Тема: проектная деятельность в 3 классе
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося.
Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а именно научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Ценностью современного общества является коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает проблема: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования.
1.ЧТО ТАКОЕ проект, проектная деятельность?
«Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. (Е.С. Полат).
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. (Н.Ю. Пахомова)
Цель проектной деятельности: создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
Проект- это совокупность «шести П»:
проблема;
проектирование;
поиск информации;
продукт;
презентация;
портфолио
2.ВИДЫ Проектов.
Выделю несколько видов проектов, которые использую в работе:
(в зависимости от метода, доминирующего в проекте по определению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др.)
Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита). Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов
Творческий проект – проект, похожий на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер. Цель проекта – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.
Ролевой, игровой. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта.
Практико-ориентировочный (прикладной). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ:
- Деловая игра.
- Инсценировка.
- Конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».
3. тематика проектов в 3 классе
Кем работают мои родители
Мое увлечение
Наш дом. Наш двор
О моем имени
Праздники моей семьи
Профессия моей мечты
Война и наша семья
Я выбираю спорт.
4. Перейдя по этим ссылкам, вы сможете посмотреть видеоролики проектов, учащихся начальных классов:
https://youtu.be/eFlsEBPwXwc
https://youtu.be/C-0y7k_lcsI
https://youtu.be/mqJ34SWey0I
5.Этапы работы над проектом
Этап 1.
Погружение в проект
Цель этапа - подготовка обучающихся к работе над проектом.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности учителя, родителей и учащихся.
Деятельность учителя: предлагает учащимся различные варианты выполнения работы; помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Деятельность учащихся: осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего проекта.
Этап 2. Планирование деятельности
Определение источников информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации.
Деятельность учителя: разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности,
подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
Деятельность учащихся: разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники.
Этап 3. Оформление проектной работы
Цель – оформление страниц книги, обложки.
Задачи: структурирование полученной информации,; интеграция полученных знаний, умений, навыков.
Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Деятельность учащихся: работают над проектом и его оформлением.
Этап 4. Заключительный этап
Цель - презентация проекта.
Деятельность учителя: оценивает работу учащихся.
Деятельность учащихся: публично представляют полученные результаты, отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.
Вывод:
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Мы уверены, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
Использованная литература:
1.Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г. – 21.10.2020
2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2. - 21.10.2020
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях.- 21.10.2020
4.Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html- 21.10.2020