«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа коррекции памяти младших школьников с нарушением слуха

Программа коррекции памяти младших школьников с нарушением слуха

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Программа

коррекции памяти младших школьников с нарушением слуха



Пояснительная записка

Слух - это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожалению не всем дана такая возможность, существуют люди, у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относится к глухим или слабослышащим. Чаще всего нарушение слуха происходит ещё в детстве, или же ребёнок уже рождается с этим дефектом. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы неслышащих детей. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными. Данные упражнения способствуют развитию памяти ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии памяти между слышащими и неслышащими детьми.

Целью данной программы является развитие памяти у детей с нарушениями слуха.

Задачей программы является повышение уровня развития памяти.

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации. Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников. Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Этапы реализации:

1. Психодиагностический.

2. Психокоррекционный.

3. Консультационный.

4. Аналитический.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития памяти у детей с нарушением слуха таких как память, внимание, мышление, восприятие.

Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий.

Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

Учебно - тематический план

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Диагностика уровня памяти

1

-

1

2.

Развитие памяти

9

-

9

3.

Повторное тестирование

1

-

1


Итого

11

-

11

Содержание программы

  1. Психодиагностический блок.

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.

Используемые методики:

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Запомни картинки» (исследование памяти)

Далее необходимо раскрыть вышеперечисленные методики.

  1. Методика «10 слов».

Методика направлена на исследование запоминания.

Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз.

Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.

Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

  1. Методика «Запомни картинки».

Методика направлена на исследование запоминания.

Испытуемого просят запомнить картинки и кто на них нарисован.

  1. Психокоррекционный блок

Цель: коррекция познавательных психических процессов.

Задачи:

1. развитие процессов мышления

2. коррекция памяти

Перечень упражнений.

  1. «Запомни фигуры».

Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке.

Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы.

На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

«Вспомни пару».

Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1- й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

  1. «Запомни нужные слова».

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

  1. «Пиктограмма».

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

5) «Прослушай, прочти и перескажи».

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

  1. Консультативный блок

Проведение индивидуальных консультаций.

  1. Аналитический блок

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

Рассказы.

Плохой сторож.

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Вопросы для обсуждения:

1. О чём говорится в рассказе?

2. Почему рассказ называется «Плохой сторож»?

Галка и голуби.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи.

Муравей и голубка. Муравей хотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Лисица.

Попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть. Созвала она лисиц стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты. -Хвост,- говорит,- совсем некстати, только напрасно лишнюю тяжесть за собой таскаем. Одна лисица говорит:

-Ох, не говорила бы ты так, кабы не была куцая!

Куцая лисица смолчала и ушла.

Волк и коза.

Волк видит - коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

-Пошла бы ты вниз, тут и место поровнее, и трава тебе для кора много слаще.

А коза и говорит:

-Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь,- ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.

Волк и лисица.

Волк убегал от собак и хотел спрятаться в канаву. А в канаве сидела лисица, она оскалила зубы и сказала:

-Не пущу тебя – это моё место.

Волк не стал спорить, а только сказал:

-Если бы собаки небыли так близко, я бы тебе показал, чьё то место, а теперь, видно, твоя правда.

Уж и Ёж.

Пришел раз ёж к ужу и сказал:

-Пусти меня, уж, в своё гнездо на время.

Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу:

-Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои колятся о твои иглы, и им больно.

Еж сказал:

-Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.

Строители.

Задумали звери построить мост. Каждый из них подал своё предложение. Заяц сказал:

- Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а вовторых, дешевле обойдётся.

-Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний.

-Разрешите, - вмешался осёл в разговор.- Какой мост сроить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить, вдоль или поперёк реки?

Изучение и коррекция логической памяти

Необходимо соотнести словосочетания и построить предложение.

Барабан восход солнца

Села на цветок пчела

Грязь лучший отдых

Трусость пожар

Произошёл на фабрике висел на стене

В горах древний город

В комнате отвратительное качество

Сон очень жарко

Москва мальчик

Металлы железо и золото

Наша страна причина болезни

Принёс книгу передовое государство

Предложения.

Барабан висел на стене.

Пчела села на цветок.

Грязь - причина болезней.

Трусость - отвратительное качество.

Восход солнца в горах.

На фабрике произошёл пожар.

В комнате очень жарко.

Лучший отдых – сон.

Москва – древний город.

Железо и золото – металлы.



Список литературы


  1. Блонский П. П. Память и мышление. - СПб. : Питер, 2014. - 288 с.

  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. - М.: Генезис 2015. – 160 с.

  3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.

  4. Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М., 2012. – 267 с.

  5. Марцинковская Т.Д. Психология. - М. : Академия, 2013. - 399 с.


7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее