Современные образовательные технологии: проектная деятельность.
Проектный метод на уроках математики
Иванова Марина Сергеевна
учитель математики
МОУ СОШ №31
Требования ФГОС http://standart.edu.ru/
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы».
Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость
Понятие метода проектов
Учебный проект – это совместная познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная педагогом и имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы работы, направленные на достижение результата.
Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося
- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала,
- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя
Это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
- развивают системное мышление.
Сравнение
Традиционное обучение
1. Целевая установка у учащихся.
Проектное обучение
Получить хорошую отметку.
2.Организационные формы работы.
Индивидуальная.
Проявить свои способности, сделать важное дело.
3.Источники информации.
4. Предметная область.
Как правило, один— два источника.
Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.
Один учебный предмет.
5. Характер работы по содержанию.
Различные источники из разных областей знания.
Как правило, содержание полипредметно.
Реферирование.
6. Презентация или зашита работы.
Не обязательна.
Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.
Обязательна.
Отличительные принципы метода проектов.
- Проект есть слияние теории и практики.
Он заключает в себе определенные умственные задачи и практическое выполнение их.
- Самодеятельность ученика, активная его работа.
Типология проектов :
- По доминирующей деятельности : исследовательские, ролевые, игровые, творческие, информационные, практико-ориентированные.
- По предметно-содержательной области : монопредметные, межпредметные.
- По характеру координации проекта : с открытой координацией и со скрытой координацией (координатор выступает как полноправный участник).
- По характеру контактов проекта : внутренние, региональные, международные.
- По количеству участников проекта : индивидуальные, парные, групповые.
- По продолжительности : краткосрочные, среднесрочные
( от недели до месяца), долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев)
“ Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Китайская пословица .
Критерии оценки проекта
- владение способами познавательной деятельности;
- умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
- коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
- самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Этапы работы над проектом
Этап работы над проектом
Этап присвоения новой информации
Погружение в проект
Организационные формы уроков
Формулирование проблемы, постановка цели
Планирование
Обсуждение вариантов,
самообразование,
продумывание хода деятельности
Рассказ, беседа, лекция
Выполнение проекта
Обобщение результатов и выводов
Проведение исследования, поисково-информационная деятельность и т.п.
Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», «звездочка обдумывания», ролевые и учебно-деловые игры
Обобщение и выводы
Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация.
Презентация результатов
( защита проектов)
Семинар, консультация, самостоятельная работа.
Обсуждение, ответы на вопросы
Оценка и рефлексия
Анализ достижения цели
Урок-презентация, «круглый стол», конференция.
Беседа, консультация.
Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам.
(Ф. Нейман )
Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции в школе не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление.
(М. Планк.)
Н Спасибо
за
внимание