МОУ «СОШ с.Вязовка» Саратовской область, Татищевский район
Бугреева И.В.
«Проектный метод как средство воспитания » выступление на ШМО классных руководителей
Основа проектного метода – самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная , в результате которой ребенок познает мир. Проектный метод позволяет развивать познавательный интерес, формировать нравственные качества личности.
Концепция модернизации российского образования особое внимание уделяет роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Закон «Об образовании» подчеркивает роль семьи в воспитании детей. Родители – первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка. Такой приоритет позволяет развивать формы взаимодействия школы и семьи, формирующий целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания, решая проблему нравственно – патриотического воспитания.
Проектный метод нравственно-патриотического воспитания удовлетворяет интересы всех участников проекта: ребенок- реализуют свои интересы, педагог – реализует творчество в работе, родители – участвуют в нравственно – патриотическом воспитании.
Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность - «зрелость», которая включает в себя: коммуникативные умения (умение спрашивать, выражать свою точку зрения, умение договариваться). Эти умения формируются у детей с первых дней нахождения в школе (правила общения). Интеллектуальная зрелость – умение анализировать, сравнивать, обосновывать, умение работать самостоятельно, умение объективно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Ученики в учебном проекте должны работать самостоятельно, но важным фактором является помощь родителей. Для этого я проводила родительское собрание и консультации родителей об особенностях проектной деятельности. Родители осознают важность развития познавательной деятельности своего ребенка. Совместная работа сближает: поиск информации, фотографий, совместные походы в библиотеку, подбор информации для теоретического обоснования проектов, подготовка защиты. Получается плодотворная работа учителя – родителя - ученика.
Коллективный проект «Мы за здоровый образ жизни» способствовал сближению коллектива. Дети с удовольствием проводили опрос в параллельном классе - кто в каких спортивных секциях занимается, анализировали, делали выводы о значение спорта в жизни людей. Изучали школьное меню, делали фотографии.
Индивидуальные проекты «Мой любимый питомец» позволили ребятам быть более внимательными к животным.
Проект «Памятники природы нашего села» совместил в себе воспитательный и учебный процесс. Ребята много узнали о том, что некоторые природные объекты села Вязовка внесены в книгу «Особо охраняемые природные территории Саратовской области», провели конкурс рисунков на лучший информационный стенд «Как нельзя вести себя в природе», участвовали в «Путешествие по экологическому букварю»., странички которого познакомили ребят с экологическими тревогами на Земле и в нашем селе, научили относиться к природе чутко и бережно.
Проект «Спортивное наследие» способствовал формированию чувства гордости за достижения наших земляков.
Использование метода проектов позволяет создать систему работы по нравственно – патриотическому воспитанию: любовь к родному краю, любовь к Родине, сплочение детей и родителей, доброжелательные отношения к взрослым и сверстникам.