Управление образованием
Администрации города Юрги
V городской конференции школьников
«Я познаю мир»
Секция: Языки мира
Загадки детской речи
Авторы: Мальчик Мишель Олеговна,
Цомина Милана Викторовна
Класс: 5»Д»
МБОУ «СОШ №6 г.Юрги»
Руководитель: Лецрих Полина Александровна
Учитель русского языка и литературы
Юрга 2019
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………3
2.Глава 1. Анализ детской речи…………………………………4-8
3. Глава 2. Анализ взрослой речи…………………………………9
4. Вывод………………………………………………………………10
5. Литература……………………………………………………….11
Введение
Цель данной работы: выявление способов образования слов в речи детей; сопоставительный анализ со словообразовательными моделями во взрослой речи.
Задачи:
Проанализировать речь детей в возрасте от 2 до 5 лет;
выявить основные способы детского словотворчества;
проанализировать язык взрослых людей.
определить черты сходства и различия в речи взрослых и детей
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок в процессе освоения моделей и способов словообразования за образец берёт речь взрослого человека. В случае, когда ребёнок слышит слова, не соответствующие лексическим нормам русского языка, в сознании возникает словообразовательная цепочка, по которой он создаёт все остальные слова. Часто это приводит к тому, что названия многих предметов и явлений окружающей среды искажены и не соответствует литературным нормам. Мы сталкиваемся с проблемой неграмотной речи детей уже в школьном возрасте, когда учителя пытаются перестроить уже неправильно сформировавшуюся речь ребёнка, что является процессом педагогически сложным и мучительным. Мы считаем важным, чтобы с ранних лет ребёнок усваивал правильные формы слов. Для этого необходимо выявить основные модели, помогающие ребёнку создавать и обогащать свой словарный запас.
Глава 1. Анализ детской речи
Тезис: При образовании разных форм слов ребёнок идёт от общей закономерности к частному употреблению слова в речи, используя в большинстве случаев аналогичный метод словообразования (речь взрослого человека).
При данном исследовании нами был выделен ряд противоречий.
Непонятно, чем руководствуется ребёнок при выборе способа словообразования. Мы посчитали, что самым частотным способом является аналогия ( утка (ж.р) – ут (м.р.); конёнок (детёныш лошади). Но этот способ является не единственным в детском словотворчестве. Иногда дети образуют формы, отталкиваясь от звуков, которые в слове доминируют, или опираясь на звуковые ассоциации ( лё-лё ( алло - звонить).
Нами было замечено, что некоторые слова образуются соединением двух слов или только основ в одно: хлебопечка, светопроводчик. Ребёнок вставляет соединительную гласную, даже не подозревая о её существовании. Это и удивительно.
Проще всего конструировать слова, исходя из назначения предметов, которые они называют (просыпальник (будильник), зубочистка (зубная щётка), режик (ножик), накрывало (одеяло), но ребёнок не так часто использует этот способ словообразования.
Итак, мы можем сделать вывод, что в детском словотворчестве нет упорядоченной системы способов; ребёнок стихийно, опираясь на языковое чутьё, выбирает для каждого отдельного случая вариант словообразования.
Удивителен тот факт, что, создавая слово по аналогии с уже существующим, ребёнок выбирает верные по семантике морфемы. Например, суффиксы ЩИК – ЧИК в детском сознании связаны с профессией (электронщик – человек, который проводит свет, электричество, чинильщик – чинит ), а окончание А служит для образование женского рода, а без окончания А – мужской род ( утка-ут, кот-котка, черепаха-черепах, дурак-дурака), в Т.п – окончание ОМ ( ложком, вилком, кистем). Все эти факты языка верны, морфемы имеют именно эти значения, но также они имеют и варианты, о которых не догадывается ребёнок.
Это, на наш взгляд, главное противоречие: с семантико-словообразователной точки зрения слово сконструировано правильно, но неверно с точки зрения языковой нормы. Знание нормы говорит о более высоком уровне культуры человека. Естественно, что ребёнок постигает нормативную базу языка постепенно.
Чтобы обосновать свой тезис, мы провели экспериментальные исследования: задавали одинаковые вопросы разным детям в возрасте от 2 до 5 лет. После этого мы сравнили ответы и сделали вывод о способе словообразования, который чаще всего используют дети. Нами было опрошено 10 детей. Данные мы представили в виде таблицы.
Подчёркнуты самые распространённые ответы.
Таблица 1
вопрос | ответы |
| Всехние, общие, каждашние |
| Ут, утка, гусь. |
| Конь, конёк, коняжка |
| чинильщик |
| Светопроводчик, электроник, светильник. |
| Соня, храпун |
| Кравасан, хлеб, глазурочка |
| хлебопечка |
| кофейник |
| Умняк, молодец, отличник |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о способах словообразования. Мы взяли только самые распространённые ответы.
Таблица 2
слово | Способ образования |
| Всех +Н ( суффикс имён прилагательных) – по аналогии (сахарный) |
| по аналогии ( баба – окончание ж.р; дед – м.р) |
| по аналогии (котенок, утёнок, мышонок) |
| по аналогии (барабанить – барабанщик, грузить - грузчик, стеклить – стекольщик) |
| соединение двух слов (сложение) – свет проводить. |
| по аналогии (скакать - скакун, прыгать – прыгун, молчать – молчун) |
| по аналогии (булочка) |
| по аналогии (чай-чайник, кофе-кофейник). В данном случае слово совпало с языковой нормой. |
| сложение (хлеб печь). Слово совпало с языковой нормой. |
10.Умняк | по аналогии (глупый – дурак, умный – умняк) |
Таким образом, 8 из 10 слов образованы по аналогии с существующими нормативными вариантами в русском языке. Ребёнок интуитивно употребляет суффиксы существительных, прилагательных, а также окончания для различения слов по родам. Только 2 слова из 10 совпали с нормой языка (кофейник, хлебопечка).
В нашем практическом исследовании 80% случаев говорят об аналогичном способе образования слов детьми. Но, как мы уже отмечали, рёбенок чувствует семантические особенности слова. Например, суффиксы щик - чик в детском сознании связаны с профессией (электронщик – человек, который проводит свет, электричество), а суффиксы онок - ёнок служат для образования названия детёнышей животных (конёнок)
В ходе наблюдений за конструированием слов детьми нами были составлены следующие схемы:
существительные:
А) флексия А указывает на женский род, а нулевая флексия на мужской род (подругА - подруг)
Б) флексия ОМ (ЕМ) указывает на творительный падеж (ложкОМ)
В) флекия И указывает на мн.ч., а нулевая флексия на ед.ч. (смех-смехИ)
Г) глагол+ суффикс ЧИК (ЩИК)= профессия человека
( чинить+щик=чинильщик)
Д) глагол+суффикс УН= название человека по действию (храпит+ун=храпун)
Е) существительное+ суффикс ОНОК (ЕНОК)= детёныш
(конь+ЕНОК=конёнок).
Ж) сложение слов (хлеб+печка=хлебопечка)
прилагательные:
А) слово (сущ)+ суффикс Н= признак предмета ( всех+Н=всехние)
глагол:
А) начальная форма + флексия= изъявительное наклонение (бороться+ЕМ=бороемся; мыться+Ю=мыюсь; плакать+ЕШЬ=плакаешь; побить+ЕТ= побеет)
Б) начальная форма +суффикс прош.вр. Л= прошедшее время глагола
( умереть+Л=умерела; ошибиться+Л=ошибился)
Можно сделать микровывод: наиболее эффективное словотворчество у детей проявляется среди имён существительных.
Глава 2. Анализ взрослой речи
В ходе проектной работы мы в качестве объекта наблюдения взяли не только детскую речь, но и речь взрослого человека. Так как модели конструирования детской речи были рассмотрены нами выше, то здесь отметим только черты сходства словотворчества во взрослой и детской речи.
Особое внимание уделим функциональным и содержательным особенностям взрослого словотворчества.
Мы попытались выделить ситуация, в которых человек конструирует новые слова:
стрессовые ситуации;
Например: страханул, настрашился.перенапугался
эмоциональное состояние: для выражения любви, негодования и т.д
Например: масик – маленький, красотуля – красотуль (красавица и красавчик), симпапуля (симпатичный)
каламбурные ситуации – намеренное коверканье слов: извинтеляюсь (извиняюсь), пыдыдышик (прыщик).
яркие и выразительные журнальные и газетные заголовки, которые служат для привлечения внимания читателей.
Например: «Россияне официально празднуют «второмай» (МК 03.05.2007), «Как молчал молчел» (молодой человек), «прихватизация» - приватизация.
Зачастую человек сам не замечает, как под влиянием разных внешних и внутренних факторов создает новые слова. Скорее всего, это говорит о том, что мир человеческих чувств и эмоций настолько огромен и разнообразен, что существующей нормативной лексики не хватает для его выражения.
Вывод
В заключение нашей работы мы приводим уточненный первоначальный тезис: дети образуют слова по аналогии с взрослой речью, но при этом ребёнок обладает парадоксальным языковым чутьём, на интуитивном уровне он чувствует смысл слова, каждый элемент лексического значения и при конструировании слова использует подходящую по семантике морфему. Это и является детским словотворчеством.
Большая часть нашей работы посвящена именно этому аспекту, хотя уже намечены перспективы развития таких тем: «Словотворчество в речи взрослых людей».
Использованная литература:
Гвоздёва А.Н. «Вопросы изучения детской речи», М., 1981
Цейтлин С.Н. «Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи», М., 2013
Чуковский К.И. «От двух до пяти», М., 2001
11