Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат»
Тюменской области, ХМАО-Югры
Проект
по патриотическому воспитанию
«Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Подготовил: педагог
дополнительного образования
Барнев Дмитрий Сергеевич
г. Ханты-Мансийск
2021
Содержание
| Информационная карта
|
|
| Аннотация
|
|
| Аналитическое обоснование проекта |
|
| 3.1 Анализ ситуации3.2 Актуальность |
|
| 3.3 Новизна |
|
| 3.4 Цель и задачи
|
|
| Механизм реализации
|
|
| Ожидаемые результаты
|
|
| Материальное обеспечение
|
|
| Социальный эффект
|
|
8. | Список используемой литературы
|
|
| |
|
|
|
|
Информационная карта
| Полное название проекта | Проект по патриотическому воспитанию «Войны священные страницы навеки в памяти людской». |
| Учреждение, представившее проект | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат».
|
| Ф.И.О. автора проекта с указанием контактов | Барнев Дмитрий Сергеевич – педагог дополнительного образования. |
| Целевая группа и механизм её формирования | Обучающиеся объединений МБУДО «Межшкольный учебный комбинат».
|
| Возраст и количество участников проекта | Возраст участников – 10-18 лет.
|
| Место реализации проекта | МБУДО «Межшкольный учебный комбинат».
|
| Предполагаемые конечные результаты проекта | Развитие творческой личности с активной гражданской позицией. Выявление творчески активных обучающихся. |
| Показатели, по которым оценивается результативность проекта | Готовый продукт – видеоролики о военных событиях. |
| Цель проекта | Создание условий для становления гражданственности и патриотизма обучающихся как нравственных основ личности. |
| Задачи проекта | Создать условия для формирования патриотических чувств на основе исторических ценностей; воспитать уважение к ветеранам, людям старшего поколения; сохранить и развить чувство гордости за свою страну. Пополнить коллекцию экспонатов по стендовому моделизму в мини-музей авиации и бронетанковой техники. Изучить опыт использования видеороликов, освоить технологию создания видеороликов и организовать совместную деятельность обучающихся и педагогов. Снять видеоролик в соответствии со сценарием о военных событиях. Организовать показ и обсуждение видеоролика в объединениях стендового моделизма «История в миниатюре» и «Реконструкция подвига». |
| Срок реализации проекта | В течение учебного года.
|
| Механизм реализации | Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный - Опрос обучающихся и родителей. - Анализ ситуации. - Изучение опыта использования фильмов о войне, видеороликов в учреждениях дополнительного образования.
2 этап – практический - Организация совместной деятельности обучающихся и педагогов по созданию сценария, по разработке видеоролика о военных событиях. - Распределение обязанностей по созданию видеоролика. - Знакомство с технологией создания видеороликов. - Съемка видеоролика в соответствии со сценарием.
этап – заключительный - Показ и обсуждение видеоролика в объединениях стендового моделизма «История в миниатюре» и «Реконструкция подвига». - Подведение итогов, оценка результатов. - Проведение диагностики. - Оформление и распространение методического материала. |
Аннотация
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
В межшкольном учебном комбинате создан мини-музей авиации и бронетанковой техники. Мини - музей предназначен для нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и популяризации стендового моделизма и военно-исторической миниатюры. На базе мини-музея проводятся тематических занятий, экспозицию посещают обучающиеся образовательных учреждений города Ханты-Мансийска.
Одним из действенных средств влияния на общественное сознание людей, является кинематограф. Наибольший материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе фильмы, посвященные Великой Отечественной войне. Подвиги советских людей во время борьбы с фашистскими захватчиками не оставляют равнодушными и сегодня.
На занятиях в объединении «История в миниатюре» и «Реконструкция подвига» для обучающихся демонстрируются фильмы о войне. Художественные ленты о войне являются важным ресурсом и методом изучения истории Великой отечественной войны. Фильмы содержат в себе огромную информативную базу, несут большой душевный потенциал, эмоционально-окрашенную память о героизме людей трагического времени в нашей истории.
Обучающиеся смотрят художественные фильмы, посвященные войне, знакомятся с историей героической защиты Брестской крепости, трагедии блокады Ленинграда, стратегически важных битв за Сталинград и Курск, с подвигами советских солдат и партизан, отдавших свои жизни во имя Родины. Нельзя забывать о том, что героизм и патриотизм советского народа проявлялся не только на фронтах войны, но и в тылу.
Такие занятия призваны помочь обучающимся пережить и осмыслить прошлое. Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих ценностей являются важнейшим звеном формирования личности, его осознанной позиции, воспитания достойного гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются для обучающихся в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, милосердия и гордости за своё Отечество.
Аналитическое обоснование проекта
Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.
Анализ ситуации
Проведенное среди обучающихся и родителей МБУДО «Межшкольного учебного комбината» анкетирование показывает:
у 45 % обучающихся отмечается низкий уровень творческой (социальной) активности;
21 % родителей не желают, чтобы их ребенок участвовал в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, акциях;
у 53 % обучающихся отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
35 % родителей не знают истории города, края;
62 % родителей не имеют возможности посещать со своими детьми культурные учреждения города из-за высокой занятости.
Задача воспитания творческой личности с активной гражданской позицией традиционно решалась в межшкольном учебном комбинате, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по средствам просмотра военных фильмов и создания видеороликов о военных событиях.
Анализ ситуации позволил выделить следующие противоречия: с одной стороны, существует объективная потребность воспитании творческой личности с активной гражданской позицией, а с другой стороны, для его осуществления в учреждениях дополнительного образования используются традиционные методы и формы воспитательной работы. Из названных противоречий вытекает следующая проблема: какие современные формы и методы воспитательной работы можно использовать в воспитании? Отсюда тема проекта по патриотическому воспитанию «Войны священные страницы навеки в памяти людской».
Актуальность
Вопрос патриотического воспитания является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Межшкольный учебный комбинат частично решает эту проблему воспитания подрастающего поколения, реализуя данный проект.
Новизна. Проект организует разнообразную совместную деятельность обучающихся и педагогов.
Проектная идея. Просмотр фильмов о войне, создание видеороликов о военных событиях позволяет формировать нравственное отношение обучающихся к событиям военных лет.
Проектный замысел заключается в том, что в ходе совместной проектной деятельности педагогов и обучающихся будут созданы видеоролики, включающие ребят в обсуждение и оценивание событий. Видеоролики будут использоваться в цикле познавательных занятий в объединениях межшкольного учебного комбината. К просмотру видеороликов будут готовиться вопросы для обсуждения.
Целевое назначение
Цель:
Создание условий для становления гражданственности и патриотизма обучающихся как нравственных основ личности.
Задачи:
Создать условия для формирования патриотических чувств на основе исторических ценностей; воспитать уважение к ветеранам, людям старшего поколения; сохранить и развить чувство гордости за свою страну.
Пополнить коллекцию экспонатов по стендовому моделизму в мини-музей авиации и бронетанковой техники.
Изучить опыт использования видеороликов, освоить технологию создания видеороликов и организовать совместную деятельность обучающихся и педагогов.
Снять видеоролик в соответствии со сценарием о военных событиях.
Организовать показ и обсуждение видеоролика в объединениях стендового моделизма «История в миниатюре» и «Реконструкция подвига».
Видеоролик или просто клип – непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы часто применяют для рекламы, визуального сопровождения.
Краткое описание содержания проекта
1.Изучить опыт создания видеороликов в учреждениях дополнительного образования.
2.Организация совместной деятельности обучающихся и педагогов по созданию сценария, по разработке видеоролика. Распределение обязанностей по созданию видеоролика.
3. Знакомство с технологией создания видеороликов.
4.Съемка видеоролика в соответствии со сценарием.
5.Показ и обсуждение видеоролика в объединениях «История в миниатюре» и «Реконструкция подвига».
Механизмы реализации
Подготовительный этап
Изучение опыта создания видеороликов в учреждениях дополнительного образования.
Опрос обучающихся и родителей
Организация совместной деятельности обучающихся и педагогов по созданию сценария, по разработке видеоролика. Распределение обязанностей по созданию видеоролика.
Практический этап
Знакомство с технологией создания видеороликов.
Съемка видеоролика в соответствии со сценарием.
Показ и обсуждение видеоролика в объединениях «История в миниатюре» и «Реконструкция подвига».
Заключительный этап
Подведение итогов.
Оценка результатов.
Проведение диагностики.
Оформление, распространение методического материала.
Сроки реализации: в течение года.
База реализации: МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер, принтер, цифровая фотокамера, видеокамера, интерактивная доска, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Кадровое обеспечение
Педагоги дополнительного образования и мастера производственного обучения.
Учебно-методическое обеспечение
Сайт МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»
Ожидаемые результаты
- Сформированное чувство гордости за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний определенной области.
- Приобретение обучающимися навыков социального общения с взрослыми.
Критерии:
- участие в обсуждении видеоролика;
- наличие знаний о военном событии;
- проявление навыков конструктивного взаимодействия с взрослыми;
- проявление умений работать в команде;
- наличие сценария;
- глубина вопросов;
- качество видеоролика.
Риски и угрозы:
- недостаточность финансирования;
- недостаточность опыта педагогов.
Устранение:
- файндрайзинг;
- обучающие семинары.
Социальный эффект
Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, так как без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение культурных традиций. Благодаря совместной работе с педагогами, у подростков формируется активная гражданская позиция, которая предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.
В процессе специально организованной деятельности обучающиеся овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
Список используемой литературы
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Беспятова Н.К, Яковлев Д.Е. Методика. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/- М.:Айрис-пресс,2006.-192 с..
Бурдюкова Е.В., Косырев П.П. Создание фильмов средствами Microsoft Movie Maker. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007.– 42 с.
Дмитренко Г.В., Зорина Т.С., Черникова Т.В. /под ред. Т.В. Черниковой. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.-224 с.
Луков, В.А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи /В.А.Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №2.
Список используемых интернет ресурсов
1.http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/06/vladimir_putin_vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_v_duhe_patriotizma_osnova_uverennogo_razvitiya_strany/
2.Справочный материал программы Windows Movie Maker [Электронный ресурс]
3. http://super-school6-kir.narod.ru/2.3.programma_dukhovno-nravstvennogo_razvitija-vos.pdf
4. http://www.socioguru.ru/sgurus-665-1.html
5. «Редактирование и создание фильма с помощью «Windows Movie Maker» [Электронный ресурс] http://wiki.saripkro.ru/images/Videomontagmvn.pdf
6. Создание фильма на компьютере. Отрывок из самоучителя Игоря Кузнецова и Виталия Познина “Создание фильма на компьютере. Технология и творчество” (+CD). [Электронный ресурс]. http://www.video-top.ru/?item=14670&id=52
7.http://ilovedomain.ru/referat/programma-dukhovnonravstvennogo-vospitaniia-obuchaiushchikhsia36294/