Частное общеобразовательное учреждение
Православная гимназия
Рассмотрено на МО классных наставников руководитель МО Архипова Т.Ю. ___________________ Протокол № 1 «______» __________2019г. | Согласовано Зам директора по ВР Архипова Т.Ю. ________________________ «_____» _________2019г.
| Утверждено Директор НОУ Православная гимназия иерей Александр Трифонов ________________________ «_____» _________2019г. |
Кружок
«Этикет и культура общения»
для ДОЛ «Лествица»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Зубарева И.В.
Срок реализации программы: 8 часов (1 час в неделю)
Учитель: Глебова Н.Н.
г.Тюмень, 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этикет и культура общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Зубаревой И. В. кружок «Этикет и культура общения» и обеспечивается учебным пособием: Зубарева И. В., Ломтева Е. Ю.: 1 класс. - Волгоград.: Учитель, 2015
Цель настоящей программы: помочь освоить учащимся нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-развить духовное единство между детьми и учителем, установить взаимное доверие;
-предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, строить с ними отношения;
-привить детям стремление к постоянному познаванию, убедить, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс «Культура общения» предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
II. Результативность
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Предполагаемые результаты.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащимся следует знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся получают опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.
Формы организации виды деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
практические (устные, письменные, графические упражнения);
проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Формы и методы работы.
Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
:
III. Содержание программы
(8 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. ДОБРОТА(5 часов)
От улыбки станет всем теплей.(1ч)
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным?
Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот, плохо (1ч)
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Мы живём среди людей.(1ч)
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Подарок коллективу.(1ч)
Урок-сюрприз, урок общения.
Доброе слово, что ясный день(1ч)
Объяснение пословиц о доброте, соотнесение пословиц с жизненными ситуациями.
Раздел 2. Общие правила этикета(3 часа)
Общие правила этикета.(1ч)
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения
И взвившись, занавес шумит.. (1ч)
Беседа о поведении в театре. Чтение и анализ стихотворений А. Барто, К. Обойщикова, отрывка из книги Б.Бушелевой.
Приглашение к столу (1ч)
Практические занятия. Как сервировать стол. Как брать понравившееся блюдо. Ломать или кусать хлеб и т.д. Сценки-миниатюры.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | От улыбки станет всем теплей. | 1 |
2. | Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города» | 1 |
3. | Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
| 1 |
4. | Подарок коллективу | 1 |
5. | Доброе слово, что ясный день | 1 |
6. | Что такое этика и этикет | 1 |
7. | Беседа о поведении в театре. | 1 |
8. | Приглашение к столу. | 1 |
Итого |
| 8 |
Список литературы
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
8