«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проект как механизм изменения практики воспитания в школе

В данной работе раскрыт вопрос о использовании проекта на уроке физики

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы»

(Территориальное структурное подразделение в Чебулинском районе, ФКУ КП-2,

ГУФСИН России по Кемеровской области)











СООБЩЕНИЕ

по теме

на заседании

методического объединения

классных руководителей

2020-2021 учебный год









Подготовила: Дубинина Г.А.

Классный руководитель
















Проект как механизм изменения практики воспитания в школе.


Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития мышления (креативности) и одновременного формирования личностных качеств участников проектной деятельности. Проектная деятельность – это процесс, опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях. Проектирование можно рассматривать как интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. В процессе проектирования учащиеся овладевают следующими умениями:

  • рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;

  • обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • в процессе работы над проектом учащиеся анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;

  • обучаются применению знаний из разных областей наук;

  • выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования в виде макетов;

  • подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы, видео, клубы и т.д.);

  • овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.

Проектная методика основана на идеях гуманизма, толерантности и открытости. Ученики школы должны уметь жить в социуме, как это принято во всем мире. В современной педагогике понятие «проектирование» рассматривается как ориентация на будущее. Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта; как научно – практический метод изучения и преобразования действительности.


Рассматривая «проектирование» как мыслительное и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, охарактеризуем проектировочные умения в воспитательной деятельности:

  • четкое определение целей и задач предстоящей воспитательной деятельности на основе диагностики, с целью выявления проблемы;

  • учет интересов, потребностей и возможностей учащихся;

  • поиск информации по проблеме в научно – педагогической и методической литературе;

  • определение содержания, форм, методов и средств в индивидуальной и коллективной деятельности с учащимися;

  • сочетание различных видов деятельности с различными воспитательными мероприятиями в соответствии с задачами;

  • исследование системы приемов для стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

  • продумывание условий совместимости разработчиков проекта;

  • совместно с другими участниками воспитательного процесса проектировать развитие воспитательной среды;

  • проектирование воспитательной деятельности совместно с родителями школьников и общественностью.

Проектировочные умения в воспитательной деятельности тесно связаны с организаторскими умениями. Организаторская деятельность классного руководителя предполагает умение вовлекать учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Именно поэтому можно утверждать, что проектная деятельность учителя в воспитательном процессе – это искусство, требующее от классного руководителя большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на изобретательность, вдохновение, отход от шаблона. Можно выделить следующие виды творчества: групповое, поисковое, менеджерское, организаторское. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышение уровня педагогической компетентности, что даст возможность классному руководителю более точно провести диагностику классного коллектива, проблем учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.

Классное руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив – единый организм, где каждый школьник – яркая индивидуальность. Необходимо работать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя нужным обществу и был счастлив .

В современных условиях профессионализм учителя в воспитательной деятельности определяется его способностью к диагностике, моделированию воспитательного процесса, то есть владением проектировочной деятельностью в воспитании учащихся. Через проектную деятельность каждый обучающийся вовлекается в творческий процесс, классный руководитель же должен быть еще и хорошим менеджером. Он организует помощь ученику со стороны заинтересованных взрослых, решает личностные проблемы, организует досуг и общение.

Если охарактеризовать проектно – организаторскую компетентность классного руководителя, то можно выделить следующие качества учителя:

  • интеллектуально – когнитивные свойства: профессионализм, общая культура, эрудиция, владение новыми технологиями в воспитании школьников;

  • умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки;

  • способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность;

  • способность коллективно планировать проектную деятельность;

  • создавать воспитательное пространство не для обучающихся , а вместе с ними;

  • способность проектировать целостный процесс, прогнозировать последовательность и результат;

  • коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащим к разным возрастным категориям, социальным общностям, проявлять тактичность;

  • владеть навыками речи, артистическими умениями, уверенно держать себя, организовывать любое воспитательное дело;

  • способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного регулирования своего поведения и деятельности других участников, рефлексировать результаты деятельности и отношений;

  • уметь направлять воспитательный процесс на формирование у учащихся самостоятельности, саморегуляции, самопознания, самоопределения, активности, творчества;

  • формировать у учащихся стремление к самообразованию, самоорганизации, самовоспитанию, саморазвитию;

  • морально – ценностные свойства: гуманность, справедливости, милосердие.

Для педагогов, организующих этапы работы учащихся над проектом, определены следующие условия:

  • введение обучающихся в проектную деятельность (объединение в команду по интересам);

  • выбор тематики проекта и ее утверждение;

  • составление плана работы над проектом (распределение ролей, направление деятельности);

  • поиск информации по проблеме, анализ научно – методических и литературных источников;

  • организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта;

  • консультации по оформлению проекта;

  • организация и проведение предзащиты проекта (выбор члена команды для защиты проекта), анализ совместной деятельности;

  • рекомендации и контроль по доработке проекта;

  • презентация проекта, подведение итогов;

  • реализация проекта в реальных условиях школы, самооценочная функция;

  • рефлексивная деятельность на данном этапе и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.

Способы работы над проектом позволяют вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, определить последовательность ее шагов. Педагогу необходимо контролировать лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия самостоятельного решения.

С учетом этих объективно складывающихся потребностей, нуждается в существенном переосмыслении не только подготовка учителя к решению задач по воспитанию учащихся, но и создание условий по овладению проектно – организаторской функцией в воспитательной деятельности.

Особым условием деятельности учителя в реализации проектно – организаторской функции учителя является проявление субъективности, творчества и совместной деятельности при разработке проектов воспитательной деятельности. Это обстоятельство позволяет учесть интересы и взгляды членов микрогруппы учащихся, формируются умения объединяться в деятельности по созданию проекта. Формируется активность и нестандартность идей школьников, культура коммуникативного общения, поисковые и рефлексивные качества. Благодаря творчеству участников проекта рождаются уникальные модели воспитательной среды, воспитательных дел, где практически каждый участник проявляет свою самостоятельность. Важным аспектом данного условия является презентация проектов, где ученик должен показать не только личностные качества, но и важность, значимость групповой формы работы. Не менее важным аспектом подготовки учителя являются и внешние условия.

Соблюдение всего вышеизложенного обеспечивает получение эффективных результатов в воспитании обучающихся .







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее