашему мнению, должно быть рационально устроенное цивилизованное общество?


Занятие 12. Д.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», 2006

Кратко о писателе.

Джон Бойн – писатель из Ирландии, который получил всемирное признание после публикации романа «Мальчик в полосатой пижаме». Его книги выходят большими тиражами в разных странах мира и доступны читателям на 50 языках. Бойн пишет как для взрослых, так и для детей. Романы выдержаны в жанре современной прозы, исторического детектива и фантастики.

Писатель родился 30 апреля 1971 года в Дублине. С детства зачитывался книгами «Граф Монте-Кристо», «Робинзон Крузо» и «Остров сокровищ». В возрасте 12 лет пробует первый раз что-нибудь написать. Процесс захватывает, и он продолжает изучение английской литературы в Тринити-колледже.

Затем обучается писательскому мастерству в Университете Восточной Англии. Становится обладателем премии Кертиса Брауна, которая присуждается за лучшую студенческую прозу.

Дебют писателя состоялся с серией коротких рассказов. Первым стал Entertainments Jar («Фляга развлечений»), который попадает в ирландский шорт-лист Hennessy Literary Award. В биографии Джона Бойна это первый серьезный литературный успех, с которого начинается путь к популярности и признанию.

Первый роман ирландского писателя выходит в свет в 2000 году под названием «Похититель вечности».

Джон продолжает писать романы для взрослых до 2006 года. Неожиданно переключается на произведения для детей. Читатели знакомятся с книгой «Мальчик в полосатой пижаме». Она написана легким языком, но смысл книги спрятан в детском восприятии ужасов войны. История происходит в Германии накануне Второй мировой войны.

По книге «Мальчик в полосатой пижаме» в 2008 году режиссер Марк Херман снимает одноименный фильм.


Основные литературоведческие термины:

Роман, экранизация. диалог, символ.

Вопросы и задания.

Предварительное задание – посмотреть к/ф «Мальчик в полосатой пижаме»

- О чём этот роман? Перечислите темы, которые поднимает д.Бойн.

- Где и в какое время происходит действие в начале романа? Куда переносится потом? Чем не нравится Бруно Аж-Высь?

- Чем нравится читателям главный герой – Бруно?

- Кто из героев романа, кроме Бруно, вызывает положительные чувства? Почему?

- В 4ой главе писатель противопоставляет два мира. Чем они отличаются? В чём смысл противопоставления? Чего не могут понять Гретель и Бруно?

- Какие чувства испытывает Бруно, обращаясь к отцу за разъяснением? Эти разъяснения помогли?

- Как Бруно познакомился со Шмуэлем? Что стало основой их дружбы? Понимает ли Бруно, что довелось пережить его новому другу?

- Почему Бруно не заступился за Шмуэля перед Павлом? Как он сам оценивает свой поступок?

- Ограда из колючей проволоки – этот образ неоднократно возникает в романе. Каково его значение?

- Что понравилось больше: книга или экранизация?

- Сравните литературную основу и киноверсию.

- Как вы оцениваете финал? Могла ли быть у этого романа другая концовка.


ДЗ. После выхода романа появилось много откликов. Вот один из них: «В данном произведении нет монстров и жутких страшилищ, и это только подчеркивает то, что настоящий ужас всегда прячется в обыденных вещах». Напишите свою рецензию.


Занятие 13. А.Тор «Правда или последствия», 2010

Кратко о писателе.

Анника Тор родилась в 1950 году в еврейской семье в Гётеборге. Она работала библиотекарем и секретарем по культуре, в настоящий момент является свободным писателем в направлении кино, средств массовой информации и детской культуры. Также Анника пишет сценарии к фильмам и спектаклям, в основном для детей и юношества.

Анника Тор дебютировала как писатель в 1996 книгой «Остров в море». Это первый роман известной тетралогии, рассказывающей о жизни двух маленьких еврейских беженок, прибывших в сороковых годах двадцатого века из Вены в Гетеборгские шхеры. «Остров в море» принес Аннике Тор всемирную известность. Он был номинирован на премию Августа Стриндберга, переведен на множество языков и лег в основу известнейшего шведского телесериала. В России «Остров в море» впервые вышел в 2006 году, став победителем Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри». История девочек продолжается в книгах «Пруд Белых Лилий», «Глубина моря» и «Открытое море».

Сейчас писательница живет со своей семьей в Стокгольме.
https://www.livelib.ru/author/152875-annika-tor


Основные литературоведческие понятия:

Повесть, реализм, художественная деталь, рефлексия, открытый финал.

Вопросы и задания.

- О чём эта повесть? (о взаимоотношениях подростков, о детской жестокости, о сложности нравственного выбора)

- Что вы можете сказать о главной героине? Какие важные вопросы ей приходится решать?

- В повести есть другие герои. Расскажите о Сабине, Фанни, Карин.( у каждой из героинь есть свои проблемы, каждая пытается их по-своему решить).

