«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проектно-исследовательская работа "Что мы знаем о снеге?"

В работе представлен материал исследования снега первоклассниками. Её можно использовать для уроков окружающего мира, во внеурочной деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МКОУ Зюзинская средняя общеобразовательная школа















Проектно-исследовательская работа

«Что мы знаем о снеге?»





















Авторы работы:

Райхерт Валерия

Куренко Никита

Руководитель:

Майер Елена Владимировна

учитель начальных классов



2023г



Введение.
Мы живем в Новосибирской области. С ноября по март в городах и селах нашего региона лежит снег. Этой зимой выпало много снега, невероятная красота, не так ли? Снег на деревьях, полях, крышах домов. Снег – самый яркий признак зимы.
 

Мне всегда было интересно узнать откуда появляется снег? Об этом я постоянно спрашивала у своих родителей.

И вот, на уроках окружающего мира наша учительница Елена Владимировна рассказала нам, что снег – это твердые атмосферные осадки. Они выпадают из облаков в виде скопления ледяных кристаллов (снежинок) .. 
А каковы же основные свойства снега? Об этом я решила узнать.
Цель нашей работы: исследовать, что такое снег и изучить его свойства.
Для выполнения этой цели мы поставили ряд
 задач: 
• Узнать, что такое снег и как он образуется;
• Узнать, почему снег скрипит;
• Определить чистоту снега;
• Изучить пользу снега.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Методы исследования:
1. Изучение литературы;
2. Метод наблюдения;
3. Проведение анкетирования (Приложение 1);
4. Проведение опытов.
Гипотеза: снег скрипит под ногами, он чистый и сохраняет тепло.

Глава 1. Как образуется снег

Из литературы, и интернета я узнала, что снег образуется, когда температура воздуха равна или ниже 0°C, и в воздухе находится много влаги. 
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из них образуются крохотные льдинки – шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, которые падают на землю. Они ещё очень малы. Кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю.
 
А каковы же основные свойства снега?

Глава2 . Исследование свойств снега

2.1.Когда снег хрустит?
Мы узнали, что каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.
Наблюдая за этим свойством, мы определили, что скрип снега слышен при температуре ниже – 2°С. Выше этой температуры хруст не слышен.

2.2 Когда снег бывает хрупким?
-15° и ниже - Высокая, звук скрипящий
-2° - Средняя, звук слышен
от 0° и выше - Не скрипит, звук исчез
Интересно, что снег скрипит сильнее в холодную погоду. Почему так происходит? Мы узнали, что в холод снег сухой, твердый и рыхлый, а в оттепель снег влажный и липкий. Проведем опыт на бумажной модели снежинки.
Нам потребуется вода и бумажные снежинки.
1. Первые два листочка – это модели мокрых снежинок, такие они бывают в теплую погоду. Опустим листочки в тарелку с водой и оставим намокать.
2. Вторые два листочка – это модели сухих снежинок, такими они бывают в морозную погоду.
 
3. Теперь «послушаем» снежинки. Разорвем листочки «сухих снежинок». Звук хорошо слышен и трескуч. Разорвем «мокрые снежинки» – звук неслышен.

2.3 Исследование чистоты снега

Рассмотрим снег: по цвету, он белый, а так ли он чист как кажется? 
Мы решили проверить чистоту снега. В пластиковые стаканчики набрали снег из различных мест: 1 – у дома, 2 – во дворе школы , 3 – у дороги. После того как снег растаял, сравнили чистоту воды и сделали вывод.
 
Первое, что бросилось в глаза, – вода, получившаяся из снега, выглядела совсем не чистой. Грязнее всего снег, взятый около дороги. В стаканчике мы увидели песок, волоски, опилки и грязь. Но и у дома он не был чистый, в нем мы обнаружили следы пепла. Это можно объяснить тем, что у нас дома печки, и когда мы их топим, то на снег вылетают частицы пепла. Чище всего снег оказался во дворе школы, в котором зимой никто не ходит, но и там мы обнаружили частицы песка или пепла.
2.4 Снег-покрывало

Если внимательно рассмотреть снежинки, то можно заметить, что между отдельными снежинками имеются промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит тепло и не дает теплу уйти от земли.
Действительно ли снег «согревает» все живое в морозы? Мы проделали такой опыт: в две баночки налили холодной воды. Вынесли их на улицу. Температура воздуха была – 25градусов С. Одну баночку оставили на воздухе, вторую закрыли крышкой и закопали в снег. Через некоторое время мы проверили их и увидели, что вода в баночке стоящей на улице замерзла, а та, что была зарыта в снег, даже не покрылась льдом.
Снег не дал замерзнуть воде, значит, он защищает растения и землю от мороза, хоть сам и холодный.
 

Итак, снег, покрывающий землю, подобен одеялу: сам по себе он тепла не дает, но препятствует потере тепла земной поверхностью, уменьшает промерзание почвы и способствует лучшему сохранению растений.

Весной снег растает, и почва впитает в себя много воды. Из-за этого растения будут расти быстрее и лучше.

2.5Анкетирование учащихся

Мы провели анкетирование среди учащихся начальной школы.

Ребятам были предложены вопросы:

1. Как ты думаешь, снег чистый? ДА/НЕТ
2. Всегда ли хрустит (скрипит) снег? ДА/НЕТ
3. Полезен ли снег для природы? ДА/НЕТ
4. Что можно сделать из снега (несколько вариантов)

Оно показало что большинство учащихся начальной школы – 88%.знают, что снег полезен.

Узнали на опытах, что снег не всегда скрипит под ногами. Это свойство снега зависит от температуры воздуха и погоды. 82% детей, по результатам нашей анкеты, знают это свойство снега.

Снег белый и кажется чистым, но 94% учащихся считают, что это не так, и они правы. Снег на наших улицах часто бывает грязный, хоть и кажется чистым

Мои друзья любят зиму и в анкете они предложили, что можно сделать из снега. Все любят лепить снеговика, многим нравится строить замки и горки, играть в снежки, кататься на санках

Заключение
В процессе работы мы узнали, что снег – это чудесное явление природы.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась.

Снег на наших улицах часто бывает грязный, хоть и кажется чистым.

Сухой снег в морозную погоду скрипит под ногами громко, а влажный или мокрый снег в теплую погоду почти не скрипит. Потому что лучики снежинок звонко ломаются при низких температурах. При малом морозе они, вероятно, более гнутся и слипаются, т.к. влажные.

В ходе нашего исследования мы убедились, что снег хоть и холодный на ощупь, но при этом сохраняет тепло. Под снежным покровом растения не замерзают.

Я тоже люблю зиму. Я катаюсь на лыжах, люблю кататься с горки. Иногда, в теплую погоду мы лепим снеговиков и играем в снежки, можно даже рисовать на снегу. Ведь гулять на свежем воздухе зимой – это не только полезно, но и интересно.























Используемая литература:
1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
 
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.
3. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Карпов Г.В. – М.: Педагогика, 1981.



















































Приложение



Приложение 1

1.Анкета.
1. Как ты думаешь, снег чистый? ДА/НЕТ
2. Всегда ли хрустит (скрипит) снег? ДА/НЕТ
3. Полезен ли снег для природы? ДА/НЕТ
4. Что можно сделать из снега (несколько вариантов)

Приложение 2

Результаты анкетирования



Да- 3 чел- 12%

Нет-21 чел-88%















Да- 4 чел-17%

Нет -20 чел.-83%





Да- 21 чел-88%

Нет-3 чел.-12%



5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее