Проектная деятельность в начальной школе, как способ гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью современного образовательно процесса. В свой самый первый день обучения в школе учащиеся слышат гимн и идут на урок, посвященный нашей Родине. С этого момента важной составляющей обучения является воспитание настоящих патриотов своей страны.
В обучении и воспитании младших школьников необходимо учитывать их психологические особенности. Как известно, для учащихся в этом возрасте характерно образное мышление. Именно поэтому необходимо заинтересовать ребят, увлечь их в совместную проектную деятельность. Это всегда творческая деятельность.
Что же такое проект, с точки зрения самого учащегося? Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Одним из видов проектной деятельности является лэпбук. Лэпбук (lapbook) –это сравнительно новое средство, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Интерактивная книжка с кармашками и липучками во всевозможных вариантах вызывает у младших школьников наибольший интерес. Такую книжку можно подать для использования как в готовом виде, так и предложить учащимся сделать ее самостоятельно. На тематику гражданско-патриотического воспитания возможно изготовление следующих лэпбуков:
Моя Беларусь
Мы - патриоты
Культура Республики Беларусь
Национальные праздники Республики Беларусь
Животный и растительный мир Республики Беларусь
Беларусь, я тобою горжусь!
Пісьменнікі Рэспублікі Беларусь
Героі Рэспублікі Беларусь
Возникает вопрос, с чего начать разработку данной книжки? Ответ прост, с выбора темы. Как только ребенок определился, о чем будет лэпбук, можно приступать к практической работе. В дословном переводе с английского языка «лэпбук» — это книга на коленях. Поэтому размеры не должны быть не слишком большими и ребенку должно быть удобно ее использовать. Учащийся сам определяет и выбирает информацию, которую хочет отразить в своей работе. Далее на помощь могут прийти педагоги и родители. Количество кармашков, окошек и липучек не ограничено.
Еще один проект, за который младшие школьники берутся с большим удовольствием – родословная семьи. Данный вид работы увлекает не только учащихся, но и их родителей.
Суть данного проекта заключается в углублении своих знаний о родословной своей семьи, сборе материала об истории своего рода и построении генеалогического древа. Для выполнения такой работы младшим школьникам необходимо приложить не мало усилий: требуется изучение материала по проблеме в интернете и книгах, проведение опроса среди родственников, друзей и знакомых семьи, а также изучение фото и видео архивов своей семьи. Учащиеся с большим интересом расспрашивают старшие поколения семьи и создают родословное дерево в разных видах. Оно может быть выполнено в виде дерева с именами, фамилиями, датами рождения и фактами о самом человеке. Или в виде книги со вкладышами. Также возможно оформить данный проект в виде большого альбома, который в последующем будет дополняться различными сведениями и новыми именами. Как правило, такой альбом передается из поколения в поколение.
По итогу выполнения такого проекта учащиеся начальной школы делают выводы о том, что история семьи — это маленькая частичка истории страны, это наше прошлое, наше настоящее и наше будущее. Из поколения в поколение передаются традиции нашего народа. Ребята и в дальнейшем обязательно продолжают свое исследование и дополняют работу новыми данными. А учитель в свою очередь подводит маленьких исследователей к выводу о том, что дети самих учащихся в будущем будут вписывать новые имена в историю семьи.
Таким образом, проекты в начальной школе не только дают знания по определенной теме, но и развивают самостоятельность, ответственность, умение справляться с поставленными задачами, воспитывают чувство гордости и любви к своей Родине с самого раннего возраста.