- Главная героиня говорит о том, чему она научилась: умению сказать «стоп», когда делают то, что нельзя, независимости от мнения окружающих, умению распознать, кто твои настоящие друзья. Нора «дошла до всего сама». Этот путь обретения важного жизненного опыта, каким он был для главной героини?

- Глава 10. Анализ эпизода. Почему Норе стыдно, хотя она ничего плохого не сделала? Почему не стыдно Сабине и Фанни?

- Глава 11. Карин: «Меня все ненавидят, кроме тебя». О какой свалившейся на неё тяжести говорит Нора? Она не хочет или не может помочь Карин?

- Как описывает Нора своё состояние после вечеринки у Фанни? О какой «чёрной дыре внутри себя» она говорит?

- Каким должен быть настоящий друг?

- Что такое доброта?

- Имеет ли смысл жестокость?

- Какими должны быть отношения детей и родителей?

- Как вы прокомментируете смысл заглавия повести? (Главная героиня долго не может выбрать правду. Последствия этой нерешительности ужасны. За них надо отвечать – правдой).

- Как заканчивается повесть? Почему писательница оставляет финал открытым?


ДЗ. Напишите концовку последней главы.


Занятие 14. Р.Дж.Паласио «Чудо», 2012

Кратко о писателе.

Ракель Харамильо Паласио родилась 13 июля 1963 г. В Нью-Йорке. Училась в Американском университете Парижа Parsons School of Design[. Американская писательница и графический дизайнер, дочь родителей колумбийского происхождения. Публикуется под инициалами Р. Х. Паласио.

Более 20 лет она была арт-директором, графическим дизайнером, разработчиком обложек для книг. Р. Дж. Паласио живёт в Нью-Йорке с мужем, двумя сыновьями и двумя собаками.
«Чудо» – почти полностью не выдуманная история: писательница Р. Дж. Паласио с трехлетним сыном стояла в очереди за мороженым, увидела девочку с изуродованным лицом, попыталась оттащить сына подальше, чтобы он не испугался, потом задумалась о своем постыдном поведении и сочинила бестселлер. Ну да, это fiction, но синдром Тричера-Коллинза, к сожалению, настоящая болезнь.

https://www.livelib.ru/author/371436-r-dzh-palasio

Основные литературоведческие понятия:

Роман, образ автора и рассказчика, рецензия.

Вопросы и задания.

- Какое впечатление произвела на вас книга?

- Какие герои особенно понравились? Почему?

- В главе «Фиолетовое небо» отец Августа говорит: «Отдать его в школу – всё равно, что отправить ангца на заклание». Как вы понимаете смысл этого высказывания. Почему отец Августа так говорит?

- Что испытывает Август, когда впервые попадает в школу? Вспомните себя. Испытывали ли вы что-нибудь подобное?

- Учитель мистер Браун – интересный и яркий человек. Вы согласны со мной? Подтвердите или опровергните это утверждение.

- Мистер Браун предлагает каждый месяц записывать максимы. Для чего? Что такое максима? (Максима – правило о самых важных вещах, то, что направляет нас, когда мы принимаем решения о вещах по-настоящему важных).

- Почему ученики мистера Брауна присылают ему свои максимы через много лет после окончания школы? О чём это говорит?

- На двери школы Бичера есть табличка «Познай себя». Мистер Браун говорит о том, что самое главное ответить на вопрос – кто мы? Сможете ли вы ответить на этот вопрос?

- Сентябрьская максима: «Единственная правота доброта», октябрьская: «Памятник человеку – его дела». Предложите своё устное сочинение по одной из этих максим (3-5 предложений).

- Часть «Август Пулман». Мы знакомимся со школьным окружением Августа. Расскажите о новых персонажах.

- Образ Джун, что в нём привлекательного? (Джун – редкое сочетание доброты и твёрдого характера).

- Почему автор применяет необычный приём – рассказ от имени разных персонажей? Случаен ли выбор этих персонажей? (мировоззрение каждого из этих людей изменилось, когда в их жизни появился Август Пулман)

- Какое значение в раскрытии идеи романа имеют образы родителей Августа?

- Эпиграф к части «Вия»: «Сто тысяч миль До моей Земли, И я плыву от нее вдали. Дэвид Боуи «Странный случай в космосе» (Space Oddity)». Объясните, почему выбрано именно это высказывание?

- Какой должна быть настоящая семья? (настоящая семья – это целый мир, Галактика, живущая по своим законам)

- Сравните начало и концовку романа. Что изменилось к финалу?

- Как вы понимаете смысл заглавия романа? Подходит ли оно к произведению? (Август – человек, который смог остаться добрым и остроумным несмотря на то, что жизнь его сталкивает с явным или скрытым проявлением страха и отвращения со стороны окружающих)


ДЗ: 1.Сформулируйте 10 своих максим, приготовьтесь объяснить, почему эти правила являются важными для вас?

2.Напишите рецензию.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее