«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа "Флористика"

Программа "Флористика" построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной и экологической культуры. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, флористики, проявлять и реализовать свои творческие способности.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Департамент образования администрации г. Иркутска

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Иркутска

«Станция юных натуралистов»

__(МАУДО г Иркутска СЮН)

Сибирских Партизан ул., д. 28 «а», Иркутск, 664020

Тел./факс 32-22-09, 32-95-40;

сайт: 38yunnat.ru; адрес эл. почты: [email protected]





Рекомендована методическим советом

МАУДО г. Иркутска СЮН

Протокол № 1_от 20.08.2018 г.


Утверждена Приказом директора МАУДО г. Иркутска СЮН

№_115/01-11___ от 20.08.2018 г.







дополнительная общеразвивающая программа



«Флористика»





Адресат программы: учащиеся 8 - 12 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы: Соломина Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования










г. Иркутск, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Комплекс основных характеристик программы:

2.1 Объем и содержание программы

2.2 Планируемые результаты

3. Комплекс организационно-педагогических условий:

3.1 Учебный план

3.2 Календарно-учебный график

3.3 Оценочные материалы

3.4 Методические материалы

4. Условия реализации программы

Список литературы



3


5

7


8

11

11

13

16

17



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Флористика» (далее – программа) разработана в соответствии:

- Федеральным Законам от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в МАУДО г. Иркутска СЮН;

- Уставом учреждения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Флористика» имеет художественную направленность.

Актуальностью программы является усиление важной инновационной составляющей образования – реализация добровольного принципа получения образования. Приобщение подрастающего поколения к народному искусству и культуре, включение регионального компонента в содержание занятий для модернизации современного образования, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью трудового обучения и экологического воспитания.

Новизна данной программы состоит в том, что соприкасаясь с древним ремеслом, учащиеся проходит сложный путь познания и откровения, имеет возможность созерцать и чувствовать всю прелесть неповторимости различных рукодельных работ.

Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной и экологической культуры. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, флористики, проявлять и реализовать свои творческие способности.

Адресат программы: учащиеся 8– 12 лет.

Срок освоение программы: 1 год, 36 недель, 9 месяцев.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебного часа с перерывом 10 минут.

Количество учащихся в группе: 12 - 15 человек

Цель программы: познакомить с понятием флористика, профессией флориста, научить составлять букеты, композиции из живых, искусственных и сухих цветов.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • обобщить и систематизировать знания, изученные на уроках истории, географии, биологии, истории искусств, изобразительном искусстве, трудовом обучение;

  • овладеть методикой составления флористических композиций и скульптур;

  • показать практическую значимость фито дизайна помещений;

  • воспитать чувство трепетного отношения к природе;

  • оказать помощь учащимся в выборе профессии.

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Объем и содержание программы

Объем программы: 1 год– 144 часа.

Содержание программы

Раздел1. Вводное занятие. Экскурсия по станции, в цветочный магазин. Проведение инструктажа безопасности. Ознакомление с планом работы объединения. Проведение игры «Давай знакомится». Заготовка природного материала сухоцветов. Сбор семян цветочно-декоративных культур. Оформление выставки. Участие в празднике «Урожай года».

Раздел 2. Знакомства с флористикой. Рассказ об истории возникновения направления. Как должно выглядеть рабочее место флориста. Основные стиле, техника. Современные тенденции. Знакомства с правилами создания композиции. Основные приемы. Подготовка цветов и крепление. Продление жизни цветов. Естественность формы. Как зрительно увеличить цветы. «Зелень-это важно!». Знакомства с цветочным этикетом. Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, обработка, хранение. Развивать у учащихся умение выбирать природный материал по цветной гамме. Смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Учить выбирать стиль, цвет, форму при создании композиции. Изготовить «Топиария» («Дерево счастья»).

Раздел 3. Интерьерные флористические объекты. Выполнения различных видов тематического флористического оформления в интерьере. Определять основные функциональные, стилевые и конструктивные особенности помещений. Разрабатывать композиционно-стилевую модель (дизайн-проект). Подбирать цветы, сухоцветы растительные и иные материалы для выполнения основных видов флористических объектов. Создавать флористические композиции в интерьере с учетом характеристик окружающего пространства. Обеспечить необходимый период сохранности флористического оформления. Характеристике поверхностей и объектов, подлежащих оформлению. Стилевые особенности свадебного оформления. Типы изделий, конструкций, материалы, аксессуары и специфические компоненты.

Раздел 4. Новогоднее оформление декоративных работ. История возникновения праздников «Новый год» и «Рождество». Знакомства с различными видами Новогоднего оформления. Знакомства с работами по иллюстрациям, по фотографиям. Эскиз планируемой работы, подбор аксессуаров по цветовой гамме. Изготовление основы и заготовки работы. Изготовление Рождественского венка из еловых шишек, оригинального подсвечника, Новогодней вазы в стиле «scottish» (шотландская композиция)

Раздел 5. Шляпные коробки и композиции в них. Теория создания и история шляпной коробки «под цветы». Виды воплощения шляпных коробок, или «Нет!» стандартам. Японское искусство Бонсай. Бонсай в нашем доме. Делаем цветочный Бонсай поэтапно и правильно. Правило составление бутоньерок. Создаем бутоньерки для мальчиков и девочек.

Раздел 6. «Царства растений». Экскурсия в теплицу в отдел «Цветоводства». Познакомить с разнообразие комнатных растений. С правилами и особенностями ухода за комнатными растениями. Почва – источник питания. Вода – это жизнь. Плаксы из лесов Амазонки. Значение воздуха. Дыхание корней и листьев. Размножение растений. Вегетативное размножение растений. Семенное размножение растений. Учимся правильно пересаживать растение. Правильное размещение растений, их полив, рыхление. История возникновения праздника Дня Святого Валентина. Ход создания флористической открытки для праздника все влюбленных.

Раздел 7. «Праздничное оформление» . Знакомства с видами праздничного оформления. Изготовление различных элементов оформления. Изготовление дополнительных элементов оформления, их крепление и размещение. Самостоятельный выбор открыток в любой технике. Изготовление деталей, крепление, цветовое решение. Поэтапное сборка изделий, оформление готовых изделий. Знакомства с технологией изготовления букета в бокале.

Раздел 8. «Популярные цветы во флористике» Правила срезки и ухода цветов для букетов. Совместимость цветов в букете. Популярные виды декоративной зелени для букета. Виды и названия экзотических цветов для букетов. Травы в цветочных букетах. Букеты из ягод и цветов в оригинальном исполнении, в сочетании с фруктами, травами и даже злаками стали новым веянием в привычном дарении букетов. Праздник, украшенный ягодно-цветочными композициями, оставляет потрясающие впечатления. Мастер-класс: учимся составлять букет из цветов и ягод самостоятельно. Цветочный гороскоп.

Раздел 9. «Бумажные цветы»

Откуда пришло такое занятия и что нужно для изготовления бумажных цветов. Познакомить учащихся с разными технологиями выполнения бумажный цветов (аппликация, оригами, бумагопластика, квилинг). Изготовление розы из мокрой бумаги. Что потребуется для этого дела. Как сделать помпоны из бумаги тишью своими руками. Необходимые для работы материалы. Способы завязки красивых бантов. Изготовление пасхальной корзинке с цветами.

Раздел 10. Свадебная флористика. Познакомить с несколькими направлениями свадебной флористике. Букет невесты и бутоньерка жениха. Настольные композиции и оформления место бракосочетания. Оформления свадебного кортежа. Букеты для подружек невесты. Лепестки роз в корзинках детей-ангелов. Подбор идеального сочетание цветов и сортов растений. Их количество и расположение, исходя из стилистики свадьбы.

Раздел 11. «Эксклюзивные вещицы» своими руками. История возникновения сувениров, эксклюзивных вещей. Знакомства с видами сувениров. Традиции вручения сувениров к празднику. Как дарит вещицы, сделанные своими руками. Изготовление сладкого букета своими руками. Коллективная работа изготовления мини-садика в стекле своими руками.

Раздел 12. Промежуточная аттестация учащихся проходит в форме выставки.

    1. Планируемый результаты

  • Учащиеся овладеют знаниями и навыками по флористике, приемов обработки различных материалов; смогут использовать их в практике повседневной жизни.

  • Учащиеся освоят правила применения изученных способов работы и методы составления флористических композиций.

  • Учащиеся ознакомятся с современными направлениями флористического искусства.

  • Учащиеся научатся работать в группе и индивидуально, выполнять предложенные программой виды работ самостоятельно.

  • Учащиеся научатся красиво и эстетично оформлять свою работу, создавать работу по своему замыслу.




3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1 Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма текущего контроля и промежуточной аттестации

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

6

2

4


1.1

Игра «Давай познакомимся». Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1


1.2

Заготовка природного материала

4

1

3


2

Знакомства с флористикой

26

15

11


2.1

Цветы в легендах и приданиях

2

2

-


2.2

История создания флористике

2

2

-


2.3

Основные стили, техника. Современные тенденции. Особенности срезки и ухода за цветами

4

2

2


2.4

Теория цвета. Учение о цвете

2

1

1


2.5

Ознакомление с работой – флористическая губка, крепеж оазиса в формах.

2

1

1


2.6

Букеты. Стили, формы, виды. Техника. Упаковка

2

1

1


2.7

Креативные букеты. Создание «Топиария» («Дерево счастья»)

8

4

4


2.8

Событийные композиции: праздничные

2

1

1


2.9

Композиции из сухоцветов

2

1

1

Блиц-опрос «Что такое флористика?»

3

Интерьерные флористические объекты

12

9

3


3.1

Стили интерьеров. Типы помещений

2

1

1


3.2

Функциональное зонирование помещений

2

2

-


3.3

Флористические оформление жилых помещений

2

2

-


3.4

Флористическое оформление не жилых помещений

2

2

-


3.5

Флористическое оформление банкетного зала. Составление проекта оформления

4

2

2

Мини-проект «Интерьерные флористические объекты»

4

Новогоднее оформление декоративных работ

14

7

7


4.1

Заготовки для новогоднего креатива

2

1

1


4.2

Рождественский венок из еловых веток своими руками

4

2

2


4.3

Оригинальный подсвечник своими руками для новогоднего стола

4

2

2


4.4

Новогодняя композиция своими руками на основе флористической губки

2

1

1


4.5

Новогодняя ваза стиле «scottish» (шотландская композиция)

2

1

1

Выставка

5

Шляпные коробки и композиции в них

10

4

6


5.1

Теория и создание композиции в шляпных коробках

2

1

1


5.2

Композиция Бонсай цветочный

4

2

2


5.3

Упаковка подарка маме

2

-

2


5.4

Бутоньерка из живых цветов. Создание бутоньерки для мальчиков и девочек

2

1

1


6

«Царства растений»

34

16

18


6.1

Вводное занятие. Техника безопасности. Обсуждение плана работы. Экскурсия в теплицу в отдел «Цветоводство»

2

1

1


6.2

Человек и природа. Узамбарская фиалка

2

1

1


6.3

Почва – источник питания. Папоротник

4

2

2


6.4

«День Святого Валентина» Флористическая открытка

2

1

1


6.5

Влияние света на растение.

4

2

2


6.6

Вода – это жизнь. Монстера

2

1

1


6.7

Поздравляем папу! Декоративный галстук

2

1

1


6.8

Плаксы из лесов Амазонки

2

1

1


6.9

Значение воздуха. Дыхание корней и листьев.

2

1

1


6.10

Растение в дома.

4

2

2

Доклад «Царство растений»

6.11

Вегетативное размножение растений

4

2

2


6.12

Семенное размножение растений

2

1

1


6.8

Уход за растениями. Рыхление. Полив

2

-

2


7

«Праздничное оформление»

4

2

2


7.3

8 марта! Флористическая открытка (самостоятельная работа)

2

1

1


7.4

Букет в бокале

2

1

1


8

«Популярные цветы во флористике»

10

5

5


8.1

Срезанные цветы для букетов

2

1

1


8.2

Экзотические цветы для составление букетов

2

1

1


8.3

Трава в цветочном букетов

2

1

1


8.4

Ягоды в цветочных букетов

2

1

1


8.58

Фрукты в цветочных букетов

2

1

1


9

«Бумажные цветы»

8

4

4


9.1

Изготовление розы из мокрой бумаги

2

1

1


9.2

Помпоны из бумаги Тишью

2

1

1


9.3

Бантики из разных материалов

2

1

1


9.4

Пасхальная корзина с цветами

2

1

1


10

Свадебная флористика

14

7

7


10.1

Букеты для невесты

2

1

1


10.2

Украшение из цветов

2

1

1


10.3

Цветы для участников церемонии

2

1

1


10.4

Нетрадиционные свадебные букеты

2

1

1


10.5

Флористическое оформление автомобиля

2

1

1


10.6

Флористическое оформление банкетного зала

2

1

1


10.7

Составление проекта оформления

2

1

1


11

«Эксклюзивные вещицы» своими руками

4

2

2


11.1

Изготовление сладкого букета своими руками

2

1

1


11.2

Мини-садик в стекле своими руками (коллективная работа)

2

1

1

Конкурс мастеров

12

Промежуточная аттестация

2

-

2

Выставка «Я флорист»


Итого за год

144

73

71



3.2 Календарный учебный график


Количество часов по месяцам

Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


12

18

16

18

12

16

18

16

18

144




3.3 Оценочные материалы

В течение года проходит текущий контроль по итогам занятий (основным разделам программы). По итогам года проходит промежуточная аттестация в форме выставки.

Промежуточная аттестация – проводится в конце учебного года в форме выставки творческих работ по умению составлять композиции из цветов. В результате проведения выставки происходит отслеживание практических умений и навыков.

Уровень практической подготовки:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

  • применение знаний художественных материалов и разных техник работы с ними;

  • свобода владения инструментами, оборудованием, оснащением;

  • качество выполнения практического задания;

  • культура организации своей практической деятельности;

  • аккуратность и ответственность при работе.


Критерии оценки уровня подготовки учащихся.

При проведении выставки учитывается оригинальность и нетрадиционный подход к выполнению работы, новизна, мастерство и техника исполнения, целостность восприятия, оформление и аккуратность исполнения.

Критерии оценок работ учащихся


Высокий уровень

(10-8 баллов)

Средний уровень

(7 – 5 баллов)

Низкий уровень

(ниже 5 баллов)

Понимания задания

Работа демонстрирует точное понимания задания

Включаются как материалы, отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней;

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме;

Выполнения задания

Все материалы имеют непосредственное отношение к выполнению, цветочной композиции

Не все необходимые материалы использованы в работе по изготовлению цветочной композиции

Случайный подбор материала которые не используются в работе по изготовлению цветочной композиции.

Результат работы

Точное выполнению композиции по форме

Недостаточно выражено задуманная форма композиции

Не предоставлена задуманная форма композиции.

Творческий подход

Работа отличается яркой индивидуальностью, выражает самого учащегося

Демонстрируется не полностью весь творческий подход, тема работы раскрыта не до конца

Учащиеся просто скопировал тему работы, которую выполняли вместе с педагогам, не показал творческий подход



Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации учащихся», который является одним из отчетных документов и хранится у администрации МАУДО г. Иркутска СЮН.

Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся

______ учебного года

Наименование ДОП_____________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога __________________________

№ группы /год обучения ________ Дата проведения __________

Форма проведения _______________________________________

Форма оценки результатов ________________________________

Члены аттестационной комиссии ___________________________



Результаты промежуточной аттестации

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Год обучения

Итоговая оценка

1








3.4 Методические материалы

Технологии, формы, методы реализации программы.

1. Технология личностно-ориентированного обучения.

Использование индивидуального и дифференцированного подхода. В процессе овладения детьми программным материалом учитывается темп усвоения специальных знаний, умений и навыков, и, в соответствии с этим, корректируется темп подачи материала.

Индивидуальный подход предполагает учёт психологических особенностей личности ребёнка. С помощью теста Е.А.Ничипорюк определяется уровень самооценки и, в соответствии с этим, строится система межличностного общения педагога с ребёнком. Одной из задач программы является творческое развитие личности ребёнка, что соответствует целям личностно-ориентированного образования. С помощью теста П.Торренса определяется уровень креативности детей на момент прихода в объединение и в конце учебного года – что позволяет отслеживать развитие творческих способностей

2. Технология создания художественного образа.

Необходимым условием выразительности художественного творчества является эмоциональное состояние, которое необходимо создавать на занятии. Здесь как нельзя лучше может быть реализован интегрированный подход. Это и музыкальное сопровождение, и литературный ряд, состоящий из сказок, пословиц, загадок, мифов, легенд, стихотворений и рассказов о природе. Проведение праздников, конкурсов, викторин, посвящённых какому-либо явлению природы, пробуждает интерес, дополняется эстетическим впечатлением, в результате, появляется стремление запечатлеть и сохранить первозданную красоту природы.


Основные методы и формы работы с учащимися:

В ходе занятий перекликаются теоретическая и практическая работа. Занятия проводятся в форме близ-опросов, лекций, практических занятий, проведения выставок, конкурс мастеров.

Указанные формы работы представляют собой определённую систему взаимосвязанных мер, взаимодополняющих друг друга, объединённых общей целью. С целью усиления развивающего эффекта всех названных форм организации работы с учащимися, программа предусматривает методы активизации познавательной деятельности: проблемные вопросы, проблемные ситуации, использование ИКТ и мультимедийного оборудования.

Вся работа строится на следующих основных принципах:

  • взаимоуважение;

  • активность – активное участие в процессе обучения;

  • системность и последовательность в обучении (от простого к сложному);

  • наглядность;

  • результативность;

единство обучения и воспитания



Основные формы и методы работы с учащимися:

  • теоритические знания;

  • экскурсии, наблюдения;

  • творческие задания, проекты;

  • уход за растениями;

  • беседы;

  • самостоятельный поиск;

  • конкурсы мастеров;

  • подготовка сообщений, докладов;

  • беседа, объяснения учащихся;

  • составление композиций, участие в выставках;

  • практический контроль;

  • ручной труд с природными материалами;

  • работа в теплице в отделе «Цветоводства».

Методическое обеспечение:

  • Гербарии, живые образцы растений;

  • Образцы, эскизы, схемы, шаблоны.


Видео уроки:

  • «Заготовка природных материалов, сушка и хранение»;

  • «Букет из конфет - роза»;

  • «Букет из конфет - гербера»;

  • «Букет из конфет - хризантема»;

  • «Подарочный бант из бумаги»;

  • «Декор новогодней свечи»;

  • Новогодняя композиция из еловых веток»;

  • «Вегетативное размножение».

Презентации:

  • «Флористика»;

  • «Букет из конфет»;

  • «Декоративное оформление интерьера»;

  • Мастер-класс: «Составление букета на день рождения мамы»;

  • Мастер-класс: «Букет в вазе»;

  • «Мир лекарственных растений»;

  • «Стили интерьера»;

  • «Жизнь растений зимой»;

  • «Букеты»;

  • «Вегетативное размножение»;

  • «Гербарий».




































4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется на базе МАУДО г. Иркутска СЮН, школа –интернат № 13

Оборудование:

Наименование

Количество штук

1

Стол

9

2

Стул

18

3

Доска

1

4

Учебное оборудование:

- ноутбук

-глобус


1

1





































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова А. Украшаем дом комнатными растениями. – М.: Ниола 21-й век, 2005

  2. Барнетт Ф., Эджрикс Р. – М.: Росмэн, 1997

  3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – Минск.: «А.Ф. ДЕВРИЕНА, 1994

  4. Интернет: Флорист. Planet – earth. su

  5. Кудрявцев Д.Б., Петренко Н.А. Однолетние цветы в саду. – М.: ЗАО «Фитон+», 2000

  6. Малиновцева Т. Букеты из конфет. –М.: АСТ – Пресс, 2015

  7. Рошаль И.В. Азбука цветов. – Терция: Кристалл, 1998

  8. Смотрова Н.А. Азбука флористике. – М.: КОРОНА принт, 2003

  9. Тельпуховская А.Г. Цветы нашего сада. – Иркутск.: Восточно – Сибирское книжное издательства, 1991



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее