Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Томичи
_________________________________________________________________________
Иппотерапия
Выполнила:
ученица 9 класса
Миргород Арина
Преподаватель:
Мальцева Елена Валерьевна
учитель физики
Томичи 2021 год
Содержание
стр.
|
| Введение…………………………………………………………………………………….. Глава I Теоретическая часть………………………………………………………….……. | 3 5 |
|
| 1.1 Из истории иппотерапии……………………………………………………….…….…. | 5 |
|
| 1.2 Классификация иппотерапии….………………………….………………….…………. | 6 |
|
| 1.3 Формы иппотерапии.....................................................................................…..………… | 6 |
|
| 1.4 Механизмы воздействия иппотерапии на двигательное и психическое развитие человека.…………………………………………………………………………….……….. | 9 |
|
| 1.5 Противопоказания к иппотерапии……..…………………………………….………… 1.6 Показания к иппотерапии……………………………………………..………….……. Глава II Практическая часть……………………………………………………………….. 2.1 Метод иппотерапии на практике……………………………………………..…………. 2.2 Основные результаты занятий…………………………………………………..…...…. | 11 13 15 15 16 |
|
| Заключение………………………………………………………………………….………... | 19 |
|
| Список литературы…………………………………………………………………….…….. | 20 |
|
| Приложения………………………………………………………………………….….……. | 21 |
|
|
|
|
Введение
В латинском языке значение слова «инвалид» означает слабый, немощный. В наше суровое время и здоровому то человеку нелегко живется, а что уж говорить об этих людях. Государство не бросает их на произвол судьбы, оказывает помощь и предоставляет дополнительные льготы и права. «Дети-инвалиды также должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами – участниками Конвенции о правах ребенка
Начиная с 2010 года, Минздравсоциразвития и различные общества инвалидов совместными усилиями стали разрабатывать программу "Доступная среда". В какой-то степени её можно считать новаторской в российском обществе. Главный девиз: "Учимся жить вместе". Программа призвана помочь в решении одной насущной проблемы - интеграции инвалидов в современное общество.
Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия. Это лечебная верховая езда.
Актуальность темы данного исследования заключается в понимании сущности принципиальных подходов к формированию реабилитационных мероприятий в отношении детей-инвалидов с использованием лошадей и необходимости создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.
Потребность в разработке новых, эффективных, научно и практически подтвержденных и отвечающих последним достижениям коррекционной педагогики и психологии методов иппотерапевтического воздействия на детей с нарушениями здоровья побудило заняться этой проблемой и обусловила выбор темы настоящего исследования: «Иппотерапия»
Цель проекта: систематизация информации о иппотрерапии, о помощи в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья с применением данного метода.
Задачи:
Изучить историю развития, применения метода иппотерапиив мире и в России;
Пронаблюдать и выяснить условия проведения, результативность занятий по иппотерапии семейного конноспортивного клуба «Аллюр».
Объект исследования: иппотерапия, как метод реабилитации.
Предмет исследования: процесс развития социальной реабилитации и адаптации средствами верховой езды.
Гипотеза: иппотерапия оказывает позитивное влияние на развитие ребенка и возможности социальной реабилитации и адаптации.
Методы исследования:
Теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
Наблюдение, сравнение;
Анализ данных исследований на тему «Иппотерапия»;
Интервью
Глава I Теоретическая часть
1.1 Из истории иппотерапии
С древнейших времен, из записей Эскулапа, Гиппократа и некоторых других античных и более поздних прославленных медиков известно благотворное влияние верховой езды и общения с лошадьми на здоровье человека.
Верховая езда как способ восстановления здоровья, стала наиболее интенсивно использоваться в последние 30-40 лет XX века. Она заявила о себе почти одновременно во многих развитых странах мира, там, где сохранялись и сберегались национальные конные традиции.
В их числе Скандинавские страны, Германия, Великобритания и Франция, Польша и Италия, США и Канада, Австралия, Япония, несколько позднее к ним присоединились Грузия, Россия и другие страны СНГ. Специалисты большинства стран пришли к единодушному мнению о том, что этот метод особенно эффективен при применении его у детей с самыми тяжёлыми причинами инвалидности и ограничениями жизнедеятельности. Высокий эффект описан при ДЦП, полиомиелите, раннем детском аутизме, олигофрении различного происхождения, в том числе синдроме Дауна, при шизофрении, сенсорных расстройствах
В каждой стране имеется свой опыт работы по ЛВЕ, своя программа, свой способ преподавания, объём преподносимых знаний и контингент обучаемых, но в то же время они во многом идентичны и каждая содержит много рационального и полезного.
Учитывая этот факт, Международная Федерация верховой езды для инвалидов (FRDI) запланировала на ближайшее будущее разработку странами – членами Федерации создание объединенной программы для обучения специалистов по ЛВЕ на базе уже существующих программ, работающих в отдельных странах. С этой целью FRDI разослала по этим странам обращения с вопросами на тему о различных аспектах системы подготовки специалистов по ЛВЕ.
Россия запоздала с признанием иппотерапии почти на полвека! Когда в 1991 году Марьян Ярошевский впервые произнёс в России слово: «Иппотерапия», в большей части развитых стран мира иппотерапия давно и прочно заняла своё достойное место среди методов и способов реабилитации, особенно в детской реабилитационной практике
1.2 Классификация иппотерапии
Иппотерапия - это не что иное, как одна из форм лечебной физической культуры, так как в её основе, как и в основе ЛФК, лежит движение, но, всё же, форма особая, потому, что она использует такой необычный «спортивный снаряд», как живая лошадь.
1. Индивидуальные занятия: процедура, занятие, или урок иппотерапии подразумевает обязательное участие 4-х основных «действующих лиц», это пациент, инструктор по иппотерапии, коновод и лошадь. К ним при необходимости могут добавляться ещё 1-2 действующих лица: помощник инструктора и специалист (врач, педагог, логопед, дефектолог, инструктор или методист по ЛФК и другие специалисты).
2. Групповые занятия: проводит один тренер, с группой из 4-6 всадников - пациентов, с каждым из которых работает помощник. Участие помощника целиком зависит от уровня подготовленности и умений всадников, которые подбираются, с примерно соответствующим друг другу уровнем. Помощник, в зависимости от возможностей и умений своего подопечного или страхует его и помогает ему управлять лошадью с помощью дополнительного повода или идёт рядом, вмешиваясь в процесс только при необходимости.
1.3 Формы иппотерапии
I. «Собственно иппотерапия» (иппотерапия по франц. классификации).
«Собственно иппотерапия» - это форма иппотерапии, с которой, как правило, начинается применение этого метода для любого пациента. Но для части пациентов эта форма является лишь первой ступенькой к дальнейшему использованию других, более сложных форм иппотерапии, для остальных же, в соответствии с их психофизическими возможностями этот вид иппотерапии остаётся единственно приемлемым для довольно длительного процесса реабилитации. При этом, внутри этой формы каждый пациент, с помощью инструктора, конечно, имеет возможность увеличивать удельный вес иппотерапии в своей индивидуальной программе реабилитации с помощью усложнения и совершенствования умений пациента в этой форме реабилитации. Занятия по «собственно иппотерапии» всегда только индивидуальные. Пациент сидит на лошади без седла или в седле, держится или не держится за ручки гурта (страховочная подпруга), инструктор страхует пациента, один или с помощником, если больной тяжёлый (в прямом или переносном смысле) или условия для занятий не полностью отвечают требованиям безопасности.
Инструктор руководит всей процедурой, даёт пациенту посильные задания, предлагает и помогает выполнять различные упражнения, следит за состоянием пациента, руководит работой коновода и помощника. Если в процедуре участвуют специалисты, они также работают под руководством инструктора.
II. Лечебная верховая езда («Экитерапия» по франц. классификации)
ЛВЕ – это форма иппотерапии, где пациентом используются средства управления лошадью. Занятия по ЛВЕ могут быть индивидуальными и групповыми, но начинаются обязательно с индивидуальных. При ЛВЕ индивидуальные занятия, как и при «собственно иппотерапии», реализуются командой из 4-х основных действующих лиц, а при необходимости присоединяются помощники или специалисты. К уже известным нам обязанностям инструктора, при ЛВЕ добавляется серьёзная и нелёгкая задача обучения пациентов с ограниченными возможностями верховой езде, управлению лошадью со всеми вытекающими отсюда сложностями, опасностями и трудностями. Эта задача решается поэтапно, постепенно, и эти этапы очень различаются как по содержанию, так и по времени, в зависимости от уровня физических, психических и других возможностей и особенностей пациентов.
1. Индивидуальные занятия:
- овладение азами управления лошадью; совершенствование умений в верховой езде;
- постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование смены аллюров, элементов фигурной езды и другие упражнения;
- ознакомление с начальными элементами конноспортивных упражнений, их изучение, совершенствование.
2. Групповые занятия:
- проводятся при одновременном участии от 3-х до 6-ти всадников, (по возможности с одинаковым уровнем умений в верховой езде и физическом развитии);
- занятием руководит один тренер, а помощники прикрепляются к каждому всаднику и, в зависимости от уровня умений всадников, или страхуют его дополнительным поводом, или идут рядом со своим подопечным, подключаясь к его действиям только в случае необходимости);
- можно использовать опыт создания групп из ребят с ограниченными возможностями с обычными детьми, обладающими примерно равным уровнем умений в верховой езде и в физическом развитии;
- включение в программу занятий по ЛВЕ элементов из конноспортивных программ для инвалидов («Специальной Олимпийской Программы или Параолимпийской Программы).
Непосредственно к ЛВЕ можно отнести рекреационную или прогулочную верховую езду, которой обычно занимаются более сохранные пациенты, как правило, имеющие собственных лошадей и грумов или личных тренеров. Эти пациенты, в зависимости от их возможностей и умений ездят самостоятельно или под наблюдением тренера, и с помощью или без помощи (тренера, грума), в парке, в лесу, в поле.
III. Конный спорт для инвалидов – ИКС .
Конный спорт для инвалидов - мощный фактор социальной и личностной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, это высшая ступень лечебной верховой езды. В мире существуют две олимпийские конно- спортивные Программы для инвалидов: Программа Специальной Олимпиады и Параолимпийская Программа составлены так, что позволяют принимать участие в тренировках и соревнованиях лицам, практически с любым видом физической или интеллектуальной инвалидности, давая при этом возможность соревноваться друг с другом спортсменам-инвалидам с примерно равным уровнем возможностей, что даёт участникам прекрасный стимул и уверенность в своих силах на пути к достижению победы.
IV. Иные формы иппотерапии .
Существуют и очень распространены ещё две формы иппотерапии, которые будучи непосредственно связаны с участием в них лошади, не связаны с верховой ездой, как таковой:
1. Вольтижировка (гимнастика на лошади)
Соревнования по вольтижировке, проводятся, как правило, внутри страны. Официальных или международных соревнований по вольтижировке, пока не проводят. Заниматься вольтижировкой могут только физически сохранные пациенты. Занятия проводятся на специально подготовленной лошади (она должна обладать мягким ровным шагом или мягкой невысокой рысью, спокойным нравом. Лошадь управляется тренером с помощью корды (длинной, прикреплённой к оголовью прочной тесьмой или верёвкой) и длинного бича. Тренер водит лошадь по кругу, второй тренер или инструктор непосредственно руководит занятием, во время которого пациенты по одному выполняют заданные инструктором упражнения. Инструктор объясняет и показывает новые упражнения, страхует своих подопечных во время выполнения упражнений.
2. Управление повозками (драйвин)
По этому, очень популярному за рубежом виду проводятся официальные международные соревнования, участие в них могут принимать пациенты, практически с любыми видами инвалидности, кроме инвалидности по зрению, возможно и при отсутствии слуха. В этом случае пациент управляет лошадью или лошадьми, но не сидит на лошади, поэтому отсутствует факт верховой езды, хотя и присутствует факт управления лошадью.
3. Игры и упражнения верхом па лошадях
Этот вид JIBЕ чрезвычайно многообразен и обладает несравненно большим количеством различий, чем сходных признаков. Основной отличительный признак это большое количество участников: пациент на лошади, коновод, инструктор и, как правило, не менее 2-х помощников. Содержание игр, необходимый инвентарь, количество участников, помощников варьируется в зависимости от замысла и содержания игры.
1.4 Механизмы воздействия иппотерапии на двигательное и психическое развитие человека.
Иппотерапия обладает комплексным воздействием на организм, положительно влияя на физическое и психическое развитие ребенка с ДЦП. По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет дополнительные преимущества. Она основана на использовании функции движения, которая имеет для человека не только биологическое, психологическое, но и социальное значение.
Занятия верховой ездой способствуют созданию у детей новых условных рефлексов, редукции тонических рефлексов, развитию равновесия, совершенствуют координацию движений. У детей с ДЦП иппотерапия компенсирует ограниченность двигательной активности и накапливающийся вследствие этого дефицит афферентной импульсации.
