Харсеева Е.М. Педсовет 30.03.2017 г.
Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей самореализации выпускника
Наше человечество живет в XXI веке. И обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. Важно, чтобы профессиональный выбор приносил чувство радости, совершенства, ощущения себя хозяином собственной жизни.
Что такое профориентация? Это выбор профессии? Не только.
Профориентация — это комплексная работа по подготовке к профессиональной деятельности. Это длительное педагогическое и психологическое сопровождение, которое не может быть ограничено одной лишь диагностикой и выдачей результатов по ней. Диагностика является лишь одной ступенькой к осознанному профессиональному самоопределению.
У будущих выпускников МБОУ ВСОШ № 1 такое диагностическое обследование проводилось осенью 2016 года. В результате, которого, ребята узнали, какой профессии им можно отдать предпочтение.
Также с нашим будущими выпускниками проводятся встречи с сотрудниками центра занятости населения, в результате которых ребята начинают осмысливать нужность правильного выбора будущей профессии.
В марте 2017 года ребята посетили ПУ-45, где проводился «День открытых дверей».
Комплексное педагогическое и психологическое сопровождение включает в себя:
определение приоритетов ребенка в выборе профессии и способностей к ним;
изучение тенденций на рынке труда;
информирование об огромном спектре профессий;
способствование осознанию себя, своих умений и навыков;
формирование понимания своей цели и перспектив жизни;
формирование нацеленности на обучение и получение необходимых знаний;
совместное планирование профессионального и карьерного роста;
развитие личностных и профессионально-важных качеств;
подготовка к выстраиванию отношений в коллективе, к общению с руководством;
формирование навыков самореализации и выстраивания личностного бренда.
Профориентация — это важный шаг, с которого начинается будущая карьера.
Профориентация — это искусство, требующее и времени, и усилий, и затрат.
Для того чтобы быть успешным, главное – быть профессионалом и любить свою работу, а это возможно только в том случае, если ты правильно выбрал профессию и постоянно стремишься к саморазвитию и достижению своих целей.
Зачастую школьники, не определившись в своем пути, опираются на профессии родителей, на «денежность» той или иной специальности, на выбор друзей («не хочу расставаться с другом и пойду учиться туда же, куда и он). Таким образом, подростком управляют внешние факторы в выборе профессии. Однако когда он непосредственно сталкивается с процессом обучения, а далее и входом в профессиональную среду, то зачастую возникает разочарование. Далее неудовлетворенность выбором перерастает в вопросы «как же быть», «кем мне быть» и «что делать дальше». Однако это происходит уже в процессе овладения специальностью, и молодой человек снова стоит на распутье. Конечно, можно в любом возрасте переквалифицироваться и найти свой путь. Однако у молодых людей остро стоит вопрос востребованности и самореализации, и кажется, что, обучаясь на нелюбимую профессию, время потрачено зря и бесповоротно. Именно поэтому важно в школьные годы провести полный спектр профориентационных мероприятий, таких как профессиональная диагностика, профконсультирование, профагитация, профинформирование и профпросвещение. Важно предоставлять возможность учащимся знакомиться с миром профессий непосредственно на предприятиях и обучающих мастерских. Большую роль также играют встречи с успешными представителями профессий, которые могут донести до детей свой путь профессионального становления, специфику своей работы, а также трудности и успехи, которые возникали у него на всем протяжении самореализации. Именно при таком комплексном подходе выпускник осознанно идет в обучение, в профессию и понимает всю ее специфику. И что чрезвычайно важно, в этом случае очень высок процент нахождения своего пути, возможности самореализоваться, быть хорошим специалистом, а значит и хорошо зарабатывать и любить свое дело.
Профориентация неразрывно связана с самопознанием, выявлением и развитием своих личностных качеств. Каждая профессиональная область, и каждая специальность в отдельности, предъявляют свои требования к личности, ее качествам и характерологическим особенностям.
Профориентация школьников имеет свои специфические особенности. Родители нередко задают вопрос:
– В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию школьников?
Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15-17 лет, когда пришло время поступать в профессиональное учебное заведение, но в какое – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для ребенка профориентацию. И это уже не достаточная профориентация, поскольку она происходит по остаточному принципу. То есть, зачастую подбирают то профессиональное обучение и ту специальность, которая более-менее близка учащемуся, поскольку за оставшийся год шансов подготовиться к сдаче других дисциплин практически нет, мало времени.
Для глубокого подхода к выбору своего профессионального маршрута важна именно комплексная профориентация, которая должна начинаться задолго до выпускных экзаменов и выбора профессионального учебного заведения. В этом смысле, целесообразно рассматривать учеников именно 8-9 классов, поскольку в данном возрасте подростки уже начинают понимать свое место в обществе, самостоятельно оценивают и выбирают жизненные предпочтения и ориентиры, понимают что им нравится делать больше и в чем они более успешны. У подростков 14-15 лет прослеживаются определённые характерологические особенности, которые также отражают способность соответствовать требованиям специальности и быть успешным в той или иной профессиональной области. И что самое главное, ученики 8-9 класса стоят на пути профессионального самоопределения и имеют достаточно времени до выпускных экзаменов, чтобы осознать, принять свой выбор и подготовить базу для дальнейшего обучения уже по профессиональной стезе.
Однако не все категории школьников имеют одинаковые возможности поступления в желаемое учебное заведение и овладение выбранной специальностью. Такие дети очень чувствительны к себе, своему состоянию, однако они способны быть отличными профессионалами в определенных областях. Дети, состоящие на учете в КДН, так же не могут выбрать абсолютно любую область своей профессиональной деятельности и также нуждаются в более глубоком анализе при профессиональном самоопределении. В этом смысле, с определенными категориями учащихся необходимо проводить более глубинную работу по подготовке их к выпуску из среднего учебного заведения, выбору своей будущей профессии и учебного заведения.
Таким образом, цель профориентации учащихся – способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, учитывая свои потребности, физиологические и психологические особенности.
Задача образования сегодня – помочь ребенку вырасти самостоятельной, грамотной, воспитанной личностью, готовой к самопоиску и самореализации. А профориентация на этапе профессионального выбора играет важнейшую роль, поскольку создает фундамент для становления успешной, счастливой личности, способной реализовать свой потенциал и получать удовольствие от продукта своего труда.
В результате профориентационной работы нашего коллектива из 33 выпускников 2015-2016 учебного года продолжили обучение в средних специальных учебных заведениях 24 человека.