Программа
коррекции памяти младших школьников с нарушением слуха
Пояснительная записка
Слух - это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожалению не всем дана такая возможность, существуют люди, у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относится к глухим или слабослышащим. Чаще всего нарушение слуха происходит ещё в детстве, или же ребёнок уже рождается с этим дефектом. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы неслышащих детей. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными. Данные упражнения способствуют развитию памяти ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии памяти между слышащими и неслышащими детьми.
Целью данной программы является развитие памяти у детей с нарушениями слуха.
Задачей программы является повышение уровня развития памяти.
Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации. Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников. Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Этапы реализации:
1. Психодиагностический.
2. Психокоррекционный.
3. Консультационный.
4. Аналитический.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития памяти у детей с нарушением слуха таких как память, внимание, мышление, восприятие.
Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий.
Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.
Учебно - тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1. | Диагностика уровня памяти | 1 | - | 1 |
2. | Развитие памяти | 9 | - | 9 |
3. | Повторное тестирование | 1 | - | 1 |
| Итого | 11 | - | 11 |
Содержание программы
Психодиагностический блок.
Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.
Используемые методики:
1. «10 слов» (исследование памяти)
2. «Запомни картинки» (исследование памяти)
Далее необходимо раскрыть вышеперечисленные методики.
Методика «10 слов».
Методика направлена на исследование запоминания.
Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз.
Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.
Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.
Методика «Запомни картинки».
Методика направлена на исследование запоминания.
Испытуемого просят запомнить картинки и кто на них нарисован.
Психокоррекционный блок
Цель: коррекция познавательных психических процессов.
Задачи:
1. развитие процессов мышления
2. коррекция памяти
Перечень упражнений.
«Запомни фигуры».
Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке.
Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.
Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы.
На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.
«Вспомни пару».
Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1- й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
«Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
«Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
5) «Прослушай, прочти и перескажи».
Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.
Консультативный блок
Проведение индивидуальных консультаций.
Аналитический блок
Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.
Рассказы.
Плохой сторож.
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Вопросы для обсуждения:
1. О чём говорится в рассказе?
2. Почему рассказ называется «Плохой сторож»?
Галка и голуби.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи.
Муравей и голубка. Муравей хотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Лисица.
Попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть. Созвала она лисиц стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты. -Хвост,- говорит,- совсем некстати, только напрасно лишнюю тяжесть за собой таскаем. Одна лисица говорит:
-Ох, не говорила бы ты так, кабы не была куцая!
Куцая лисица смолчала и ушла.
Волк и коза.
Волк видит - коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:
-Пошла бы ты вниз, тут и место поровнее, и трава тебе для кора много слаще.
А коза и говорит:
-Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь,- ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.
Волк и лисица.
Волк убегал от собак и хотел спрятаться в канаву. А в канаве сидела лисица, она оскалила зубы и сказала:
-Не пущу тебя – это моё место.
Волк не стал спорить, а только сказал:
-Если бы собаки небыли так близко, я бы тебе показал, чьё то место, а теперь, видно, твоя правда.
Уж и Ёж.
Пришел раз ёж к ужу и сказал:
-Пусти меня, уж, в своё гнездо на время.
Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу:
-Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои колятся о твои иглы, и им больно.
Еж сказал:
-Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.
Строители.
Задумали звери построить мост. Каждый из них подал своё предложение. Заяц сказал:
- Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а вовторых, дешевле обойдётся.
-Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний.
-Разрешите, - вмешался осёл в разговор.- Какой мост сроить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить, вдоль или поперёк реки?
Изучение и коррекция логической памяти
Необходимо соотнести словосочетания и построить предложение.
Барабан восход солнца
Села на цветок пчела
Грязь лучший отдых
Трусость пожар
Произошёл на фабрике висел на стене
В горах древний город
В комнате отвратительное качество
Сон очень жарко
Москва мальчик
Металлы железо и золото
Наша страна причина болезни
Принёс книгу передовое государство
Предложения.
Барабан висел на стене.
Пчела села на цветок.
Грязь - причина болезней.
Трусость - отвратительное качество.
Восход солнца в горах.
На фабрике произошёл пожар.
В комнате очень жарко.
Лучший отдых – сон.
Москва – древний город.
Железо и золото – металлы.
Список литературы
Блонский П. П. Память и мышление. - СПб. : Питер, 2014. - 288 с.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. - М.: Генезис 2015. – 160 с.
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М., 2012. – 267 с.
Марцинковская Т.Д. Психология. - М. : Академия, 2013. - 399 с.
7