По данным проведенных исследований, иппотерапия способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека. Идущая лошадь передает всаднику более ста колебательных импульсов за минуту. При иппотерапии появляется возможность многократного повторения движений, что создает условия для формирования и закрепления навыков. В ходе занятий у ребенка вырабатывается умение держаться в седле, что является интуитивным чувством резонансного ритма движения. Область таза всадника, воспринимая разнонаправленные колебательные движения лошади, перемещается в такт движениям животного. Правильное положение таза пациента способствует настраиванию на индивидуальную частоту живого существа, таким образом, лошадь становится естественным генератором двигательных резонансных импульсов.
Эти компоненты тесно связаны с автоматическими двигательными реакциями тела человека в трех плоскостях: сагиттальной (статика — динамика), фронтальной (смещение центра тяжести), горизонтальной (ротация). У всадника это вызывает ответные мышечные вибрации, которые могут многократно усиливаться. Результатом такого отклика является глобальный поток афферентных импульсов, поступающих в мозг ребенка от его собственных мышц. В процессе иппотерапии наступает естественная нейромоторная интеграция образа тела, улучшается подвижность таза и плеч, происходит нормализация тонуса мышц спины и живота. Кинетика верховой езды такова, что позиция «всадник» в значительной мере способствует устранению аддукторного спазма, снижению спастичности, профилактике подвывихов бёдер, а также совершенствованию механизмов удержания позы. Усиливая двигательную активность в процессе реабилитации, мы также добиваемся согласованности действия дыхательных мышц. Положительное действие иппотерапии усиливается еще тем, что нормальная температура тела лошади выше человеческой на 1,5–2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливается кровоток в конечностях. Регулярные занятия способствуют адаптации организма к физическим нагрузкам. Помимо центральной нервной системы в процессе адаптации большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталамо-гипофизарная системы (гуморальная регуляция). При иппотерапии увеличивается максимальная производительная сила даже бездействующих мышц, то есть имеется эффект «переноса» тренировочных влияний. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Всё это формирует положительный динамический стереотип, который ребенок с ДЦП переносит из верховой езды в жизнь.
Хотя иппотерапия основана на принципах нейрофизиологии, но ее уникальное воздействие не ограничено только развитием двигательной активности. Существует глубинное взаимодействие движения с мозгом и интеллектом человека. Нормальное развитие деятельности мозга, включая развитие двигательной активности, зависит от количества предлагаемых ребенку стимулов и преодолеваемых препятствий. Развивающее обучение движениям - основная предпосылка для становления и развития интеллекта. Соответственно, существуют обратные взаимодействия между двигательной активностью и познавательными функциями человека. Постоянно растущее знание, получаемое в процессе сенсомоторного и психомоторного лечения, указывает на то, до какой степени движение во всех его аспектах есть универсальное средство.
Положительные результаты в иппотерапии во многом зависят от правильного подбора лошадей. К лошади, используемой для ЛВЕ, предъявляются определенные требования в отношении характера, нрава, выносливости, типа и экстерьера. Кроме того, каждая лошадь в обязательном порядке должна пройти специальную подготовку, которая выработает у нее и усилит необходимые качества, например, лошадь должна быть способна преодолевать возможное чувство страха у всадника и гасить его агрессию. Все это обеспечит безопасность занятий.
1.5 Противопоказания к иппотерапии
В каждом конкретном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях к занятиям иппотерпией для каждого пациента решается врачом индивидуально. Абсолютные медицинские противопоказания для использования метода иппотерапии, весьма ограниченны:
• несовершенный остеогенез, болезнь Лобштайна-Фролика, остеопороз, повышенная ломкость костей;
• гемофилия;
• все острые инфекционные заболевания;
• хронические заболевания в остром периоде и в стадии обострения;
• некоторые травматические и воспалительные поражения тазобедренных суставов, подвывих и вывих бёдер;
• серьёзные травматические повреждения в шейном и поясничном (нижняя треть) отделах позвоночника.
Относительными противопоказаниями являются:
• сахарный диабет - можно заниматься ЛВЕ при условии содержания сахара в крови на нормальном уровне;
• эпилепсия и пароксизмальные состояния неэпилептического генеза - занятия возможны только на фоне постоянной эффективной терапии при достижении ремиссии (отсутствии пароксизмов) продолжительностью более 3 месяцев;
• хронические гломеруло- и пиелонефриты - занятия допустимы только при нормальных анализах мочи и занятия только на шагу;
• посттравматические повреждения позвоночника, особенно в шейном и поясничном отделах - в отдельных случаях можно ездить, но только шагом, (при большом опыте верховой езды немного рыси, только облегчённой) и со всеми предосторожностями;
• непреодолимый страх перед лошадью, перед необходимостью подойти к ней, сесть на неё;
• беспричинные, необъяснимые, постоянно возникающие при посадке на лошадь болевые ощущения у пациента. Если с помощью психолога удаётся снизить или избавиться от этих ощущений, улучшить настроение пациента, можно осторожно продолжить занятия ЛВЕ, не форсируя их и не допуская переутомления;
• высыпания или различного рода воспалительные процессы в местах соприкосновения всадника с седлом или со спиной лошади. Заниматься можно только при условии полного излечения, используя в дальнейшем мягкой подстилки (овечьей шкурки) на седло или на спину лошади.
Кроме противопоказаний существуют предосторожности или предостережения, о которых врач обязательно сообщает инструктору по ЛВЕ. Это индивидуальные предписания врачей, предназначенные для отдельных пациентов: некоторым пациентам перед занятиями необходимо опорожнить мочевой пузырь, другим противопоказаны упражнения с опусканием головы, третьи нуждаются в мягкой подстилке из-за чувствительной и ранимой кожи и т.д.
1.6 Показания к иппетерапии
Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:
• детский церебральный паралич;
• нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног;
• нарушения двигательной сферы в результате вялых параличей, полиомиелита;
• заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы 1-2 степени, остеохондроз;
• рассеянный склероз;
• психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, афазия, задержка психического развития;
• умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;
• прекрасно поддаются реабилитации с помощью ЛВЕ болезни, которые традиционно принято относить к так называемым «болезням регуляции»: желудочно-кишечные и сердечно- сосудистые заболевания, в том числе постинфарктные состояния (с середины 3-го тренирующего этапа 2-й фазы физической реабилитации), артериальная гипертензия 1 и 2 степеней;
• грыжи, если не беспокоят клинические признаки;
• потеря зрения, потеря слуха;
• эпилепсия (при редких припадках);
• отсутствие конечностей;
• координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента;
• различные нарушения социальной адаптации;
• послеоперационная реабилитация.
Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с чудесным, уникальным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.
Глава II Практическая часть
2.1 Метод иппотерапии на практике
Обратим внимание на лошадь, которая участвует в занятии иппотерапии. Для этого я посетила Семейный Конноспортивный клуб «Аллюр».
Один из лошадей по кличке Каштан специально подготовлен для иппотерапии. Он здоров физически и психически, уравновешен, спокоен, небоязлив, послушен и доверчив к человеку. Прошел соответствующий тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми спокойными постоями, с усиленной активностью всадника, с разнообразным неспокойным поведением. Возраст лошади 20 лет. Ход ритмичный, эластичный, пружинистый, продуктивный.
Каштан имеет характеристики здоровой лошади:
упитанность – первый знак правильного ухода.
блестящая шерсть без потертостей и залысин.
правильная походка (лошадь не должна хромать, шаг должен быть равномерным).
ухоженность (лошадь чисто вычищена, без резкого, неприятного запаха).
хвост расчесанный, красивый, ухоженный и чистый.
у лошади хороший аппетит (если лошадь ест неохотно, у неее угнетенный вид, значит, она плохо себя чувствует).
лошадь проявляет интерес к окружающему.
Рассмотрим, в каких условиях содержится и как работает иппотерапевтическая лошадь:
Стойла чистые. В них достаточно места для движения (ведь любая лошадь станет раздражительной, если ее долго содержать в тесноте).
Лошадь, используемая в занятиях по иппотерапии, занимается в день не более 4 часов с перерывом.(2 часа, перерыв, 2 часа работы, отдых, выгул).
Не допускается проведение лечебной верховой езды, без предварительной подготовки лошади к занятиям, если она стояла в течение двух-трех дней.
На следующем этапе моего исследования, я рассмотрела организацию иппотерапевтического занятия, которое продемонстрировали мне в Семейном конноспортивном клубе «Аллюр».
Перед началом занятий проводится урок по соблюдению техники безопасности на занятиях. Несоблюдение ставит под угрозу здоровье и безопасность ребенка и других участников иппотерапевтической группы. Занятия проводиться в безопасном спокойном месте, огражденном, с мягким грунтом. Манеж закрыт для случайных посетителей и собак. Ассистент иппотерапевта – коневод. Обстановка спокойна. В интересах пациента занятия не проводятся публично. Обязательно использование каски для верховой езды. В иных случаях страховка-поддержка с обеих сторон или, когда пациент страхуется «сверху» - обязательно должен быть третий человек для страховки. Таким человеком может быть кто-то из родителей. В своей практике тренер привлекает родителей для участия в занятиях. Совместная работа с иппотерапевтом во время занятий помогает родителям находить решения во взаимодействии с ребенком, получать необходимые рекомендации, оценивать динамику психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы его развития.
Иппотерапевтическое занятие разбито на части, где есть разминка, основная часть, игры и завершающая часть. Тренер проводит занятие одновременно только с одним пациентом. Обычно лошадь ведет коновод, рядом инструктор, а ребенок выполняет упражнения, сидя верхом на лошади. Эти упражнения разработаны для него индивидуально.
2.2 Основные результаты занятий
Несомненным положительным аспектом данного реабилитационного метода является комплексное сочетание различных терапевтических воздействий: рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств, лечебная физическая культура, массаж, общее закаливание организма, психотерапевтическое воздействие.
Положительными результатами метода иппотерапии при ДЦП на двигательную сферу являются: формирование новых двигательных навыков, увеличение амплитуды движений в суставах, уменьшение спастичности мышц, профилактика подвывиха бедра, предупреждение контрактур в суставах, формирование тонкой моторики рук и ног, улучшение равновесия и координации движений, уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома.
Лошадь заставляет "работать" практически все группы мышц сидящего на ней ребёнка, в том числе и парализованные мышцы. В результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или уменьшается мышечная атрофия.
Езда на лошади позволяет неходячим детям пережить опыт «прямохождения». При регулярных занятиях, во-первых, начинают работать и укрепляются мышцы, необходимые для ходьбы, во-вторых, в коре головного мозга формируется стереотип «прямохождения». Тело и мозг ребенка готовятся к тому, что бы сделать первый самостоятельный шаг. Научившись балансировать на лошади, ребенок постепенно переносит этот навык в обычную жизнь и более уверенно чувствует себя на земле.
Иппотерапия оказывает влияние и на высшую нервную деятельность. Стимулируется мотивационно-познавательная деятельность. В результате этого ребёнок приобретает навыки бытового самообслуживания. Снижается излишняя эмоциональная лабильность, повышается психическая активность, мобилизуется волевая деятельность. Нормализуются и улучшаются эмоционально- поведенческие реакции: повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости. Верховая езда вызывает у ребёнка много положительных эмоций, ощущений и переживаний, улучшается настроение. Стимулируется развитие речи, обучаемости и внимания. Формируются новые коммуникативные навыки, расширяется круг общения. Положительное влияние иппотерапии и на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы проявляется уменьшением количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний, повышением устойчивость к физическим нагрузкам.
Несомненна и социальная значимость данного реабилитационного метода - у ребёнка появляется надежда на реальную возможность существенного улучшения самочувствия, интерес к занятиям конным спортом. Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном, управлять им. И последнее. Живое тепло лошади, тот эмоциональный настрой, который испытывает пациент, общаясь с животным, не сможет дать ни один тренажер.
Самое главное для пациента - поверить в себя, что-то суметь! Сможет в малом – получится и в большом! Многолетний опыт применения иппотерапии в ряде зарубежных стран показывает бесспорное улучшение состояния пациентов с различной степенью выраженности двигательных расстройств. Это улучшение проявляется в повышении общей работоспособности и большей восприимчивости к традиционным терапевтическим методам, связанным часто с сокращением необходимого медикаментозного лечения.
Заключение
Теперь можно с уверенностью сказать, что лечебная верховая езда в отличие от общепринятых форм лечебной физкультуры позволяет, наряду с активацией двигательной системы ребенка, стимулировать волю, организованность, стремление к преодолению трудностей, на основании чего движения детей становятся более точными и целенаправленными при выполнении постепенно усложняющихся заданий. В результате улучшаются координация движений, различные манипуляции руками и, что особенно ценно - ходьба. И все это - благодаря большому, доброму, терпеливому другу всех детей с поражением двигательной сферы – лошади. Которая вселяет в них уверенность и желание избавиться от ненужных и мешающим им в жизни дефектов, помогая слиянию ребенка с окружающей природой, снятия тем самым у него синдрома замкнутого пространства. На этом фоне больной ребенок ощущает себя частью природы, где с помощью лошади он обретает свободу действий.
Список литературы
1. Адаптивная (реабилитационная) верховая езда. Учебное пособие
университета «Paris-Nord» МККИ. – Москва, 2003 г.- 285с.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные
параличи. – Киев: Здоров'я, 1988. – 328 с.
3. Бикнелл, Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство
реабилитации детей-инвалидов: практическое руководство / Джоан Бикнелл,
Хелен Хенн, Джун Вебб // Пер. с англ. – Москва: Аквариум, 1995. – 276 с.
4. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском
церебральном параличе. Л., 1971, с. 231.
5. Джосвик Ф. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой
езде/Ф.Джосвик. – М.: Изд-во МККИ, 2000. – 268 с.
Приложение 1
Методические основы занятий иппотерапией при ДЦП.
Курс занятий по иппотерапии продолжается в течение учебного года.
Ход занятий:
1. В течение нескольких занятий происходит знакомство ребёнка с лошадью. Ребёнок, под руководством инструктора, наблюдает за процессом кормления лошади, учится ухаживать за ней.
2. Занятия на лошади начинаются с 10 — минутного движения шагом. Через несколько занятий ребёнок перестаёт испытывать страх, и задача усложняется: добавляются специальные упражнения
3. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, даже при лёгких формах ДЦП.
Все иппотерапевтические занятия рекомендуется начинать с посадки всадника на лошадь без седла. Это имеет под собой значительные основания. Верховая езда на неоседланной лошади требует от всадника больших усилий для удержания равновесия, позволяет лучше почувствовать лошадь как живое существо, активизировать соматогностические ощущения.
Поиск равновесия является одним из первых навыков, усваиваемых ребенком в процессе овладения управлением собственным телом. Это тот навык, который для детей с детским церебральным параличом во многом так и остается неосвоенным. На лошади они получают второй шанс научиться держать равновесие во время «ходьбы». Примером может служить тот факт, что, приобретая физическую возможность ходить после операционного вмешательства, эти дети не могут ее реализовать, так как вместо правильных навыков удержания равновесия у них закрепился лишь страх перед падением и опыт не успешности, полученный ранее при попытках ходьбы.
Таким образом, представим последовательность работы с детьми на основном этапе формирующего эксперимента:
1) знакомство
1) привлечение к уходу за животными
2) индивидуальные занятия с иппотерапевтом
3) занятия в группе
4) участие в играх и соревнованиях
Приложение 2
Условия проведения занятий
1. Площадка. Не должно быть скопления посторонних людей, площадка должна быть огорожена и иметь мягкое покрытие.
2. Персонал. В проведении занятия участвуют: коневод (ведет лошадь под уздцы), инструктор, помощник инструктора (часто это один из родителей). В пределах площадки так же должен находиться фельдшер или медицинская сестра.
3. Лошадь. Должна быть сытой, спокойной, отлично вычищенной, снаряжение должно быть в соответствии с болезнью ребенка и выполняемыми им упражнениями.
При проведении занятий необходимо помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с лошадьми, носить определенную одежду (неяркую и не шуршащую), быть внимательным.
При возникающих сомнениях необходимо консультироваться с лечащим врачом. Во время движения избегать резких поворотов (всадник может потерять равновесие), избегать возможных падений всадника, а также необходимо одевать на всадника страховочный шлем (каску). Ребенка сажают на лошадь с левого бока по специальной лесенке. При этом коновод стоит лицом к голове лошади, одной рукой держит поводья, а другой поглаживает животное. Если всадник не может сесть на лошадь самостоятельно, ему помогают два помощника. Один с внутренней, левой, стороны подсаживает всадника, а другой с наружной стороны принимает тяжесть тела всадника, опуская его на спину лошади или на стремя (если лошадь под седлом). При ряде заболеваний занимающийся может сам садиться на лошадь. Во время посадки ребенка нельзя торопить: он начинает нервничать, что ухудшает его настроение, самочувствие, а, следовательно, и снижает эффективность занятий. Во время верховой езды ребенку полезно выполнять разные упражнения, количество и качество которых зависит от заболевания ребенка и его степени. Сами занятия проводят 2-3 раза в неделю.
Продолжительность занятий, их количество, а так же количество и качество упражнений подбирается индивидуально.
Приложение 3
Комплекс иппотерапевтических упражнений, разработанных для всадников с ДЦП
1. Пусть всадник двумя руками возьмет небольшой кусок веревки: не сгибая локтей и подняв голову, всадник поднимает веревку над головой; далее одна рука всадника поднята, другая опущена, веревка проходит по спине. Это упражнение нужно проделать в обоих направлениях.
2. Пусть всадник сомкнет руки и нагнется к левой ноге, дотянувшись руками до ступни. Затем нужно распрямиться, развернувшись таким образом, чтобы руки были подняты вверх над правым плечом. В исходное положение он вернется после такого же наклона к правой ноге. Он должен смотреть в сторону движения рук и слышать: "смотри туда, куда двигаются твои руки"
3. Попросите всадника поднять голову как можно выше, затем сжаться как можно больше, но при этом не сгибаясь. Если у всадника есть трудности с равновесием, то инструктору необходимо зафиксировать правильную посадку всадника, помогая ему с земли.
4. Всадник должен взяться обеими руками за седло и наклониться вперед, пока не ляжет на шею лошади. Затем он должен подниматься обратно, пока его руки не распрямятся. Опираясь на одну руку, всадник должен подтянуться, вытянув другую руку; опираясь на одну или обе руки, всадник должен поворачивать голову во всех направлениях, не сгибая рук.
5. Пусть всадник закроет глаза в то время, когда ассистент будет вести лошадь. Всадник должен определять и говорить ведущему, когда тот начинает движение, останавливается или меняет направление.
6. Держите мяч или другой предмет на расстоянии, доступном для всадника, чтобы он мог дотянуться и взять его обеими руками. Перейдите в другое место, перед тем как всадник вернет вам предмет. Повторите упражнение несколько раз, меняя положение, чтобы всаднику приходилось поворачиваться, тянуться. Если всадник не может взять предмет, он может коснуться его.
7. Закрыв глаза, всадник на ощупь должен определить и сказать, какой предмет вы ему даете.
8. Держа предмет около левой ступни всадника, попросите его взять этот предмет правой рукой, переложите его в левую руку и отдать ассистенту. Повторите то же самое с другой стороны.
9. Поместите на манеже несколько точек отсчета: жерди, пирамидки и т.д. Нарисуйте простую карту, на которой будут показаны данные объекты. Ярким цветом нарисуйте несложный маршрут по направлению к ним, между ними или вокруг объектов. Всадник должен проехать верхом по маршруту, нарисованному инструктором. Всадник, который не может самостоятельно управлять лошадью, должен указывать рукой или поворотом головы ведущему, в каком направлении двигаться. В начале маршруты должны быть очень простыми.
10. Дайте всаднику кольцо, он должен надеть его и снять, проведя по всей длине каждой руки, а затем ноги. Это упражнение во многом поможет формированию навыков по одеванию.
11. Положите всадника на седло животом. Разверните всадника или пусть он развернется сам (сохраняя положение на животе) таким образом, чтобы находиться параллельно лошади.
Помогите всаднику положить обе руки на переднюю луку (или холку, если он работает без седла). Всадник должен, опираясь на руки, занять положение "сидя". Если это необходимо, помогите ему удерживать голову в нормальном положении относительно туловища. В поведении детей с детским церебральным параличом мы наблюдаем множество стереотипов, которые несут на себе функцию защиты, столь необходимой ребенку, плохо управляющему своим телом, и из-за этого подверженного повышенному травматизму. Здесь же отмечается обилие страхов на уровне тела, так как взрослея, ребенок с детским церебральным параличом не получает необходимого опыта успешности. Сенсорная депривация (недостаточность получаемых ощущений) вследствие ограничения двигательной активности приводит к тому, что дети стараются восполнить себе необходимые переживания с помощью актуализации уровня аффективной экспансии. Такого рода нарушения в сфере аффективной регуляции эффективно поддаются коррекции при создании для ребенка адекватной системы помощи в насыщении его потребностей и правильном реагировании на девиации в его поведении.


